Исследование «Реального времени»: дорогой «Билайн», счастливые марийцы и другие тренды рынка мобильной связи Поволжья
Мобильная связь обходится татарстанцам в среднем в 300 рублей в месяц – это около 4% потребительской корзины
Самым доступным по цене, не говоря о качестве связи и покрытию, среди татарстанских мобильных операторов оказался Tele2, а самым дорогим – «Билайн». При этом стоимость сотовой связи в Татарстане в целом чуть ниже средней по ПФО, где пальму первенства по дороговизне связи для абонентов удерживает Пермский край. Эти и другие эксклюзивные данные по рынку сотовой связи Поволжья – в исследовании аналитической службы «Реального времени».
Три корзины
Сотовая связь – одна из немногих услуг, которая не показывает рост цен в условиях прогрессирующей инфляции. На фоне значительного подорожания потребительских товаров и услуг доступность сотовой связи массовому пользователю только увеличивается.
Для определения стоимости услуг операторов сотовой связи в регионах ПФО аналитическая служба «Реального времени» выбрала метод расчета единого набора услуг («корзины»), на основе которого рассчитывается сравнительная стоимость услуг сотовой связи в странах, являющихся членами Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Методология ОЭСР взята на вооружение Европейской Комиссией, которая при ее помощи осуществляет мониторинг тарифов на сотовую связь в странах-членах ЕС.
Согласно Методологии ОЭСР, мобильная корзина считается вариативной, то есть берется только стоимость непосредственно услуг сотовой связи, разделенная на три уровня потребления сервисов: низкий, средний и высокий.
Объем потребления услуг сотовой связи, согласно Методологии расчета «мобильной корзины» ОЭСР, в месяц
Уровень потребления | |||
низкий | средний | высокий | |
Исходящие звонки, единиц | 50 | 120 | 300 |
SMS, единиц | 33 | 50 | 60 |
MMS, единиц | 0,67 | 1 | 3 |
Интернет, Гбайт | 0 | 1 | 3 |
Распределение исходящих звонков по направлениям и их средняя продолжительность, согласно Методологии расчета «мобильной корзины» ОЭСР
Местные вызовы | Междугородные вызовы | Внутрисетевые звонки | Звонки на мобильные сети др. операторов | Звонки на голосовую почту | |
В % от общей численности исходящих звонков | |||||
Низкий | 15% | 7% | 48% | 22% | 8% |
Средний | 14% | 7% | 48% | 24% | 7% |
Высокий | 13% | 7% | 47% | 26% | 7% |
В единицах | |||||
Низкий | 8 | 3 | 24 | 11 | 4 |
Средний | 17 | 9 | 57 | 29 | 9 |
Высокий | 39 | 21 | 141 | 78 | 21 |
Длительность 1 звонка, мин. | |||||
Низкий | 1,5 | 1,5 | 1,6 | 1,4 | 0,8 |
Средний | 1,8 | 1,8 | 1,9 | 1,7 | 0,8 |
Высокий | 1,7 | 1,7 | 1,9 | 1,8 | 0,8 |
Среднее значение каждой из категорий («корзин») по региону рассчитывается следующим образом. Во-первых, при анализе тарифных предложений, соответствующих той или иной категории, отбирается по одному самому дешевому тарифному предложению от каждого оператора. Во-вторых, отобранные предложения приводятся к среднему значению.
«Низкая корзина»
Наиболее низкая стоимость «мобильной корзины» низкого потребления была зафиксирована в Республике Марий Эл, где при заданных параметрах потребления абонент может потратить 74,55 рубля. «Низкая корзина» в Марий Эл дешевле почти на 23% среднего показателя по ПФО, который составил 95,87 рубля, и практически в 1,5 раза ниже самого высокого показателя в данной категории тарифов с низкой стоимостью, зафиксированного в Пермском крае – 112,33 рубля. Татарстан занимает 7 место в рейтинге регионов низкой «мобильной корзины».
Стоимость услуг мобильной связи «низкой корзины» в ПФО
Регион | Руб. |
Республика Марий Эл | 74,55 |
Нижегородская область | 82,04 |
Пензенская область | 89,29 |
Самарская область | 90,44 |
Ульяновская область | 93,12 |
Республика Мордовия | 95,11 |
Республика Татарстан | 95,24 |
Средняя цена по ПФО | 95,87 |
Кировская область | 96,32 |
Чувашская Республика | 97,60 |
Саратовская область | 99,57 |
Оренбургская область | 102,53 |
Удмуртская Республика | 103,80 |
Республика Башкортостан | 110,28 |
Пермский край | 112,33 |
Стоимость «малой корзины» в регионах по отношению к среднему показателю по ПФО (средний показатель по всем регионам = 100%)
«Средняя корзина»
Данная категория охватывает наибольшее количество тарифных планов операторов. Наряду с более высокой среднерасчетной стоимостью минуты трафика отсутствие сложных многосоставных систем расчетов является принципиальным отличием тарифов «средней корзины» от тарифных планов «низкой корзины». В отличие от тарифов с низкой стоимостью услуг, потребители которых являются по большей части новаторами и активно рассчитывают свои расходы, тарифные планы со средней стоимостью услуг ориентированы на среднестатистического абонента, предпочитающего не углубляться в тонкости тарификации.
Самая низкая стоимость набора услуг наблюдается опять-таки в Республике Марий Эл – 208,62 рубля. Самая высокая стоимость такого набора в Пермском крае – 316,83 рубля. Татарстан, по расчетам, занял 8 место из 14 со стоимостью в размере 255,64 рубля.
Стоимость услуг мобильной связи «средней корзины» в ПФО
Регион | руб. |
Республика Марий Эл | 208,62 |
Нижегородская область | 228,69 |
Самарская область | 246,75 |
Пензенская область | 247,80 |
Республика Мордовия | 248,02 |
Ульяновская область | 251,06 |
Чувашская Республика | 255,46 |
Республика Татарстан | 255,64 |
Средняя цена по ПФО | 260,67 |
Кировская область | 261,84 |
Саратовская область | 269,74 |
Оренбургская область | 271,94 |
Удмуртская Республика | 273,97 |
Республика Башкортостан | 313,10 |
Пермский край | 316,83 |
Стоимость «средней корзины» в регионах по отношению к среднему показателю по ПФО (средний показатель по всем регионам = 100%)
«Высокая корзина»
К данной категории были отнесены тарифные планы, рассчитанные на активных частных пользователей услуг связи. Для них в большинстве случаев характерны значительные объемы включенного трафика. Как и в первых двух случаях, для анализа стоимости «дорогой корзины» выбирались самые дешевые предложения рассматриваемой категории по всем операторам.
Привычно самая доступная связь – в Марий Эл, а самая дорогая – в Пермском крае. В целом разбивка регионов аналогична «средней» и «низкой» корзинам.
Стоимость услуг мобильной связи «высокой корзины» в ПФО
Высокая | руб. |
Республика Марий Эл | 484,38 |
Нижегородская область | 527,25 |
Республика Мордовия | 551,45 |
Самарская область | 570,21 |
Ульяновская область | 573,54 |
Пензенская область | 573,78 |
Чувашская Республика | 581,03 |
Республика Татарстан | 582,56 |
Кировская область | 596,56 |
Средняя цена по ПФО | 596,59 |
Удмуртская Республика | 609,17 |
Саратовская область | 620,47 |
Оренбургская область | 623,38 |
Республика Башкортостан | 727,46 |
Пермский край | 731,06 |
Стоимость «высокой корзины» в регионах по отношению к среднему показателю по ПФО (средний показатель по всем регионам = 100%)
Дорогие абоненты
Для того чтобы ранжировать операторов по стоимости услуг, предоставляемых в категории тарифов, применялся метод вывода наименьшего тарифа из всех предлагаемых оператором связи в данной категории тарифов и дальнейший расчет медианного значения по всем регионам присутствия компании.
Безусловным лидером и наиболее дешевым оператором по большинству регионов является оператор TELE2.
Количество субъектов ПФО, в которых оператор предлагает самую низкую стоимость
Доступно и еще доступнее
Среднестатистический татарстанец тратит на мобильную связь 311,15 рубля в месяц. Это примерно средний показатель по Поволжью. Опять-таки меньше всего на эти цели расходуют марийцы – 255,85 рубля в месяц. А больше всего – пермяки (386,74 рубля в месяц).
Однако здесь есть любопытная корреляция с потребительской корзиной – то есть средними расходами граждан на необходимые вещи, типа продуктов, коммунальных услуг и связи. В Татарстане потребительская корзина – одна из самых дешевых в ПФО. Ее стоимость составляет по итогам первого полугодия 2015 года 7786 рублей, тогда как в Марий Эл – 8462 рубля, а в Пермском крае и вовсе 9582 рубля.
В итоге мобильная связь для рачительных татарстанцев более заметна в месячной корзине расходов, чем для тех же марийцев, и составляет в среднем около 4% месячного бюджета. В Марий Эл – это 3%. В Перми – чуть больше 4%. Остальные регионы находятся примерно в таком же диапазоне.
Рейтинг операторов сотовой связи по стоимости услуг для абонентов трех корзин по Республике Татарстан
Оператор | Низкая | Средняя | Высокая |
TELE2 | 66,27 | 178,80 | 400,77 |
Таттелеком | 71,29 | 180,94 | 416,67 |
Мегафон | 102,15 | 277,75 | 622,20 |
МТС | 109,68 | 316,34 | 733,68 |
Вымпелком | 126,82 | 324,35 | 739,50 |
Среднее значение | 95,24 | 255,64 | 582,56 |
Среднее значение по региону | 311,15 |
Доля расходов на сотовую связь в структуре потребительской корзины в регионах ПФО
Приволжский федеральный округ | на душу населения | Низкая | Средняя | Высокая | Низкая | Средняя | Высокая |
Кировская область | 8 609,00 | 96,32 | 261,84 | 596,56 | 1,12% | 3,04% | 6,93% |
Нижегородская область | 8 524,00 | 82,04 | 228,69 | 527,25 | 0,96% | 2,68% | 6,19% |
Оренбургская область | 8 089,00 | 102,53 | 271,94 | 623,38 | 1,27% | 3,36% | 7,71% |
Пензенская область | 7 617,00 | 89,29 | 247,80 | 573,78 | 1,17% | 3,25% | 7,53% |
Пермский край | 9 582,00 | 112,33 | 316,83 | 731,06 | 1,17% | 3,31% | 7,63% |
Республика Башкортостан | 8 341,00 | 110,28 | 313,10 | 727,46 | 1,32% | 3,75% | 8,72% |
Республика Марий Эл | 8 462,00 | 74,55 | 208,62 | 484,38 | 0,88% | 2,47% | 5,72% |
Республика Мордовия | 7 846,00 | 95,11 | 248,02 | 551,45 | 1,21% | 3,16% | 7,03% |
Республика Татарстан | 7 786,00 | 95,24 | 255,64 | 582,56 | 1,22% | 3,28% | 7,48% |
Самарская область | 8 153,00 | 90,44 | 246,75 | 570,21 | 1,11% | 3,03% | 6,99% |
Саратовская область | 8 051,00 | 99,57 | 269,74 | 620,47 | 1,24% | 3,35% | 7,71% |
Удмуртская Республика | 9 043,00 | 103,80 | 273,97 | 609,17 | 1,15% | 3,03% | 6,74% |
Ульяновская область | 8 597,00 | 93,12 | 251,06 | 573,54 | 1,08% | 2,92% | 6,67% |
Чувашская Республика | 8 591,00 | 97,60 | 255,46 | 581,03 | 1,14% | 2,97% | 6,76% |
-
-
Иван Походяев директор казанского филиала Tele2
- – В настоящее время на рынке Татарстана работают 6 операторов мобильной связи. Проникновение SIM-карт приближается к 200%. Это говорит о серьезной конкуренции, что в любом случае положительно сказывается на абонентах, потому как ведет к снижению стоимости и улучшению качества мобильных услуг. Основная тенденция рынка – это рост проникновения мобильных гаджетов. Вместе с этим мы отмечаем и рост потребления data-услуг. Говоря простым языком – все больше абонентов предпочитают писать в соцсетях и различных мессенджерах, нежели звонить. Для удобства пользователей операторы предлагают различные решения: пакетные тарифы, специальные опции, помогающие экономить на интернет-трафике. Сейчас услуги связи Tele2 доступны 97% населения Республики Татарстан. С начала работы Tele2 в Татарстане в июле этого года мы запустили новые базовые станции в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге и других крупных населенных пунктах республики. И это не предел. До конца года количество базовых станций увеличится на 85%.
-
-
-
Айгуль Арсланова PR-менеджер регионального отделения ПАО «МегаФон» по Республике Татарстан
- – По итогам первого полугодия 2015 года абонентская база «МегаФона» в регионе насчитывает более 1,8 млн sim-карт. Оказывать качественные услуги связи физическим лицам и корпоративным клиентам позволяет сеть оператора, включающая свыше 2000 базовых станций. Благодаря такой инфраструктуре «МегаФон» обеспечивает возможностью доступа к мобильному интернету 98% населения Татарстана. Более 70% населения республики также доступны услуги высокоскоростного интернета 4G+. Основной тренд, присущий рынку телекома не только Татарстана, но и всей России – это увеличение потребления интернет-трафика. Так, в Татарстане за первое полугодие 2015 года абоненты «МегаФона» прокачали на 20% больше объема интернет-трафика, чем за тот же период 2014 года. Помимо трафика растут продажи устройств, среди которых наиболее активную динамику показывают смартфоны и планшеты. В 1 полугодии 2015 года в сравнении с аналогичным периодом 2014-го продажи брендовых смартфонов и планшетов в поволжских салонах «МегаФон-Ритейла» выросли на 20%. Этот рост говорит о верно выбранной стратегии – расширение линейки бюджетных устройств с хорошим функционалом, увеличение ассортимента устройств с поддержкой 4G, имеющей качественное покрытие в Татарстане. Наиболее быстрорастущий ценовой сегмент в продажах полугодия – смартфоны по цене «от 2 до 3,5 тысяч рублей» с долей более 36% от всех продаж. Еще около трети – это смартфоны «от 5 до 10 тысяч». В прошлом году на эти категории приходилось 19% и 30% продаж соответственно. За последние 13 лет «средний чек» снизился почти в 2 раза. Изменилась и структура потребления: если раньше преобладающую долю занимала голосовая связь и еще небольшую – роуминг, то сегодня более 35% занимает передача данных и дополнительные услуги. В среднем абонент тратит на связь около 10 рублей в день, что меньше даже затрат на проезд в городском транспорте. Тем не менее мы как оператор нацелены помогать абонентам оптимизироваться в непростое время, предлагая доступные тарифы и акции.
-
-
-
Юлия Гаязова старший специалист по внешним коммуникациям Казанского филиала ПАО «ВымпелКом»
- – Основной драйвер телеком-рынка сейчас – это, безусловно, data. Структура доходов изменилась, и теперь наряду с традиционно стабильной и сильной выручкой от голосовых услуг куда более перспективными становятся доходы от передачи данных. Потребность в услугах передачи данных продолжает расти и далее будет стимулировать развитие рынка. Рост передачи данных происходит за счет роста проникновения смартфонов и планшетов, в том числе с поддержкой LTE. А это означает появление новых клиентов для индустрии. Сейчас именно на развитие сети (как 3G, так и 4G) направлены все усилия сотовых операторов: регулярные модернизационные работы, увеличение емкостей и расширение каналов, точечные улучшения в наиболее востребованных районах покрытия и наравне с этим специальные предложения для клиентов по девайсам.
-
-
-
Александр Смирнов директор по маркетингу ПАО «Таттелеком»
- – Тенденции рынка мобильной связи в Татарстане не отличаются от общероссийских. Среди них можно отметить оформившийся переход всех операторов мобильной связи от продажи «простых» тарифов с поминутной тарификацией к тарифам с абонентской платой и включенными пакетами минут и Интернет-трафика. Во-вторых, это развитие сетей 4G-операторов, усиленная реклама Интернета 4G (LTE). В-третьих, акцент на продвижение услуг мобильного Интернета в составе пакетных тарифных планов. Мы не наблюдаем снижения расходов на сотовую связь, а изменения структуры расходов составили примерно 30%. В результате усиливающейся конкуренции, выхода на рынок Теле2 снижаются тарифы на мобильную связь и растет объем предоставляемых услуг в пакете. В настоящий момент у нас более 1000 базовых станций по всей Республике Татарстан, а услуги связи 4G (LTE) доступны не только в крупных городах, но и в райцентрах и малых населенных пунктах. По покрытию GSM мы находимся в паритете с федеральными операторами мобильной связи, а по покрытию сети 4G (LTE) превосходим их. Мы не останавливаемся на этом и планируем развивать мобильную сеть, обеспечив связь даже в самых отдаленных уголках Республики Татарстан. Компания не наблюдает больших изменений по процедуре переносимости номера (MNP). Ежемесячно к нам приходят около 100 абонентов, уходят 10-20. На фоне объемов традиционного способа подключения новых абонентов (продажа SIM в офисе обслуживания) доля абонентов, привлеченных по процедуре MNP, практически незаметна и составляет менее процента. Уровень конкуренции в Татарстане очень высок, поскольку Татарстан – один из немногих регионов России, где действуют сразу 5 операторов мобильной связи («Большая Тройка», Теле2 и мы). Причем и мы, и Теле2 используем стратегию сотового дискаунтера, то есть традиционные операторы Большой Тройки находятся под постоянным давлением со стороны «новых» операторов. В конечном итоге мы оцениваем сложившуюся ситуацию положительно, ведь конкурентная борьба приводит к снижению цен на услуги мобильной связи, что делает ее более доступной для самых широких слоев населения.
-
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.