Автоград направил достраивать проблемное «фоновское» жилье 30 строителей «Профита»
Наиль Магдеев рассказал, в чем причина падения строительного рынка и как «рассосался» федеральный миллиард, направленный на временную занятость камазовцев
На сегодняшней пресс-конференции мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев признал, что амбициозная цифра в 100% индекса промпроизводства в автограде к 2017 году — скорее «высокая планка», так как «пока прогнозировать не берется даже МЭР РФ». В 2016 году, ссылаясь на экономические обстоятельства, вероятнее всего, автоград «разморозит» тарифы на жилищные услуги, а возможно, и на пассажирские перевозки. Выяснилось также, что из 800 млн рублей, выделенных на строительство дорог в промзоне по программе моногородов, 25% — республиканские средства. А из бюджета автограда «утекут» рекламные деньги — по требованию УФАС мэрия демонтирует 77% рекламных щитов. Кроме того, отвечая корреспонденту «Реального времени», Магдеев сообщил, что не видит проблем со строительством коллектора, а на объектах «ФОНа» сегодня работает компания «Профит».
«Если хочешь видеть хорошее, в городе это можно увидеть. Если нет — увидеть трудно»
Сегодня мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев провел очередную пресс-конференцию, на которой фактически подвел предварительные итоги года в автограде. Он отметил, что в 2015 году Челны получили через республиканские и федеральные целевые программы (далее РЦП и ФЦП) более 6 млрд рублей — «пока, год еще не закончился…». На эти суммы было построено в том числе 6 новых детсадов на 1 280 мест с бассейном каждый (на 888 млн рублей из бюджета РТ). Что в итоге, в свою очередь, повлияло на загрузку застройщика — компании «Домкор». Миллиарды пошли на капремонт школ и подземных переходов, построен был стадион «КАМАЗ» — еще в сентябре, но сдадут в эксплуатацию его в декабре этого года. «Вообще, если хочешь видеть хорошее, в городе это можно увидеть. Если нет — увидеть трудно. Хочешь не хочешь, попадаются на глаза новые автобусы на маршрутах, например», — добавил Магдеев в копилку успехов властей города и реформу транспортной сферы.
25% инвестиций в реконструкцию дорог промзоны федералы скинули на РТ
— По дорогам — беспрецедентная программа, освоили около 2 млрд рублей. Первая часть, 1,196 млрд, была выделена из бюджета РТ. Так как год кризисный 2015, мы дороги давно не ремонтировали. Понятно, что еще надо столько и полстолько, и умножить на два раза «столько». Совершенству нет предела. Но в жизни так не бывает. Дорогу на Лесоцех 40 лет не ремонтировали, но сделали же. А ведь не верили — 99% не верили, что сделаем. Мол, очередной выезд очередного мэра на дорогу, да сколько их было! Честь и хвала президенту РТ, который помог средствами, честь и хвала «Камдорстрою» (ответственный за ремонт дороги, — прим. ред.). И 1,196 млрд рублей остались в карманах работников дорожных компаний. Трудно было бы представить состояние наших дорожных организаций, если бы не было наших заказов. Почему в итоге 2 млрд рублей? Потому что к концу года по федеральной программе моногородов поступило еще 801 млн рублей, определена уже проектно-сметная документация по программе приведения в нормативное состояние дорог в промзоне Челнов: Моторная, Металлургическая улицы и т. д., — объявил мэр.
По его словам, схема финансирования следующая: более 500 млн рублей федеральных средств и 200 с небольшим млн рублей — республиканских. Напомним, корреспонденту «Реального времени» глава Фонда развития моногородов Илья Кривогов в августе заявлял, что по программе ФРМ «регионы тоже софинансируют эти работы — если регион не заинтересован в этом, нет смысла участвовать». Соотношение изначально было «до 95% со стороны фонда». В итоге же, как оказалось, почти 25% республике пришлось достать из своего кармана.
— Много это или мало — 6 млрд рублей на программы? Судите сами, если бюджет Челнов около 8 млрд рублей. Да и год еще не закончился. Неплохие деньги. Мы еще не считали и частные инвестиции, которые пришли в город, — их тоже надо положить на чашу весов. В 2016 году мы будем участвовать во всех РЦП и ФЦП. Это и строительство новой школы в 37-м комплексе на 800 мест — потребуется 500 млн рублей (стройка зависит от республиканского финансирования); это и строительство бассейна — больше 300 млн рублей потребуется. В итоге — две программы на 800 млн рублей минимум, не считая коммуникаций. Помимо этого, запланирован капремонт 8 школ. Капремонт жилья — сумма не меньшая, чем в 2015 году. И ремонт 2-й городской больницы, первоначальная сумма — 176 млн рублей, — перечислил планы по программам 2016 года мэр.
