Новый стадион. Новый состав. Новая жизнь «Нефтехимика»?

Сегодня стартует турнир с 22 неизвестными

1 августа десятью матчами открывается программа первого тура очередного чемпионата Футбольной национальной лиги. «Реальное время» рассказывает о кандидатах на повышение в классе по его итогам и о потенциальных неудачниках турнира.

В России провели два чемпионата: до- и послековидный

«Нефтехимик» прервал прошлый сезон на самом высоком в истории клуба пятом месте, хотя, признаем, все-таки трудно на полном серьезе относиться к итогам турнира, в котором остались несыгранными 11 туров. Для сравнения вспомним, как выглядели промежуточные итоги в Премьер-лиге после 22 тура. До COVID-19 из нее вылетали «Ахмат» и «Крылышки», а в зоне стыковых игр находились «Оренбург» и «Рубин». В постковидном чемпионате «Рубин» занял 10-е место, пожалуй, самое любимое для Казани (на нем команда финишировала чаще всего: в 2004, 2007, 2016 и 2018 годах). Выступили даже лучше, чем в прошлом году, последнем для Курбана Бердыева в столице Татарстана, когда финишировали 11-ми (самое низкое место в истории «Рубина» в элитном дивизионе). А уж какой подарок «Ахмат» преподнес новоиспеченному генерал-майору Росгвардии Рамзану Кадырову, вскарабкавшись по головам заболевшего «Оренбурга» и бездомного «Тамбова» на 13-е место.

Как бы в итоге выглядела турнирная таблица участников чемпионата ФНЛ, если бы турнир решили доигрывать, теперь уже никто не скажет. С другой стороны, жизнь в очередной раз доказала глубокую правоту песни «Не думай о секундах свысока». Казалось бы, в Премьер-лигу явственно стремились две команды, «Ротор» из Волгограда и московское «Торпедо», а остальные участники турнира не могли определиться с конечными целями. К примеру, «Химки» еще зимой впали в состояние персонажа, воспетого Салтыковым-Щедриным, который чего-то хотел — «не то конституции, не то севрюжины с хреном». Из-за этой двусмысленности клуб покинул Андрей Талалаев, перебравшийся в Самару на роль «спасителя» «Крылышек». В итоге получилось, что России досталась Конституция, «Химкам» севрюжина в виде Премьер-лиги, а Талалаеву «хрен», поскольку он и с «Крылышками» вылетел туда, откуда начинал нынешний сезон.

А «Торпедо» может винить в своих неудачах исключительно себя, поскольку, идя на втором проходном месте, в 25 туре дома проиграло «Лучу» из Владивостока 0:2 и за два последующих тура на второе место уже не вернулось. Кстати, «Химки» могли бы лишиться второго места, уступи они в 27 туре в Саранске «Нефтехимику». Но команды разошлись миром — 2:2, хотя если бы реализовали тогда нижнекамцы хотя бы половину своих моментов, включая незабитый пенальти, была бы совсем другая промежуточная картина (ставшая в конце концов итоговой). Впрочем, использование волшебного предлога «если бы» каждого из нас обогатило на двух дополнительных дедушек, оставив при этом совсем без бабушек… Надо помнить, что в январе «Нефтехимик» лишился и своего лидера Дениса Макарова, отправившегося покорять Казань, а бомбардирских усилий одного Мераби Уридии для того, чтобы решать задачу выхода в Премьер-лигу, не хватило.

Впрочем, сыграв еще два послековидных матча в рамках Кубка России, «Химки» доказали, что они достойны Премьер-лиги.

Нижнекамск готов принимать «Чайку» на обновленном стадионе

Нынешний сезон «Нефтехимик» наконец-то начнет на своем стадионе, изрядно поскитавшись по Казани, где использовал запасное поле стадиона «Рубин», и Саранску, где местный стадион стал памятником глупости в государственном масштабе, поскольку в ПФЛ, читай третьем дивизионе, в следующем сезоне окажется город с ареной уровня чемпионата мира. Самой команде она не нужна, «Нефтехимик» туда уже не поедет, «Тамбов», скорее всего, тоже, и теперь «Мордовия Арена» станет самой дорогой недвижимостью столицы республики и самым дорогим музеем мира, обошедшимся в 16,5 миллиарда рублей — притом что расходная часть годового бюджета всего Саранска на 2018 год исчислялась суммой в 9,3 миллиарда. Можно будет водить сюда толпы болельщиков, привлекая их тем, что по газону стадиона когда-то бегали Криштиану Роналду и Сердар Азмун, на него падал Каспар Шмейхель, и именно до этого российского стадиона доехал Радамель Фалькао, хотя Валерий Карпин ранее предупреждал о невозможности сего события.

