Рафаэль Хакимов: «Великая Степь стала колыбелью Российской империи»

«Исторический путь татар» казанского ученого. Часть 12-я

Рафаэль Хакимов: «Великая Степь стала колыбелью Российской империи»
Фото: YegorGeologist /ru.wikipedia.org/ CC BY-SA 4.0

Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Исторический путь татар: перипетии судьбы». В ней казанский историк рассматривает некоторые аспекты отношения к татарам в различных источниках. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения.

Континент великих империй

Великая Степь — это равнинная безлесная полоса длиной более 6000 км, проходящая с востока на запад через территории современной Монголии, по южным областям России, через Казахстан, Украину, Молдавию, часть Румынии до восточной Венгрии, включая степной островок Пуста. С древних времен по этому коридору с востока на запад перемещались кочевые народы. Именно на берегах Дуная, на территории современной Венгрии, кочевники (гунны, авары, аланы и пр.) заканчивали свой славный путь и оседали, растворяясь в гораздо более многочисленном местном населении. Кочевников невозможно идентифицировать с этничностью, но среди них преобладали тюрки.

Степные империи доминировали в истории Евразии много столетий. Великая Степь стала колыбелью ряда тюркских государств, Золотой Орды и, в конечном счете, — Российской империи.

Особенности кочевой цивилизации

Рассматривая историю тюркских государств, необходимо отвлечься от «оседлого» мышления европейцев. Изначально у тюрков как кочевников не было привязки к конкретной территории. Отдельные племена знали территорию перекочевок, угодья кормили людей и зачастую возникали стычки между ними за обладание пастбищами, но для номадов не существовали границы в их нынешнем понимании. Родиной для кочевника было все пространство Степи от Великой Китайской стены до Каспия и Дуная.

Кочевников порой представляют как банду разбойников, недоразвитую культуру, ступенью на пути к оседлой жизни. На самом деле это особая цивилизация, непохожая на европейскую или азиатскую (китайскую, персидскую). В кочевой культуре в отличие от земледельческой важны были не пашни, а пастбища. Конь и легкая повозка позволяли быстро передвигаться по степи не только войскам, но и целым народам, причем на огромные расстояния. Это предопределило размеры степных империй. Тюркские каганаты и собственно татарские государства начинались далеко на Востоке и заканчивались на Дунае. Они стали основой будущей Российской империи.

Для кочевников важна была компоновка людей в пространстве степей с тем, чтобы не опустошать ландшафт и поддерживать скотоводство. Война являлась сопутствующим элементом жизни кочевников, поскольку шла экспансия, борьба за пастбища, а также нужна была защита от врагов.

Земледельческая культура опиралась на производство зерна и при традиционной агротехнике преимущества тех или иных народов в конечном счете определялись количеством пашни. Земледелие могло прокормить бо́льшее количество населения, нежели скотоводство. Любые завоевания новых земель вели к росту потенциала завоевателей в силу роста возможностей для увеличения населения, а вместе с тем возможностей для новых завоеваний. Но земледелие жестко привязывает людей к территории.

Кочевник не любит жестких границ. Если использовать современные термины, то у кочевников структура общества была сотовой. Отдельные племена объединялись благодаря вождям, во главе которых стоял эльтебер, каган или хан. Вертикаль проявлялась только в наличии вождей. Невозможно однозначно сказать, что лучше — вертикальные (европейские) или горизонтальные (азиатские) структуры. Все зависит от поставленных задач и условий их реализации.

Ранние периоды истории татар можно трактовать с определенными оговорками как кочевой период. Оговорки касаются металлургии, которая не только была ключевой для могущества тюркских народов, но и была привязана к местам добычи руды. Затем металл мог обрабатываться где угодно, но добывался он в конкретном месте. Земледелие также присутствовало в татарском сообществе с древнейших времен. Тем не менее культура и ментальность несли в себе отпечаток кочевой культуры.

Ранние тюрки, кроме скотоводства, занимались охотой на травоядных животных, носившей характер облавы на многочисленные стада степных зверей.

Пищей служило мясо, любимым напитком — кумыс. Одежда и шатры шились из шкур животных. Тюрки также изготавливали войлок и шерстяные ткани. Основным видом скота были овцы и лошади, а экономической единицей — парная семья.

Важное место занимала металлургия, рыболовство, ремесла, разведение садов, огородов, виноградников и торговля. Не случайно в словаре тюркского языка Махмуда ал-Кашгари (XI век) содержится много слов, охватывающих практически все основные понятия земледельческого производства и виды продукции.

Продолжение следует

Рафаэль Хакимов, использованы иллюстрации из книги «Исторический путь татар: перипетии судьбы»
ОбществоИстория Татарстан Хакимов Рафаэль СибгатовичИнститут истории им. Ш.Марджани АН РТ
комментарии 24

комментарии

  • Анонимно 23 янв
    Полнейший бред и явное неуважение к истории России.
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Ну почему же?

    Около половины территории Российской империи занимали степи.
    Около второй половины составляли леса и тайга.

    Это географический факт.

    Другое дело, что без городской цивилизации кочевники не могли пользоваться благами технологии и техники.

    Наверное, надо говорить о том, что цивилизация кочевников было стимулирована городской цивилизацией, покоренных народов - Средний Азии, Руси, Северного Кавказа, Персии и др.

    И этот симбиоз степной и городской цивилизаций и лежит в основе Российской империи.

    А "русские" это "симбиоз" славян, финно-угоров, тюрок, монголов, семитов и ещё многих десятков этносов.

    "Русская цивилизация" это и есть симбиоз степной, городской цивилизаций и самых различных этносов.

    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Указанный Вами симбиоз относится к татарам, а не к Русским.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    "Симбиоз" предполагает взаимодействие как минимум двух "сторон" - поэтому "российский ("русский") симбиоз" относится и к "русским", и к "татарам", и ещё ко многим десяткам этносов.

    Ответить
  • Анонимно 23 янв
    Только один раз использован термин "татары".
    Во всех остальных случаях использовался более точный термин "тюрки".

    Заменить одиночный термин "татары" на более точный "тюрки" и практически не счем дискутировать.
    Ответить
  • Анонимно 23 янв
    Какие сады и виноградники у кочевников. Лошади съели и вытоптали траву вот и поехали на новое место. Загадили вокруг юрт значит и перенесли их на чистую поляну. И сбивались эти бомжи с луками в большие орды чтоб удобней было завоевать новое место. Так они шли волнами с востока на запад потихоньку исчезая по пути кто от болезней и голода а кто и от врагов. И только Чингисзан создал гиперорду. Но и она в историческом масштабе просуществовала всего мгновение не оставив после себя ничего.
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Татары вообще садов не выращивали до 1950-х гг.

    Какие могут быть мифические "сады" в древних татар-кочевников? И где татары "выплавляли железо"?? Когда Иван Грозный присоединил Казанское ханство - где "плавили железо"? Где были рудники? Никто тогда не обнаружил никаких мест, где татары бы плавили металл. Ну скажем, здесь руды нет, но ведь когда русские присоединили Урал и Сибирь - то и там не нашли татар, которые бы плавили металл.
    Ответить
  • Анонимно 24 янв
    Татары никогда не были кочевниками.
    Это - оседлый народ. Поэтому примешивать к татарам Степь - это всё равно что натягивать сову на глобус.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Извините, Вы о каких "татарах" пишите?
    О древних "татарах", которых вырезал монгол Чингизхан в 1202 году за подлое убийство ими его отца?

    Или о "татарах", которых "сконструировали" международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий из поволжских тюркских мусульман в 1920 году?
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Вообще-то, татары считали себя татарами еще задолго до революции.
    И весьма критически относились к идее пантюркизма.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    До октябрьского вооруженного переворота 1917 года, когда международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий захватили власть в свободной демократической Российской Республике (каковой стало Российская империя после Февральской демократической революции 1917 года) абсолютное большинство поволжских тюркских мусульман называли САМИ СЕБЯ "мусульманами", "булгарами", "казанцами" и др.

    Да, чиновники Российской империи называли в официальных бумагах поволжских тюркских мусульман (и не только) "татарами", но САМИ СЕБЯ они так не называли.
    И более того считали это обидным прозвищем.

    Современные казанские татары ( и другие тюрки) могут называть себя любым этнонимом - это их законное право.
    Но и правдивую историю этнонима люди тоже могут и должны знать - это тоже их право.
    Ответить
    Анонимно 25 янв
    татар не было, но в Казанской губернии издавались татарские газеты?
    Были православные русские, магометане татары и т.д.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Действительно, когда красные диктаторы Ленин и Троцкий создали АТССР, до 95% тюркского населения было оседлым - были сельскими жителями, пахали, сеяли и убирали.

    И тюрки-булгары были оседлыми уже в 10 веке, когда стали вместе со славянами и финно-угорами под руководством семитов строить города.

    Но пришедшие в 13 веке в Поволжье в составе "оккупационных" войск монгола Чингизхана тюрки были кочевниками.

    И вот тут начался с помощью женщин (монголок, тюрок, славянок, финно-угорок и др.) этногенез, который и привел к образованию в начале 20 века нового этноса, нации с единым языком - поволжских тюркских мусульман, которых в 1919 - 1920 гг. международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий насильственно расчленили на "башкир" и "татар".

    И ныне "ученые мужи" увязли в бесплодных попытках разобраться в мелких отличиях "башкирского" и "татарского" языков.
    Дилетантам совершенно ясно, что это единый язык, искусственно разделённый на два.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    редкостные фантазии.
    С Чингзханом пришли многие народы, но остались только тюрки?
    Или их в командировку послали генофонд улучшать.
    Какой межбабский "энтогенез", если до 20 века межнациональные браки были практически невозможны?
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Ну во первых до 17 века сарайцы, москвичи и казанцы интенсивно "обменивались" женщинами.
    Например, в Казани есть на Арском кладбище церковь Ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина.
    Федор это Ярославский князь, а Давид и Константин это его дети от монголки, чингизидки, дочери Сарайского хана-чингизида.
    Монголка рожала "русских чудотворцев".
    А уж между тюрками и славянами издавна было много браков по Любви.
    Действительно в 19 веке поволжские тюркские мусульмане, проживающие в деревнях и аулах, попали в своеобразную "изоляцию".
    Но городские мусульмане обменивались генофондом с русскими и финно-угорами.

    Во-вторых, помните М.Булгакова. что он сказал про Маргариту и её бабушку?
    Любовь побеждает любые преграды.
    В том числе и национальные.
    Ответить
    Анонимно 25 янв
    не путайте династические браки с повсеместной практикой
    Ответить
  • Анонимно 24 янв
    Ах ты, степь широкая, Степь раздольная, Широка ты, матушка, Протянулася.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Старинная русская народная песня "Ой ты, степь широкая":

    Ах ты, степь широкая,
    Степь раздольная,
    Широко ты, матушка,
    Протянулася.

    Он, да не степной орел
    Подымается,
    Ой, да то донской казак
    Разгуляется.

    Ой, да не летай, орел,
    Низко ко земле,
    Ой, да не гуляй, казак,
    Близко к берегу!

    Ах ты, степь широкая,
    Степь раздольная,
    Широко ты, матушка,
    Протянулася.

    Это явный результат симбиоза кочевников тюрок и оседлых славян, финно-угоров и оседлых тюрок.
    Ответить
  • Анонимно 24 янв
    Если степь - колыбель российской империи, то почему эта империя начала строиться с запада, а не с юго-востока?
    И причем здесь казанские татары?
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Потому что Российская империя возникла тогда, когда Московское царство в 16 веке с помощью чингизидов и тюрок восстановило территориальную целостность Золотой орды, расчлененную сепаратистами на мелкие нежизнеспособные "ханства".
    Именно Москва в лице Российской империи стала правопреемницей Монгольской империи и сохранила заветы Чингизхана.
    Хотя формально "императором" провозгласил себя только Петр 1.
    Но фактически именно Иван 1У воссоздал Золотую Орду и Монгольскую империю и стал легитимным ханом-царём.
    Белым царем.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Эту мантру забыть уже пора. Никакой орды в помине нет, и преемственности тоже: ни в религии, ни в языке, ни в культуре, ни в генофонде
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    А вертикаль власти это разве не от Чингизхана?
    А пристрастие к алкоголю?
    Большое количество чингизидов , в том числе и сарайских ханов, страдало бытовым алкоголизмом.
    Даже Ислам не помогал.
    Иудаизм и христианство способствует этому делу.
    Неустойчивым личностям.

    В политике и культуре влияние Монгольской империи и Золотой Орды общеизвестно.
    Например шатровые "русские" церкви и колокольни копировали тюркско-монгольские шатровые минареты и мечети (после принятия ислама Золотой Ордой в 14 веке).
    Примеров множество.
    Посмотрите, например, Википедию, если нет времени читать научные монографии.
    Ответить
    Анонимно 25 янв
    В Европе был абсолютизм, но никакой Чингизхан до них не добрался.
    Властная вертикаль - это нормальное свойство европейского государства.
    Ответить
  • Анонимно 24 янв
    КОЛЫБЕЛЬ, сăпка – устройство для укачивания и сна младенца. Традицион. тюрк. напольная кроватка-качалка у предков чувашей в Поволжье сменилась воспринятой у восточ. славян подвесной К., более приспособленной для срубного жилища. Продолговатый корпус, закруглённый в концах, выделывался из очищен. луба липы; предпочтение отдавалось ама хуп (букв. женский луб) – с небольшим продолговатым отверстием, остававшимся от удалён. сука. Дно стягивалось крупноячеистой сетью, сплетённой из тонких прочных верёвочек. Концы соединялись дугой длиной 1,2–1,5 м, подвешенной к очепи – гибкой жерди длиной до 3 м, к-рая продевалась в кольцо, укреплённое в матице. В 1930-х гг. стала применяться пружина диаметром 8–12 см, скрученная из стальной проволоки, для стра­ховки и предотвращения растягивания пружины вовнутрь продевали узкий кожаный ремень, соединённый с дугой и кольцом. Для защиты от злых духов под матрац клали резец шăрт от де­ревян. плуга акапуç, позже – ножницы или иной режущий предмет, а в ряде селений верховых и средненизовых чувашей – чесалку кудели с омонимич. названием шăрт; к дуге привязывали веточку рябины. Чтобы руки матери оставались при укачивании свободными для прядения, к днищу привязывали петельку для ног. Впервые укладывая младенца в К., проводили обряд сăпкана хуни (букв. укладывание в К.). В нач. 21 в. практически перестали использовать.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров