Новая энергетическая политика РФ: модернизация НПЗ, снижение налогов для всего ТЭК и альтернативные котельные

Энергетическая стратегия — 2035: как правительство Мишустина собирается перевести устаревшую российскую отрасль в новый энергетический уклад и отказаться от низких углеводородов в пользу экологии, газа и конкурентных тарифов

9 июня правительство РФ утвердила новую Энергетическую стратегию страны. В 2030—2040-е годы нас ждет смена прежнего уклада, отмечают ее авторы. Газета «Реальное время» изучила 100-страничный документ и узнала, как государство планирует снимать с «импортной иглы» энергетику, проводить ее диверсификацию, децентрализацию и цифровую трансформацию. Среди утвержденных мер: поддержка строительства новых НПЗ и добычи «трудной» нефти, долгосрочное тарифообразование, тотальное снижение фискальной нагрузки для всего ТЭК и принцип «альтернативной котельной» для каждого региона.

В 2030—2040-е годы нас ждет смена прежнего энергетического уклада — нужна новая Стратегия

Правительство РФ на минувшей неделе распорядилась утвердить Энергетическую стратегию РФ на период до 2035 года (далее — Стратегия). В подписанном премьер-министром России Михаилом Мишустиным документе (есть в распоряжении «Реального времени») рекомендовано субъектам РФ руководствоваться уже им, а не утратившей тем самым силу прежней стратегией, утвержденной еще в 2009 году (до 2030 года).

В следующие 6 месяцев Минэнерго РФ должно представить план мероприятий по реализации новой Стратегии, которую разделили на два этапа: до 2024 года и с 2025 по 2035 год. Предваряя изложение самой стратегии, авторы документа признают, что хотя РФ в XX веке и занимала уникальное место, «являясь одновременно крупным производителем, потребителем и экспортером всех видов углеродных энергетических ресурсов, а также одним из мировых лидеров в атомной энергетике и гидроэнергетике», — это время прошло. Сегодня в мировой, как и в российской, энергетике, идут процессы, которые на рубеже 2030—2040-х годов вероятнее всего приведут к смене прежнего уклада. Чтобы и в дальнейшем содействовать экономическому развитию страны и укреплять роль РФ в мировой энергетике, «потребуется ускоренный переход (модернизационный рывок) к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике».

Структурная диверсификация, децентрализация, цифровая трансформация…

Этот амбициозный рывок включит в себя, во-первых, «структурную диверсификацию»: углеродная энергетика дополнится неуглеродной, централизованное энергоснабжение — децентрализованным, экспорт энергетических ресурсов — экспортом российских технологий, оборудования и услуг, расширится спектр применений электрической энергии, сжиженного природного газа и газомоторного топлива.

Во-вторых, рывок включает в себя цифровую трансформацию и интеллектуализацию отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

В-третьих, оптимизацию пространственного размещения энергетической инфраструктуры, в рамках которой в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне должны будут сформированы «нефтегазовые минерально-сырьевые центры, нефтегазохимические комплексы», а Россия станет «ведущим игроком на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона».

….и повестка имени Греты Тунберг: отказ от низких углеродов и запрет неэкологичных и неэффективных технологий

Четвертый элемент можно условно назвать именем Греты Тунберг: он предполагает уменьшение негативного воздействия отраслей ТЭК на окружающую среду и адаптацию их к изменениям климата. В итоге РФ может внести существенный вклад в переход к низкоуглеродному развитию мировой экономики, сохранению окружающей среды и противодействию изменениям климата. При этом отмечается, что уже сегодня более трети генерации электрической энергии приходится на атомную энергетику, гидроэнергетику и другие возобновляемые источники энергии, около 50% — на природный газ.

В то же время в самом документе, говоря о проблемах угольной отрасли, отмечается не только снижение внутреннего спроса на уголь и конкуренция его с природным газом, но и «международная кампания против использования угля под предлогом реализации экологической повестки». В ближайшие 15 лет в угольной отрасли власти РФ переориентируются на безопасность добычи (к этому решению привели и регулярные аварии на шахтах).

