«Татарские издания должны выходить до последнего татарина!» — в Казани создают Ассоциацию издателей
Газеты, распространители прессы и книжные издательства Татарстана объединяются ради решения общих проблем с розничными продажами

Сегодня в Союзе журналистов Татарстана соберутся издатели, распространители прессы и книжной продукции, чтобы рассмотреть предложение по созданию единой Ассоциации. Предполагается, что в объединение войдут Союз журналистов, компании «Агентство торговли», «Мир прессы», издательские дома «Меддок», «Фән», «Акчарлак», «Логос-Пресс», газеты «Безнең гәҗит», «Комсомольская правда в Казани», Татарское книжное издательство, ОАО «Татмедиа». Солидарность издателей, распространителей, полиграфистов, книжников, печатников — единственное, что поможет решить годами нерешаемые проблемы печатной продукции, пояснили «Реальному времени» организаторы. Самая важная задача — сохранить и развить розничную сеть, в первую очередь газетные киоски. Глобальная цель — создать республиканскую программу по поддержке распространения печатной продукции как социально-значимой отрасли.
Татарстан — 74-е место!
— Сегодня в нашем обществе очень широко распространено мнение, что бумажная пресса обречена, что все уходит в интернет, в том числе печатные книги, — взялась объяснить «Реальному времени» цели проекта инициатор создания ассоциации, главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера Якупова. — На мой взгляд, это не так. За рубежом с цифровыми технологиями, интернетом все хорошо, но население там продолжает читать бумажные книги, журналы, газеты. Потому что там условия для издания и распространения печатной продукции создают на государственном уровне.

— Наша республика по обеспеченности населения нестационарными специализированными объектами по распространению периодической печати по сравнению с другими регионами по итогам 2019 года занимает 74-е место по стране, — говорит Якупова. — Надо кому-то достучаться до власти, чтобы она поняла значение печатного слова для развития духовности, культуры, воспитания молодежи, формирования личности человека, а следовательно — разработала комплекс мер по поддержке медиа-индустрии, в первую очередь — в сфере розничных продаж. Если этого не сделать, в условиях уничтожения киосков прессы и закрытия книжных магазинов это приведет к снижению тиражей, ликвидации традиции чтения бумажных газет и журналов. Таким образом, население вынуждают перейти в мир «цифры». В результате растет молодежь, которая не умеет правильно писать, грамотно говорить, не хочет читать длинные тексты, в скором будущем ей будут недоступны шедевры мировой литературы, такие как «Война и мир», важные книги для формирования личности — Коран, Библия, Тора.
«Рано хоронить печатную продукцию»
В одиночку подобные вопросы представителям рынка печатной продукции решать очень трудно, отмечает генеральный директор Телерадиокомпании «Новый Век» Ильшат Аминов.

Как воспитать «цифровое поколение»?
— Я не сторонник теории, что «печатка» умрет, что у нее нет перспектив. Но нельзя рассматривать печатные издания в отрыве от всех изменений, которые происходят в мире, в первую очередь в технологиях, учитывая особенности медиапотребления, которое меняется существенно, — говорит руководитель Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонид Толчинский.
Приходит абсолютно цифровое поколение, отмечает бывший глава «Татар-информа», и это полезное время для прессы, которая должна пересмотреть все, связанное со своей работой, начиная с бизнес-моделей.

— Хорошо, создадут ассоциацию — как она изменит ситуацию, если печатные издания конкурируют друг с другом за аудиторию? — настроен скептически руководитель общественно-информационного центра КФУ Юрий Алаев, в недавнем прошлом — генеральный директор ЗАО «Время и деньги». — Тут их интересы не совпадают, а даже радикально противоположны. Но самое важное — получит ли эта ассоциация финансовые активы, рычаги влияния на бизнес-структуры, местные администрации, чтобы бизнес и власти раскошелились на поддержку печатных СМИ через подписку или рекламу? Я пока не вижу таких ресурсов.
Тем не менее Венера Якупова заметила, что Татарстану есть с кого брать пример. В Воронежской области в результате работы схожей инициативной группы уже появились киоски и павильоны прессы размером 20—32 квадратных метра.

— У нас таких даже на территории столицы нет, — говорит Якупова. — Но в Воронеже пошли навстречу. Когда ставится новый киоск, 50 процентов средств на него дает власть. В первый год предпринимателей вовсе освободили от арендной платы. Наша отрасль нуждается в пристальном внимании. Мы хотели бы модернизировать существующую сеть, сделать ее современной в соответствии с вызовом времени.
комментарии
И пытаться его решить с точки зрения экономики бесперспективное дело.
Хотя даже философу понятно, что разместить и тем более перевести небольшую домашнюю библиотеку хотя бы в 10000-15000 томов требует определенных "экономических" затрат.
Но все же вопрос экономики вторичен - первичен вопрос Духа, Сознания.
А это уже философские категории, а не экономические.
Татары уже будут существовать вечно, так как у татар есть тысячи и тысячи различных книг - на татарском языке, написанных и напечатанных на рунице, на арабице, на латинице и на кириллице.
И если даже физически не останется носителей татарского языка, книги на татарском останутся - а значит обязательно появится Человек, который захочет их прочесть и обязательно прочтёт.
А это означает, что татарин, татарка возродятся.
И это относится к любму письменному, книжному народу, этносу - немцам, русским, евреям, чувашам и другим.
Письменность, книги - это "гены" любого этноса.
Человечество вечно через Библиотеки.
"И представлял я себе Рай в виде Библиотеки".
Но есть берестяные грамоты на древнеславянском языке, которые 99,999999% жителей современного Великого Новгорода прочитать не могут.
Но их - берестяные грамоты - умеют читать несколько десятков человек.
Правда недавно умер академик В.Л.Янин.
Но живы его ученики.
Работает академик А.А. и его ученики.
Значит и славяне Великого Новгорода 9 - 13 вв. тоже живы.
Но если случится Катастрофа (будем надеяться не случится) и исчезнут берестяные грамоты и их многочисленные копии, то исчезнет и язык древних славян.
Тогда наступит полное историческое забвение.
Что запрещать, а что нет.
Чего не скажешь про компьютерные файлы