Файзуллин — дольщикам «ФОНа»: «Вы готовы доплатить?»

Контрольный пакет «Сбера» над кирпичным заводом, отказ 16 страховщиков и принуждение к спасению загадочных татарстанских застройщиков

В концертном зале НКЦ «Казань» накануне представители правительства РТ и сотрудники компании «ФОН» отчитались перед дольщиками о проделанной за две недели реализации «антикризисного плана» работе. Выяснилось, что застройщик готов продать все свое имущество вплоть до собственного офиса. Минстрой РТ, в свою очередь, возлагает большие надежды на инвесторов. Впрочем, как говорит сам Анатолий Ливада, уже найдено целых 3 инвестора — два казанца и один москвич.

Ливада обещает не сбегать

Зал НКЦ «Казань» был полным за полчаса до начала встречи. Ожидая представителей правительства и строительной компании «ФОН», дольщики знакомились и делились своими страхами и соображениями.

— Вы видели, у входа дежурит скорая? — вопрошал владелец квартиры в ЖК «МЧС».

— Если скажут, что нас обманули, понадобится не одна скорая, — заметила в ответ дольщица ЖК «Симфония».

Нужно сказать, что сперва люди были настроены достаточно мирно. Однако ближе к началу встречи стало понятно, что мест в зале не хватает, и ситуация постепенно начала накаляться. Будущие жители «фоновских» домов стали располагаться на ступеньках, внизу у сцены также собралась внушительная толпа. Волнение усилилось, когда слово взял руководитель компании «ФОН» Анатолий Ливада. Только ничего нового своим дольщикам он сообщить не смог. Вообще, он вел себя на встрече очень сдержанно, был немногословен и опускал глаза, как виноватый школьник.

— Наша фирма находится в экономическом тупике. Не буду останавливаться на том, отчего это получилось, но в определенное время банки стали требовать возврата денежных средств, упала покупательная способность квартир. Мы все квартиры, которые реализовали, отдадим. Каких-то признаков, что можно все бросить и сбежать, нет, — попытался успокоить людей Ливада. Однако его речи о реализации антикризисного плана были прерваны многочисленными гневными восклицаниями.

— Что он говорит-то, потратили и потратили, — покачала головой одна из дольщиц.

«Благодаря вашей помощи у нас ничего не продается»

Понятно, что хозяев квартир больше интересовал вопрос о сроках сдачи конкретных объектов. При этом каждый считал, что именно его дом должен быть сдан в первую очередь. Когда в обсуждение вмешался министр строительства РТ Ирек Файзуллин, встреча уже грозила превратиться в «Судный день» кисти Микеланджело.

— Мы заставляем продавать активы, но они же не продаются. Может, кто-то поможет эти активы продать. Вчера было мое обращение к инвесторам, которые готовы на определенных условиях работать на этих площадках. Финансируя строительство, они будут принимать обязательство «ФОНа» перед вами. Я докладываю, что было выполнено за 2 недели, — начал свою речь глава минстроя РТ. Добавим, что «Реальное время» подробно рассказало о той двухнедельной встрече министра с дольщикам «ФОН» (наши коллеги смогли узнать на днях и рассказать своим читателям об этом только вчера).

Оказалось, что есть некоторые подвижки на 2 домах «МЧС», на одном доме «Симфонии» и на Ноксинском спуске, приступят и к работе по «Солнечному городу». Сегодня стоит задача и по дому на Фучика. «Если мы не привлечем инвесторов, проблемы с 18 домами не будут решены», — заявил Файзуллин, лишний раз подтвердив мнение нашей редакции и экспертов (опять-таки в отличие от некоторых коллег) о финансовой несостоятельности планов застройщика.

Оказалось, что есть некоторые подвижки на 2 домах «МЧС», на одном доме «Симфонии» и на Ноксинском спуске. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Однако зал снова загудел: дольщики задались вопросом, куда же делись деньги и почему произошла такая ситуация. Ливада пытался объяснить, что все деньги пошли на кирпич, бетон и арматуру. Однако в какой-то момент нервы руководителя «ФОНа» сдали.

— Объясняю: после продажи тех квартир, которые не проданы в ваших домах, денег хватает, чтобы достроить. Но та ситуация, которая сегодня создана, и благодаря вашей помощи у нас ничего не продается (читать под гул оваций — прим. ред.). У нас на продажу есть квартиры на 12 млрд рублей, и 9 млрд надо, чтобы достроить все ваши дома, — после этих слов Ливада к трибуне больше не подходил.

Файзуллин, пытаясь урезонить дольщиков, напомнил, что средства от реализации завода железобетонных изделий, который «ФОН» продал строительной компании «Бриз», нельзя пускать только на один определенный проект. «Если мы сегодня отдадим все средства на 1-й и 2-й дом в ЖК «МЧС», конечно, мы их к концу года сдадим, но мы тогда не построим остальные объекты, которые позволяют «ФОНу» реализовать те оставшиеся квартиры, которые еще не проданы. К сожалению, у «ФОНа» не 2, а 22 дома находятся в проблемной ситуации», — посетовал министр.

«ФОН» продает свой офис

В зале воцарилась тишина, только когда к трибуне вышла финансовый директор компании «ФОН» Диана Ахметзянова. Она призналась, что рассчитывать на реализацию непроданных квартир не стоит: мало того, что «ФОН» сам «подмочил» свою репутацию, — снизилась и покупательская способность населения. По ее словам, компания готова продать свой офис и остаться в нем на условиях аренды — переговоры с покупателем уже ведутся.

Кроме того, она рассказала о судьбе кирпичного завода в Ключищах. Ахметзянова напомнила, что свою задолженность «ФОН» забрал у Сбербанка и передал ее «Сбер Капиталу».

— Задолженность по Сбербанку сформирована по строительству кирпичного завода. При его строительстве мы располагали собственными средствами в размере 30%. В залог мы дали земли ипподрома (ЖК «Симфония» — прим. ред.), которые мы недавно приобрели. После кризиса 2008 года подписали мировую со Сбербанком и оказались в ситуации, что они не освобождали землю под ипподромом. Мы были вынуждены обслуживать кредит, в какой-то момент получилось так, что не было ДДУ, это не давало возможность нормально иметь ипотечные продукты и регистрировать ваши договоры, — рассказывала Ахметзянова и уверила, что проблема уже решена на 90%.

По ее уверениям, к концу ноября должны освободиться ипподром и другие залоги, а именно квартиры в Челнах и около тысячи «квадратов» в «Солнечном городе». «Мы ждем решения кредитного комитета, который позволит нам завести инвесторов в первую очередь на «Симфонию», — заявила Ахметзянова.

Напомним, что Сбербанк предлагал забрать кирпичный завод в счет погашения долга за 900 млн рублей. Сейчас стало известно, что завод останется в собственности у «ФОНа», но контрольный пакет в 51% окажется у «сберовской» структуры «Сбербанк Капитал». За «ФОНом» остается право свободного выкупа в течение 8 лет. Тем не менее Ахметзянова подчеркнула, что «если будет острая необходимость, мы его готовы реализовать и направить средства на достройку домов», и подтвердила, что переговоры о продаже уже ведутся.

Вся надежда на инвестора

Похоже, дольщики уже давно не ждут никакого решения от руководства «ФОНа». Практически все негодование было направлено на представителей минстроя.

— А помощь от республики какая должна быть? Финансирование? Наше и федеральное законодательство не позволяет нам заходить и финансировать компанию «ФОН». Мы можем освободить от платы за подключение, если будет судебное решение. Но в ситуациях, которые возникали с 2008 года, всегда требовалась доплата. Вы готовы на это? — парировал Файзуллин.

По словам министра, остается только одна надежда: найти инвесторов среди строительных компаний и банков. Файзуллин заметил, что никто по доброй воле на такое не соглашается, поэтому правительству РТ приходится буквально заставлять застройщиков идти на сотрудничество с «ФОНом».

Хотя имена инвесторов не назывались со ссылкой на то, что переговоры только ведутся, в беседе с корреспондентом «Реального времени» Анатолий Ливада заявил, что уже найдены 3 инвестора, которые уже начали работу. По его словам, они сами просили не привлекать к себе внимания, поэтому их имена держатся в секрете. Он пояснил, что сотрудничество с московской компанией Proxima Capital Group во главе с Владимиром Татарчуком также направлено на поиск московского инвестора. Его слова в своем выступлении подтвердила и Ахметзянова, говорившая о работе с 2 казанскими и с одним московским инвестором. И все же Ливада приоткрыл завесу тайны, подтвердив, что покупателем ресторана «Парус» станет ПСО «Казань», которая застраивает набережную Казанки, хотя добавил, что есть и другой потенциальный претендент, которого он назвать отказался.

Свою помощь правительство готово оказать и при страховании ДДУ. По словам Файзуллина, 16 из 20 страховых компаний уже отказали «ФОНу» (этот исход наша редакция уже предсказала). Надежды на то, что на такую сделку пойдет один из 4 оставшихся страховщиков, тоже мало, поэтому, как только будет получен окончательный отказ от всех страховых компаний, поручительство за застройщика возьмет республика либо «Ак Барс» банк.

К слову, на встрече присутствовали и дольщики фирмы «Свей». Правда, заняться их проблемами времени не хватило. Обеспокоенность вызывает и то, что, как признался сам Файзуллин, уже сейчас в Казани есть компании, которые могут повторить судьбу «ФОНа» и «Свея».

Гуландам Зарипова, видео автора и Арчи Стасевича

Новости партнеров