В первую очередь лицензировать будут участки недр угольных месторождений, позволяющих вести разработку в наиболее безопасных горно-геологических условиях. Шахты с неэффективными мощностями и низкой производительностью труда будут выводить из эксплуатации. Отметим также, что согласно Стратегии, государство будет готово вводить запрет на производство и использование энергетически неэффективной техники, оборудования, зданий, технологических процессов, что должно сдержать рост выбросов парниковых газов и вообще сократить объем вредных выбросов в окружающую среду организациями топливно-энергетического комплекса.

Стратегия предполагает и создание национальной системы мониторинга и отчетности о выбросах парниковых газов, в том числе от объектов энергетики. Доля утилизированных и обезвреженных отходов в общем объеме образованных отходов в отраслях ТЭК РФ к 2035 году должна вырасти с 52,6 до 85%.

Особое положение ТЭК, как и важность новой Стратегии, определяет их уникальность. Так, к настоящему моменту доля топливно-энергетического комплекса в инвестициях в основной капитал составляет около 30% всего объема инвестиций в основной капитал в РФ, в структуре доходов федерального бюджета — около 40%, в российском экспорте (в стоимостном выражении) — более 50% («нефтяная игла»), при доле занятых в отраслях ТЭК менее 4% (!) в общей численности занятого в экономике населения. Экспортную составляющую в свою очередь определяет то, что объем добычи и производства энергоресурсов превышает внутреннее потребление: по нефти — более чем в 1,9 раза, газу — в 1,5 раза, углю — в 1,8 раза, дизельному топливу — в 2,6 раза, автомобильному бензину — в 1,1 раза.

Объем добычи нефти к 2035 году начнет снижаться, а на структурные изменения ТЭК нет денег

Несмотря на, казалось бы, радужное положение вещей, перед ТЭК стоят непростые вызовы, с которыми ему придется столкнуться. Среди них замедление темпов роста мировой экономики, изменение структуры потребления и снижение спроса на продукцию ТЭК, перепроизводство углеводородов и, как следствие, сохранение нефтяных цен на низком уровне (это же, к слову, предсказывают многие эксперты).

При этом, как уже было сказано выше, на внутреннем рынке нет достаточного объема спроса для инновационного развития, а внешний рынок и колебания котировок на «черное золото» ставят ТЭК в прямую зависимость от мировой конъюнктуры, что прекрасно показала весна этого года.

Предполагается, что объем добычи нефти в РФ в 2024 году вырастет с 555,9 до 555—560 млн тонн, а в 2035 году упадет до 490—555 млн тонн.

Вдобавок многие организации ТЭК России критически зависимы от импорта технологий, оборудования, ПО по ряду перспективных направлений развития энергетики. На структурные изменения в отрасли нет достаточных инвестиционных ресурсов из-за сдерживания роста тарифов в сфере энергетики, сложности привлечения долгосрочного финансирования со стороны иностранных инвесторов и слабого развития венчурного кредитования, отмечают авторы Стратегии.

Усложняют реализацию документа непредсказуемость внешних условий и факторов, влияющих на развитие энергетики, включая условия и факторы культуры, социальных изменений, международных отношений, научных открытий и технических изобретений. Авторы документа обращают также внимание на структурные проблемы отрасли внутри страны. Центры производства все больше смещаются в северные и восточные районы РФ (с ростом их доли уже свыше 80%), тогда как концентрация экономического роста и энергопотребления на 60% сместилась в европейскую часть. Это вызывает «беспрецедентно большой и постоянно растущий объем наиболее дорогих сухопутных перевозок топлива на дальние расстояния».

Спроса на нефтехимию недостаточно, зависимость от импорта и плохая нефть

Выделяются и отдельные угрозы перед сегментами ТЭК. Например, в случае недропользования отмечается практическое отсутствие в нераспределенном фонде крупных разведанных месторождений углеводородного сырья и крайне малое число месторождений с небольшими, но экономически эффективными в разработке запасами.

