Хайтек инде: вслед за Наталией Фишман собственное СМИ создал Иннополис

Иннополис сегодня запустил новый медиапроект, которым пригласили руководить москвича Александра Писарева. IT-городу посвящен даже отдельный раздел на сайте, публикующем информацию о новинках мировой индустрии высоких технологий. Пока авторских материалов на сайте мало, а те, что есть, практически все посвящены Иннополису. О чем будет новый портал и может ли он быть интересен потенциальным читателям, попыталось выяснить «Реальное время».

Вечерний фальстарт

Вечером 31 января начал работать сайт первого СМИ в Иннополисе — «Хайтек». Отметим, что в своем Instagram корреспондент издания Далия Мухамедзянова писала, что официальный запуск ресурса запланирован на 1 февраля, понедельник.

Однако если утром сайт был закрыт для сторонних пользователей, то уже вечером можно было читать материалы. Добавим, что к моменту публикации новости в Facebook «Хайтека» было 15 475 отметок «нравится», в Twitter — 30 подписчиков, во «ВКонтакте» — 136 фолловеров.

Первое медиа Иннополиса

О готовящемся запуске «Реальное время» рассказывало еще неделю назад. Тогда комментариев Иннополиса или самого идеолога проекта и главного редактора Александра Писарева получить не удалось. Во сколько обошелся проект и кто выступил инвестором, также неизвестно.

Зато комментарий Писарева удалось получить коллегам из Roem.ru. Им редактор нового СМИ рассказал, что консультации и идеологическую поддержку «Хайтеку» оказывал гендиректор «Йополиса» Владислав Крейнин. Объемы инвестиций и имена спонсоров главред издания не назвал. Однако добавил, что начать зарабатывать «Хайтек» собирается через два года — на рекламе и через подписку.

Юридическое лицо получило название АНО «Иннополис Медиа». Его зарегистрировали 17 ноября 2015 года. В документах директором АНО указан Александр Писарев. Единственным учредителем — муниципальное образование «Город Иннополис». Отметим, что «Иннополис Медиа» практически впервые заявило о себе 26 ноября 2015 года. Тогда компания участвовала в международном форуме Grand-2015 в Казани, следует из списка участников мероприятия.

От идеи до СМИ

В октябре Писарев определял задачи тогда еще будущего СМИ следующим образом: «популяризировать технологические инновации в России во всех их проявлениях — от IT до робототехники и биотехнологий». Отдельное внимание собирались уделять современному образованию.

Предполагалось, что часть редакции будет в Иннополисе, остальные станут работать удаленно. «В качестве изданий, которые работают в близкой нам тематике и концепции, можно упомянуть FastCompany.com и Techcrunch.com. По стилистике мы будем ближе к vc.ru и roem.ru — совсем не зубодробительным и нудным, как cnews.ru. То есть мы будем работать в целом на неподготовленную аудиторию, мы не будем делать специализированное в прямом смысле этого слова издание. Тематическое — да, но не специализированное», — заявлял тогда Писарев в переписке с журналистом «Реального времени».


Сейчас в разделе «О себе» редакция указывает: «Мы — медиа про высокие технологии в России, лучшие мировые практики и город Иннополис, который их объединяет. Мы удовлетворяем свое и чужое любопытство, рассказывая о новых технологиях, без которых невозможно развитие, и людях, которые эти технологии создают. Мы в курсе идей и разработок, которые завтра изменят наш мир. Мы всегда знаем чуть больше и охотно этим делимся».

У «Хайтека» пять основных разделов: «Тренды», «Идеи», «Кейсы», «Мнения» и «Иннополис». Также на главной странице есть раздел «Новости». Пока что собственных материалов у издания не много. Практически все они — про Иннополис. Остальное — перепечатки и переводы материалов с других порталов. Даже главная статья о Цукерберге является пересказом англоязычного поста из блога самого основателя Facebook.

Всего над сайтом, как указано в разделе «О себе», трудятся 12 человек (с учетом главреда). При этом у них два человека отвечают за продвижение в социальных сетях.

