«Проект КГПТО, который реализуется на «ТАИФ-НК», может быть революцией в переработке тяжелых остатков»

Через год компания будет перерабатывать до 95% нефти и рассчитывает на двукратное повышение прибыли

«Проект КГПТО, который реализуется на «ТАИФ-НК», может быть революцией в переработке тяжелых остатков»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

«ТАИФ-НК» намерена через год закончить строительство комплекса по переработке тяжелых остатков, который сделает производство почти безотходным, тем самым увеличив прибыль компании дважды. Президент Татарстана Рустам Минниханов считает, что его реализация может стать революцией в отрасли. Корреспондент «Реального времени» внимательно изучила планы развития нефтехимического комплекса группой ТАИФ.

Показатель плотности нефти — самый высокий в России

Стратегия развития нефтеперерабатывающих предприятий ОАО «ТАИФ-НК» оказалась вчера в центре внимания визита политического руководства Татарстана: президент республики Рустам Минниханов и ряд профильных министров провели почти весь день в Нижнекамске, посещая объекты компании. Больше всего внимания было уделено комплексу глубокой переработки тяжелых остатков (КГПТО), запуск которого намечен через год. Необходимость его строительства больше часа обсуждалась на отдельном совещании. Как рассказал председатель совета директоров ОАО «ТАИФ-НК» Владимир Пресняков, компания ежегодно перерабатывает порядка 7,25 млн тонн нефти в год при плотности порядка 870 кт/М, и этот показатель — худший среди российских нефтеперерабатывающих заводов.

По его словам, из-за того, что часть нефти перерабатывается в мазут — более дешевый продукт, ежегодно компания теряет порядка 2,5 млрд рублей прибыли.

Вторая проблема местной нефти — сера. «Сегодня в этом объеме 32 тысячи тонн серы или 18 кг на тонну. Но самые большие проблемы, все мучаются, это содержание металлов, которое растет на протяжении 10-15 лет», — рассказал он. Так, из названного объема переработки нефти примерно 1,25 тыс тонн — металлы. Это ванадий, натрий, железо, даже золото и др.

Четверть нефти «ТАИФ-НК» перерабатывается в мазут

В своем подробном докладе Пресняков рассказал, что прибыль компании приносят те продукты, содержание серы в которых не превышает 0,001%. Это пропан и бутан, а также нафта, почти весь произведенный объем которых поставляется на «Нижнекамскнефтехим», авиакерасины — для российского рынка, дизельное топливо, большие объемы которого идут в Европу на продажу, и автобензины — в основном, для татарстанского потребителя. Другие продукты — дорожный битум, вакуумный газойль — всегда дешевле нефти, хоть последний и экспортируется в Европу (около 5 тыс тонн) или, с недавних пор, продается «Танеко». «С осени есть соглашение с «Танеко», они попросили помощи. У них отличный гидрокрекинг, очень устойчивый, хорошо работает», — рассказал он. Самым проблемным продуктом Пресняков назвал гудрон. «Его у нас 2,55 млн тонн, это почти треть от нефти, очень большое количество, с серой 41 кг на тонну. И все металлы скапливаются здесь», — посетовал он. Глава совета директоров «ТАИФ-НК» рассказал, что весь этот гудрон годится только на сжигание, поэтому 90% идет на экспорт. «Мы все вывозим, но, если представить модель, что в течение 5 лет мы сжигали бы на нашей ТЭЦ-1, то в радиусе 50 километров трава перестала бы расти», — пояснил Пресняков.

Помимо того, такое большое количество мазута постоянно снижает прибыль предприятия. «Продажная цена мазута сегодня без НДС — 4,9 тысячи. Но весь этот мазут мы закупили со стоимости нефти, а ее средняя цена –более 12 тысяч. Получается, мы уменьшаем прибыль, полученную от этих продуктов, на 13 миллиардов, если не перерабатываем мазут», — посчитал Пресняков. Это приводит к 2,7 млрд рублей выпадающих доходов бюджета по налогу на прибыль, отметил он, видимо, специально для сидящих в зале чиновников.

Комплекс глубокой переработки тяжелых остатков окупится через 5 лет

Решить проблемы должен КГПТО, который будет введен в эксплуатацию в четвертом квартале 2016 года. Напомним, его строительство стартовало осенью 2012 года. Его общая стоимость — 67 млрд рублей, из которых уже освоено 53 млрд, сообщил Пресняков. «Мы готовились к этому проекту более 10 лет, помогла очень хорошая конъюнктура цен. А второе — помощь правительства Татарстана, там дали льготы. И вышло так: более $1 миллиарда — это собственные средства, есть еще у руководства компании резерв собственных средств, но задачи очень большие. Еще $600 млн привлекли кредит «Альфа-банка», этих средств вполне достаточно», — ответил он позже на вопрос «Реального времени» об источниках финансирования.

На самом совещании Пресняков долго рассказывал собравшимся, почему было принято решение остановиться именно на такой технологии — германской технологии VCC (Veba Combi Cracking) по лицензии компании Kellogg Brown&Root LTD. Она доведет глубину переработки нефти до 95%, что сделает производство компании почти безотходным и увеличит прибыль предприятия в 1,7-2 раза. Окупится КГПТО, как считает Пресняков, примерно через 5 лет.

Суть процессов в том, что гудрон и мазут будут перерабатываться на КГПТО в пропан-бутан, дизельное топливо и нафту. При этом «ТАИФ-НК» рассчитывает использовать битум, произведенный в «Татнефти», если «удастся прийти к соглашению». «Два фактора: конверсия гудрона в вакуумный газойль и удаление металлов — именно за это 2 ученых получили Нобелевскую премию», — добавил Пресняков.

Итого, компания будет тратить по 36 млрд рублей в год на переработку 3,7 млн тонн сырья. На выходе она будет получать 111,6 тыс. тонн топливных газов, 180 тыс. тонн пропан-бутановых фракций, 508 тыс. тонн нафты, 1,6 млн тонн дизтоплива стандарта Евро-5, 488 тыс. тонн вакуумного газойля, 97,5 тыс. тонн дорожного битума и 91,7 тыс. тонн гранулированной серы. Это позволит компании получать в год почти 53 млрд рублей доходов, рассчитал Пресняков. Чистая прибыль КГПТО будет составлять более 13,3 млрд рублей в год, что добавит в бюджет РТ до 3,5 млрд рублей налоговых доходов.

«Это может быть революцией в переработке тяжелых остатков»

Тем не менее «ТАИФу» еще предстоит решить несколько проблем по утилизации продукции. Например, Пресняков признался, что пока не может найти покупателей на битум. «С компанией «Татавтодор» сделали пробы, отвезли им, говорим, положите этот битум, рубль — цена. А они отвечают, что не хотят рисковать дорогами, не берут», — рассказал он.

Минниханов, внимательно слушавший доклад более часа, явно остался доволен. «Это почти столько же нефтепродуктов, сколько на «ТАИФ-НК» сейчас выпускают. Это очень сложный, но очень перспективный проект. В той степени, в которой он реализуется на «ТАИФ-НК», он может быть революцией в переработке тяжелых остатков. А 15 миллиардов дополнительной прибыли никому не помешают», — заключил он.

Дина Валиуллина, фото Максима Платонова

Новости партнеров