Сама динамика разведки падает уже с 2008 года (так как инвестиции в геологоразведочные работы невысокие), а отечественные технологии разведки отстают от мировых. Как следствие, растет себестоимость нефтедобычи из-за преобладания трудноизвлекаемых запасов, ухудшаются качественные характеристики нефти. А стимулов для инвестиций в нефтепереработку и нефтегазохимию мало — из-за стабилизации ценообразования на внутреннем рынке и ограничения роста розничных цен на топливо в пределах инфляции.

Похожие проблемы в газовой отрасли: там тоже затраты растут из-за сокращения неглубоко залегающих запасов, конкуренции на внутреннем рынке практически нет. Несмотря на то, что с 2008 года производство нефтегазохимического сырья (этан, сжиженный углеводородный газ, нафта) выросло на 64%, а его использование для производства продукции и крупнотоннажных полимеров возросло почти на 43%, спрос традиционных отраслей (стройка, ЖКХ, автомобилестроения и проч.) на эту продукцию по-прежнему низкий. Не хватает мощностей для производства мономеров (в том числе методом пиролиза), транспортировку ограничивает недостаток инфраструктуры. Рынок нефтегазохимии по-прежнему сильно зависит от импорта — как и российские производства этого сегмента отрасли от импортного оборудования.

Два главных вызова перед электроэнергетикой

О проблемах отрасли электроэнергетики газета «Реальное время» подробно писала в мае этого года: напомним, тогда игроки рынка из-за коронакризиса и карантина попросили у государства поддержки. Но и до и после карантина отрасль сталкивается с немалыми сложностями. Во-первых, с диспропорцией между заявляемыми (новыми бизнесами и старыми компаниями при открытии новых производств) характеристиками электропотребления при технологическом присоединении и их последующими фактическими значениями. Во-вторых, в РФ до сих пор существует низкая платежная дисциплина потребителей на розничном рынке электрической энергии. Модель же ценообразования в сфере энергоснабжения и теплоснабжения несовершенна, а конкуренция на рынках электроэнергии и мощности невысокая.

Само существование перекрестного субсидирования (ПС) — уже проблема, считают авторы новой Стратегии. Отметим, в случае ПС одни группы потребителей (крупные промышленники) оплачивают часть стоимости электроэнергии за других (обычных граждан).

В новом документе, касательно электросегмента, отмечается в числе прочего, что рынок электрической энергии и мощности к настоящему моменту «в целом сформирован и успешно функционирует», дополнительный импульс ему может дать рост спроса на энергию со стороны сферы транспорта, ЖКХ и возможное развитие энергоемких производств в восточных регионах РФ, а также на приграничных территориях соседних государств, в частности, КНР и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Основным видом энергетики на основе использования возобновляемых источников энергии в РФ до сих пор является гидроэнергетика: выработка энергии гидроэлектростанциями с 2008 года по 2018 год выросла на 15,8 процента. Доля ГЭС в структуре генерирующих мощностей составляет около 20%.

Конкуренция новых НПЗ в Китае и Индии, падение доли нефти и угля в мировом энергобалансе

Темпы роста мировой экономики (3%, по мнению авторов документа) в будущем будут опережать темпы роста энергопотребления (1—1,2% в год). Доля нефти и угля в мировом топливо-энергетическом балансе будет снижаться, потребление газа (доля сжиженного природного газа в мировой торговле также существенно вырастет) и неуглеродной энергии расти как и доля электроэнергии.

Однако в ближайшей перспективе все же существуют предпосылки для снижения предложения нефтяного сырья после 2020 года, что потребует интенсивных инвестиций в шельфовые и другие дорогостоящие проекты и может привести к началу нового цикла роста цен как и к росту спроса на моторные топлива. А конкуренция здесь вырастет за счет новых НПЗ в Китае и Индии.