IT-частота в интернете

«Хайтек» расположился в доменной зоне .FM. На сайте регистрации доменов Reg.ru указано, что регистрация одного имени в этой доменной зоне на один год стоит 5 983 рубля, от двух до пяти имен можно зарегистрировать за 5 684 рубля, больше пяти — 5 564 рубля. На некоторых других сайтах по регистрации доменных имен можно найти и чуть более дешевые предложения.

Отметим, что это второй ресурс, который запустился в Казани за январь. Оба они не стали использовать для регистрации доменную зону .TATAR. При этом имя в ней дешевле, чем в той же .FM, в 10 раз. Так, за регистрацию одного имени в год нужно будет платить 55 рублей, от двух до пяти имен — 527 рублей, больше пяти — 516 рублей. Адрес hightech.tatar уже занят. Однако точно сказать, имеет ли он отношение к «Хайтеку» Иннополиса, невозможно.


Эксперты

Мы постарались узнать у представителей IT-отрасли и у IT-журналистов о том, какие СМИ они сами читают, а также попросили их высказать свое мнение о том, каким должно быть СМИ о высоких технологиях и каковы шансы на успех у портала «Хайтек».

Константин Панфилов — главный редактор VC.ru

— Не хотел бы комментировать коллег по рынку с точки зрения продукта. Пусть читатели голосуют кликами. Запускать-то СМИ о технологиях легко (и непринужденно), особенно если есть финансовая поддержка, а вот развивать и выводить на окупаемость — вопрос уже совсем другой.

Монетизацию в формате подписки мы пока не пробовали. В России удачных примеров, когда медиа зарабатывает только на подписке, еще не встречал. Люди еще не привыкли.

Ярослав Фролов — издатель первых IT-СМИ в Казани «Компьютерная Казань», CompKaz.ru

— Местечковая IT-пресса давно уже не жизнеспособна, мои журналы были последними, которые были на региональном уровне. Все идет с федерального уровня, потому что все новости приходят из федеральных компаний. Региональная пресса не рентабельна в любом случае, тем более при господдержке. Прибыли у них точно не будет. Что касается заработка на подписке — все хотят, но ни у кого это не получилось. Насколько я понимаю, даже у обычных, общественно-политических СМИ — и то на электронной подписке это сделать не получается, а уж IT… Чтобы кто-то из айтишников за это платил, когда все есть в свободном доступе в интернете?

Ярослав Фролов: «У нас никого нет, кто разбирался бы в IT-сфере. Кто будет писать?» Фото ru.intel.com

Я считаю, что государство не должно спонсировать подобные IT-проекты, тем более на базе Иннополиса. Участвовать в грантах — да, но для этого нужен нормальный рынок и конкуренция — хотя бы два-три издательства. Каждый год они должны обновляться, и вся процедура должна быть прозрачной. В этом случае, сразу говорю, будут выигрывать москвичи, так как наши не конкурентоспособны.

У нас никого нет, кто разбирался бы в IT-сфере. Кто будет писать? Я много ездил в Москву, в Питер на выездные пресс-конференции Microsoft, Intel, Kaspersky и так далее, и могу сказать, что журналистов в этой области можно пересчитать по пальцам — человек 15-20 максимум.

Честно говоря, нужно ли это сейчас? В наше время, когда в ближайшие годы все будет очень плохо, люди будут думать о еде, много писать об этом и делать на региональном уровне из этого некую «фишку». Региональное СМИ сейчас хорошо делать про сельское хозяйство, про фермеров. Но писать не как в советские времена про то, что в закрома Родины столько то зерна завалило, а про нормальных фермеров. Сделать не СМИ, а один из разделов портала Иннополис.ру, и если это дело будет лично курировать Кирилл Семенихин [директор университета «Иннополис», — прим. ред.] — то да, это будет интересно.

Александр Галкин — блогер интернет-газеты «Реальное время», сотрудник корпорации Microsoft:

— IT-новости обычно глобальны, и поэтому их привязка к местности не важна. Какие-то локальные новости — например, о том, что «Гугл» оплатил бесплатный интернет в ряде парков, — обычно редки, да и в принципе их можно представить как глобальные новости тоже. И обычные локальные СМИ с рубрикой «Новости техники» полностью покрывают такую нишу.

