«Наши люди привыкли, что в отпуск не должны сидеть дома, поэтому без работы не останемся»

Бизнес-бранч «Реального времени» с представителями туристического рынка. Часть 1

«Наши люди привыкли, что в отпуск не должны сидеть дома, поэтому без работы не останемся»
Фото: Роман Хасаев/realnoevremya.ru

В условиях повышения цен на авиаперелеты, закрытия массовых направлений Египта и Турции, банкротства «Трансаэро», снижения реальных доходов представители туристического рынка активно переориентируются на новые направления. Компании, работающие на внутренних направлениях, оказались даже в выигрыше. При этом многие отмечают возросшую роль Казани как туристического центра, но отстающий сервис и проблемы с размещением туристов.

Участники бизнес-бранча:

  • Наталья Абрамович — генеральный директор Туристско-информационного центра Казани
  • Наиля Валиуллина — генеральный директор ЗАО «Бюро путешествий «Столица»
  • Ильдус Галимов — директор казанского офиса компании Itec
  • Александр Голубев — директор по развитию туристической компании «Мистраль»
  • Резеда Довгаль — директор туристической компании «Зилант-тур»
  • Александр Драгони — управляющий партнер компании «Сила ветра»
  • Альбина Ибрагимова — владелица компании «АИСТ-тур»
  • Рушан Мустафин — генеральный директор центра мусульманского туризма и отдыха «Рахат-тур»
  • Юрий Перцев — заместитель директора компании «Спутник-Транс-Сервис-Казань»
  • Светлана Пименова — директор туристической компании «Итиль Тур»
  • Леонид Пресс — директор туристической компании «СТЕН»
  • Галина Рылова — руководитель отдела туризма компании SkyLand в Казани
  • Азамат Сабиров — генеральный директор компании AVT
  • Рустем Тарзиманов — директор по продажам бюро туристических услуг «Салават City Center»
  • Евгений Терентьев — руководитель департамента «Поволжье» единой службы бронирования «Курортинфо»
  • Екатерина Храмкова — директор туристического агентства «Глобал вояж»
  • Фаиль Гатаулин — модератор, руководитель аналитического отдела интернет-газеты «Реальное время»

«В Татарстане пока не так много мест, которые можно было бы показать»

Фаиль Гатаулин: Для начала я предлагаю обсудить те проблемы, которые возникли в последнее время, и то, как вы с ними справляетесь. Какие новые направления предлагаете туристам?

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Рушан Мустафин: «Мы представляем услуги халяль-туризма, работаем с 2011 года. В основном занимались выездным туризмом. В последнее время стали уделять внимание развитию внутреннего и въездного туризма, потому что появились запросы. Из зарубежных стран мусульмане хотят посещать Казань»

Рушан Мустафин: Меня зовут Рушан, представляю компанию «Рахат-тур». Я ее руководитель и владелец. Мы представляем услуги халяль-туризма, работаем с 2011 года. В основном занимались выездным туризмом — организовывали отдых для мусульман в Турцию, Египет, арабские страны. В последнее время стали уделять внимание развитию внутреннего и въездного туризма, потому что появились запросы. Из зарубежных стран мусульмане хотят посещать Казань, это третий город после Москвы и Петербурга.

Гатаулин: Как сейчас, в связи с политической ситуацией, будете решать вопрос? Чем замените ту нишу, которую теряете?

Мустафин: Будем стараться искать возможности отдыха как внутри России — это Крым, Краснодарский край, — так и страны Европы будем рассматривать, там есть инфраструктура, интересная для нас.

Гатаулин: А если говорить о внутреннем туризме, какие направления у нас в Татарстане интересуют туристов?

Мустафин: В Татарстане пока не так много мест, которые можно было бы показать. Есть классические маршруты, все их знают. Как в самой Казани, так и в Болгаре, Биляре. Также ведется разработка новых маршрутов, работаем с историками, которые в этом могут помочь.

Гатаулин: А сельский туризм?

Мустафин: Сельский туризм тоже рассматриваем, агротуризм. Мы разослали главам администраций вопросы, и уже пошли отклики. Также пытаемся наладить работу с фермерами. Но пока процесс идет тяжело, не все понимают, как это должно быть, и, как и везде в России, хромает вопрос сервиса. Иностранные туристы особенно привыкли к комфорту даже в мелочах. Мы в мае с этим столкнулись, когда принимали небольшую группу — две семьи из ЮАР и Канады. Проблемы были с сервисом в дороге.