От Индии и Китая же будет зависит мировой рынок угля — при том, что в будущем из-за исчерпания запасов в других странах основными поставщиками угля на мировой рынок останутся Австралийский Союз и РФ. Важным структурным изменением мировой энергетики должен стать рост доли электрической энергии в конечном потреблении — около 25% общего энергопотребления к 2040 году (что на 60% выше по сравнению с 2017 годом) и рост доли первичных энергетических ресурсов, используемых для ее выработки. Ожидается, что более 40% указанного прироста обеспечат все же неуглеродные ресурсы.

Газ выгоднее: спрос на бензин будет снижаться из-за оптимизации двигателей автомобилей

Очевидно, сама Стратегия готовилась задолго до коронакризиса и «нефтяной войны» весны этого года. Так, в число ключевых предпосылок сценариев ТЭК до 2035 года входят следующие допущения: рост ВВП РФ с 2019 года по 2035 год в среднем на 2,3% ежегодно (понятно, что в 2020 году никакого роста не будет) и на 3% в лучшем случае. Энергопотребление, как и во всем мире, будет расти меньшими темпами, полагают авторы сценария. К 2035 году оно вырастет в 1,18—1,25 раза (в том числе за счет электрификации железнодорожного транспорта и распространения электромобилей).

Рост потребления газомоторного топлива на транспорте ожидается невероятным: только к 2024 году он может оказаться четырехкратным, а к 2035 году вырастет чуть ли не в 20 раз. Фото realnoevremya.ru/Владимира Васильева

Внутреннее потребление автобензина вырастет к 2024 году на 4-5%, гораздо сильнее дизельное топливо — от 8 до 20% к 2035 году.

Снижение спроса на бензин связано с последовательным снижением к 2035 году удельного расхода топлива на транспорте на 13—15% вследствие оптимизации двигателей внутреннего сгорания и использования новых материалов в автомобилестроении. Тогда как рост потребления газомоторного топлива на транспорте ожидается невероятным: только к 2024 году он может оказаться четырехкратным, а к 2035 году вырастет чуть ли не в 20 раз.

Помимо газового топлива, Стратегия предполагает повышение уровня газификации субъектов РФ (с 68,6 до 83%) с учетом особенностей региональных топливно-энергетических балансов — это предполагает и создание условий для первоочередного подведения газа к земельным участкам, вовлекаемым в оборот для жилищного строительства в рамках реализации национальных проектов и национальных программ. А сеть автогазонаполнительных станций государство будет последовательно расширять.

Поддержка строительства новых НПЗ, добыча «трудной» нефти и появление МСБ

Власти России в итоге должны работать сразу в нескольких направлениях. Во-первых, обеспечивать стабильный рост энергопредложения во всех сегментах ТЭК, во-вторых, обеспечивать внутренний спрос, в-третьих, реагировать на внешние запросы. Так, в комплекс ключевых мер по решению задачи по обеспечению стабильного, а при благоприятных условиях и растущего уровня добычи нефти входит трансформация системы налогообложения от оборотных налогов к обложению финансового результата (то есть прибыли). Это необходимо для роста инвестиций в отрасль.

В частности, для стимулирования разработки «зрелых» месторождений и введения в оборот малых месторождений и трудноизвлекаемых запасов. Государство до 2035 года обещает создавать здесь и условия для развития МСБ. Да, примерно до 2025 года на рынке будут доминировать вертикально-интегрированные компании, однако из-за ухудшения структуры запасов углеводородного сырья и необходимости инноваций и гибкости роль как раз малых и средних нефтегазовых компаний возрастет.

Главной же мерой для достижения необходимых задач в нефтяной отрасли должно стать завершение программы модернизации НПЗ, предусматривающей ввод более 50 установок вторичной переработки нефти и достижение технологического уровня НПЗ промышленно развитых стран — к 2035 году потребности по светлым нефтепродуктам в РФ должны быть обеспечены на 70% (сейчас чуть более 62%).

Федеральные власти обещают господдержку, включая и налоговую, компаниям по строительству новых установок вторичной переработки, если они направлены на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. А это прямо касается, если говорить о Татарстане, производств ГК ТАИФ, компаний «Татнефть» с ее «ТАНЕКО». Рентабельность самих НПЗ будут решать, прежде всего, посредством автоматизации и современных цифровых технологий. Впрочем, государство обещает также сглаживать резкие колебания цен на нефтепродукты на российском рынке, сохраняя «рыночные принципы ценообразования».

