Количество бизнесов на продажу в Казани выросло на треть

Какие предприниматели в татарстанской столице хуже всех пережили коронакризис

Количество бизнесов на продажу в Казани выросло на треть
Фото: Олег Тихонов

Казань оказалась в общем тренде с Россией — в условиях пандемии коронавируса количество предпринимателей, решивших продать свое дело, выросло на треть. В татарстанской столице за год таких предложений стало на 35% больше, как и в среднем по России. А вот в Уфе, Самаре и Воронеже коронакризис пережили еще сложнее — здесь число готовых бизнесов на продажу практически удвоилось, и продавали в основном гостиницы, офисы и объекты индустрии развлечения. Как обстоят дела на казанском рынке и от каких заведений торопятся избавиться наши бизнесмены, выясняло «Реальное время».

Гостиниц продают меньше

Готовых бизнесов на продажу на данный момент в Казани на 35% больше, чем годом ранее: 706 предложений против 520 на одном из крупнейших сайтов бесплатных объявлений. Как и в прошлом июле, реализуются в основном заведения сферы обслуживания населения. Однако в отдельных сегментах наблюдается положительная динамика.

Так, коллективных средств размещения или гостиниц продают уже меньше, чем прошлым летом. В категории «готовый бизнес» всего семь лотов. Президент Ассоциации отельеров Гульнара Сафина пояснила, что в прошлом июле отрасли было сложнее оправиться после антиковидных ограничений и последствий коронакризиса. Тогда отельеры только «выходили из всей этой ситуации» и были в числе наиболее пострадавших бизнесменов:

— Поддержка была только на федеральном уровне. На местном уровне ничего не было, не было отмены налогов. В тот период была очень низкая загрузка гостиниц: 20—30% максимум. Такой уровень загрузки — на грани рентабельности. Я предполагаю, что в тех условиях и были приняты решения некоторыми собственниками бизнеса о его продаже.

Сейчас загрузка (и выручка), по словам Гульнары Сафиной, возвращается к показателям 2019 года — порядка 60%, однако говорить о решении проблемы еще рано: «Мы более-менее почувствовали стабильность, но началась третья волна. А у нас почему-то рассадником болезни считают не аэропорты, метро и прочий транспорт, а рестораны и отели». Тем не менее говорить о массовой продаже отелей не приходится, уверяет она:

— Некоторые объекты годами висят на продаже. Это могут быть какие-то непрофильные активы, и в случае предложения хорошей цены их готовы продать. Этот бизнес довольно трудный в продаже. Сам по себе гостиничный бизнес низкомаржинальный: рентабельность на уровне 3—5 процентов.

«У многих к накопленным долгам сгенерировались новые»

В сфере общепита обратная тенденция — готовых бизнесов на продажу в этой категории на 25,6% больше, чем годом ранее. Продают 93 заведения против 74. Как пояснила исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров г. Казани и Татарстана Галина Шарафутдинова, рост отчасти закономерен:

— Мы пережили локдаун, предприятия входили в долги в надежде, что их покроют. В ноябре была вторая волна коронавируса, снова начались проблемы. Новогодние праздники мы две недели отработали и ушли в «низкий» сезон. У многих к уже накопленным долгам сгенерировались новые. И такая ситуация, когда нет ни «подушки», ни возможности перекредитовываться, подталкивает предпринимателей к продаже бизнеса.

По ее словам, бизнес общественного питания не является высокомаржинальным. На сегодняшний день средняя норма прибыли (рентабельность) — 10—12%: у одних она 5—6%, у других — 15—18%. И при этом продолжается рост цен на сырье:

— Но мы не повышаем цены, потому что можем полностью потерять покупательский спрос. В связи с этим бизнес в сфере общественного питания на сегодняшний день, наверное, не такой инвестиционно привлекательный и, помимо этого, он технологически очень сложный.

Самыми рентабельными в общепите, по мнению Шарафутдиновой, остаются сетевые проекты фастфуда: «Чем больше сеть, тем больше есть возможностей оптимизировать процессы (логистика, запасы, фабрика-кухня) и тем самым повысить свою доходность».

Продажа бизнеса (общепит), июль 2021 года
Сфера Вид 07.07.2021 10.07.2020
Общепит бар 8 4
Общепит вендинг 9 4
Общепит доставка 5 2
Общепит ищут инвестора 3 -
Общепит кафе 14 17
Общепит кофейня 9 8
Общепит прочее 3 4
Общепит пекарня 12 6
Общепит пиццерия 1 -
Общепит ресторан 3 5
Общепит столовая 4 1
Общепит суши 4 1
Общепит фастфуд 5 3
Общепит франшиза 3 1
Общепит шаурма 10 8
Общепит банкетный зал - 2
Общепит блинная - 2
Общепит кальянная - 5
Общепит караоке - 1
Общепит ВСЕГО 93 74

«Настроенный бизнес никто не продаст»

Отчасти согласен с этим и гендиректор АН «Реагентство» Юрий Чикиров. Он отметил, что любой бизнес зависит от внешних факторов и сейчас судьба любого предприятия зависит от того, как его владелец справится с вызовами пандемии:

— Могу с уверенностью сказать, что сейчас не время» общепита, от слова «совсем». Сейчас стало все жестче, менее прогнозируемо. Те, кто смог перестроиться после локдауна, те перестроились, а кто не смог, начинают выходить из своих бизнесов. Обычно хорошая корова нужна самому. Всегда надо внимательно смотреть, почему продают — причину продажи анализировать.