Гатаулин: А по размещению?

Мустафин: По размещению пока все нормально, если не выезжать из Казани далеко. Здесь есть все, что нужно. Достаточно хорошего уровня.

Гатаулин: Спасибо.

«Некоторые родители просто боятся детей отпускать»

Светлана Пименова: Туристическая компания «Итиль Тур». Светлана, директор. Основное наше направление — внутренний туризм, мы на рынке почти 10 лет, я самостоятельно уже больше 15 лет работаю на этом поприще.

Сейчас столкнулись с проблемой школьных групп в связи с последними событиями. Снялись все январские группы.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Светлана Пименова: «Вообще, очень много разных направлений и во внутреннем туризме. Кто хочет работать, тот найдет себе работу. Считаю, что все трудности временные — все преодолеем»

Гатаулин: Боятся?

Пименова: Да. Не дают выезда, не разрешают выезжать школьникам. На сегодняшний день такая актуальная проблема. Некоторые родители просто боятся детей отпускать. Туризм — отрасль такая, непредсказуемая.

Гатаулин: Как перекрываете?

Пименова: У нас есть не только школьники, но и взрослые группы приезжают, сборные туры мы делаем, индивидуальных туристов мы также принимаем. Открываем новые направления деятельности, хотим попробовать поработать на открытии активного туризма — охота и рыбалка.

Гатаулин: В каких регионах?

Пименова: Конечно же, в Татарстане. А вообще, очень много разных направлений и во внутреннем туризме. Кто хочет работать, тот найдет себе работу. Считаю, что все трудности временные — все преодолеем.

Гатаулин: Спасибо.

«Прогноз на летний сезон такой: ничего страшного не будет по «зарубежке»

Александр Голубев: Александр, компания «Мистраль». Мы на рынке работаем больше 12 лет. Наше направление — в соотношении 50 на 50 — зарубежный туризм, прием гостей в Казани и внутренний. Поскольку мы много занимаемся горными лыжами, в ноябре объем продаж даже больше, но эта ситуация нисколько не связана с тем, что произошло. Европейское горнолыжное направление пока не пострадало. Турция сейчас вообще не востребована. У меня прогноз на летний сезон такой: ничего страшного не будет по «зарубежке», потому что произойдет замещение — причем достаточно активное — на болгарское и греческое направления. Если Турция будет закрыта, то достаточно активно будет предлагаться Греция. В Греции отели почти такие же, как в Турции, они адекватно замещаются. Если поставит тот же греческий оператор «Музенидис», основная масса поедет в Грецию. Наши российские направления — Сочи, Крым — тоже будут востребованы. Это замещение произойдет в летний сезон при условии, что ситуация останется такой же, как сейчас, то есть не произойдет еще каких-то ЧП.

Гатаулин: А как же цены в Крыму и в Сочи?

Голубев: Крым показал уже себя в этом году как востребованное направление. Люди оценили его, несмотря на все недостатки. Самолеты все были заполнены. У нас тоже объем продаж был большой. В этом году еще больше, думаю, будет.

Гатаулин: А как решается вопрос с перевозчиками на фоне ситуации с «Трансаэро»?

Голубев: Плохо, если у нас останется одна компания «Аэрофлот». Ведь во всем мире критерием развития компании является конкуренция.

Гатаулин: Цены увеличились?

Голубев: Естественно.

Гатаулин: На сколько в процентном соотношении?

Голубев: Сейчас нельзя так сравнивать, потому что рост связан еще и с ростом валюты, поэтому адекватно нельзя сравнивать. Но сам факт, что выбора сейчас у клиентов нет, на чем лететь. «Трансаэро» хорошим конкурентом была. Закон развития компании — конкуренция должна быть равнозначная. Поэтому с точки зрения компаний у нас очень плохая, негативная ситуация. Монополист появился. Но у нас есть и зарубежные перевозчики, например «Турецкие авиалинии». Их пока не отменили. У нас большое количество билетов на самолеты этой авиакомпании, на европейские направления. Мы, естественно, сидели и молились, чтобы не сняли эти рейсы.

Эти риски есть. Мы все сейчас сидим как на пороховой бочке и не знаем, что будет дальше. Каждый день надо молиться. Но с другой стороны, кому война, а кому мать родна. Я восхищаюсь «Пегас туристик» которая на фоне аннуляции Египта и Турции подняла цены в два раза. Понятно, что есть компании в это время, которые прекрасно зарабатывают. Поговорка действует.

Гатаулин: А касательно лоукостеров?

Голубев: Но эти же лоукостеры не самостоятельные компании. Это все «дочки» того же «Аэрофлота». Поэтому я не вижу разницы никакой. И перспектив их развития тоже нет. Потому что это одна компания. Ну, убрали завтраки, убрали стюардесс — и что же? Это же смешно. Вопрос конкуренции, поскольку сейчас она отсутствует, вот что важно. Естественно, это отразится и на качестве обслуживания, и на ценах. Монополист цены всегда выше ставит.

Гатаулин: Спасибо.

«Практикующие врачи не знают санаторно-курортную базу Татарстана»

Евгений Терентьев: Евгений Терентьев, «Курортинфо», «Соната-трэвел», заместитель генерального директора. С 2004 года мы работаем на рынке Татарстана и на рынке Поволжского региона в области санаторно-курортного лечения и отдыха.

Я, конечно, с болью смотрю на страдания своих коллег, которые работают в выездном туризме, так как во внутреннем туризме в санаторно-курортном направлении нет по большому счету проблем. Проблема только одна — найти места. Все объекты — санатории, дома отдыха, пансионаты в Татарстане — заполнены. Мест нет нигде. На Новый год если и появляются «окошки», то это отказные. Ситуация такая.

По прогнозам и перспективам я вижу тенденцию, что объекты размещения в предстоящем сезоне резко поднимут цены, чтобы нивелировать возросший спрос на свои услуги, и эта проблема будет очень актуальна. В качестве еще одной стороны этой медали для коллег предвижу, что, возможно, объекты размещения начнут сворачивать работу с туристическими компаниями в том плане, что реализация идет и так неплохо. Они будут делать акцент на прямые продажи, и вот это проблема меня лично волнует больше всего — как туристический бизнес будет работать в дальнейшем.

И еще хотел бы донести информацию, сейчас это не секрет, что в августе в Татарстане создана Ассоциация санаторно-курортных учреждений РТ. Я являлся инициатором ее создания, и на данный момент — исполнительный директор. И в рамках работы ассоциации, так как я нахожусь по обе стороны — на стороне операторов и на стороне санаторно-курортных учреждений, я понимаю их проблемы и желание заработать в создавшихся условиях. Здесь мы будем обговаривать условия и дальнейшую работу как с частными клиентами, так и с туркомпаниями.

Еще одно направление нашей работы — всем известный горнолыжный комплекс «Казань». Очень сложный объект. Мы работаем с ними со дня открытия. Мы одна из немногих туристических компаний, кто с ними работал. Там сейчас пришла очередная новая команда, они разорвали все договоры с туристическими компаниями.

Там, помимо существующих объектов размещения, вводится еще одна гостиница «Маяк» на нижнем плато. Это уже будет четвертая гостиница: «Каскад», «Дежавю», «Станция», «Маяк». Помимо коттеджей, которые на верхнем и нижнем плато, теперь запускается наконец-то поселок «Северный». Если кто видел, на третьей трассе когда стоишь, там, внизу виден поселок коттеджный. Со дня основания горнолыжного комплекса эти коттеджи были построены. В этом году планируют запустить.

Так вот, что касается работы с туристическими компаниями. После долгих переговоров, буквально вчера вечером мне прислали наконец-то утвержденный договор. Сейчас мы его «утрясаем», потому что некоторые позиции, которые мы обговорили, вдруг изменились. Надеюсь, что уже на следующей неделе горнолыжный комплекс «Казань» можно будет бронировать. Единственное, Новый год уже весь продан, но в течение сезона можно будет работать.

Фаиль Гатаулин: Сергей Иванов, руководитель Госкомитета РТ по туризму, говорил, что нужно развивать медицинский туризм. Каким путем можно это делать?

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Евгений Терентьев: «Медики, практикующие в поликлиниках, абсолютно не знают санаторно-курортную базу Татарстана. Я сам неоднократно спрашивал у них, какой санаторий они могут посоветовать. Знаний — ноль»

Терентьев: Медицинский туризм — та сфера деятельности, в которой на сегодня выдаем скорее желаемое за действительное. Что такие медицинский туризм? На последней выставке в Казани заявлялись для развития наши медицинские центры: РКБ, 7-я больница и прочие — в части желания привлекать, ну, как они называют, туристов, которые приедут в Казань с медицинскими целями. Выступал замминистра здравоохранения, и я не увидел понимания, как это сделать.

Я предложил следующий вариант, который касается санаторно-курортного лечения и отдыха. Вообще, это сфера такая: сколько лет работаю, до сих пор не все понятно. Дело в том, что Минздрав с каждым годом все дальше уходит от санаториев, и об этом было заявлено, что санатории их не интересуют как таковые. Парадокс, но в этой действительности мы живем. Я предложил работать соответственно. Дело в том, что ваши медики, практикующие в поликлиниках, абсолютно не знают санаторно-курортную базу Татарстана. Я сам неоднократно спрашивал у них, какой санаторий они могут посоветовать. Знаний — ноль. Практикующие врачи в Татарстане — это может быть государственная или частная клиника — абсолютно не знают, что у нас есть. Они не знают профиля лечения санатория «Васильевский», санатория «Сосновый бор», «Санты».

Я предложил найти компромисс: руководители здравниц проведут циклы обучающие для практикующих врачей, а представители клиник, которые планируют работать в области медицинского туризма, проведут обучающие семинары для врачей санаторно-курортных учреждений с тем, чтобы после прохождения лечения в санатории лечащий врач мог предложить услуги какого-то медицинского центра. Думаю, это предложение нашло понимание, и мы будем работать.

Гатаулин: А каким образом извне приглашать туристов?

Терентьев: Давайте в своем болоте сначала разберемся. Я не ставлю целью развитие медицинского туризма. У меня санаторно-курортное.

Гатаулин: У нас на прошлой неделе был бранч с медицинскими центрами, на котором говорилось, что за услугами стоматологии сюда едут. Хорошо, это другой вопрос. Спасибо.

«Люди думают, что сейчас выехать за границу не получится, и наблюдается подъем продаж на теплоходы»

Наиля Валиуллина: Валиуллина Наиля, генеральный директор «Бюро путешествий «Столица». Недавно нам исполнилось 15 лет, я сама в туризме с 1991 года, так что кризисами нас не удивить. Хочу поддержать предыдущего спикера-коллегу — врачи совершенно не ориентируются в курортах. И это отдельная тема. На курортах можно вполне хорошо лечить людей, это деятельность и на выезд, и на въезд. Здоровье можно поправить не обязательно таблетками.

Чтобы не повторяться, озвучу другую тему: мы можем предложить альтернативу, и на фоне ситуации с выездным туризмом у нас наблюдается подъем на круизные направления. Люди думают, что сейчас выехать за границу не получится, и наблюдается подъем продаж на теплоходы. Хотя эта сфера имеет свои серьезные проблемы. У сотрудников круизного отдела даже есть тост новогодний: «Чтоб реки были полные!». Потому что реки мелеют, теплоходы вверх или вниз не проходят, это сложная система. Судовладельцы серьезно к этому относятся, быстро реагируют. Сейчас строятся программы, когда теплоход доходит, например, до Нижнего Новгорода. Там часть туристов уходит обратно, а кто хочет уйти наверх, садятся на автобусы. Серьезно выстроена логистика, чтобы они потом на другой теплоход пересели в аналогичную каюту. Очень серьезная, большая работа проделывается, у туристов есть возможность совершить полноценное путешествие.

Другие судовладельцы делают еще программы для тех, кто неоднократно путешествует: туристы могут выйти в одном городе, не идти пробегом по воде сутки, а за эти сутки совершить путешествие на автобусе, например, по городам Золотого кольца и догнать свой теплоход в определенный день. Те, кто не хотят сходить с теплохода, остаются на корабле и эти сутки путешествуют. Такие вот серьезные меры предпринимают. Работники сферы туризма настолько привыкли к нестандартным экономическим и политическим ситуациям, что быстро реагируют и подстраиваются. Я думаю, что каждый сотрудник на своем направлении будет оперативно реагировать. Наши туристы привыкли путешествовать, привыкли, что в отпуск не должны сидеть дома, поэтому без работы не останемся, просто нужно правильно и вовремя реагировать.

Гатаулин: Снижение реальных доходов как повлияло?

Валиуллина: Пока мы не ощутили этого, но я думаю, что игрокам нужно будет удешевлять продукты, многие «двигаются». Но с теми же теплоходами — они не могут «подвинуться»: повышенные требования к безопасности судов не позволяют сделать тур дешевле. Когда корабль 90 дней из 360 работает, а в остальное время он тоже требует обслуживания. Здесь удешевления не получится. Опять же об обслуживании: если не будут повышаться цены на продукты, импортные продукты заместят нашими. Очень много разных нюансов. Транспортники, например, подняли стоимость автобусов на новогодние каникулы, а у нас в прайсе были заложены прежние цены на Новый год. Поэтому мы в любом случае должны быть гибкими.

Гатаулин: Спасибо.

«Прием иностранных туристов в этом году — минус 50%»

Юрий Перцев: Меня зовут Юрий, фамилия Перцев. Компания «Спутник-Транс-Сервис-Казань». Мы в туризме уже очень много лет, по-моему, 60. Я в туризме чуть меньше. Но здесь я себя чувствую как в обществе анонимных алкоголиков. Не знаю, правду-матку рубить или стараться кому-то понравиться. Скованно немного себя чувствую. Проблемы у всех одни и те же. Единственное, я не занимаюсь всеми направлениями. И не знаю каких-то тенденций. Могу выразить собственное мнение. В частности, по ситуации с Египтом: я бы на месте тех, кто сотрудничал с ними, не ждал возобновления работы, а ратовал за применение к ним санкций. Ведь как было с Турцией? Там сбит самолет, погиб летчик. Но ведь еще и 40 дней не прошло, как погибли наши граждане. Но по телевизору сейчас — ни слова о том, что люди погибли, ни слова о том, что к Египту надо какие-то санкции применять. Наоборот, в каком-то электронном издании я увидел, что нужно лук и помидоры покупать в Египте вместо того, чтобы заставить их вымолить наше прощение.

Я занимаюсь приемом туристов. Проблема номер один — минус 50% по некоторым направлениям в этом году прием иностранных туристов. По каким-то регионам конкретно — 30-40%. Но в общем ситуация — 50%.

Гатаулин: По сравнению с прошлым годом?

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Юрий Перцев: «Я занимаюсь приемом туристов. Проблема номер один — минус 50% по некоторым направлениям в этом году прием иностранных туристов. По каким-то регионам конкретно — 30-40%. Но в общем ситуация — 50%»

Перцев: Да, с 2014-м. Я за себя говорю. На следующий год картина у нас на фоне других туристических фирм с их активным… Мы же не молодые, потенции у нас нулевые. Мы же активно не продвигаем, не толкаемся локтями. Из того, что есть — динамика отрицательная.

Гатаулин: Развиваете ли китайское направление?

Перцев: К, сожалению, не могу похвалиться этим. Мы приняли в этом году какое-то количество, но не более 200 человек. Я не вижу чего-то такого… ну, разве что что-то случится совершенно необычное, что через нашу фирму будет востребована Казань.

Гатаулин: Открывается прямой рейс «Казань-Пекин».

Перцев: За этим может стоять работа других туристических фирм, которые целенаправленно работали в этом направлении. Наверное, они достигли чего-то. Я говорю не о спонтанных туристических группах и индивидуальных туристах, а о потоках, которые едут из года в год. Мы не много принимаем. У нас ежегодно вряд ли более 5 тыс. человек.

В основном это европейское направление — например Германия в первую очередь.

Гатаулин: Какие в основном страны?

Перцев: Европейские. Конкретно — та же Германия, Италия, Испания, немного из Англии. До 70% наших гостей составляли немцы, австрийцы.

Гатаулин: Спасибо.

«Нас приводят в пример, обсуждают на крупных российских мероприятиях»

Наталья Абрамович: Наталья Абрамович, руководитель Туристско-информационного центра Казани. Нашему туристско-информационному центру в этом году исполнилось 8 лет. Сама я работаю в туризме почти 19 лет. Так или иначе, в своей работе я всегда была связана с внутренним туризмом, приемом гостей в Казани и Татарстане и продвижением возможностей Татарстана на российском и мировом рынке.

Центр в первую очередь предоставляет информационные услуги туристам, которые приезжают в наш город. У нас два офиса. Выпускаем ежемесячно туристическую карту города, которая распространяется бесплатно в гостиницах города. Работаем с объектами размещения, проводим экскурсии, работаем и по приему туристов тоже.

Что касается нашего сегмента, это в первую очередь российские туристы, и их стало больше. Выездами мы не занимаемся совсем, ни внутренними, ни международными. Что касается приема гостей — значительное увеличение по сравнению и с прошлым, и с позапрошлым годом. Проблема остается — незаполняемость гостиниц. Сейчас, в ноябре — начале декабря и после новогодних праздников будет провал. Много лет говорим о том, что нужно привлекать мероприятия в город в эти периоды, когда совсем нет туристов, в нетуристическое время. Но пока воз и ныне там. Это должна быть некая политика города и республики по привлечению туристов, чтобы город заполнялся туристами, бизнес-туристами в эти периоды.

Если говорить о привлечении китайских туристов, возвращаясь к вашему вопросу, то я знаю, что ведется громадная работа по продвижению на рынке Китая Госкомитетом РТ по туризму. С весны было проведено порядка восьми рекламно-информационных туров для СМИ. Во время чемпионата по водным видам спорта здесь было несколько групп туроператоров и журналистов из Китая, которые с большой отдачей приезжали. И стали приезжать в Казань. «Бюро путешествий» принимало много китайских групп. Была масса роуд-шоу, масса была активностей на китайском рынке сотрудниками Госкомитета, и думаю, отдачу мы увидим уже в следующем году. Если ваши информаторы не врут, если появится рейс, то это будет большим толчком к развитию всей отрасли.

Гатаулин: По поводу рекламной кампании, которая продвигает Казань в других регионах: она работает?

Абрамович: Сейчас существует проект «Время путешествовать в России», который реализует Ростуризм. Мы достаточно активно в нем участвуем, и несколько регионов меняются на бесплатной основе билбордами и другими рекламными носителями. Казань на российском рынке уже зарекомендовала себя как интересное туристическое направление. К нам едут и, дай бог, еще долго будут ехать. В пиковые даты, в майские праздники, в новогодние каникулы мы ограничены количеством средств размещения. Их уже не хватает. Гостиницы на 87-92% уже сейчас заполнены. Понятно, что к Новому году будет стопроцентная загрузка. Но нам есть куда стремиться: открываются новые отели, хостелы. На самом деле о нашей работе и проблемах можно говорить бесконечно.

Гатаулин: Из каких регионов больше стало туристов?

Абрамович: Стало больше из Уральского округа, потому что мы достаточно активно присутствуем, проводим различные выставки и сами уральцы с удовольствием едут к нам. Всегда мы были востребованы москвичами, петербуржцами и жителями городов в радиусе примерно 500 километров: Ижевск, Уфа. Соседи — Тольятти, Самара, Ульяновск — уже едут в Казань как домой и не обращаются к нашим туроператорам, турфирмы работают напрямую.

Проблем в этом сегменте много: это работа и с экскурсоводами, и с транспортными компаниями. Но если говорить о приеме, то самая главная проблема — качество обслуживания. Если турфирмы — не могу ни про кого сказать, что работают халатно, то обслуживание — в объектах общепита в первую очередь и в гостиницах — оставляет желать лучшего. Повести гостей и сказать, что вот этот ресторан или кафе обязательно посетите, — у нас такого нет. Я вспоминаю свои визиты в тот же Екатеринбург, там есть очень интересные рестораны. Туда хочется ходить.

Экскурсоводы, которых недостаточно много, — не всегда они достаточно квалифицированы. И это несмотря на то, что создана Гильдия экскурсоводов и ведется работа по аккредитации, по повышению их профессионального уровня. Все равно остаются проблемы, о которых нужно говорить.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Наталья Абрамович: «Если говорить о приеме, то самая главная проблема — качество обслуживания. Если турфирмы — не могу ни про кого сказать, что работают халатно, то обслуживание — в объектах общепита в первую очередь и в гостиницах — оставляет желать лучшего»

Радует, что в Татарстане туризму придают большое значение, начиная с первого лица республики и заканчивая туристическими компаниями, и Казань на российском рынке в передовом составе. Когда мы присутствуем на российских форумах, семинарах, нас приводят в пример, обсуждают на крупных российских мероприятиях. У нас появляется то, чего в других регионах еще нет. Например, была создана Гильдия экскурсоводов, Ассамблея туристских волонтеров, появились знаки туристской навигации (во втором или третьем регионе вообще в России) — на нас даже отрабатывалась эта система. И когда Ростуризм создавал свои методические рекомендации, пользовался нашим опытом. Сейчас уже во многих регионах есть элементы туристской навигации. Татарстан уверенно развивается и идет вперед.

Гатаулин: А какая средняя продолжительность пребывания?

Абрамович: Средняя продолжительность пребывания туристов в Казани — 2-3 дня, а в 2005 году это был один день. Хотелось бы, конечно, чтобы они гостили по 4-5 дней минимум, у нас есть что посмотреть, дороги хорошие — можно ездить. В тот же Свияжск теперь можно совершенно спокойно доехать за час.

Гатаулин: Спасибо.

«Переориентировать надо и себя, и туристов»

Екатерина Храмкова: Меня зовут Екатерина Храмкова, директор туристического агентства «Глобал вояж». Мы занимаемся въездным и выездным туризмом, визовой поддержкой российских граждан, у нас есть, скажем, эксклюзивные, продукты: отправляем в Новую Зеландию, ЮАР, работаем с посольствами, являемся аккредитованными в консульстве Ирана. Делали проекты с Ираном, Пакистаном, то есть с закрытыми такими странами, куда сложно попасть. Также имеем свой автопарк: предоставляем автомобили без водителей по Казани и Татарстану и в другие регионы тоже предоставляем.

Что касается отраслевой проблемы, то решение, на мой взгляд, только одно — переориентировать себя, даже не себя, а туристов. Например, рассказывать не про Египет и Турцию — да, их легко продавать, они всем нравятся, — но больше про Азию ту же самую, какие-то наши направления. Ведь туристы, например, ничего не знают про прелести Таиланда, Индии. А вот им надо подавать all inclusive, который практически и не найдешь. Продвигать можно с помощью мероприятий: созывать в агентстве бранчи с постоянными туристами, можно скайп-конференции устраивать, если кто-то хочет что-то другое продавать туристам.

Что касается российских курортов, я заметила, что туристы, как правило, не требуют скидку на туры. Например, летом в Турцию просили 5-7%, а некоторые демпингующие агентства в Казани дают и 9, и 10. Я, правда, поражаюсь, как они выживают, но есть такие. А что касается Крыма, ценник там высокий — есть и за 200, и за 300 тысяч туры. А скидку не просят. И это достаточно большой плюс.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Екатерина Храмкова: «Что касается отраслевой проблемы, то решение, на мой взгляд, только одно — переориентировать себя, даже не себя, а туристов. Например, рассказывать не про Египет и Турцию — да, их легко продавать, они всем нравятся, — но больше про Азию ту же самую, какие-то наши направления»

Поднимался вопрос по поводу лечения в санаториях и отправления туда высокопоставленных граждан. Лечением за границей мы тоже занимаемся. Я сама проверяла санатории «Сосновый бор», «Васильевский» — переориентировали мы себя в том году. Там нет уровня такого, чтобы я была спокойна, отправляя какого-нибудь высокого человека туда. Проверяла некоторые местные санатории сама, и я не могу быть спокойна за своих клиентов. Отправляя, например, в Будапешт, в отель «Данубиус», я спокойна: у человека будет все хорошо. А отправляя в санаторий «Сосновый бор»… Да, санаторий неплохой, но я знаю, что мне клиент позвонит, даст трубку, чтобы я с ресепшеном общалась.

Терентьев: Я никогда ничего не скрывал, я всегда говорил и заявлял. И не только Татарстан. В Татарстане у нас нет объекта достойного, высокого уровня. Есть санаторий «Ян», но там нет лечебных факторов. Самые хорошие лечебные факторы — это «Бакирово», но по уровню он уступает. Все, что у нас есть в Поволжье, — это Чувашия сделала «Солнечный берег» и Самара — «Волжский утес». Вот и все. А в Татарстане нет. Можно в Башкирии «Янган-тау».

Да, они загружены и меняться не хотят. У нас не хватает объектов размещения. В 2008 году был проект «Тетюшский утес» — строительство санатория. Будем размышлять. Это серьезная проблема, что в Татарстане нет достойного санаторно-курортного комплекса, который можно заявить на всю страну. Хотя на самом деле тут ничего сложного нет, все изыскания уже проведены. Минеральная вода в деревне Пролей-Поле уникальная. Она не хуже, а по некоторым параметрам даже лучше, чем ундорская известная. Извините, что перебил так эмоционально. О наболевшем просто.

Храмкова: В свою очередь мы тоже себя переориентируем. Я специально развивала направление Черногории, потому что сейчас она набирает обороты. Другая моя коллега ездила в Крым, около месяца пожила, поездила. Третью коллегу отправили в Анапу, смотреть то направление. То есть мы себя пытаемся переориентировать с зарубежного направления на наше, российское. Но и зарубежку никому не отдадим.

Гатаулин: А Грузия, Армения, например?

Храмкова: Вот едем мы в Грузию и Армению с моей коллегой тоже. Забронировали билеты на мартовские праздники. Сейчас на Новый год туристов отправляем. Очень людям нравится, очень красиво, очень интересно. Пока мы факультативно это знаем, но я думаю, будет пользоваться это спросом. Во-первых, ценник сам на три страны очень привлекательный, небольшой. И интересно, небанально. У нас, знаете, любят кичиться: я люблю небанальное. Вот такой новый продукт.

Гатаулин: Спасибо.

«Следующий год — это год электронной торговли»

Азамат Сабиров: Азамат Сабиров, компания АVT. Касательно кризиса в отрасли, ситуации с Турцией и Египтом могу сказать, что я даже отчасти рад, потому что операторы к тому времени немножко зазнались, а когда ситуация стала меняться, все стали более «отзывчивыми». Это касательно туризма. Что касается кризисной ситуации сейчас, время каждый раз приносит свои прелести. Любое ЧП, которое происходило в авиации, на флоте или где-то еще, создавало предпосылки для положительных изменений. «Титаник» утонул — научились делать радиообмен, чтобы спасать суда.

Наша компания находится больше в корпоративном секторе обслуживания. Мы не были лидерами по пакетному туризму, занимались индивидуальным туризмом: дорогие отели, яхты. Основной наш бизнес — корпоративное обслуживание: авиабилеты для компаний, гостиницы, трансфер. Соответственно, люди ищут где подешевле.

Недавно мы перешли на электронную кассу. Создали продукт, который позволяет любой компании, которая захочет с нами работать, получить доступ к терминалу, онлайн-кассе. Там все просто и понятно. Подключили еще немецкий пульт. Также будем иностранные пульты еще подключать. Мы вчера с «Финэйр» встречались: ситуация сложилась такая, что у них разные цены для разных рынков. То же самое касается отелей. Сейчас идет такая глобализация, что компания, работающая в Казани, может предоставлять тебе цены от любой компании в мире. Мы оптимизируем этот процесс на своей электронной площадке. Следующий этап — это селф-турист — люди, которые онлайн все бронируют сами. Соответственно, мы должны сделать площадку, которую они смогут использовать. Корпоративные клиенты в том числе. В Татарстане бизнес начал понимать, что ему нужны такие инструменты. Они смогут для своих сотрудников определять, какой из них каким классом сможет лететь, а мы, в свою очередь, готовы предоставить все необходимые инструменты.

Что касается туризма, считаю, что отмена Египта и Турции позволит россиянам путешествовать интересно — есть Израиль, есть Гоа, пошли разговоры про круизный туризм. Люди начали вспоминать, что и Россия тоже интересная страна, стали глаза открывать. Кто-то в Сочи, кто-то в Абхазию поехал. Казань от этого тоже выиграла. Все начинают вспоминать, что у нас много спортивных мероприятий, концертов, еще чего-то организуют. К слову, я бы хотел, чтобы Казань сделала Сабантуй грандиозным праздником — таким, как Октоберфест. Чтобы со всех стран приезжали, чтобы он длился целый месяц. Я говорил уже Сергею Иванову про этот проект. Он может быть и культурным, и кулинарным факторным мероприятием большим, и можно задействовать весь Татарстан — пройтись с кулинарным конкурсом по всем районам РТ — грандфест, и чтобы потом чемпионы собрались в Казани.

Следующий год — это год электронной торговли. Что касается турагентств, то у многих туристы как летали, так и будут летать, отвалились в основном «пакетники». Средний-лоу и все, кто ниже среднего класса, либо сами путешествуют, либо просто дома сидят. А средний-хай — как летали, так и летают.

Гатаулин: Ценовая политика у зарубежных операторов поменялась?

Сабиров: Эти вопросы не ко мне. Здесь есть мегаэксперты — компания «Стэн», компания «Салават». Это к ним.

Гатаулин: Спасибо.

Людмила Дубовая, фото Романа Хасаева, видео Арчи Стасевича
МероприятияБизнес-бранчи Ассамблея туристских волонтеров

Новости партнеров