Федеральные власти обещают господдержку, включая и налоговую, компаниям по строительству новых установок вторичной переработки, если они направлены на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Фото realnoevremya.ru/Максима Платонова

Как это представить на практике при потенциальном давлении российских же автовладельцев — придется решать Минэнерго РФ. Прямо «Татнефти» касается и предложение по совершенствованию отечественных технологий глубокой переработки «тяжелой» нефти и стимулированию процессов глубокой переработки нефтяных остатков на отечественных НПЗ, это же относится и к высокосернистой и сверхвязкой нефти. Создание стабильных налоговых условий и оказание мер господдержки проектам по строительству новых нефтегазохимических установок включает и доступ к льготному финансированию. В числе мер, направленных на зарубежные рынки, правительство РФ предлагает организовать полноценную торговлю российскими маркерными сортами нефти на российских и иностранных биржах, сформировать общие рынки нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза и, что немаловажно, обеспечить необходимое качество нефти в системе магистральных нефтепроводов (напомним, о прошлогоднем скандале с некачественной нефтью, попавшей на белорусские НПЗ).

Важная новость для Татарстана и нефтехимии республики и в том, что государство сделает акцент на кластерном подходе к формированию центров по глубокой переработке углеводородов с производственным ядром в виде крупных пиролизных мощностей (от 0,6 до 1 млн тонн по этилену и более) и последующим производством пластмасс, каучуков и продуктов органического синтеза, их переработки в полуфабрикаты и конечные изделия для потребительского рынка.

Перспективными названы шесть кластеров — Северо-Западный, Волжский, Западно-Сибирский, Каспийский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный, «расположенные вблизи источников сырья и рынков сбыта».

Объем потребления газомоторного топлива в РФ должен вырасти в 10—13 раз

На газовом рынке тоже предполагается либерализация, переход от регулирования оптовых цен на газ к рыночным механизмам ценообразования — правда, все еще за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей — доля газа, реализуемого по рыночным ценам, должна вырасти к 2035 году до 40% (сейчас 33%). При обязательном обеспечении деятельности и тарификации газовых монополистов, государственное регулирование останется в транспортировке газа по магистральным газопроводам и оказании услуг по хранению газа в подземных хранилищах.

К 2035 году ожидается и постепенная ликвидация перекрестного субсидирования поставок газа в различные субъекты РФ и различным группам потребителей. Законодательно и через тарификацию государство обещает увеличить эффективность производства, транспортировки, хранения, продажи и использования сжиженного природного газа (СПГ) и даже либерализовать экспорт: объем его производства должен вырасти с 19 млн тонн до 80—140 млн. На полуостровах Ямале и Гыданском через 15 лет должен быть создан кластер по производству СПГ в Арктической зоне со специализированными центрами (хабами) по перевалке и торговле.

Для увеличения потребления газомоторного топлива государство будет через налоговые режимы стимулировать его производство и реализацию. Фото realnoevremya.ru/Сергея Афанасьева

Вообще производство малотоннажного СПГ должно стать инструментом обеспечения энергетической безопасности территорий неевропейской части России. Для увеличения потребления газомоторного топлива, в том числе и СПГ, вообще в РФ государство будет через налоговые режимы стимулировать его производство и реализацию так же, как и потребление через стимулирование производителей транспортной техники. Отметим, что это прямо касается как Татарстана вообще, так и газомоторных КАМАЗов, в частности.

Объем потребления метана на транспорте должен вырасти с нынешних 0,7 млрд кубометров до 10—13 млрд.

«Альтернативную котельную» в каждый регион: отрасль ждет отказ от регулирования тарифов на тепло

В другом электросегменте ТЭК государство собирается в первую очередь создать институт Генерального проектировщика документов перспективного развития электроэнергетики и оптимизировать структуры генерирующих мощностей с учетом их технико-экономических показателей в рамках разработки Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики. Неэффективные и избыточные генмощности будут выводить из эксплуатации. К 2035 году должен быть сформировать рынок систем хранения электроэнергии и «механизм контроля и повышения качества обслуживания потребителей электрической энергии».

