Наталия Фишман: «Я опять, как в случае с парком Урицкого, буду главным лесорубом»

Сотрудники КФУ и власти РТ попытались на словах убедить, что парковки возле «Лобачевки» не будет, а срубленные деревья были «аварийными»

Наталия Фишман: «Я опять, как в случае с парком Урицкого, буду главным лесорубом»
Фото: realnoevremya.ru/Мария Горожанинова

Сотрудники КФУ и помощник президента РТ по паркам и скверам Наталия Фишман пытались оправдаться за спиленные 33 дерева и убедить присутствующих, что парковка не будет расширена за счет зеленой зоны. Однако активисты обнаружили документ, подтверждающий изначальные планы по организации парковки. Сами представители университета путались в «показаниях», а Наталия Фишман, кажется, окончательно уставшая от казанских реалий, эмоционально призывала к миру, только подогревая обстановку.

«Главтатдортранс» решает

Сегодня за Научной библиотекой имени Лобачевского сотрудники КФУ и помощник президента РТ по паркам и скверам Наталия Фишман встретились с журналистами и представителями общественности, чтобы оправдаться за спиленные 33 дерева и убедить присутствующих, что парковка не будет расширена за счет зеленой зоны.



Камилл Гареев пришел на встречу с распечатанными фотографиями, на которых ветки деревьев на территории КФУ завалили автомобиль одного из сотрудников университета

После небольшой речи Наталии Фишман о том, что не нужно устраивать из этого скандал, а нужно учиться разговаривать, под прицелом жаждущей крови публики оказался заместитель председателя комитета внешнего благоустройства Эдуард Вафин. Он заметил, что распоряжение о вырубке деревьев прошло всю необходимую цепочку согласования, но на вопрос о том, почему это самое распоряжение общественность в открытом доступе не увидела, ответить не смог. Большей информацией владел руководитель пресс-службы КФУ Камилл Гареев, пришедший на встречу с распечатанными фотографиями, на которых ветки деревьев на территории КФУ завалили автомобиль одного из сотрудников университета:

— Эта история началась летом нынешнего года, после череды нескольких ураганов. У нас на территорию начали падать деревья. В связи с этим было принято решение провести обследование деревьев. В результате этого обследования оказалось, что те самые тополя, которые мы так ценим и помним, находятся в аварийной ситуации и их нахождение на данной территории могло привести к гораздо более печальным последствиям, нежели просто помятая машина.

По словам Гареева, ветки уже не раз падали, и все это время просто везло, что не было пострадавших.

— К нам обратился заказчик производственных работ ГКУ «Главтатдортранс», на основании его обращения был произведен выезд специалиста из комитета внешнего благоустройства, подготовлен акт и распоряжение о вырубке деревьев на указанной территории с указанием компенсации, — отчитывался Гареев.

Куда денется 1 000 квадратных метров газона?

Интересно, что, согласно распоряжению исполкома Казани от 26 ноября 2015 года, на земельном участке площадью 17 280 кв. м за зданием библиотеки имени Лобачевского разрешено вырубить зеленые насаждения, попадающие в зону строительства дополнительной парковочной площадки. В связи с этим там было вырублено 33 дерева, из которых только 24 были в аварийном состоянии. Кроме того, под зачистку попадают 14 переросших кустарников, 30 кв. м поросли, 1 046 кв м газона. Девять деревьев должны каким-то образом «пересадить в местах, согласованных с исполкомом Казани».

Однако Гареев заявил, что о строительстве дополнительных парковочных мест речи не было. Парковку будут делать там, где уже паркуются автомобили, просто обновят асфальт. По его словам, весной 2016 года начнется работа по благоустройству зеленой зоны. Здесь в разговор вступил известный архитектор Сергей Саначин, который заметил, что площадь газона — 1 046 кв. м, а это не что иное, как площадь всего пятачка.

— Весь пятачок заасфальтирован не будет. Я вам говорю о том, что будет весной. Тут будут деревья. Единственный вопрос, который нужно решить, — стоит ли тут тополя сажать, — парировал Гареев.

— Хорошо, но вы почему-то не участвовали в составлении заявки, хотя являетесь собственником этой территории. Посторонняя организация, которая не является ни собственником, ни арендатором, ни управляющим этой территории, почему-то запросила у мэрии разрешение на снос деревьев и в постановлении назвала это зоной строительства, — продолжил архитектор.

— Это вопрос регламента, — коротко ответил сотрудник КФУ.

Работы есть, а плана нет

О том, на сколько парковочных мест, которые предназначены для сотрудников вуза, будет рассчитана территория, Гареев ответить не смог, пояснив, что пока даже не разработан план работ. При этом спикер то сбивался на «проект есть, но это рабочий проект, который не согласовывался с вами», то говорил, что «новый проект не придумывали, это было все в рамках существующей территории».

Не внес ясности и проректор КФУ по хозяйственной деятельности Ленар Сафиуллин, который также сказал, что плана пока предоставить не может.

— Здесь нет такого слова, как парковка. Мы восстанавливаем асфальт в том габаритном размере, который сейчас есть. Вот на этом асфальте сколько уместится машин, столько и будет. Не более того. Нового асфальта здесь не будет, — повторил мысль Гареева сотрудник университета.

По его словам, если общественность не захочет парковку, то ее не будет. Но тут также нужно учитывать мнение сотрудников университета, для которых и предназначается парковка.

«Я никогда не сталкивалась с такой эмоциональной реакцией местных жителей на вырубку деревьев»

Интересной оказалась и реакция Наталии Фишман. Помощник президента РТ повторяла, что мы должны учиться разговаривать, периодически выступая с требованием не снимать ее на камеры: «Должно быть нормальное цивилизационное взаимодействие, без оскорблений, заявлений. Нужно учиться нормально разговаривать с коллегами, учиться вас слышать, спрашивать и так далее», — призывала девушка.

По ее словам, нужно было заранее обговорить с общественностью вырубку этих деревьев, хотя в необходимости этих действий она не сомневалась, вспомнив историю со снесенными деревьями в парке Урицкого: «Ничего страшнее, чем выйти из машины в парке Урицкого, лично со мной в жизни, кажется, до июля не случалось. Я помню, что я сидела в машине и думала: «Можно, я просто скажу водителю, что, может быть, просто развернемся и уедем отсюда?» Но это нужно пройти, чтобы это стало практикой. Поэтому мы, я считаю, делаем работу над ошибками».

По словам Фишман, возможно, если бы об этом сказали заранее и все объяснили, то реакция была бы другой. Но оснований для столь бурной реакции не увидела, так как там будет благоустроен парк: «Несмотря на то что я знаю, что я опять, как в случае с парком Урицкого, буду главным лесорубом, мне кажется, что необходимо делать работу над ошибками».

Попросив не делать из нее главного героя происшествия, она заметила, что, по ее мнению, подобные действия требуется согласовывать с жителями города, а главная ошибка в скандальной ситуации — это то, что планы не были озвучены общественности: «Мы обсудили вчера с исполкомом Казани, и они абсолютно разделяют эту позицию. Возможно, исполком даст дополнительный регламент, который касается вырубки деревьев. Я могу вам сказать по своему опыту, что никогда не сталкивалась с такой эмоциональной реакцией местных жителей на вырубку деревьев».

«Проект был, но они сейчас испугались и не публикуют его»

Как рассказал Гареев, он ожидал такой реакции на вырубку деревьев и устройство дополнительных парковочных мест, но не думал, что эту тему так быстро раскрутят. Заметим, что в числе общественных активистов к месту сегодняшней встречи с представителями власти и университета пришел и Искандер Ясавеев, общественный деятель и бывший преподаватель КФУ, а ныне — старший научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Внимательно выслушав все ответы, он расписался в петиции Трудовой партии России в РТ, которая уже успела развесить на красных ограждающих ленточках заявления, что парк находится под их опекой. Заметим, что на встречу он пришел с распечатанной копией того самого распоряжения об устройстве парковки за библиотекой имени Лобачевского.

— Если хотите оздоровить зеленую зону, зачем сносить газон? — прокомментировал Ясавеев ситуацию «Реальному времени». — Здесь речь идет о дополнительных парковочных местах. Они просто были удивлены общественной реакцией и сейчас стараются утихомирить людей. Подождут, пока уровень внимания снизится, — и значительная зона будет заасфальтирована. Я предполагаю, что парковка будет на месте кустарника. Здесь будет такой трюк: они говорят, что положат асфальт только там, где он лежал, забывая при этом, что вдоль террасы располагается прогулочная аллея.

Что касается невидимого, но столь обсуждаемого плана застройки, активист уверен, что в КФУ просто испугались реакции общественности:«Судя по их словам, проект был, но они сейчас испугались и не публикуют его. Будут сейчас думать, как бы прийти к промежуточному варианту».

За вырубленные деревья КФУ должен возместить исполкому 224 тыс. рублей, посадить весной 2016 года 14 кустарников и 12 деревьев. Дополнительно университет решил подарить городу еще 30 деревьев. А вот вопрос с планом работ теперь будет решаться не на уровне исполкома, а вместе с жителями Казани.

Мария Горожанинова, фото автора

Новости партнеров