«Яндекс. Маркет» признался в неактуальности собственной бизнес-модели

Руководитель «Яндекс. Маркета» рассказал, как в компании борются с обвинениями в продаже контрафактных товаров и почему интернет-магазинам надо бояться «Авито»

В обозримом будущем покупатели смогут совершать покупки на «Яндекс. Маркете» без перехода на ресурс онлайн-магазина. Как это поможет в борьбе с обвинениями в продаже контрафакта, стоит ли доверять дронам и почему агрегатору стоит бояться «Авито», выяснял корреспондент «Реального времени».

Лучшее нападение — защита

«Яндекс. Маркет» — по сути, рекламный бизнес. Мы размещаем товары и берем деньги за переходы. Это прекрасная модель, но она сейчас уже не актуальна», — так самокритично начал разговор о перспективах развития компании Павел Алешин, руководитель «Яндекс. Маркета» на конференции компании в Москве. По его словам, сейчас покупатель при переходе для покупки вынужден «проваливаться» на сайт онлайн-магазина. Это, в свою очередь, значительно уменьшает конверсию покупок. «Мы хотим, чтобы договор между покупателем и продавцом заключался на «Яндекс. Маркете», — заявил Алешин.

Заметим, что дело тут не только в удобстве для клиента. По большому счету, таким образом компания пытается обезопасить себя от обвинений в продаже контрафактного товара. Напомним, что в 2014 году президент «М.Видео» Александр Тынкован призывал привлечь «Яндекс. Маркет» к ответственности за продажу подделок. «Яндекс», в свою очередь, отвечал, что является исключительно рекламной площадкой.

Отслеживая путь каждой покупки, «Яндекс. Маркет» попытается получить представление, где, когда и кем была приобретена та или иная вещь. Это значит, что при поступлении жалобы можно будет выяснить, действительно ли клиент покупал товар в указанном магазине. В случае если окажется, что обвинитель даже не совершал покупку и является злостным кляузником, в компании смогут легко это доказать.

«Одна кроссовка из одной страны, вторая — из другой»

В конечном итоге прения между интернет-магазинами и агрегаторами вылились в законодательную инициативу. В июле 2015 года Роспотребнадзор РФ предложил внести в закон о защите прав потребителей изменения, по которым к агрегаторам, к каким относится в том числе и «Яндекс. Маркет», будут предъявляться более высокие требования. Однако инициатива получила жесткий отпор со стороны компаний, агрегирующих предложения, поэтому было решено подготовить вторую редакцию законопроекта. Новые поправки должны вступить в силу 1 января 2017 года.

Как рассказывает Павел Алешин, законопроект вполне устраивает «Яндекс», поскольку он как минимум стал исполнимым. К тому же уже сейчас компания публикует информацию о продавце, как этого требует закон о рекламе. Кроме того, «Яндекс. Маркет» имеет службу защиты покупателей. Алешин заявляет, что компания готова вернуть деньги, если проблема с магазином возникает по вине агрегатора. Но, по его словам, обращения по факту выявления контрафактного товара единичны.

— Почему мы изначально были против? Потому что закон был неисполним. «А давайте вы будете публиковать информацию о стране-изготовителе товара. Если вдруг товар из другой страны, то вы будете за это отвечать», — говорили нам. А мы не можем знать этого. Нам магазин сказал, что это Китай, значит это Китай. Магазин может и сам не знать этого, потому что есть бренды, у которых есть фабрики в разных местах. То ли у «Найка», то ли у «Адидаса» был кейс, когда они, чтобы кроссовки не воровали, производили одну кроссовку в одной стране, вторую — в другой. Что делать? Главное, чтобы требования применялись одинаково ко всем участникам рынка, —прокомментировал ситуацию «Реальному времени» Павел Алешин.

По мнению руководителя службы маркетинга «Яндекс. Маркета» Александра Феоктистова, требования в онлайн-торговле сегодня и так жестче, чем в офлайне. «Вы не можете вернуть в магазине айфон только потому, что розовый не подходит к цвету ваших глаз. А в онлайне — можете, при этом не меняя цвета глаз», — шутит он.

Боже упаси от логистики?

Вторым направлением, которое будет развивать «Яндекс. Маркет», станет доставка товаров. Однако на вопрос журналистов о том, значит ли это, что у «Яндекса» появятся собственные склады и перевозчики, Алешин дал исчерпывающий ответ: «Боже упаси». По его мнению, в России уже построено огромное количество складов, налажена связь между городами, эффективна и доставка внутри городов. «Беда заключается в том, что нет надстройки выше», — посетовал руководитель «Яндекс. Маркета».

Схема, которую предлагает «Яндекс», предполагает, что онлайн-магазину не потребуется заключать десяток договоров с логистическими компаниями и нанимать специалиста, который в дальнейшем будет выстраивать с ними взаимоотношения. Все эти заботы «Яндекс» возьмет на себя, а для каждого магазина будет создан калькулятор, который будет высчитывать стоимость товара с доставкой. При этом способ доставки также определяется индивидуально.

Но при этом Алешин исключил использование дронов и других подобных новшеств. «Это подходит для одноэтажной Америки, где можно оставить покупку у крыльца. Я не очень понимаю, куда можно дроном доставлять по России», — заметил он.

В Казани и так все хорошо

Еще одно перспективное направление для «Яндекс. Маркета» — развитие в регионах. По данным, приведенным Алешиным, 55% продаж «Маркета» приходится на Москву и Московскую область, 24% — на Санкт-Петербург и Ленинградскую область, и всего 21% — на остальные регионы РФ.

Каким бы парадоксальным это ни казалось на первый взгляд, для «Маркета» в первую очередь интересны регионы, где онлайн-торговля развита не так сильно. К примеру, на вопрос корреспондента «Реального времени» о том, считают ли в компании перспективным Татарстан, Павел Алешин ответил, что тот факт, что город является миллионником, не считается приоритетом. В качестве примера, подтверждающего, что онлайн-торговля может развиваться совершенно непредсказуемо, он привел первый заказ на «Маркете» — ноутбук, который уехал в Чечню.

— Для пилота мы смотрели регион, у которого был бы потенциал и чтобы там все было не очень хорошо. Если брать города такие, как Нижний Новгород или Казань, там высокая доля заказов приходится на местные магазины. Нам интересны регионы, где у людей выбора меньше, — пояснил Александр Феоктистов.

Эти выводы подтверждают и статистические данные. Согласно исследованиям, проведенным «Яндекс. Маркет» совместно с компанией Gfk Rus, 77% опрошенных казанцев хотя бы раз делали покупки в интернет-магазинах Казани, 54% — в магазинах других регионов России. Если в российских магазинах казанцы предпочитают покупать одежду и обувь, косметику, товары для детей, то за рубежом они заказывают детские товары, одежду, товары для дома и сада.

В октябре 2015 года жители Казани с помощью «Яндекс. Маркет» приобрели товаров на 120 млн рублей, что почти на 30% больше прошлогоднего объема. Эксперты объясняют это тем, что часть покупателей, которые раньше совершали покупки в режиме офлайн, стала отдавать предпочтение онлайн-магазинам. Причина проста — более низкие цены.

70% опрошенных казанцев признались, что за последние 12 месяцев хотя бы раз совершали спонтанные онлайн-покупки. Отметим, что по этому показателю Казань занимает первое место среди других российских городов. На необдуманное приобретение клиентов чаще всего толкают скидки и бесплатная доставка.

Казань является лидером и по доле покупателей, совершающих онлайн-покупки с помощью смартфонов. Таких продвинутых пользователей в общей сумме оказалось почти 50% опрошенных.

Столица Татарстана занимает второе место в России по доле совместных онлайн-покупок. 27% респондентов заявили, что за последние 12 месяцев кооперировались с кем-либо при заказе в онлайн-магазинах. Отметим, что в таком случае стоимость доставки на каждого покупателя оказывается ниже, да и возникает возможность приобрести товар по оптовым ценам.

А конкуренты кто?

Понятно, что весь стратегический план развития направлен в том числе и на борьбу с конкурентами.

«Прямой конкурент — «Али экспресс», а бояться надо «Авито», — считает Алешин. Он уверен, что преимущество «Авито» в том, что его аудитория нацелена на покупку. К тому же ресурс так же, как и «Яндекс. Маркет», взаимодействует с магазинами и стремится развивать логистику.

«Реальное время» поинтересовалось, сможет ли составить конкуренцию «Яндексу» «ВКонтакте», который заявлял о создании системы, аналогичной «Маркету».

— Является ли для «ВКонктате» торговля мейнстримом, в который они готовы вкладываться? Если да, то, конечно, могут. Пока это остается заявлением, — ответил руководитель «Яндекс. Маркета».

Гуландам Зарипова

Новости партнеров