Наконец, приятный сюрприз для некоторых: перекрестное субсидирование будут постепенно ликвидировать. Цифровизация отрасли предполагает полный переход оперативно-диспетчерского управления на 100-процентное автоматическое дистанционное управление режимами объектами электрической сети 220 кВ и выше и объектами генерации 25 МВт и выше прежде всего в Единой энергетической системе России. Минэнерго к концу года должно выработать механизм по модернизации конкурентных моделей оптового и розничного рынков в электроэнергетике с обеспечением равноправия поставщиков и потребителей. Это предполагает и рост объемов поставок по прямым договорам, и долгосрочную оптимизацию баланса мощности, отбора и оплаты проектов в генерации и у потребителей по методам гарантирования доходности инвестиций.

Государство обещает к 2035 году переход от полного регулирования тарифов на тепловую энергию к установлению предельного уровня цены на нее с применением модели «альтернативной котельной» (АК) с учетом региональных особенностей. А Минэнерго должно предложить, как реализовать модели локальных рынков тепла, которые бы дали потребителям реальную возможность выбора схем и способов теплоснабжения. АК позволяет рассчитать стоимость строительства «виртуального» источника тепла, определить во сколько будет обходиться его тепловая энергия и сопоставить ее с ценой центрального источника теплоснабжения. Число регионов с моделью АК должно вырасти к 2035 году до 65.

Цифровизация отрасли предполагает полный переход оперативно-диспетчерского управления на 100-процентное автоматическое дистанционное управление режимами объектами электрической сети 220 кВ и выше и объектами генерации 25 МВт и выше прежде всего в Единой энергетической системе России. Фото realnoevremya.ru/Максима Платонова

Тарифообразование сделают долгосрочным, а всему ТЭК снизят фискальную нагрузку

Говоря не только об электро- и тепловой энергетике, а об отрасли ТЭК в целом, немаловажными видятся меры по обеспечению предсказуемости налогообложения, которые касаются и нефтянки, и ГЭС, и НПЗ, и ЖКХ. Во-первых, предлагается законодательно закрепить принцип долгосрочного (не менее 5 лет) неувеличения уровня фискальной нагрузки, включающей налоговые и неналоговые платежи, в отраслях топливно-энергетического комплекса. Он предусматривает введение новых платежей только взамен действующих с сохранением или снижением общего уровня фискальной нагрузки.

Во-вторых, законодательно закрепят основы государственного регулирования цен (тарифов), также предусматривающего долгосрочное (не менее 5 лет) тарифообразование.

Пятилетняя тарификация будет входить в соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности. Коэффициент фискальной нагрузки в отраслях ТЭК к уровню базового года должен уже к 2024 году не превышать 1 (то есть должна перестать расти). Все это должно увеличить объем инвестиций в основной капитал ТЭК к 2035 году в два раза.

В атомном секторе государство сделает акцент на повышение эффективности, включая и обеспечение экономической конкурентоспособности новых атомных электростанций с учетом их полного жизненного цикла, и на разработку и внедрение новой технологии, предполагающей параллельную эксплуатацию реакторов на тепловых и быстрых нейтронах в целях обеспечения замкнутого ядерного топливного цикла. Это меры включают и создание предприятий замкнутого ядерного топливного цикла по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами по производству топлива из регенерированных ядерных материалов, и создание атомных электростанций малой мощности для энергоснабжения удаленных и изолированных территорий.