Пока что обновленный стадион — это единственное приобретение в межсезонье, которым «нефтехимики» готовы удивить окружение. «Оренбург» уже заявил о цели возвращения в РПЛ, «Крылышки», а теперь еще и «Торпедо», будут стремиться к этому априори. Тем более что в Самару перебрался Игорь Осинькин, ранее тренировавший «Чертаново», откуда он прихватил сразу восемь подопечных. А к чему будет стремиться «Нефтехимик»? Потеря Макарова позволяет осознать, что задачи порвать все на британский флаг ради Премьер-лиги перед командой не стоит. Футбольный «Нефтехимик» вообще не выглядит проектом, который должен немедленно взлететь. Нет, там все движется степ бай степ.

Команды, которые стремятся в Премьер-лигу, распознать несложно. Да что далеко ходить, мы сами помним, как и с кем «Рубин» добывал путевку в высший футбольный свет в 2002 году. Тогда в составе «Рубина» были Александр Липко, Геннадий Семин, Сергей Булатов… Семин четырежды со своими командами добивался повышения в классе, Липко с «Рубином» поднялся в третий раз, на следующий год он выходил с «Тереком». У Булатова было два случая выхода наверх. Это тот самый опыт — сын ошибок трудных, который помогает в «решении задач». Если посмотреть на актуальный состав «Нефтехимика», то слово опыт применимо только к наставнику команды Юрию Уткульбаеву. А у игроков — какой там опыт, тем более победный? У некоторых есть даже годы игр в любительском футболе.

В то время, когда команда стала «Мотор-Академией», за нее играл Марат Ситдиков. По любителям бегал в Казани и Мераби Уридия, который рассказывал о своих мытарствах в профи, особенно в чемпионате Грузии. Через любительский футбол прошел и лучший бомбардир команды Денис Макаров, которого брали под закрытие темы о лимите на футболиста, не достигшего 20 лет. И он ушел из команды уже в статусе одного из лидеров. Это еще один показатель неспешности решений по поводу повышения в классе. В прошлом году «Томь», даже выйдя в зону стыковых матчей, устроила распродажу, посчитав, что «Премьер-лига — ничто, бюджет — все!».

Все смешалось в доме Облонских

Если с кругом потенциальных претендентов на борьбу за путевку в Премьер-лигу мы как-то определились, то с командами-аутсайдерами можно и вовсе не «париться». История ФНЛ все чаще доказывает, что из лиги не вылетают, в ней живут и умирают. К примеру, по итогам нынешнего сезона по спортивному принципу не вылетел вообще никто, просто Армавир, Курск, Саранск и Владивосток осознали, что участие в турнире им не по карману, точнее, не по городскому или краевому бюджету. Владивосток сделал это с особым цинизмом, своей уже ненужной победой лишив путевки в Премьер-лигу московских торпедовцев.

А вот «Факел» из Воронежа, ивановский «Текстильщик» и дубль «Спартака» «пересохранились» в ФНЛ, несмотря на места внизу таблицы. Вообще, последним клубом, вылетевшим из ФНЛ по спортивному принципу, была «Тюмень» в сезоне 2019 года. Одна «Тюмень» за три года! «Факел», к примеру, уже три года как пробивает дно турнира, но все «без толку». В этом плане «нефтехимикам» может быть обидно от того, что клуб вылетал в 2017-м, последнем на данный момент, году, когда желающих играть в ФНЛ было столько же, сколько мест в лиге.

Может, учитывая сей факт, не стоит огорчаться «КАМАЗу», который выражал желание сыграть в ФНЛ в сезоне-2020/2021. Всего таковых желающих было четыре, и приглашение от лиги поступило «Алании» с тренером Спартаком Гогниевым и двумя экс-рубиновцами Аланом Касаевым и Аллоном Бутаевым, а также экс-спартаковцем Артуром Малояном в составе. За бортом, помимо «КАМАЗа», оказался также весьма странный клуб, скорее, даже проект. Это «Олимп-Долгопрудный», образовавшийся после слияния двух других странных проектов. «Долгопрудного», который тренировал экс-наставник «Рубина» Ринат Билялетдинов и где в составе бегали 35-летние Баженов, Горбанец, Сабитов, а также «Олимпа», который территориально представлял вначале Москву, затем Химки, а базировался в Мытищах. В итоге слияние не состоялось, но не исключено, что история на этом не закончилась.

