Финансовый центр в Ново-Татарской слободе: как будет выглядеть «Москва-Сити» по-казански?

Малайзийские архитекторы представили проект перестройки еще одной исторической части столицы РТ

Ново-Татарская слобода может превратиться в финансовый центр, почти такой же, как лондонский Сити. Если ранее такие крупные проекты, как Иннополис или «Смарт Сити Казань», реализовывались за пределами города, теперь масштабный объект может появиться и в исторической части Казани. Бизнес-план и модели реконструкции должны быть готовы через 9 месяцев. Пока у разработчиков нет конкретного видения делового центра, как нет и инвесторов для реализации всех задумок. Поэтому они собрали татарстанских чиновников, архитекторов и девелоперов для совместного обсуждения будущего Ново-Татарской слободы.

Казань второй Лондон

Казань может превратиться в финансовый центр, такой, как Лондон и Токио, ну, или хотя бы, как Москва и Санкт-Петербург. Для осуществления этого амбициозного замысла предлагается создать деловой центр в Ново-Татарской слободе. Разработкой грандиозного проекта будет заниматься малайзийско-российский консорциум в составе APUDG и Фонда развития исламского бизнеса и финансов. С проектом знакомился и президент РТ Рустам Минниханов. А накануне проект представили и журналистам.

План, действительно, грандиозный, правда, на вопросы о том, как он будет воплощаться в реальность, управляющий директор и архитектор APUDG Норлиза Хашим сейчас может дать только довольно общие ответы. Отметим, что именно госпожа Хашим была главным архитектором «Смарт Сити Казань», который пока также остается лишь на бумаге. Теперь для превращения столицы Татарстана в мировой финансовый центр она предлагает создать соответствующий бизнес-климат, изменить систему налогообложения, привлекать человеческие ресурсы и самое главное — развивать банковский сектор, международную торговлю и бизнес.

Однако вернемся к более конкретным данным. Площадь проектного участка — 1176 га, его протяженность — 5,5 км вдоль Волги. Хашим уверена, что от его использования можно получить гораздо больше прибыли. Но на пути превращения Казани в финансовый центр стоит экологическая проблема. «Важный момент — загрязнение территории, низкое качество воды у Речного порта», — подчеркнула эксперт из Малайзии. И уже переходя к решению вопроса транспортной системы, Ташим предложила перенести часть функций Речного порта в другое место, что, в принципе, обсуждалось и без этого после открытия (пусть и не полного) Свияжского мультимодального логистического центра.

К слову о транспорте, планы по развитию инфраструктуры для привлечения инвестиций не менее масштабны. «Планируется создание нового мультимодального транспортного центра на месте железнодорожной станции «Казань-2». Как мы знаем, планируется создание высокоскоростной магистрали, которая будет проходить мимо Казани. Хотелось бы, чтобы и наш участок имел хороший доступ к этой магистрали, что облегчило бы его развитие», — заметила Ташим. Отметим, что в разговоре с корреспондентом «Реального времени» советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ Николай Васильев рассказал, что рассматривается вариант, по которому в рамках развития инфраструктуры может появиться транспортно-пересадочный узел у ж/д вокзала «Казань-1». Тогда недалеко от него может быть построена еще одна станция метро.

Конкретного проекта пока нет, но через 9 месяцев должны появиться бизнес-план, дорожная карта по развитию делового центра, а также будет разработана система управления новым финансовым районом.

Проблема №1 — «на 1000 га приходится 1200 владельцев»

— Была ли у вас какая-то информация по работе с собственниками тех предприятий, которые расположены на этой территории? Как нам кажется, это может быть основным камнем преткновения по развитию этой территории? — пожалуй, директор компании «Ак Барс Девелопмент» Дмитрий Пузырев озвучил вопрос, который на встрече был в головах практически у всех присутствующих. Он напомнил, что казанские архитекторы уже не раз предлагали концепции по развитию этой территории, но вопрос с собственниками участков и промышленных предприятий решить пока не удавалось.

Ташим смогла предложить два решения. Первое — вовлечь владельцев недвижимости в проект. В качестве примера она привела компанию «Селиде» в Бейруте, которой владеют не только государство, но и частные лица. Второй путь — выкуп застройщиком всей земли.

Более конкретный ответ дал Линар Якупов, советник премьер-министра РТ по вопросам взаимодействия с исламскими финансовыми институтами и один из идеологов проекта: «Территория на самом деле имеет большое количество владельцев. На 1000 га приходится 1200 владельцев. Но нас потом успокоили тем, что 900 участков — это маленькие гаражи еще с советских времен. Их в принципе можно пригласить в один кооператив, который может сам по себе стать и владельцем, и застройщиком своей территории. Есть большая зона под поселениями с хаотично построенными домами. Есть в них элементы исторических орнаментов, узоров и так далее, но в большинстве из них — нет. Третья группа — это владельцы индустриальных площадок. С ними комитет города Казани работает, слушает их пожелания. Что нас воодушевило — часть этих компаний уже сегодня изъявили желание переехать в мультимодальный логистический комплекс «Свияга», — заявил он.

Свои размышления Якупов подытожил успокаивающей фразой о том, что «земли никто ни у кого отнимать не собирается».

На 1000 на территории слободы приходится 1200 владельцев, констатировал Линар Якупов. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Проблема №2 — «дома с узорами»

Неосторожная фраза Якупова о «домах с узорами» не могла не вызвать реакцию — шутка ли, ведь речь идет о Ново-Татарской слободе, исторической части города, где как минимум расположены сразу три мечети с уникальной архитектурой — Азимовская, Розовая и Иске-Таш. Считается, что последняя была построена на месте братской могилы бойцов, защищавших Казань от войск Ивана Грозного.

— Прозвучала фраза «узоры». Но это не узоры, это генетическое наследие города. Градостроителям надо учитывать, — заметил представитель «Гипронииавиапром» Виктор Морозов. Он выразил опасение, что историческая часть Казани, которая имеет свои особенности, в конечном итоге может превратиться в типичный европейский деловой центр, второй «Москва-Сити».

Помощник президента Олеся Балтусова поспешила успокоить собравшихся, пообещав, что наличие культурных объектов на этой территории будет учтено. Слова о том, что «это не Старо-Татарская слобода» и что «объектов там сохранилось немного», прозвучавшие из ее уст, несколько покоробили. Но позднее, когда Балтусова начала с теплотой говорить о роли мечетей Ново-Татарской слободы, о том, как она с рабочей группой изучала среду этого места, фотографировала надписи на стенах и общалась с местными рыбаками, стало казаться, что в ее глазах есть тихая грусть и надежда, что пожелания этих самых рыбаков будут учтены, а памятники архитектуры останутся целыми.

Проблема №3 — не окажутся ли узкими рамки генплана?

По замыслу создателей проекта, новый деловой центр должен быть не только финансовым кварталом, но и включать жилую застройку, а также публичную зону. В этом смысле проект не противоречит генеральному плану Казани: будут рассмотрены 4 концепции пространственного развития Казани, из которых в дальнейшем будет выбрана приоритетная. По всем концепциям ту зону, которую планируется превратить в финансовый центр, рассматривали как общественно-деловую. Тем не менее создавать просто зону со смешанной застройкой с большим количеством офисов нельзя. Тут важным аргументом является тот факт, что исторический центр Казани уже сейчас перенасыщен офисами, и для того, чтобы заставить арендаторов переехать в новые бизнес-центры, придется вести таргетированную налоговую политику.

Еще одна цель, которую преследуют создатели концепции финансового центра, — привлечение в Казань дополнительного потока туристов. Казанский архитектор Ильмир Абдулхаков эту идею коллег поддержал и предложил создать этакий «брендовый силуэт» города, который можно будет наблюдать, передвигаясь по Волге. Он должен стать такой же «открыточной панорамой», аналогичной той, которую создает Кремль на берегу Казанки.

В завершение Линар Якупов признался, что пока инвестиций в проект нет, и когда они появятся — неизвестно, но через 9 месяцев упорного труда пообещал представить готовый бизнес-план, в котором будет ответ и на этот вопрос.

1/6
  • Фрагмент презентации APUDG
  • Фрагмент презентации APUDG
  • Фрагмент презентации APUDG
  • Фрагмент презентации APUDG
  • Фрагмент презентации APUDG
  • Фрагмент презентации APUDG
Гуландам Зарипова

Новости партнеров