Узел «Восточный»: автовокзал вместо интермодального комплекса с гостиницами и БЦ
Второй транспортно-пересадочный узел, построенный у «Агропромпарка», оказался совсем не похож на проект
Как стало известно «Реальному времени», второй транспортно-пересадочный узел «Восточный» у «Агропромпарка» из запланированных четырех должен открыться ориентировочно уже 10 декабря. Правда, полной реализации проекта мешает отсутствие станции метро. До ее появления «Восточный» будет выполнять более узкую задачу — быть стоянкой для автобусов, совершающих поездки в направлении Набережных Челнов. Корреспондент нашей газеты, побывавший на строительной площадке, выяснил, насколько в реальности «Восточный» отличается от презентованного ранее масштабного проекта.
Минтранс обещает второй ТПУ
Как рассказал «Реальному времени» замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Андрей Егоров, в скором времени в Казани должен появиться транспортно-пересадочный узел «Восточный». Несмотря на кризис, его строительство заморожено не было. Открыть его должны уже 10-го декабря.
— В районе «Агропарка» на сегодняшний день реализуется автовокзал (организуем автостанцию в плоскостном варианте). Когда придет туда ветка (метро — прим.ред.), уже будет стоять вопрос о комплексном пересадочном узле. То есть в данном случае пересадочный узел — это же «интермодалка» в чистом виде, то есть несколько видов транспорта должно туда подходить: общественный городской транспорт, междугородный транспорт, железнодорожный транспорт, метро. Там сейчас совмещены городской общественный и междугородный транспорт. Подойдет ветка — будет 3 вида транспорта. Пока финансируют инвесторы, строительство идет за счет внебюджетных средств.
Что такое ТПУ?
Напомним, что о строительстве транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) правительство РТ и ОАО «РЖД» договорились в 2014 году в рамках соглашения о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2014-2016 годы. ТПУ должен представлять комплекс, где человек может оставить машину на парковке, пересесть на общественный транспорт, на поезд или междугородный автобус. При этом предполагается, что здесь же должны располагаться кафе, магазины и даже отели, где приезжие могут остановиться сразу по приезду в город. Одним из критериев, предъявляемых к ТПУ, является принцип «сухих ног», когда пассажир переходит с одного транспорта на другой, оставаясь под навесом или в помещении.
Всего в Казани должно было появиться 4 таких узла: «Компрессорный», «Восточный», «Северный вокзал», «Смарт-Сити». Один из них, а именно «Северный вокзал», уже функционирует: приехав на железнодорожный вокзал «Казань-2», можно перейти на станцию метро или практически прямиком из вестибюля выйти на автобусную остановку. Согласно проекту, в дальнейшем должны появиться перехватывающий паркинг, а также комплекс зданий, в который войдут офисно-деловой центр и гостиница.
Модели всех ТПУ разрабатывала московская компания «РВ-проект». Она специализируется на проектировании транспортно-пересадочных узлов для российских регионов.
Автовокзал без «сухих ног», гостиниц и деловых центров
Что касается второго строящегося узла «Восточный», о котором говорит Егоров, его концепция подразумевает строительство автовокзала, который будет примыкать к вестибюлю станции «Агропромпарк» второй линии казанского метрополитена. Кроме того, на сайте «РВ-проект» отмечается, что «Восточный» будет осуществлять не только транспортную функцию, но и служить деловым и общественным центром. Для решения этой задачи должны быть построены два трехэтажных перехватывающих паркинга, офисный центр, трехэтажный торговый центр и 2 гостиницы, одна из которых должна быть 9-этажной, а вторая — 13-этажной.
Однако, как оказалось, на бумаге, а вернее в проекте, «Восточный» выглядит гораздо более современным и масштабным, чем в реальности. Пока возле «Агропромпарка» вместо крупного транспортного узла строится обычный автовокзал, притом сравнительно небольшой. Внешний фасад здания достаточно прост: ни застекленных вестибюлей, ни оформления в стиле модерн нет. Вместо перехватывающего паркинга — небольшая стоянка.
Стоит ли говорить, что принцип «сухих ног» не может соблюдаться априори: автобусная остановка, о которой с гордостью заявляют строители, не то что не соединяется с вокзалом вестибюлем, но и находится в достаточном отдалении от него. Да и вообще добираться до «Восточного» из центра города не так просто.
- Генплан
Учитывая, что строительство находится на завершающей стадии, каких-то серьезных изменений ждать не следует. Как рассказал один из сотрудников компании, занимающейся строительством ТПУ «Восточный», новый автовокзал в первую очередь станет пристанищем для автобусов, совершающих перевозки по маршруту Казань — Набережные Челны. «Восточный» должен избавить Советскую площадь от стоянки междугородных автобусов, стихийно возникшей на остановке «Полет».
— Открытие планируется на 10 декабря. Думаю, что к этому все будет сделано. Строительные работы уже на финише — сейчас идет отделка. Это будет транспортно-пересадочный узел. Уже сделана автобусная остановка, чтобы люди высаживались. Сейчас там включается светофор, чтобы люди с другой стороны беспрепятственно переходили дорогу, здесь садились на автобус и ехали в Челны и вообще в том направлении. Тогда на Советской площади столпотворения не будет, — рассказал представитель подрядной организации, пожелавший остаться неизвестным.
«Вторая ветка — это к минстрою вопрос»
Справедливости ради стоит отметить, что реализация проекта в полном объеме, действительно, невозможна без станции метро. Если с нового вокзала будут отправляться только автобусы, двигающиеся в направлении Набережных Челнов, пассажиропоток будет сравнительно небольшой. На сегодняшний день «Восточный» практически стоит на семи ветрах, то есть поблизости нет ни торговых, ни деловых центров, ни крупных жилых комплексов.
В общении с корреспондентом «Реального времени» замминистра Андрей Егоров подчеркнул, что минтранс РТ со своей частью задачи справляется — автостанцию строит. «Вторая ветка — это к минстрою вопрос», — заметил Егоров.
Напомним, что первоначально строительство станции у «Агропромпарка» вовсе ставилось под сомнение из-за того же низкого пассажиропотока. Хотя станция «Агропромпарк» все же вошла в проект второй линии метро, когда начнется ее строительство — неизвестно. Ясно только, что пока она не является приоритетной — в первую очередь будут строиться 4 станции от «Фучика» до «Сахарова».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.