Александр Груничев: «Мы думаем, причина больших платежек — в тарифах, а на самом деле — в объемах»

Главный по тарифам в Татарстане — о разнице в оплате ЖКХ услуг и необходимости регулировать расценки на вывоз септика и транспортные расходы регоператоров

Александр Груничев: «Мы думаем, причина больших платежек — в тарифах, а на самом деле — в объемах»
Фото: realnoevremya.ru/Ринат Назметдинов

Как в Татарстане будут снижать дифференциацию в суммах платежек за услуги ЖКХ, рассказал на онлайн-конференции «Реального времени» председатель Госкомитета РТ по тарифам Александр Груничев. Гость редакции, отвечая на вопросы читателей, сообщил, как относится к громким инициативам ФАС России по сдерживанию роста платы за тепло, и объяснил, почему возмущаться нужно не самими тарифами. В ведомстве также планируют на федеральном уровне ввести тарифное регулирование на вывоз септика и транспортные расходы регоператоров.

Идея ФАС по снижению платы за тепло

В России, по инициативе ФАС, хотят ввести «эталонные тарифы на теплоснабжение». Новшество будут реализовывать поэтапно: пилоты в нескольких регионах планируется запустить с 1 июля 2022 года.

Эталонный подход предполагает, что «тарифы определят по среднему уровню расходов компаний на рынке, а не по параметрам конкретной организации, которые могут быть завышены или занижены». Это должно позволить избежать роста платежей за тепло, считают антимонопольщики.

Аргументируют следующим образом: сейчас тарифы теплоснабжающих организаций устанавливают органы регулирования в субъектах РФ, они основаны на расходах предприятий, которые каждая компания может доказать. В этой системе всегда было пространство для завышения или занижения расходов энергетиков, тогда как эталонный подход, по замыслу ФАС, будет заключен в определении среднего уровня расходов среди участников рынка. Сегодня «тариф может быть, например, на 20% выше среднего по рынку, если компания, допустим, вложила крупную сумму в модернизацию оборудования, а в случае с эталонным подходом завысить расценки в такой ситуации не получится».

— Предприятия и сотрудники тарифных комитетов ЖКХ понимают как строить отношения с тарифными организациями, что упрощает подходы к предприятиям наших сотрудников, и помогает регулировать процессы экономических отношений. Последние инициативы ФАС в части эталонности теплоснабжений начнутся со сбыта, затем на производство перейдет, и потом на передачу тепла, — объяснил на онлайн-конференции «Реального времени» Александр Груничев инициативу своих коллег.

realnoevremya.ru/Ринат Назметдинов
Предприятия и сотрудники тарифных комитетов ЖКХ понимают, как строить отношения с тарифными организациями, что упрощает подходы к предприятиям наших сотрудников, и помогает регулировать процессы экономических отношений

У коммунальщиков появятся тариф «Базовый» и тариф «Профи»

По мнению главы Госкомитета РТ по тарифам, нормирование затрат в области тарифного регулирования можно только приветствовать. «Всем понятно, что когда норматив потребления воды или тепла опубликован и ясен — то он всем доступен: этот норматив можно просто умножить на объем своего потребления, и получить свой тариф. Это приветствуется и организациями, и населением», — заявил Александр Груничев. При этом, считает он, должна быть полная автоматизация всех тарифных процессов. Тем более что последнее развитие техники и больших баз данных позволяет агрегировать все, начиная с формирования тарифных решений. Впрочем, пока с этим проблемы даже в Татарстане — нехватка автоматизации в отдельных районах объясняется недостатком финансирования.

— Если ФАС добьется единой системы тарификации, то все получится. ФАС предлагает два решения интересных. Как с тарифами сотовой связи. Предлагать для коммунальных предприятий два тарифа: или тариф «Базовый», или тариф «Профи». «Базовый» — это минимальный уровень тарифа для регионов, если предприятие согласно — процедура упрощается. Если оно не согласно, то обращается за тарифом «Профи», — рассказал Груничев об еще одной инициативе антимонопольной службы.