Поскольку среди дебютантов ФНЛ есть еще два таких проекта — ФК «Велес» из Москвы и ФК «Акрон» из Тольятти. «Велес», созданный в 2016 году, носит половинку названия аргентинского клуба «Велес Сарсфилд», в его составе даже есть футболист с подходящим для Аргентины именем Диего и характерной для абхаза фамилией Малания. В тренерском штабе сыновья таких легенд футбола, как Анатолий Зарапин, отпрыск одноименного экс-голкипера «Торпедо» времен СССР, плюс потомок известного наставника Бориса Стукалова — Алексей Стукалов. Но что это за команда, кому она нужна, зачем создана, определить не представляется возможным. В Москве же команд мало, не хватает… Как и в Тольятти, где к имеющейся «Ладе», переживающей не лучшие времена, в 2018 году добавился новодел «Акрон». Будет теперь радости Жигулевску, расположенному в 20 километрах от «Автоваза». Хотя, чего стесняться, играли бы в Саранске, там всего порядка 300 километров по прямой.

Еще три новичка сезона — астраханский «Волгарь», брянское «Динамо» и «Иртыш» из Омска — хотя бы объяснимы и с точки зрения футбольной истории, и со спортивной. В Брянске есть еще хоккей, в Астрахани водное поло, всяко футболу уделят внимание, города-то полумиллионники. «Иртыш» 35 лет назад мелькнул еще в советской первой лиге, явив футбольному миру тренера-ученого Корнея Шперлинга, нынешнего главного тренера Владимира Арайса и такого неординарного футболиста, как Олег Имреков. Между прочим, хоккейный «Авангард» тогда томился во второй лиге, помимо прочего, Омск — это еще родина Дмитрия Сычева, и вдвойне приятно, что команда из Сибири наконец-то рискнула заявиться в ФНЛ.

Джаудат Абдуллин
СпортФутбол Татарстан ФК Нефтехимик
комментарии 3

комментарии

  • Анонимно 01 авг
    Велес и Акрон частные клубы, коих в РФ почти нет. Оба отличаются тем, что каждый год бодаются с властями, которые вставляют палки в колеса. Волгарь - это типичный газпромовский клуб, есть финансирование, есть клуб,ничего интересного. А вот Брянск может стать силой. Там владельцем стал местный олигарх и он будет тащить его в РПЛ. Также ни слова про переезд Иртыша в Подмосковье, в Омске они играть не будут.

    П. С. В самом начале пишете, что Тамбов в Саранске играть не будет. Но там ещё ничего не решено. Скорее всего Тамбов будет играть в Саранске.
    Ответить
    Анонимно 01 авг
    Спасибо за информативный комментарий. По принципу: нельзя объять необъятное, невозможно было вместить в один текст все новости и переходы об участниках нынешней ФНЛ. "Нефтехимик" по регламенту сыграет с каждым из них (если на это будет воля КОВИД 19), соответственно, каждый из соперников нижнекамцев получит шанс быть отмеченным в репортаже. Если вы заметили, я о "Нефтехимике" много не писал, рассчитывая на более подробный анализ изменений в нем в репортаже матча с "Чайкой".
    По поводу частных команд... Россия уже пережила это явление практически в массовом порядке в начале 90-х. Вот вам мой текст и взгляд на частные клубы, с которым вы, видимо, не ознакомились.
    https://realnoevremya.ru/articles/178320-30-let-nazad-pervaya-sovetskaya-komanda-byla-prodana-inostrancu
    Частные клубы, как и отсутствие лимита, которое мы пережили уже в нулевые, на мой взгляд, вовсе не панацея или универсальное средство для подъема футбола в нашей стране. Ничем не интересный "Волгарь" воспитал Дасаева и Жупикова, и это еще одно отличие, помимо источников финансирования, государственного клуба от частного. Первый либо сам делает, либо вынужден под давлением властей заниматься собственной школой, частник зачастую просто собирает все, "что плохо лежит", и играет на потеху хозяину и его друзьям. На один "Краснодар" Галицкого приходятся десятки "Олимпий", "Краснодаров-1000", "Акронов", "Велесов", "Солярисов", а также ФК "Пеле", "Хитрых лисов", "Кинотавров" времен 90-х годов. Джаудат Абдуллин
    Ответить
  • Анонимно 01 авг
    Отличный текст и отличная ирония! Пишите больше!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров