Татарстан: в топе управления с эффективной бюрократией и провалами в бюджетной политике
АПЭК совместно с НИУ ВШЭ подготовило рейтинг эффективности управления в субъектах РФ по итогам 2015 года
Татарстан занял лидирующее место в рейтинге эффективности управления в субъектах Российской Федерации в 2015 году по данным Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК). Согласно рейтингу, первое место РТ заняла в политико-управленческом и социальном блоках, а вот финансово-экономический блок оценили не столь высоко. В исследовании разбиралась газета «Реальное время».
В РТ самое эффективное управление в субъектах РФ?
Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) совместно с Лабораторией региональных политических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) опубликовало анализ, согласно которому Татарстан занимает лидирующее положение в рейтинге эффективности управления в субъектах РФ в 2015 году.
Рейтинг эффективности управления в субъектах РФ публикуется уже третий год подряд. Он основан на мнении 213 экспертов, а также на статистических и аналитических данных. Анализ осуществляется по трем блокам: политико-управленческий, социальный и финансово-экономический.
Татарстан стал лидером рейтинга во второй раз. В 2014-м наш регион оказался на второй позиции. Как отмечается в пояснительной записке к рейтингу, «успешные для Р. Минниханова выборы президента республики сыграли, вероятно, свою роль в улучшении показателей, хотя они и прежде были на высоком уровне».
Татарстану в итоговом рейтинге дали оценку 0,754, тем самым поставив республику на первое место. Из трех блоков регион стал лидером в социальном и политико-управленческом блоках, а вот в финансово-экономическом занял третье место. На втором месте в итоговом рейтинге с 0,744 балла оказалась Тюменская область, на третьем с 0,717 — Белгородская область. Заметим, что столица России в рейтинге заняла седьмое место, Санкт-Петербург — 13-е. А самым отстающим регионом, согласно исследованию, оказалась Ярославская область.
Остановимся на каждом из блоков, по которым была сделана оценка.
Бюрократия наиболее эффективна в Татарстане, а элита консолидирована в Чечне
Эффективность по направлениям политико-управленческого блока оценили в 0,843 балла, тем самым поставив Татарстан на первое место. Первое место республика получила сразу по трем направлениям в этом блоке — «Общественная поддержка», «Эффективность отношений с центром», «Эффективность бюрократии». А вот по направлению «Эффективность консолидации элиты» Татарстан получил лишь 6–7-й ранг с 0,871 балла. Первое место по этому направлению аж с 0,950 балла получила Чеченская Республика.
Как отмечается в исследовании, «на уровень и динамику эффективности власти в российских регионах значительное влияние оказывали региональные выборы, проведение антикризисной политики и реализация требований федерального центра в сфере социальной политики». В итоге политико-управленческий блок Татарстана, наряду с еще тремя регионами (Кемеровская и Тюменская области, Чеченская Республика), эксперты назвали отличным.
Наиболее неэффективным политико-управленческий блок оценили у Республики Карелия, для которой 2015 год в политической жизни ознаменовался прогремевшим на всю Россию конфликтом местного губернатора Александра Худилайнена и «народного» мэра столицы региона Галины Ширшиной.
Татарстан лидирует в образовании, но провалил здравоохранение и межконфессиональные отношения
По социальному блоку Татарстан также стал лидером и занял первое место с 0,753 балла. Однако отличных оценок здесь эксперты не поставили никому. На второе место определили Москву, на последнем оказалась Республика Ингушетия.
Среди отдельных направлений блока единственное первое место РТ заняла только в категории «Образование». Результаты работы по направлению «ЖКХ и транспорт» оценили тоже высоко — Татарстан занял второе место (первое — у Москвы). Сферу здравоохранения поместили только на девятое место (лидер — Санкт-Петербург). Признанную сообществом одной из самых толерантных республик по направлению «Межнациональные и межконфессиональные отношения» поместили аж на 8–11-е место (лидер — Белгородская область). Отдельных пояснений о распределении мест не дается.
Татарстанские власти «просели» по бюджетной политике, но эффективно тратят деньги на себя
В финансово-экономическом блоке, который сами эксперты называют самым проблемным, Татарстан уступил сразу двум крупным сырьевым регионам — Тюменской области и Ямало-Ненецкому автономному округу. При этом только Тюмень смогла получить больше 7 баллов. К слову, на последнем месте оказалась Курганская область.