По мнению эксперта, спрос отдельных отраслей видоизменился по арендным площадям. Общепит не пользуется популярностью, рестораны ужимаются или продаются. «Есть пример, когда открылись немножко не вовремя, в начале первой волны пандемии, сейчас продают бизнес. Причем позиционируют, что у них все налажено, все хорошо. «Почему продаете?» — «Не получается договориться с собственником». Там очень много внутренних факторов, которые надо анализировать», — подчеркнул он.

Если говорить о сфере услуг, по мнению Чикирова, здесь часто ищут профессионалов: «К специалисту идут всегда, даже в пандемию. Эта сфера одна из стрессоустойчивых. Кадры решают все». На коне сейчас также все частные организации, что связаны с медициной и проводят платные тестирования, анализы.

Продажа бизнеса (сфера услуг), июль 2021 года
Сфера Вид 07.07.2021 10.07.2020
Сфера услуг web 2 1
Сфера услуг авто 25 21
Сфера услуг аренда 7 5
Сфера услуг ателье 3 2
Сфера услуг для детей 16 22
Сфера услуг ищут инвестора 37 14
Сфера услуг клининг 2 -
Сфера услуг копицентр 5 2
Сфера услуг салоны красоты 40 42
Сфера услуг КСР (гостиницы) 7 9
Сфера услуг логистика 2 3
Сфера услуг массаж 4 1
Сфера услуг медицина 6 10
Сфера услуг прочее 13 8
Сфера услуг на персонале 4 2
Сфера услуг нефтегаз 1 -
Сфера услуг обучение 6 7
Сфера услуг парикмахерская 3 8
Сфера услуг прачечная 1 -
Сфера услуг прокат 2 1
Сфера услуг развлечения 2 -
Сфера услуг реклама 1 6
Сфера услуг ремонт 5 1
Сфера услуг спа 3 5
Сфера услуг спецоборудование 3 -
Сфера услуг фитнес 3 2
Сфера услуг страхование 3 1
Сфера услуг строительство 3 1
Сфера услуг финансы - 1
Сфера услуг фотостудия - 2
Сфера услуг франшиза 11 8
Сфера услуг химчистка 1 -
Сфера услуг охрана - 1
Сфера услуг юруслуги 1 -
Сфера услуг ВСЕГО 222 186

— Это Клондайк. Есть заявки на приобретение очень дорогих объектов. Некоторые переориентируют свои активы в открытие поликлиник, медицинских центров, — отметил Чикиров.

Из негативных тенденций эксперт выделил активизацию создателей финансовых пирамид. На волне кризиса слишком многие становятся их жертвами.

В заключение собеседник издания напомнил любимое выражение «наших больших людей»: «Если вы не IT-компания, то вы мертвая компания». Те, кто не перестроился, будут постепенно уходить с рынка. А настроенный бизнес никто не продаст. Должно быть серьезное основание для продажи», — резюмировал он.

Продажа бизнеса (торговля), июль 2021 года
Сфера Вид 07.07.2021 10.07.2020
Торговля авто 6 3
Торговля гаджеты 6 2
Торговля двери 2 -
Торговля для детей 8 3
Торговля ищут инвестора 6 1
Торговля кальян. маг. 3 -
Торговля канцтовары 1 1
Торговля косметика 2 -
Торговля мебель 1 2
Торговля прочее 33 16
Торговля одежда 14 7
Торговля парфюм 1 1
Торговля портьеры 1 1
Торговля продовольствие 31 30
Торговля стройматериалы 5 5
Торговля сувениры 3 1
Торговля франшиза 10 2
Торговля хозяйственный 6 -
Торговля цветы 7 6
Торговля электоинструменты 1 1
Торговля ВСЕГО 147 82
Евгений Храмов
Аналитика Татарстан Ассоциация отелей г. Казани и Республики ТатарстанСафина Гульнара МаратовнаАссоциация рестораторов и отельеров Республики ТатарстанЧикиров Юрий СергеевичРЕАГЕНТСТВО
комментарии 9

комментарии

  • Анонимно 12 июл
    Если посмотреть, то плачевное состояние в бизнесе, всё вокруг закрывается
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    я не согласен. Всегда есть слабые и сильные участники рынка, просто раньше непринято было продавать бизнес
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    Правильно, но кризис тоже влияет
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    Вот вам инвестиционный климат и шикарная покупательная способность татарстанцев.
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    Просто люди не могут больше тянуть эту ношу.
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    Все ковид
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    Кто-то богатеет на нем, кто-то наоборот
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    кто на что горазд иными словами
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    бизнес общественного питания очень затратный, трудоемкий и постоянно теребят проверками
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров