«Прямая линия» с главой Минздрава: ключевые вопросы и ответы

Министр здравоохранения России ответил на вопросы пользователей соцсетей

О том, что такое «длинный ковид», когда в регионах ожидать вакцину от коронавируса, почему к врачу-специалисту обязательно нужно идти через терапевта и о многих других нюансах здравоохранения, в течение часа рассказывал пользователям соцсетей министр здравоохранения России Михаил Мурашко. «Реальное время» выбрало самые важные и значимые ответы министра.

Вакцины — когда ждать, чего бояться?

Множество вопросов на онлайн с министром поступило о вакцинировании в этом сезоне — в первую очередь, от гриппа, так как по нему прививочная кампания уже идет. Мурашко рассказал, что по всей стране прививками планируется охватить до 60% населения. Но в Минздрав до сих пор поступают вопросы: «а как купить вакцину?» (которая предоставляется за госсчет, бесплатно) или «а правда ли, она опасна?»

— Вакцины абсолютно безопасны — настолько высокий уровень контроля введен, — заверил Мурашко зрителей. Контроль идет как на уровне производителя, так и в лаборатории перед выпуском в гражданский оборот, добавил он.

Во всех регионах завершился первый этап поставок вакцины против гриппа, сейчас стартует второй, добавил министр. По его словам, государство выделило дополнительные 4 млрд рублей на закупку вакцины для регионов. «Мы видим, что население сегодня очень активно идет в медицинские организации для вакцинации», — сообщил Мурашко. И попросил зрителей, чтобы те во время похода в поликлиники за вакциной обязательно надевали маски.

Но не меньше вопросов вызывает и вакцина от коронавируса «Спутник V», массовое использование которой, по всей видимости, лишь вопрос времени. Впрочем, Мурашко заявил: человек, у которого сформировался иммунитет к коронавирусу после перенесенной им инфекции, может не делать прививку в этом сезоне.

Мурашко добавил, что, согласно постановлению правительства, существует ресурс, на котором агрегируют данные обо всех заболевших. Данные обо всех, прошедших вакцинацию, будут также публиковаться. Система пока работает в тестовом режиме. «Это позволит нам создать ресурс данных обо всех пациентах, которые уже имеют иммунитет и защищены», — подчеркнул он.

Массовые поставки вакцины от коронавируса в регионы ожидаются в конце осени, сообщил Мурашко, примерно в конце октября — ноябре. Первые промышленные партии уже выпущены и сейчас проходят контроль качества.

Что такое «длинный ковид»

Сейчас внимание сферы здравоохранения в целом сосредоточено, конечно, на минимизации вреда от инфекционной заболеваемости, констатирует Мурашко. Речь идет как о COVID-19, так и о сезонных ОРВИ. Из-за последствий для здоровья, связанных с перенесенной коронавирусной инфекцией, сейчас в употребление входит термин «длинный ковид» — как объясняет министр, это не только само заболевание, но и те проблемы, которые возникают после него.

При этом бороться с негативными эффектами COVID-19 все же получается. Мурашко заявляет: в России число пациентов с коронавирусом, которые находятся в тяжелом состоянии, неуклонно снижается.

— Несмотря на какие-то колебания по заболеваемости в том или ином регионе, мы видим, что количество тяжелых больных, требующих реанимационной защиты, остается стабильным и снижается месяц от месяца. Как раз это говорит о том, что выработка единых правил лечения пациента — сегодня это называется «Временные методические рекомендации» — позволяет нам неплохо управлять этой ситуацией, — заявил он.

Как идет диспансеризация

На национальный проект «Здоровье» пандемия коронавируса практически не повлияла — по крайней мере, в вопросе его масштабов, заверил накануне министр здравоохранения Михаил Мурашко. Наиболее заметным изменением стал вопрос диспансеризации: в период активных мер ее приостановили, сейчас медучреждения наращивают темпы. При этом, как замечает Мурашко, диспансеризация — одно из основных направлений, которое влияет на продолжительность жизни.

— Сегодня регионы включаются. Мы приостанавливали программу диспансеризации весной. Начиная с августа, мы разрешили возобновить эти программы, так как промедление может быть критически важным. В августе — сентябре прошли диспансеризацию уже 2,5 млн человек.

Как замечает Мурашко, диспансеризация — одно из основных направлений, которое влияет на продолжительность жизни. Фото realnoevremya.ru/Максима Платонова

Мобильные комплексы тут сыграли свою роль, особенно они были востребованы на селе.

Что касается строительства по нацпроекту, здесь большинство регионов идут «хорошими темпами», сообщает Мурашко. При этом в нацпроект интегрируется модернизация первичного звена и инфекционного. Сейчас эти вопросы находятся на рассмотрении в правительстве.

Модернизация основы первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) начинается с 1 января 2021 года. Речь идет в первую очередь о строительстве ФАПов, ремонте существующего и поставке нового оборудования и транспорта.

Почему к врачу-специалисту нужно записываться у терапевта?

Один из популярных (и, видимо, вечных) вопросов от пользователей звучал так: «Почему сейчас ко всем врачам направляет терапевт? Это потому, что специалистов не хватает?» Мурашко дал обстоятельный ответ:

— Лечащим врачом каждого пациента является терапевт, у него наибольшее количество информации. Он осуществляет и подготовку пациентов к консультации. Обращения пациента или его жалобы могут быть связаны не с теми органами, о которых думает пациент, и принятие окончательного решения будет за терапевтом. Есть список узких специалистов, к которым запись идет напрямую, но есть и специалисты, к которым можно прийти через терапевта. Эта система работает во всем мире, — объяснил министр.

Откуда взять врачей

О ФАПах поступают вопросы и из регионов — например, пользователи спрашивали о том, когда в их регионе (вопрос пришел из Волгоградской области) восстановят ФАПы и что делается для того, чтобы в них приходили врачи.

Мурашко ответил, что в Волгоградской области запущен в 2019 году 31 ФАП, еще три открют в этом году. Однако важно не только запустить пункт — важно найти, кто будет там работать.

— Что касается наличия самого медработника — это самый дорогой ресурс, который есть в здравоохранении. Это связано и с длительностью образования, которое идет 6 лет и больше, с дополнительной подготовкой, — отметил министр.

Для этого существует ряд программ — как федеральных так и региональных. Среди первых — программа «Земский доктор» и «Земский фельдшер», которые дают врачам на селе крупные подъемные. По региональным программам предоставляют жилье врачам в некоторых регионах: в Амурской области финансируется строительство ФАПа с жилым помещением, в Сахалинской — строится жилье с правом передачи в собственность врачу после определенного срока работы.

Сегодня Мурашко рассказал еще ободном «бонусе» — на этот раз для студентов-медиков, которые участвовали в мероприятиях по борьбе с коронавирусом. Выяснилось, что они получат преференции при поступлении в ординатуру. «И это очень востребованные преференции», — добавил Мурашко.

В целом ситуации с закрытиями некоторых лабораторий в регионах укладываются в общий тренд на укрупнение лабораторных учреждений. Фото realnoevremya.ru/Максима Платонова

Жительница Белгорода пожаловалась на закрытие «народной» лаборатории

Ольга Буянова из Белгорода рассказала министру, что в ее городе в клинико-диагностическом центре закрывают лабораторию, в которой детям делают анализы — как она описала, «единственная лаборатория, которой родители доверяют».

Министр оказался в курсе проблемы, соответствующее обращение поступало в Минздрав. «Лаборатория закрываться не будет, будет работать в прежнем режиме», — заверил он. Однако добавил, что в целом ситуации с закрытиями некоторых лабораторий в регионах укладываются в общий тренд на укрупнение лабораторных учреждений.

— Сегодня все больше появляется автоматизированных лабораторий, которые позволяют проводить большое количество анализов с высокой точностью, и больше регионов идут по пути укрупнения. Сбор материала идет в поликлинике или стационаре, а потом он отправляется на «мини-заводы», где множество анализов проводятся одновременно в короткий промежуток времени, — рассказал министр.

Обязательных условий по централизации нет, добавил Мурашко. Кроме того, все же не все виды исследований можно централизовать.

Александр Артемьев
ОбществоМедицина Татарстан

Новости партнеров