«Иннокам» даст Татарстану платный мост через Каму и междугородные трамваи

Власти республики признают, что будущее татарстанских мегапроектов все сильнее зависит от федеральных денег

Только первый этап проекта «Иннокам» потребует около 100 млрд вложений на инфраструктуру. Помимо собственных средств дороги к камскому кластеру будут строить на федеральные средства, а также на деньги инвесторов. Так, в Татарстане появился новый платный мост через Каму, скоростные трамваи между городами Закамья и отреставрированная Куйбышевская железная дорога и трасса М7. При этом власти республики признают, что в реализации проекта все сильнее роль федерального финансирования: весь проект может обойтись в 700 млрд рублей. При этом успех в продвижении «Иннокама» федералам гарантирует Татарстану легкий доступ к бюджетным средствам.

«Иннокам» как легкий доступ к федеральным средствам

Власти республики надеются на скорейшее принятие концепции развития «Иннокам», что облегчит Татарстану путь к федеральному финансированию. Об этом рассказал на брифинге министр экономики Татарстана Артем Здунов, подводя итоги прошедшего на днях Гайдаровского форума, где и был представлен проект. «Иннокам» подразумевает преимущественное право внесения в госпрограммы РФ тех проектов, которые расположены на территории Камской агломерации», — пояснил министр. Это означает, что Камский кластер будет избавлен от необходимости ежегодно «выбивать» себе финансирование под каждый проект.

В области автомобилестроения якорными предприятиями являются «КАМАЗ» и Ford Sollers. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Напомним, «Иннокам» — проект развития Камской агломерации Татарстана, где сосредоточены все основные предприятия республики: «Татнефть», «Танеко», «ТАИФ-НК», «Нижнекамскнефтехим», «Камаз», Ford-Sollers, ОЭЗ «Алабуга», «Аммоний» и пр. Вместе они дают четверть ВРП республики (410 млрд рублей), там проживает 26% населения, и именно эти проекты рассматриваются как точки роста в стратегии развития 2030. Сама агломерация разбита на 6 кластеров. В области автомобилестроения якорными предприятиями являются «КАМАЗ» и Ford Sollers, а наиболее крупными проектами — реинжениринг производства и создание перспективного семейства автомобилей «КАМАЗ», развитие отечественных транспортных систем с высокими экологическими показателями. Кроме того, большие надежды власти возлагают на проект «Электробус» — пассажирский автобус на электрическом питании. По словам замгендиректора ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Лейсан Абзалиловой, в настоящее время создано несколько пилотных образцов и они пользуются популярностью, собрано около 200 заказов со всей России. Еще один проект — разработка инновационной системы эстафетных междугородных перевозок с применением съемных кузовов на базе шасси «Камаза». В области химии и нефтехимии приоритетные проекты — нефтеперерабатывающий комплекс «ТАНЕКО», создание этиленового комплекса нового поколения на «Нижнекамскнефтехиме», дальнейшее развитие газохимического комплекса на базе проекта «Аммоний», который уже вышел на проектную мощность, и переработка пластиков на «Нижнекамскнефтехиме». В области пищевого кластера компании «Челны-бройлер», «Челны-хлеб», «Агросила-групп», «Камский бекон» также представили проекты развития на 10 млрд рублей.

«Транспортный коллапс» на дорогах, на воде и на ж/д путях

«Но мы сталкиваемся с крупными инфраструктурными ограничениями, которые касаются не только вывоза продукции с этих производств, но и завоза сырья. И чем дальше, тем ситуация усугубляется. Если мы эти проекты реализуем, то столкнемся с определенным транспортным коллапсом, который наблюдается местами и сегодня. Поэтому мы совместно с Минэкономразвития, профильными министерствами и ведомствами РФ разработали новый документ», — рассказал Здунов. По его словам, основой для стратегии стал документ, разработанный Томской областью, но адаптированный под производственные нужды Татарстана. До конца недели он будет внесен в правительство России для межведомственного согласования. Однако министр надеется, что процесс после Гайдаровского форума пойдет быстрее, поскольку рабочую группу по нему возглавил зампредседателя правительства Аркадий Дворкович и в нее вошли все представители профильных ведомств. «Все представители министерств в рабочей группе уже есть, и «Иннокам» они уже согласовали. Так что не уйдет много времени на согласование», — полагает Здунов. В целом проекты такого масштаба теперь Татарстан реализует только с поддержкой федерального центра. «Многие проекты республики мы сейчас будем решать уровнем документов правительства РФ. Потому что невозможно их собственными силами реализовать: когда вы услышите проекты и их стоимость, вам станет понятно, что без привлечения федерального финансирования, стороннего частного финансирования эти проекты сложно будет реализовать. А транспортные ограничения надо снимать уже сегодня», — признал он.

Артем Здунов: «Все представители министерств в рабочей группе уже есть, и «Иннокам» они уже согласовали. Так что не уйдет много времени на согласование». Фото Романа Хасаева

Как добавил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, для развития Камского кластера необходимо очень серьезно реконструировать инфраструктуру, в первую очередь речь идет о реконструкции федеральной трассы М7 на участке от Казани до Набережных Челнов (73 км). Ее нужно довести до первой технической категории. «Эта работа у нас с Росавтодором организована, но сейчас мы находимся в ситуации, когда будет ограничение финансирования. По контракту она должна быть завершена к 2019 году. Но будем стараться, чтобы этот участок был реконструирован до 2018 года», — не теряет оптимизма министр.

На мост через Каму ждут 50% федеральных средств, но он все равно станет платным

Кроме того, самым слабым местом остается Нижнекамская ГЭС и ее пропускная способность. «Необходима серьезная реконструкция и ремонт, и в связи с этим мы видим серьезным и необходимым проектом строительство нового моста через Каму в районе Соколки, недалеко от Мамадыша, с обходом крупных наших промышленных городов — Нижнекамска и Набережных Челнов — и с выходом на новые дороги и федеральную трассу М7. Мы уже приступили к проработке, выполнено техническо-материальное обоснование проекта», — рассказал он. Напомним, существующий мост через Каму проходит через Сорочьи горы и выходит в Алексеевский район. Новый же, по словам Сафина, будет построен с помощью государственно-частного партнерства, а значит, станет платным. «Первый этап — строительство мостового перехода, и в этом году было принято решение, республика приступила к проектированию. Думаю, к концу года сможем получить проект, который пройдет соответствующую экспертизу, и мы будем прорабатывать реализацию, объявлять конкурс на заключение концессионного соглашения и поиска инвесторов. Такие потенциальные инвесторы есть, мы с ними в работе, так что есть большая вероятность, что к 2017-2018 году мы выйдем на запуск проекта», — полагает он. Сколько будет стоить проезд, министр пока не сообщил. «Платность будет рассчитываться из финансовой модели участников проекта. Сейчас заработала система «Платон», и на эти проекты мы можем получить до 50% субсидирования федерального бюджета», — лишь сообщил он.

Замедляет грузоперевозки также устаревшая и переполненная Куйбышевская железная дорога. «Необходимо строительство вторых путей на поле Агрыз, новой нитки железнодорожной ветки до станции Тракторная, это наша особая экономическая зона», — рассуждает министр. Общие расходы он оценил в 15 млрд рублей. «В рамках инвестпроектов ОАО «РЖД» и с привлечением в некоторых случаях средств частных инвесторов мы планируем эти транспортные ограничения на полигоне Куйбышевской железной дороги снять», — заключил Сафин. Потребуются вложения и в углубление дна Волги, которая кое-где не может принимать «суда-пятитысячники».

Общая смета расходов на инфраструктуру, по примерным подсчетам Сафина, может составить около 100 млрд рублей: 50 млрд — на мостовой переход через Каму и дорогу в обход 2 городов (при стоимости 400 млн рублей за км). Кроме того, прорабатывается вопрос строительства скоростной трамвайной линии между городами Закамья. «В Челнах соединили старый город с новым, есть такой проект сейчас в Нижнекамске. Сейчас мы рассматриваем такой проект для перемещения людей между городами», — рассказал он, однако на вопрос о примерной смете такого проекта ответить не смог.

«Иннокам» омолодит население и «озеленит» Татарстан?

В целом, проект «Иннокам» власти считают снятием ограничений развития Камской агломерации. Это позволит, по их мнению, снизить с 37 до 36 лет средний возраст населения, а продолжительность жизни увеличить до 74 лет, улучшить место Татарстана в экологическом рейтинге регионов с 53 до 43, а в рейтинге качества жизни поможет подняться с четвертого на третье место. Такие прогнозы озвучила Абзалилова. Также, по ее мнению, промпроизводство в 2020 году вырастет на 76% к уровню 2015 года. Инвестиции в основной капитал за этот же период увеличатся на 57%, выбросы в атмосферу снизятся на 18%.

Как отметил Здунов, срок реализации проектов кластера — от 4 до 10 лет. Одним из самых дорогих и долгосрочных он называет строительство ШФЛУ «Ямал-поволжье» — трубопровода для транспортировки широких фракций легких углеводородов как альтернатива автомобильным и железнодорожным перевозкам сырья, которое обсуждается много лет, но до сих пор далек от реализации. Пока федеральная поддержка есть, говорит министр, однако в непростых экономических условиях делать какие-то точные прогнозы не торопится.

Дина Валиуллина

Новости партнеров