По его словам, это максимально упростит процессы, тем более что сегодня, по его словам, многие предприятия не могут правильно доказать свои тарифы из-за нехватки компетенций и знаний: автоматизация, информатизация и тарифы «Базовый» и «Профи» — сделают все доступнее и прозрачнее. В Госкомитете по тарифам РТ пообещали попытаться реализовать многие инициативы, и показать результаты работы уже через год.

— Мы в Татарстане цифровизацией и внедрением типовых шаблонов занимаемся давно, где-то с 2010 года. Из 13 госуслуг, которые мы сегодня предоставляем — 10 услуг уже приведены в цифровой вид. К 1 сентября 2021 года процесс закончим, несмотря на проблемы финансирования, — заявил Груничев.

realnoevremya.ru/Ринат Назметдинов
Мы в Татарстане цифровизацией и внедрением типовых шаблонов занимаемся давно, где-то с 2010 года. Из 13 госуслуг, которые мы сегодня предоставляем — 10 услуг уже приведены в цифровой вид

«Зима была холоднее»

Глава Госкомитета по тарифам РТ объяснил также, почему большая часть претензий населения к суммам в квартплате, которые поступают, в том числе и в ведомство Груничева, направляется не по адресу. Главным образом, эти претензии касаются не самих тарифов, а объемов потребления, которые в конечном счете и влияют на величину платежей. По данным главы Госкомитета по тарифам, это касается 95% обращений граждан:

— Когда мы получаем платежку, мы все видим (там же прозрачно и ясно): тариф, объем потребления, и какой платеж в итоге нужен. Про тариф [в платежках] пишется, когда он утвержден, кем и где. Второе — это объем потребления. И вопросы граждан касаются именно объемов! Мы думаем, что причина больших платежек — в тарифах, но на самом деле вопросы касаются правильности начислений объемов потребления, которыми занимаются управляющие компании.

Отвечая на вопрос читательницы «Реального времени» о «высоких суммах в платежках на тепло» этой зимой, Александр Груничев отметил, что как раз роста тарифа на теплоснабжение с 1 июля 2020 года в РТ не было, и объяснил, что большие суммы в большинстве своем связаны даже не с просчетами управляющих компаний, а холодной зимой, в частности февраля.

— Февраль 2021 года был холоднее февраля 2020 года, поэтому начисления за тепло выросли. Если вы в УК сходили и не нашли пути решения проблемы, стоит прийти второй раз — а уже потом обращаться в вышестоящие инстанции, то есть в Жилищную инспекцию РТ. И наконец, если абсолютно уверены в правоте (а по моим данным, только три процента из «абсолютно уверенных в правоте» могут подтвердить неправильность начислений…) — в прокуратуру, — предложил чиновник татарстанцам.

realnoevremya.ru/Ринат Назметдинов
Мы думаем, что причина больших платежек — в тарифах, но на самом деле вопросы касаются правильности начислений объемов потребления, которыми занимаются управляющие компании

«Взяли «Челныводоканал» как эталон, там 7% потерь всего»

Комментируя разность тарификации, в зависимости от зон и территорий Татастана, Александр Груничев отметил, что многое здесь зависит от разной себестоимости. Так, к примеру, сегодня Госкомитет по тарифам РТ устанавливает тарифы по восьми видам коммунальных услуг, от водоснабжения до газа и электричества, с 2019 года добавился вывоз мусора, и мало востребованная услуга «Тариф за дрова» (для тех, у кого нет газа или электричества). Себестоимость тарифов складывается из нескольких частей, отметил на онлайн-конференции «Реального времени» глава комитета Александр Груничев.

— Возьмем тепло или водоснабжение. Тариф по водоснабжению зависит от того, например, какой способ доставки воды: поверхностный водозабор (это, прежде всего в РТ — Челны, Казань), или подземные скважины (сельские пункты Татарстана), или же как в Альметьевске, когда вода транспортируется из Челнов? Способ доставки влияет на цену! Самый дешевый способ — поверхностный водозабор, — объяснил он.

Кроме того, тариф по водоснабжению очень сильно зависит от потерь в сетях, считает он. В Госкомитете по тарифам РТ уже провели анализ по воде, «какой уровень потерь допустим». И стараются теперь сделать так, чтобы предприятия достигли этого уровня потерь через 3—5 лет.

— Взяли «Челныводоканал» как эталон, там 7% потерь всего. А у нас в Татарстане есть предприятия, где потери составляют 20%! Если мы добьемся лучшего результата, то снизим себестоимость, и отправим часть денег на инвестиционную составляющую.

realnoevremya.ru/Ринат Назметдинов
Тариф по водоснабжению зависит от того, например, какой способ доставки воды: поверхностный водозабор, или подземные скважины, или же, как в Альметьевске, когда вода транспортируется из Челнов. Способ доставки влияет на цену! Самый дешевый способ — поверхностный водозабор

Энерготарифы зависят от способа выработки

По расчетам Александра Груничева, в теплоснабжении основная составляющая тарифа — это газ (до 80%). Если газ становится дороже, тепло — тоже становится дороже. Нельзя забывать и о зарплатах людей, работающих в отрасли ЖКХ, добавил Груничев, а вопрос повышения зарплат стоит постоянно.

Сегодня уровень зарплат на крупных предприятиях теплоснабжающих организаций — от 50 до 60 тыс. рублей, уровень этот глава Госкомитета по тарифам РТ считает достойным. Но этот уровень неизбежно влияет на себестоимость тарифов, отметил он.

— Необходимо увеличивать и долю инвестиций в конечном тарифе. Для этого наш Госкомитет старается снизить долю себестоимости в тарифе, и увеличивать инвестиционную составляющую. Третья доля — плановая прибыль в размере утвержденных 5%. И все это в рамках предельной платы граждан, которую превышать нельзя.

В величине тарифа на теплоснабжение многое зависит от способа выработки тепловой энергии. Есть, по словам Александра Груничева, комбинированная, когда одновременно с теплом вырабатывается и электричество. Есть котельные, работающие только на доставку тепла (продавая его и предприятиям). Комбинированная выработка — у ТЭЦ-1 в Казани. Некомбинированная — на «Казэнерго».

— При этом дифференциация энерготарифов в Татарстане все же незначительная, — уверен Груничев. — Дифференциация в России сильнее, чем в республике. Если у нас уровень дифференциация, когда я пришел только в Госкомитет, составлял 3,3 [может в среднем отличаться в районах в три раза], то в России она составляет десятки раз! В Якутии тепло однозначно будет в десятки раз дороже, чем на юге! Сегодня уровень дифференциации стал ниже 3.

В тепле мы тоже все зависим от способа выработки тепловой энергии. Есть комбинированная, это где одновременно с теплом вырабатывается электричество, или наоборот, вместе с электричеством вырабатывается тепловая энергия. А есть некомбинированная, когда котельные работают только на принципе доставки тепла населению, и продавая тепло предприятиям и бюджетным организациям.

Экономические расчеты, подтвержденные на уровне научных кругов, они говорят о чем? Что в комбинированной выработке (я говорю пока без сетей) стоимость должна быть на выходе на коллекторе где-то в районе 800 рублей за Гкал, а в некомбинированной выработке — где-то 1600 рублей рублей за Гкал.

realnoevremya.ru/Ринат Назметдинов
В комбинированной выработке тепла стоимость должна быть в районе 800 рублей за гигакалорию, в некомбинированной — 600. Мы их стараемся выравнивать в Татарстане

Казань, Челны, Нижнекамск — лучшие территории по инвестициям

Помимо этого, на уровень платежей влияет и состояние коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры, которые достались нам в наследство с советских времен. «Вопрос ведомственных котельных», где за десятки лет сложилась определенная структура, и был определенный низкий уровень тарифов: «котельные, дома близко, тариф низкий». В рамках оптимизации процессов, или закрытия предприятий, котельные передают, например, «Казэнерго» (как котельные КВЗ). Тарифы в итоге неизбежно меняются. Однако в Госкомитете РТ по тарифам пообещали «пики сгладить», чтобы еще сильнее снизить тарифную разницу по районам и городам.

Чтобы простимулировать рост инвестиций в сферу ЖКХ, Груничев считает необходимым создать инфраструктурный фонд, который позволил бы всем предприятиям отрасли более конкретно контролировать средства и направлять на «необходимые вещи».

