«Татар моны» превращается в «Голос» по-татарски?

Подходит к финалу любимый народом международный телевизионный конкурс молодых исполнителей «Татар моны», открывший за годы существования много новых имен. Львиной долей успеха «Татар моны» обязан телеканалу «Новый век», который находит, пестует и являет миру новых звезд. Как изменился в этом году конкурс, что нового в его формате, узнавала корреспондент «Реального времени», побывавшая сегодня на пресс-конференции в министерстве культуры РТ.

Заявок вдвое больше

В этом году для участия в конкурсе поступило вдвое больше заявок, чем год назад, — 302. Причем половина — из регионов России, половина — из Татарстана. Конкурс, бюджет которого 5 млн рублей, проходит в три этапа. Первый тур был отборочным, второй и третий можно смотреть в эти дни по ТНВ. 29 ноября в КРК «Пирамида» состоится гала-концерт международного конкурса «Татар моны».

География конкурса весьма разнообразна: Москва, Санкт-Петербург, Ташкент, Екатеринбург, Омск, Челябинск, Туркестан и многие другие города. «Конкурс стал узнаваемым, обрел свое лицо. Он получил поддержку татарской диаспоры. Его цели и задачи — сохранение и популяризация татарской национальной культуры, помощь в развитии молодых музыкантов», — прокомментировала на пресс-конференции заместитель министра культуры РТ Гузель Нигматуллина.

Естественно, объединение людей, живущих в диаспорах, вокруг национальной культуры, татарской фольклорной и авторской музыки — заслуга ТНВ. «В этом году мы отошли от прежнего формата, у нас нет региональных туров, был отборочный тур, а второй и третий туры идут в эфире ТНВ», — пояснила заместитель генерального директора ТНВ, художественный руководитель конкурса Миляуша Айтуганова.

Миляуша Айтуганова: «В этом году мы отошли от прежнего формата, у нас нет региональных туров, был отборочный тур, а второй и третий туры идут в эфире ТНВ». Фото Романа Хасаева

Кстати, зрители смогут в прямом эфире проголосовать за понравившегося исполнителя, появился и приз зрительских симпатий. По словам Айтугановой, у конкурсантов сейчас занята каждая минута: утром они занимаются на мастер-классах, вечером работают в телевизионном формате.

Еще одно новшество: в этом году участники конкурса получат сертификаты, подтверждающие, что они занимались на мастер-классах. У «Татар моны» в этом году есть и интрига: конкурсанты не знают членов жюри, комиссия находится в отдельном помещении и смотрит выступления на мониторах.

В поисках мона

Мон — это непереводимое с татарского языка понятие, касающееся пения. Очень приблизительный перевод — «пение с душой, всем нутром». Любопытный факт: есть мнение, что пение Федора Шаляпина было столь уникальным, потому что, живя в детстве в Казани, он слышал певцов, которым подвластен мон. И это запало ему в душу.

Для того чтобы у конкурсантов появился мон, с ними занимается певица Клара Хайрутдинова. По ее словам, здесь тоже все хорошо в меру. В авторских произведениях не стоит увлекаться моном, его должно быть чуть-чуть. Как рассказала Хайрутдинова, на конкурсах «Татар моны» она еще и ищет для себя учеников. И несколько участников прошлых лет сейчас учатся у нее в колледже им. И. Аухадеева и в Казанской государственной консерватории.

Впервые в этом году выступления конкурсантов будет сопровождать оркестр «Татарика». «Ребята приехали творческие, подготовленные, готовы репетировать все время», — прокомментировал Ренат Халитов, руководитель оркестра татарской музыки «Татарика».

29 ноября в КРК «Пирамида» ожидается аншлаг, устроители гала-концерта сделали цены на билеты вполне приемлемыми: от 600 до 1 000 рублей. На гала-концерте победители конкурса этого года получат свои награды. Из пятимиллионного бюджета «Татар моны» на призы выделен миллион рублей.

Что ж, можно предположить, что и в Татарстане появился свой «Голос». Без фантастического бюджета Первого канала, но не менее достойный.

Татьяна Мамаева

Новости партнеров