Как государство планирует снимать с «импортной иглы» энергоотрасль

В Стратегии, как и в любом подобном документе, неизбежны «вода» и множество просто красивых слов об НТП и «инновациях», «развитии технологий» и «прогрессе», которые можно было прочитать и 10 лет назад, и в 2030 году в какой-то новой стратегии. Одно дело — «улучшить экологию» (как именно?), другое дело предложить конкретные для этого шаги, что и должно сделать Минэнерго. Но уже из самого документа можно узнать, например, о решении властей РФ развивать некую национальную систему технологического прогнозирования с обеспечением оперативного согласования прогнозов со стратегиями развития энергетики и энергомашиностроения, программами и схемами развития отраслей ТЭК и промышленности. Одновременно должна будет развиваться информационная система ТЭК, которая должна обеспечивать формирование качественных прогнозов, статистических и аналитических отчетов.

Кроме того, к 2035 году должны быть созданы отраслевые центры компетенций по приоритетным направлениям технологического развития ТЭК. Предполагается и создание инжиниринговых центров и испытательных полигонов для внедрения новейших материалов, технологий и оборудования. Все это необходимо сделать для все того же импортозамещения, особенно по ряду направлений, где сегодня создана уже критическая зависимость от иностранных технологий: технологий геологоразведки, наклонно-направленного бурения, ПО процессов бурения и добычи углеводородного сырья, газовых турбин высокой мощности, цифровых систем передачи информации и в целом IT-оборудования в электроэнергетике и так далее.

Для внедрения «цифровых технологий» в ТЭК вообще будет создана система управления, координации и мониторинга цифровой трансформации комплекса. Цифровизация на первом этапе до 2024 года предполагает пока пилотные проекты, которые затем, если они покажут свою эффективность, будут распространяться в отраслях ТЭК. Но уже приоритетными направлениями названы «интеллектуальные технологии и средства мониторинга и диагностики состояния оборудования в энергетических системах», «новые средства для создания интеллектуальных энергетических систем, включая цифровую подстанцию, «виртуальную электростанцию», интеллектуальные системы учета электрической энергии», «средства интеллектуального управления конечным потреблением электрической энергии по экономическому критерию в режиме реального времени на основе интеграции электрических и информационных сетей («энергетический Интернет»)», «экономически эффективные средства аккумулирования больших объемов электрической энергии».

Перечень технологического оборудования, востребованного организациями топливно-энергетического комплекса различных секторов, даже приведен к самом документе. Ему уделено целое приложение (№3).

Доля организаций ТЭК, использующих передовые технологии, в общем числе организаций, их использующих в экономике РФ должно вырасти с 13% (2018 год) до хотя бы 20% к 2035 году.

Россия намеревается осуществить к 2035 году планомерный переход на использование отечественных автоматизированных систем управления технологическими процессами и программного обеспечения на особо важных объектах топливно-энергетического комплекса и объектах критической информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса.

Добыча и магистральная транспортировка топлива больше не приоритет — чего ждут от Стратегии

Если Стратегия будет все-таки реализована, то к 2035 году должен полностью осуществиться переход к «энергетике нового поколения с опорой на новые технологии, высокоэффективное использование традиционных энергетических ресурсов и новых углеводородных и других источников энергии» и получить развитие водородная энергетика. Как минимум наращивание производства энергетических ресурсов с 2030 года практически прекратится. И развитие ТЭК пойдет в основном по пути качественного совершенствования и повышения эффективности как экспортных поставок, так и внутреннего потребления энергетических ресурсов. Как максимум ускоренное развитие получат инновационные энергетические проекты на полуострове Ямал, региональные энергетические системы и энергоемкие производства в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

В последнем случае это существенно увеличит прямой и косвенный (через энергоемкую продукцию) российский энергетический экспорт. Приоритеты могут сместиться в таком случае от добычи и магистрального транспорта топлива (как сегодня) к его «глубокой переработке с использованием наукоемких технологий в целях полного обеспечения внутреннего спроса и выхода на мировые рынки с продукцией высоких уровней переделов». Рост переработки ресурсов, считают авторы документа, вызовет дополнительный спрос на продукцию и услуги таких секторов, как строительство, транспорт, промышленная и социальная инфраструктура.

Сергей Афанасьев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ПромышленностьЭнергетикаНефтьНефтехимияОбществоВласть

Новости партнеров