Наиль Магдеев: КАМАЗ не «головная боль», а «серьезный актив РТ»
При этом, по его словам, пока не сформирована программа дорожных работ, а именно то, что обещают сделать или до конца этого года, или в начале следующего. В городе надеются, что «финансирование будет не меньше, чем в этом году». Магдеев отметил, что во многом все зависит от состояния экономики РТ и автограда, от наполняемости бюджета, «от той обстановки, которая сегодня имеет место быть». Тем более что Челны, напомнил он, находятся в «красной зоне» сложности среди моногородов. Говоря о причинах последнего — КАМАЗе, — Магдеев одновременно выступил и в защиту автогиганта:
— Любой город страны мечтал бы иметь у себя автозавод такого уровня. Мы не должны об этом забывать. А то некоторые пишут «головная боль»… Это не боль, а гордость страны, серьезный актив РТ. Трудности бывают, но оттого, что трудно, нельзя же все перечеркнуть. Это наше с вами конкурентное преимущество. А ведь и на «Фольксвагене» проблемы мирового уровня (справедливости ради, у немцев возникли эти проблемы в результате обманных действий самой компании в части ПО, неправильно определявшего уровень выброса вредных веществ, — отозвать пришлось 11 млн авто, ущерб предварительно оценивался в 6,5 млрд евро, — прим.ред.). Любой автозавод и корпорация подвержены взлетам и падениям, — философски заметил мэр и добавил, комментируя выделенный на временные работы камазовцев почти миллиард федеральных рублей, что деньги в итоге «растворились в городе», будучи потрачены в сфере услуг и розничной торговле, поддержав их в год кризиса.
Трудности у строителей — из-за снижения покупательной способности челницнев
Комментируя сложности на строительном рынке мэр автограда напомнил, что в 2015 году город должен был выполнить план по вводу жилья, на 20 тыс. кв. м превышающий план 2014 года (340 против 320 тыс. кв. м жилья). И обязательства эти Магдеев пообещал исполнить — «пока нет сомнений в этом». Он также напомнил о решении одной из проблем обманутых дольщиков по дому 58/02 — ранее застройщиком его выступало предприятие «Химстрой», объявленное банкротом — затем долгостроем занялось «Доступное жилье» — для завершения стройки требуется 180 млн рублей, обещали дом сдать к концу года.
— Трудности есть в условиях падающего спроса на жилье — вводить такое количество жилья с учетом снижения покупательной способности в нашем моногороде, — согласился мэр. — Будет падение спроса — строители и строить меньше будут. Спрос надо стимулировать, должны быть инструменты для этого — а это уже решается в целом по стране. Должны быть доступные подъемные ипотечные инструменты, высокий уровень зарплаты.
На 100% индекса промпроизводства автограда к 2017 году в мэрии смотрят как на «высокую планку»
Амбициозную цифру в 100% индекса промпроизводства к 2017 году по автограду, озвученную на прошлой неделе на слушаниях по бюджету-2016, Магдеев объяснил необходимостью ставить высокие цели — сам же он, по-видимому, не считает, что она в итоге будет достигнута:
— Какие инструменты помогут оживить челнинскую экономику? Проекты по программе моногорода, например. Мы защитили их на уровне РФ, и в скором времени должен выйти документ, касающийся Челнов, в котором будут определены подробно параметры для ТОРа. Самое главное, в рамках ТОРа автоград становится привлекательным за счет налоговых льгот. Думаю, что в 2016 году работа начнется на практике. Что касается ИПП — пока прогнозировать даже не берется МЭР РФ, но надо планы ставить себе, высокую планку, тем более, проектов у нас много, — объяснил Магдеев цифры, заложенные в план экономическим блоком мэрии под управлением Наталии Кропотовой (в 2016 году, напомним, город надеется выйти на 96%).
В 2016 году мэрия «разморозит» тарифы на ЖКХ и, возможно, на пассажирские перевозки
Экономические сложности, в которых вынужден существовать город, а потому вынуждены и осторожно «лавировать» в этой ситуации чиновники администрации, упоминались Магдеевым довольно часто. Так, он отметил, что, несмотря на «заморозку» тарифов на жилищные услуги в 2015 году, вероятнее всего, в 2016 году они будут «приемлемо, не резко» повышены. Почему?
— В 2015 году осознанно пошли мы на серьезный шаг, но так продолжаться бесконечно не может. Понимать надо, что в сфере жилищных услуг тоже люди работают, им надо индексировать зарплату хотя бы на уровне инфляции. Наша задача на 2016 год — не только сделать так, чтобы кратно услуги не повышались, но и не обанкротить наши жилищные организации! Это частный бизнес, частные УК в основном, помимо муниципальных. Когда говорят о поддержке малого и частного бизнеса — это из этой сферы тоже. Мы не можем тарифами убивать их. Надо находить золотую середину, крайностей не должно быть, — заявил глава города, добавив, что то же касается и пассажирских перевозок, «где четыре года уже не повышали тарифы», в результате чего сегодня в городе «один из самых низких тарифов в РТ» (что можно осторожно оценивать как «добро» на повышение цен на пассажирские перевозки в 2016 году).