Республику поставили на третье место по экономическому управлению (лидер — Тюменская область) и инвестиционному климату, которым так гордится Татарстан (лидер — все та же Тюмень). А вот бюджетная политика республики заслужила только 20–21-е место (лидер — ЯНАО).
Дополнительно аналитики АПЭК сделали расчет эффективности бюрократии — эффективности вложения бюджетных средств в сферу государственного управления в регионах. Задача состояла в том, чтобы понять, окупаются ли расходы регионального бюджета на общегосударственные нужды высокой эффективностью региональной власти. Несмотря на низкую позицию по бюджетной политике, по эффективности трат на себя руководство Татарстана получило максимальный балл — 1. Такой же высокий результат смогла получить лишь специфичная Чукотка, где очень маленький бюрократический аппарат.
Три лидера: Собянин, Кадыров и Минниханов
Интересно, что незадолго до этого АПЭК опубликовало «Рейтинг влияния глав субъектов РФ» по итогам декабря прошлого года, и здесь Татарстан оказался в лидерах. Рустам Минниханов попал в тройку самых влиятельных глав субъектов. Как отмечается в исследовании, основной тренд при составлении конфигурации — укрепление позиций тех, кто получил одобрение федерального центра и, в частности, лично президента РФ Владимира Путина. Влияние теряют те главы субъектов, которые не следуют федеральной повестке по таким направлениям, как финансовое, хозяйственное или антикоррупционное. В оценке глав субъектов приняли участие 25 экспертов.
В декабрьском рейтинге на первом месте все также остался мэр Москвы Сергей Собянин, на втором — глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Рустам Минниханов, расположившись на третьем месте, получил оценку в 7,00 балла, на 0,01 балла обогнав губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко. Самую низкую строчку рейтинга занимает глава Республики Адыгея Асланчерий Тхакушинов.
Итоговый рейтинг эффективности
Субъект РФ | ОБЩИЙ ИТОГ | ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК | СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК | ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК | Эффективность бюрократии (математический анализ) | ||||
Балл | Ранг | Балл | Ранг | Балл | Ранг | Балл | Ранг | Балл | |
Республика Татарстан (Татарстан) | 0,754 | 1 | 0,843 | 1 | 0,753 | 1 | 0,667 | 3 | 1 |
Тюменская область | 0,744 | 2 | 0,802 | 3 | 0,704 | 5 | 0,725 | 1 | 0,991 |
Белгородская область | 0,717 | 3 | 0,79 | 5 | 0,729 | 3-4 | 0,631 | 10 | 0,95 |
Калужская область | 0,701 | 4 | 0,773 | 7 | 0,68 | 8 | 0,65 | 4 | 0,929 |
Ямало-Ненецкий АО | 0,7 | 5 | 0,776 | 6 | 0,628 | 45-47 | 0,697 | 2 | 0,985 |
Кемеровская область | 0,698 | 6 | 0,804 | 2 | 0,682 | 7 | 0,608 | 15 | 0,945 |
г. Москва | 0,687 | 7 | 0,724 | 9 | 0,732 | 2 | 0,604 | 16 | 0,94 |
Воронежская область | 0,682 | 8 | 0,741 | 8 | 0,675 | 10 | 0,629 | 11 | 0,904 |
Чеченская Республика | 0,669 | 9 | 0,8 | 4 | 0,637 | 40-41 | 0,569 | 25 | 0,966 |
Московская область | 0,651 | 10 | 0,703 | 10 | 0,67 | 12-13 | 0,581 | 21-22 | 0,863 |
Липецкая область | 0,648 | 11-12 | 0,643 | 20-22 | 0,666 | 16-18 | 0,635 | 9 | 0,859 |
Ростовская область | 0,648 | 11-12 | 0,677 | 14 | 0,626 | 48 | 0,643 | 6 | 0,86 |
г. Санкт-Петербург | 0,646 | 13 | 0,686 | 13 | 0,693 | 6 | 0,558 | 29-31 | 0,856 |
Республика Башкортостан | 0,645 | 14-15 | 0,649 | 17 | 0,643 | 32-34 | 0,642 | 7 | 0,88 |
Сахалинская область | 0,645 | 14-15 | 0,632 | 27 | 0,656 | 23-25 | 0,646 | 5 | 0,854 |
Чукотский АО | 0,637 | 16 | 0,695 | 11 | 0,66 | 21 | 0,557 | 32-33 | 1 |
Ненецкий АО | 0,635 | 17 | 0,635 | 26 | 0,656 | 23-25 | 0,614 | 14 | 0,954 |
Ханты-Мансийский АО | 0,634 | 18 | 0,623 | 33 | 0,638 | 38-39 | 0,641 | 8 | 0,84 |
Краснодарский край | 0,629 | 19-20 | 0,688 | 12 | 0,611 | 55-57 | 0,588 | 19 | 0,834 |
Челябинская область | 0,629 | 19-20 | 0,614 | 36 | 0,65 | 28 | 0,622 | 12 | 0,833 |
Республика Крым | 0,627 | 21 | 0,64 | 24 | 0,649 | 29 | 0,592 | 17 | |
Нижегородская область | 0,622 | 22 | 0,641 | 23 | 0,666 | 16-18 | 0,558 | 29-31 | 0,824 |
Хабаровский край | 0,618 | 23 | 0,636 | 25 | 0,679 | 9 | 0,54 | 39 | 0,824 |
Саратовская область | 0,617 | 24-25 | 0,648 | 18 | 0,673 | 11 | 0,531 | 40 | 0,818 |
Тульская область | 0,617 | 24-25 | 0,626 | 29-31 | 0,611 | 55-57 | 0,616 | 13 | 0,818 |
Ленинградская область | 0,616 | 26 | 0,626 | 29-31 | 0,632 | 43-44 | 0,591 | 18 | 0,817 |
Владимирская область | 0,614 | 27-28 | 0,626 | 29-31 | 0,643 | 32-34 | 0,573 | 23-24 | 0,851 |
Магаданская область | 0,614 | 27-28 | 0,657 | 15 | 0,666 | 16-18 | 0,521 | 45 | 0,941 |
Самарская область | 0,612 | 29 | 0,617 | 35 | 0,657 | 22 | 0,561 | 28 | 0,811 |
Алтайский край | 0,609 | 30 | 0,607 | 39 | 0,653 | 27 | 0,568 | 26-27 | 0,854 |
Камчатский край | 0,606 | 31 | 0,611 | 38 | 0,621 | 49-50 | 0,586 | 20 | 0,892 |
Томская область | 0,603 | 32 | 0,585 | 48 | 0,655 | 26 | 0,568 | 26-27 | 0,818 |
Брянская область | 0,6 | 33 | 0,652 | 16 | 0,604 | 67 | 0,544 | 38 | 0,797 |
Республика Мордовия | 0,598 | 34 | 0,643 | 20-22 | 0,729 | 3-4 | 0,422 | 80 | 0,793 |
Красноярский край | 0,593 | 35-36 | 0,559 | 55 | 0,646 | 30 | 0,573 | 23-24 | 0,786 |
Ставропольский край | 0,593 | 35-36 | 0,588 | 47 | 0,609 | 60-62 | 0,581 | 21-22 | 0,785 |
Новосибирская область | 0,589 | 37 | 0,553 | 60-63 | 0,656 | 23-25 | 0,558 | 29-31 | 0,781 |
Республика Коми | 0,588 | 38 | 0,602 | 42-43 | 0,667 | 15 | 0,496 | 52-53 | 0,838 |
Республика Саха (Якутия) | 0,584 | 39 | 0,591 | 46 | 0,611 | 55-57 | 0,55 | 35-36 | 0,857 |
Приморский край | 0,583 | 40 | 0,604 | 40 | 0,59 | 73 | 0,556 | 34 | 0,773 |
Оренбургская область | 0,581 | 41 | 0,646 | 19 | 0,621 | 49-50 | 0,475 | 63-65 | 0,77 |
Пензенская область | 0,579 | 42 | 0,629 | 28 | 0,632 | 43-44 | 0,475 | 63-65 | 0,767 |
Чувашская Республика — Чувашия | 0,578 | 43 | 0,556 | 57-58 | 0,668 | 14 | 0,511 | 47 | 0,802 |
Тамбовская область | 0,577 | 44 | 0,643 | 20-22 | 0,605 | 65-66 | 0,483 | 60-61 | 0,765 |
Курская область | 0,574 | 45 | 0,529 | 69 | 0,67 | 12-13 | 0,524 | 44 | 0,761 |
Орловская область | 0,573 | 46 | 0,573 | 49 | 0,661 | 20 | 0,485 | 58 | 0,776 |
Ульяновская область | 0,568 | 47 | 0,55 | 64 | 0,642 | 35 | 0,514 | 46 | 0,753 |
Калининградская область | 0,566 | 48-50 | 0,594 | 45 | 0,602 | 69 | 0,501 | 50 | 0,75 |
Псковская область | 0,566 | 48-50 | 0,599 | 44 | 0,606 | 63-64 | 0,493 | 54 | 0,807 |
Республика Хакасия | 0,566 | 48-50 | 0,612 | 37 | 0,645 | 31 | 0,439 | 78 | 0,776 |
Рязанская область | 0,562 | 51 | 0,553 | 60-63 | 0,638 | 38-39 | 0,496 | 52-53 | 0,745 |
Волгоградская область | 0,559 | 52-53 | 0,603 | 41 | 0,601 | 70 | 0,473 | 67 | 0,741 |
Вологодская область | 0,559 | 52-53 | 0,556 | 57-58 | 0,616 | 53 | 0,505 | 49 | 0,788 |
Карачаево-Черкесская Республика | 0,558 | 54-56 | 0,624 | 32 | 0,628 | 45-47 | 0,423 | 79 | 0,8 |
Кировская область | 0,558 | 54-56 | 0,541 | 67 | 0,603 | 68 | 0,53 | 41-42 | 0,744 |
Мурманская область | 0,558 | 54-56 | 0,567 | 53 | 0,61 | 58-59 | 0,497 | 51 | 0,74 |
г. Севастополь | 0,557 | 57 | 0,458 | 82 | 0,664 | 19 | 0,55 | 35-36 | |
Республика Калмыкия | 0,555 | 58-60 | 0,542 | 66 | 0,637 | 40-41 | 0,486 | 56-57 | 0,824 |
Удмуртская Республика | 0,555 | 58-60 | 0,569 | 52 | 0,641 | 36-37 | 0,456 | 72 | 0,749 |
Новгородская область | 0,555 | 58-60 | 0,517 | 72 | 0,617 | 51-52 | 0,53 | 41-42 | 0,747 |
Республика Северная Осетия — Алания | 0,552 | 61-62 | 0,602 | 42-43 | 0,606 | 63-64 | 0,447 | 76-77 | 0,814 |
Свердловская область | 0,552 | 61-62 | 0,499 | 79 | 0,599 | 71 | 0,557 | 32-33 | 0,732 |
Омская область | 0,55 | 63 | 0,53 | 68 | 0,628 | 45-47 | 0,49 | 55 | 0,744 |
Республика Алтай | 0,549 | 64 | 0,503 | 77 | 0,598 | 72 | 0,545 | 37 | 0,808 |
Кабардино-Балкарская Республика | 0,547 | 65 | 0,553 | 60-63 | 0,641 | 36-37 | 0,448 | 75 | 0,756 |
Республика Адыгея (Адыгея) | 0,546 | 66 | 0,52 | 71 | 0,61 | 58-59 | 0,508 | 48 | 0,769 |
Смоленская область | 0,535 | 67 | 0,511 | 75 | 0,643 | 32-34 | 0,45 | 74 | 0,709 |
Астраханская область | 0,534 | 68-70 | 0,544 | 65 | 0,583 | 76 | 0,475 | 63-65 | 0,711 |
Ивановская область | 0,534 | 68-70 | 0,566 | 54 | 0,566 | 80 | 0,471 | 68 | 0,737 |
Иркутская область | 0,534 | 68-70 | 0,572 | 50-51 | 0,577 | 78 | 0,453 | 73 | 0,722 |
Республика Дагестан | 0,532 | 71 | 0,572 | 50-51 | 0,564 | 81-82 | 0,46 | 71 | 0,733 |
Пермский край | 0,531 | 72 | 0,449 | 83 | 0,617 | 51-52 | 0,528 | 43 | 0,704 |
Архангельская область | 0,53 | 73 | 0,5 | 78 | 0,605 | 65-66 | 0,484 | 59 | 0,733 |
Амурская область | 0,528 | 74 | 0,513 | 74 | 0,589 | 74 | 0,482 | 62 | 0,724 |
Костромская область | 0,522 | 75 | 0,553 | 60-63 | 0,633 | 42 | 0,38 | 84 | 0,738 |
Республика Марий Эл | 0,521 | 76 | 0,515 | 73 | 0,575 | 79 | 0,474 | 66 | 0,735 |
Еврейская АО | 0,516 | 77 | 0,554 | 59 | 0,582 | 77 | 0,413 | 82 | 0,755 |
Республика Тыва | 0,515 | 78 | 0,557 | 56 | 0,503 | 84 | 0,486 | 56-57 | 0,743 |
Республика Ингушетия | 0,511 | 79 | 0,62 | 34 | 0,495 | 85 | 0,418 | 81 | 0,75 |