Я помню, что в Казани в 90-е годы была популярна газета «Компьютерная Казань», что выходила раз в неделю и печатала довольно интересные новости и статьи. Здесь [в Силиконовой долине, — прим. ред.] таких СМИ я не видел — это, наверное, связано с тем, что сейчас информация более доступна в интернете. СМИ подобного рода, отраслевые — почти все в формате глянцевого журнала, и им, чтобы выжить, приходится подстраиваться под более широкую аудиторию, нежели один лишь город.


Александр Галкин: «Здесь таких СМИ я не видел — это, наверное, связано с тем, что сейчас информация более доступна в интернете». Фото microsoft-news.com

СМИ в области IT бывают двух видов: те, что больше сконцентрированы на новостях и на статьях для непрофессионалов (например, сравнения всяких платформ, обучающие статьи и прочее), и те, что концентрируются на сугубо профессиональных статьях для специалистов (обычно они публикуют статьи о том, как сделать что-то или запрограммировать, с примерами кода и возможностью его загрузки с сайта для анализа). В качестве новостных в основном выступают онлайн-СМИ. В США популярны такие СМИ, как TechCrunch, Engadget, Mashable, Tech Radar, Business Insider, ZDNet, CNet, Digg, Gizmodo, Slashdot. У меня не хватает времени читать эти новости, я читаю по-русски Хабрахабр (и его дочерние проекты, такие как Geektimes), а по-английски я читаю подборку ежедневных новостей от SitePoint, а также ряд рассылок новостных немецких изданий. Но у меня нет задачи пристально следить за моей индустрией. Новостных статей на Хабрахабре мне вполне хватает, чтобы быть в курсе последних новостей. Там публикуются многочисленные обзоры событий недели в мире разработки, я оттуда выбираю статьи, что мне интересны (они часто на английском) и читаю просто их уже.

В Германии, кстати, бумажные СМИ намного популярнее электронных. Живя там, я выписывал DotNET Pro, регулярно покупал Linux Magazine, c't и Computer Bild.

К новостным IT-СМИ основное требование: возможность доступа к инсайдерским новостям. Есть известные журналисты, которые знают людей в компании, и те «сливают» им новости для публикации. Обычно это проверенные уже люди, и новости они пишут не «желтые» — поэтому их и читают. Таких журналистов с доступом к инсайдерским данным очень мало, не больше 10. Но они и самые популярные. Ну, остальное — это обычно обзоры, аналитика на основе имеющихся новостей и прочее. Я обычно тут больше внимания уделяю всякой инфографике, чем самому тексту.

Дмитрий Еремеев — президент группы компаний FIX:

— Интересно или нет, покажет время. Я посмотрел бета-версию портала, но пока сделать какие-либо выводы мне сложно. Модель с платной подпиской для отраслевого издания считаю неперспективной, по крайней мере, пока оно не станет абсолютным лидером и не будет обладать эксклюзивом и готовностью потерять часть аудитории. Я также убежден, что поддержка государства здесь, если и должна быть, то больше информационная, чем финансовая. В любом случае я очень рад любому новому проекту в этой области и желаю коллективу достигнуть заданных целей!

Сергей Крылов — гендиректор ООО «Интеллектуальный дизайн» и технический директор «СтройКап»:

— Любое профильное СМИ стоит оценивать по ценности материалов. Из российских профильных СМИ я читаю vc.ru, иногда rusbase.com. За рубежом использую стандартное приложение News на айфоне. И, конечно, множество профильных рассылок по маркетингу, менеджменту и веб-разработке.

Для одного города отраслевому СМИ не хватит аудитории, поэтому смотреть нужно на весь русскоязычный сегмент. Да и героев в рамках одного города мало, не только же новости с техкранча переводить.

Для меня «Хайтек» будет интересным, если там будут кейсы, какие-то пошаговые инструкции, профессиональные лайвхаки. Также хотелось бы не только печатного контента: видео, трансляции, подкасты, интерактив и тесты имеют право на жизнь и очень интересны лично мне.

Юлия Красникова, Мария Горожанинова, Дмитрий Семягин

Новости партнеров