Автоград по указке УФАС демонтирует 77% рекламных щитов
Глава города также прокомментировал нелегкую ситуацию на рекламном рынке автограда, что может ударить, в частности, по пополнению бюджета «аукционными деньгами». УФАС несколько лет требовало от челнинских властей аннулировать договоры с предпринимателями, установившими наружные рекламные щиты без проведения торгов, как того требует закон. В результате город вынужден был пойти навстречу и теперь должен снести 639 из 829 утвержденных рекламных щитов.
— Мы самодеятельностью не занимаемся, действуем в правовых рамках. С 2011 года исполком получал предписание УФАС, по сути были нарушения в части рекламы (камешек в огород команды Василя Шайхразиева, — прим. ред.). Истекли все сроки по исправлению ситуации. Поэтому мы действуем в рамках предписаний. Закон суров, но это закон. Мне, может, тоже что-то не нравится. Иногда закон не соответствует логике жизни, — с сожалением, видимо, об утекающих из бюджета рекламных деньгах сказал Наиль Магдеев. — Но я не могу к этому апеллировать. Вот я смотрю информацию: в 2011 году сроки разрешения конструкций были продлены без аукциона… В ноябре 2014 года выдали нам предписание аннулировать 639 конструкций. Мы, как законопослушный муниципалитет, решили демонтировать. Уже 12 конструкций демонтировано.
«На объекте «ФОНа» работает компания «Профит», более 30 их работников сейчас там»
Наиль Магдеев также прокомментировал корреспонденту «Реального времени» два конфликта, давно вышедших уже на судебный виток развития. Так, мэр в ответ на наш вопрос, работает ли на челнинской стройке «ФОНа» компания «Профит», спасая ситуацию с проблемным домом №65/05, уверенно заявил, что «все договоренности в части строительства домов на сегодняшний день выполняются»:
— На объекте «ФОНа» работает компания «Профит», более 30 их работников сейчас там. Утром сегодня интересовался, в полседьмого разговаривал с Марселем Завидовичем (Мингалимовым, директором ООО ГК «Профит», депутатом горсовета, членом постоянной комиссии по регламенту, правопорядку, —прим. ред.). По дому №65/05 в ближайшее время проведем рабочую планерку, милости прошу приехать посмотреть. Держим на контроле это дело и, насколько это возможно, в процесс вмешиваемся. Могу сказать, что нет форс-мажорных обстоятельств, чтобы наши договоренности или договоренности компаний нарушались.
Наиль Магдеев: «Все договоренности в части строительства домов на сегодняшний день выполняются». Фото skyscrapercity.com
Не видит на сегодняшний день мэр и проблем с канализационным коллектором, работы по которому идут, по его словам, в плановом порядке — судя по слову «работы», он до сих пор пока не готов принимать стоки. Напомним, коллектор является одним из краеугольных камней конфликта между рядом компаний, о котором газета «Реальное время» писала неоднократно. «Проблему обманутых дольщиков по «ФОНу» так же, как мы решали поэтапно ее по «Химстрою», попытаемся решить», — пообещал глава города.
«Более 100 перевозчиков ранее работали нелегально»
Мэр, комментируя сегодняшние суды челнинских перевозчиков с АО «Социальная карта» — ряд компаний в 2012 году не заключил договоры с госорганами по перечислению субсидий за перевозку льготников и якобы денег в итоге они не увидели (то есть возили их бесплатно) — и нынешнюю ситуацию с перевозками, льготниками и субсидиями, начал ответ издалека, в очередной раз «проехавшись» по «сутяжничеству» местных перевозчиков, и заодно ответил на критику в адрес мэрии о «переделе рынка».
70% перевозок осуществляются частными компаниями! О каком переделе рынка в сторону муниципальной компании может идти речь?
— Более 100 перевозчиков ранее (до 2015 года, — прим.ред.) работали нелегально. Мы в этом плане настроены наводить элементарный порядок в рамках закона. Понятно, что каждая компания вправе обращаться в судебные органы, этой болезнью «переболела» Казань, когда на рынке похожая ситуация была. Никого мы ниоткуда не вытесняем. Из 19 маршрутов, разыгранных публично на аукционе, 13 — это частные перевозчики. 70% перевозок осуществляются частными компаниями! О каком переделе рынка в сторону муниципальной компании может идти речь? Наши перевозки происходят на условиях муниципально-частного партнерства. Никто частников куска хлеба не лишает, это от лукавого — просто создают информационное поле… В мутной воде всегда же рыбка лучше ловится. Сказать надо, что вот, нас зажимают! Придумывают чего-то, чего на самом деле не существует. Поэтому схема компенсаций (субсидий за перевозку льготников, — прим. ред.) остается та же самая — в рамках закона. Если нужны будут цифры, мы цифры через МУП «Электротранспорт» вам предоставим, — пообещал Магдеев.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.