Республика Бурятия | 0,504 | 80-81 | 0,488 | 80 | 0,564 | 81-82 | 0,461 | 70 | 0,692 |
Тверская область | 0,504 | 80-81 | 0,467 | 81 | 0,56 | 83 | 0,483 | 60-61 | 0,668 |
Забайкальский край | 0,502 | 82 | 0,509 | 76 | 0,587 | 75 | 0,409 | 83 | 0,692 |
Курганская область | 0,499 | 83 | 0,528 | 70 | 0,609 | 60-62 | 0,361 | 85 | 0,704 |
Республика Карелия | 0,498 | 84 | 0,413 | 85 | 0,615 | 54 | 0,467 | 69 | 0,733 |
Ярославская область | 0,492 | 85 | 0,42 | 84 | 0,609 | 60-62 | 0,447 | 76-77 | 0,657 |
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) создано в 2004 году Дмитрием Орловым — политологом, политтехнологом, членом Общественной палаты РФ, членом Высшего совета партии «Единая Россия». По итогам 2015 года АПЭК заняло четвертое место в рейтинге российских центров политического анализа и консультирования по упоминаемости в СМИ.
АПЭК занимается различного рода исследованиями, в том числе политическими, рейтинговыми и региональными, а также исследованиями общественных коммуникаций и медиапроектов. Самые свежие из проектов агентства — это рейтинг 100 ведущих политиков России, рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации, рейтинг влияния глав субъектов Российской Федерации.
Рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации составляется в третий раз. Оценка власти дана на момент формирования рейтинга — на конец ноября 2015 года. Анализ осуществляется по трем блокам: политико-управленческий, социальный и финансово-экономический. Каждый из блоков, в свою очередь, включает несколько направлений.
Политико-управленческий блок оценивается исходя из анализа четырех направлений деятельности: общественная поддержка главы субъекта федерации; эффективность консолидации элиты или урегулирования внутриэлитных конфликтов; эффективность отношений с федеральным центром: а) продвижение региональных интересов и поддержка региональных инициатив в федеральном центре; б) реализация требований федерального центра в регионе; эффективность работы бюрократического аппарата.
Рейтинг социального блока формируется исходя из анализа следующих направлений: здравоохранение, образование, межнациональные и межконфессиональные отношения, развитие социально значимой транспортной инфраструктуры и ЖКХ.
Финансово-экономический блок делится на три направления: эффективность экономического управления, улучшение инвестиционного климата, эффективность бюджетной политики. В качестве основного инструмента расчета оценки в проекте был выбран Data Envelopment Analysis (DEA), который основан на классической идее оптимальности по Паретто — системе, которая исключает возможность улучшения одного показателя в экономике без ухудшения другого.
Для математического анализа были использованы несколько показателей. К примеру, эффективность бюрократии оценивали по входному и выходному показателю — расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на общегосударственные вопросы в расчете на одного госслужащего, с поправкой на индекс бюджетных расходов и итоговый показатель эффективности управления.