— ФАС же предлагает: 1% в тарифе заложить на инфраструктурный фонд, и так финансировать вопросы инфраструктурные, которые уже назрели, — объяснил глава Госкомитета по тарифам РТ.

По его данным, объем инвестиций все же растет в ЖКХ Татарстана. Так, в 2017 году было 15 инвестпрограмм, сегодня — 21 (прежде всего, по замене коммунальных изношенных сетей). Рост по объему инвестиций по теплу — с 2 млрд до 3,2 млрд рублей, по водоснабжению и водоотведению — с 800 млн до 1,3 млрд рублей. Лучшие территории по инвестированию в теплохозяйство: Зеленодольск, Казань, Нижнекамск, Челны, Бугульма, Елабуга, Бавлы. «Если посмотреть по воде — лучшие это Нижнекамск, Челны, Альметьевск, Казань».

Отдельно ФАС ставит задачу довести долю инвестиционной составляющей в тарифах теплоснабжения к 2030 году до 30% (это при имеющейся средней доле сегодня всего в 5%):

— Это очень тяжелая задача, но наверное, отражает инфраструктурные вопросы, которые надо решать. Мы [в Татарстане] будем доводить долю с 5 до 30% за счет снижения доли себестоимости.

realnoevremya.ru/Ринат Назметдинов
Сегодня тариф на вывоз мусора состоит из затрат на захоронение его на полигонах и транспортировку мусора: полигоны мы регулируем, но транспортные расходы нет, а надо вводить нормативы!

Зачем регулировать тарифы на вывоз септика и транспортные расходы регоператоров

Под занавес беседы глава Госкомитета РТ по тарифам Александр Груничев рассказал сразу о нескольких законодательных инициативах, с которыми комитет выступил на федеральном уровне:

«Появился ряд вопросов, которые требуют решения на законодательном уровне. В первую очередь, это позволит решать проблемы структурного характера и, во-вторых, не давать то повышение тарифов, которое просят предприятия. На самом деле, когда к нам обращаются предприятия за тарифом, как, например, в прошлом году, запросили сумму для населения в 60 млрд рублей, мы установили общую сумму платежей для всей республики в 49 млрд. рублей.

Однако имеются ряд инфраструктурных вопросов, которые недофинансируются в рамках установленных тарифов, просто потому, что мы не можем превысить предельную плату граждан, хотя по законодательству должны это делать. Таким образом, мы решили, что если будем проявлять законодательные инициативы, продвигать их, то это обязательно даст положительный экономический эффект. Наши сотрудники активно работают с центральным аппаратом ФАС РФ и входят в рабочую группу: за последний месяц состоялось три заседания рабочей группы, в которых они приняли участие, и вопросы сдвинулись в положительную сторону.

Первый вопрос касается организаций, имеющих собственные сети, через которые поступает вода, тепло. Сложилась такая ситуация, что критерии отнесения прописаны нечетко, что позволяет этим организациям, имея разрозненные сети, получать более высокие тарифы. Если бы критерии в законодательстве были более конкретизированы, это привело бы, в первую очередь, к снижению тарифов в тех отраслях, где это необходимо. А во-вторых, появилась бы возможность сократить количество этих транзитных организаций, а сети передать гарантированным поставщикам. Именно они несут тот большой объем нагрузки, который все равно возникает, даже если сети становятся бесхозными.

Мы считаем, что количество транзитных организаций должно соответствовать тем экономическим реалиям, которые происходят в экономике республике, и их бесперспективное развитие в большом количестве только приведет к увеличению транспортной составляющей и будет очень тяжело ложиться на тот основной тариф, который будет получать население через конечного поставщика услуг: Водоканал, Татаэнерго или еще кого-то.

Второй блок вопросов, с которым мы столкнулись, связан с вывозом жидких бытовых отходов. Как известно, есть такое понятие как септики, и как правило, сейчас они либо не вывозятся (эту проблему поднимают и депутаты Госсовета РТ), либо вывозятся, но по нерегулируемым ценам. Для решения проблемы мы предложили ввести в этой сфере тарифное регулирование. Мы считаем, это позволит водоканалам получать более обоснованный объем валовой выручки, который они сейчас недополучают. На наш взгляд, это очень интересная идея, и мы ее через Госсовет будем однозначно продвигать.

Третий вопрос связан с тем, что с 2019 года произошло дерегулирование в тепле: те предприятия, которые поставляют тепло для юридических лиц, а не для населения или имеют очень низкий процент в общем виде деятельности, то есть это не их основной вид деятельности — они ушли с нашего регулирования. Мы предлагаем такую же тему сделать по водоснабжению и водоотведению. Например, завод Серго получает у нас тариф и имеет 0,35% только объема валовой выручки. Или Казанский пороховой завод, который имеет порядка 6%. «Танеко», который только для собственных нужд. Мы считаем, что эти предприятия должны вывестись с регулирования и остаться только на договорных ценах, как сейчас это происходит по теплу. Это предложение поддержано, и мы считаем, что к концу года, может даже раньше — все зависит как будут проходить документы — не уверен, но надеемся, что вопрос будет решен.

Следующий большой блок вопросов, решение которых мы считаем необходимым, — это регулирование транспортных услуг в сфере ТКО. Мы сейчас имеем тариф в сфере вывоза ТБО, который состоит из двух составляющих — это полигоны захоронения и транспортировка, плюс содержание самой регулируемой организации. Если мы полигон регулируем, и они у нас где-то в сумме составляют порядка 30-35% в рамках тарифа, то транспортные расходы нами не регулируются. И мы считаем, что это обязательно нужно регулировать и вводить нормативы. Это, мне кажется, приведет к какой-то средней цене по России и позволит ту же дифференциацию тарифов в сфере ТКО по стране снизить.

Еще надо отметить, что поскольку у нас два регоператора, то есть регионы, где их достаточно много и разница в тарифах там может варьироваться в отличие от нашей республики в разы. Допустим, в Нижнем Новгороде есть и 60, и 120 рублей — разница ощутима, хотя один вид услуг оказывается.

Следующий блок вопросов полезен, скорее нам, как сотрудникам, работающим в этой сфере, — это введение единых сроков подачи тарифных заявок. Сейчас, поскольку тарифная кампания уже идет, первый срок подачи заявок был 1 мая, а для части регулируемых организаций есть срок подачи 1 сентября. Нам 1 мая неудобно, 1 сентября — поздно, мы считаем. Мы считаем, что нужно 1 июня или максимум 1 июля сделать, чтобы у всех одинаково было.

Второй момент, который с этим связан, есть возможность регулируемым организациям в последний момент доносить документы — это очень существенно осложняет нашу задачу в установлении экономически обоснованных тарифов. Потому что может быть, что, условно говоря, чуть ли не на заседание правления, которое проходит в последний день декабря, предприятие приносит дополнительные договоры, дополнительные объемы затрат. И у нас уже иногда не бывает возможности это все четко оценить. Мы их в таком случае стараемся не принимать, поскольку объективной оценки дать не можем, но всегда есть возможность этим предприятиям подать в суд, выиграть и потом заставить нас эти затраты в тарифы включить. Мы считаем, что крайней датой предоставления документов от регулируемых организаций должно быть 1 ноября, после этой даты документы уже не предоставлять.

Конечно, в рамках развития цифровизации, считаю правильным добавить, что подача заявок тарифными или ресурсоснабжающими организациями должна проходить в рамках соблюдения налогового законодательства и прочего. И, конечно, сравнение этих данных, которые они нам предоставляют, с данными базы налоговой инспекции, значительно упростило бы нам работу. И, соответственно, мы выступаем с такой инициативой, чтобы те базы данных, которые госорганы имеют, предоставляли бы нам возможность получить право доступа к ним.

Еще одна из основных наших законодательных инициатив, связана с установлением стандартизированных ставок».

Официальные партнеры:

Сергей Афанасьев, Альсина Газизова, фото: Ринат Назметдинов, видео: Камиль Исмаилов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

МероприятияOnline-конференцииПромышленностьЭнергетикаОбществоВластьИнфраструктура Татарстан Груничев Александр СтаниславовичГосударственный Комитет Республики Татарстан по тарифам

Новости партнеров