Автоград-2015: 200 млн на парки, капремонт проспекта Сююмбике и фонтан на бульваре Энтузиастов
Большую часть средств из республиканского бюджета Челны направили на капремонт дорог и домов
Сегодня на «деловом понедельнике» власти автограда подвели итоги реализации различных республиканских программ в Набережных Челнах. С отчетом выступил по просьбе мэра Наиля Магдеева руководитель исполкома Ринат Абдуллин. Корреспондент «Реального времени» стал свидетелем того, как Абдуллин признался, что год был сложным из-за экономической нестабильности, однако в итоге чиновникам «удалось мобилизовать все силы и реализовать все необходимые планы и проекты». Итог — «обязательства выполнены». Сумма, которая была освоена, — порядка 3 млрд рублей. Власти города выразили уверенность, что и в следующем году автоград по республиканским программам (а также при участии в программах федеральных) сможет получить не меньше.
На реконструкцию парков потратили почти 200 млн
Среди выполненных обязательств — реконструкция или строительство объектов инфраструктуры, в частности, парков и скверов (а именно: Сидоровского, Комсомольского, набережной Тукая, бульвара Кереселицы, площади Высоцкого, парка Победы). Всего парковая программа автограда была профинансирована из республиканского бюджета на 236 млн рублей. Интересно, что часть денег была выделена «спонсорами»: так, например, за финансовую помощь в строительстве одного подземного перехода Абдуллин персонально поблагодарил депутата горсовета Марселя Мингалимова, владельца строительной компании «Профит» (в следующем году «Профит» наверняка поблагодарят за достройку «ФОНовского» жилья). Всего же на ремонт подземных переходов было потрачено 36 млн рублей.
Из упомянутых парковых проектов стоит выделить парк Сидоровский, «который население поселка ждало более 40 лет», и бульвар Кереселидзе, «где ранее был просто пустырь». Кроме того, в автоград был передан один из 50-метровых бассейнов, оставшихся не у дел после чемпионата мира по водным вида спорта в Казани. В этом же году был реконструирован стадион «КАМАЗ», где были установлены трибуны на 6 тыс. мест (включая закрытые трибуны для ВИП-персон) — сегодня, по словам Абдуллина, этот стадион соответствует требованиям РФС.
Любопытно, что на шесть парковых объектов было потрачено 197 млн рублей, из которых 66 млн рублей — средства спонсоров. Среди руководителей компаний, которые Абдуллин перечислил, помимо директоров муниципальных предприятий, были также Айрат Зайнуллин («Тепловые сети»), Ильшат Фардиев («Сетевая компания»), Андрей Фомичев (КБК), Сергей Когогин (КАМАЗ) и другие — руководители компаний «Булгарпиво», «РАРИТЭК», «Славица» и т.д. Учитывая, что многие из представителей этих компаний, а то и руководители лично, в этом году прошли в горсовет, можно предположить, что-либо спонсорством они занимались до выборов в горсовет, дабы завоевать голоса челнинцев, либо после — уже по просьбе челнинских властей.
Во сколько обойдется «исключительная возможность» совместить проекты реконструкции водоохранных и парковых зон?
Простой арифметический подсчет показывает, что на парковые проекты у города (точнее — из республиканского бюджета) ушло 131 млн рублей, оставшиеся средства в размере чуть более 100 млн рублей пришлось вложить в реконструкцию всего одного парка «по отдельной программе», как заметил Абдуллин, — парка Победы. Сама реконструкция, напомним, вызвала недовольство челнинских коммунистов, требовавших первоначально воздвигнуть в парке памятник, а уже потом благоустраивать территорию (газета «Реальное время» писала об этом). Ринат Абдуллин заметил, впрочем, что, помимо создания к следующему году всей парковой инфраструктуры («уже идет монтаж нового колеса обозрения»), город также объявил конкурс на разработку мемориальной зоны. Во сколько дополнительных средств обойдется эта зона, чиновник, однако, не сообщил.
Также более 20 млн рублей ушло на реконструкцию фонтана на бульваре Энтузиастов, который был запущен в тестовом режиме в конце лета — в рабочем режиме он заработает в мае 2016 года. Часть денег на благоустройство самого бульвара выделил, по словам Абдуллина, бизнесмен Олег Коробченко (тоже, к слову, депутат горсовета).
Полученную в итоге премию от татарстанских властей за «победу в конкурсе на самый благоустроенный город РТ» — в размере 2 млн рублей — чиновники обещали также направить на это самое благоустройство. Тем более что в 2016 году властям автограда предстоит работа по благоустройству водоохранных зон (береговая зона в Челнах находится в крайне запущенном состоянии, о чем газета «Реальное время» уже писала). Как отметил Ринат Абдуллин, появилась «исключительная возможность совместить два проекта — реконструкцию водоохранных зон и парковых зон». На эту «исключительную возможность», впрочем, потребуются исключительные же средства — и, вероятнее всего, помимо спонсорских, в первую очередь республиканские, а бюджет РТ, напомним, сверстан с дефицитом в 5,8 млрд рублей.
Власти автограда начали работу по рекультивации «тогаевской свалки» — она обойдется в 168 млн рублей
Помимо внутричелнинского благоустройства, новые власти автограда попытались решить нерешаемую долгие годы проблему «тогаевской свалки» — путем «рекультивации закрытого полигона ТБО». Работы по этой рекультивации были начаты не так давно, в октябре 2015 года, завершить их планируют в 2016 году. Стоимость этого проекта –168 млн рублей.
По проекту «Чистая вода» (строительство, в частности, водопроводов в ряде новых микрорайонов Челнов) из республиканского бюджета автограду было выделено 48 млн рублей, еще 9 млн рублей потратили на инфраструктуру в поселках. Наконец, на установку 700 опор освещения и замену более 3 тыс. светильников город потратил более 40 млн рублей.
Итого на все вышеперечисленное, по примерным подсчетам, ушло 557 млн рублей.
В мэрии надеются в 2016 году получить на капремонт дорог не меньше 1,6 млрд рублей
«Впервые за многие годы», отметил Ринат Абдуллин, в Челны из бюджета РТ на ремонт дорожной сети была направлена огромная сумма в 1,625 млрд рублей, которые пошли сразу на несколько проектов — от капремонта пр. Сююмбике до строительства дороги на Лесоцех. Еще более 400 млн рублей, по словам чиновника, город потратит на ремонт дорог в промзоне по программе моногородов.
Цифра явно занижена, так как на пресс-конференции Наиль Магдеев объявлял о поступлении в город по федеральной программе моногородов на ремонт тех самых дорог более 800 млн рублей, из которых более 500 млн рублей — федеральные средства, «200 с небольшим миллионов рублей» — республиканские. Или же приходится признать, что пока в город поступила лишь часть заявленных федеральным центром средств. Так или иначе, глава исполкома выразил уверенность, что и в 2016 году Челны получат на ремонт дорог не меньше суммы 2015 года — то есть как минимум 1,6 млрд рублей (по-видимому, республиканские власти эту сумму уже мэрии автограда пообещали).
По введению квадратных метров в автограде — нулевая динамика
Еще один миллиард — точнее 1,128 млрд рублей — автоград потратил в 2015 году на капремонт домов. И опять же Ринат Абдуллин выразил уверенность, что в следующем году город сможет потратить не меньше: ремонт 150 домов потребует 1,164 млрд рублей. При этом развитие строительного рынка в городе фактически замерло.
По словам Абдуллина, в 2015 году строительные компании автограда построили более 300 тыс. кв. м (из них 18 тыс. кв. м — по соципотеке), заняв второе место в РТ. На следующий год властями города заявлена та же цифра — в 300 тыс. кв. м. При этом Абдуллин пообещал поддержать существующие объемы (то есть те самые 300 тыс. кв. м), так как это для чиновников «не только экономическая, но и социальная задача». Напомним, что в числе введенных «метров» часть является объектами социальной инфраструктуры — в частности, детсады на 1 400 мест. В 2016 году из амбициозных задач для строителей Абдуллин заявил школу на 800 мест и ряд других объектов.
«Трудности прогнозировали и в 2015 году. Каждый год говорят, что будет трудно!»
— Это в нашем с вами активе! Работы выполнены. Все, что запланировано — выполнено, — удовлетворенно прокомментировал доклад Абдуллина Наиль Магдеев. — Впереди новые задачи. Это касается и строительства жилья, и капремонта домов, и социнфраструктурной сферы. Объем финансовых ресурсов в 2016 году будет привлечен в не меньших объемах, нежели в 2015. Дорог это тоже касается. Планируем и в 2016 году при участии в федеральных программах потратить не меньше, чем в 2015 году.
Магдеев также напомнил, что в городе идет обновление трамвайного парка, из упомянутых на прошлом горсовете 10 новых трамваев, закупленных автоградом, три трамвая уже поступили. Кроме того, несмотря на активную работу по «улучшению транспортного обслуживания», эта работа, по мнению мэра, пока «не сказать, чтобы полностью решена»: власти будут работать над маршрутной сеткой, интервалами движения и проч. Все эти работы Наиль Магдеев обещал провести, «несмотря на прогнозируемые трудности»:
— Трудности прогнозировали и в 2015 году. Каждый год говорят, что будет трудно! Говорят-то говорят, но никто не снимал с нас обязанности выполнять программы и решать задачи. Трудности есть и будут. Экономика имеет свойства и расти в объемах, и падать. Все циклично. Жизнь продолжается. Будем настраиваться на то, чтобы в 2016 году, мобилизовав все ресурсы, выполнить все, что запланировали, — пообещал глава города.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.