«Такая дерзость настроила против табора все ОПГ города»: почему цыгане не прижились в Казани

Из Отар табор выжили группировщики, из Айши — исполком

«Такая дерзость настроила против табора все ОПГ города»: почему цыгане не прижились в Казани
Фото: prokazan.ru

Сегодня отмечается Международный день цыган. В отличие от соседних регионов, земля Татарстана к этому древнему народу неласкова. В 90-е годы в их домах в поселке Отары устроили погром казанские группировщики, в 2017-м их жилье (самовольные постройки) сравняли с землей зеленодольские власти. Впрочем, и сами цыгане давали не много поводов себя любить: в 80-х насиловали, убивали, фарцевали, а в нулевых — как рассказывали жители Айши, превратили некогда живописный уголок в помойку, а улицу поселка — в полукриминальное гетто.

Скупка золота и торговля импортом

Заместитель председателя Верховного суда РТ и автор серии книг о криминальных ОПГ Татарстана Максим Беляев рассказал корреспонденту «Реального времени», что цыгане массово поселились в Казани в 70-х годах прошлого века. Они осели в поселке Отары, местечке под названием Валы, скупив и отстроив там более десятка домов. Жили рома на широкую ногу — в добротных кирпичных двухэтажных коттеджах, в каждой семье были редкие по тем временам новенькие «жигули» шестой модели.

Приезжие собирали бездомных на железнодорожном вокзале, селили их в сараях и заставляли работать за еду. Сами же трудиться не желали и категорически отказывались идти в советскую армию, причем на вполне законных основаниях: половозрелые родственники регистрировали на юношей своих малолетних детей, а призвать на срочную службу многодетного отца уже не позволял закон.

«Наиболее авторитетные в таборе, такие как цыганский барон Кертулай, его приближенные Котя, Андрей и Червони носили кожаные плащи, сверкали золотыми перстнями и такими же зубами, иногда инкрустированными небольшим бриллиантом. Имевшие холодное и огнестрельное оружие, они передвигались на сияющей новизной ГАЗ-21 с пробегом всего в две тысячи километров. Неспокойные гости слободы раздражали ее хозяев бесконечными мошенничествами и высокомерием», — так описывает в своей книге «Бандитский Татарстан-2» осевших в Казани ромалэ Беляев.

В 80-е годы цыгане уже так освоились в Казани, что начали промышлять золотом, составляя конкуренцию ОПГ «Новотатарские». Они скупали драгметалл у ювелирного магазина «Яхонт» на «Кольце», их дети, которым разрешалось учиться в школе лишь до четвертого класса, попрошайничали. У женщин был свой бизнес: помимо гадания, они торговали на улице Баумана дефицитными тогда импортными помадами, жвачками и разноцветными мохеровыми шарфами. Нередко эти модные, но не всегда фирменные колючие шарфы облезали после первой же стирки, а в народе родилась шутка: «Мох отпал, а хер остался!».

Цыгане из Отар. Казань. 1988 год. Фото vk.com/kazan_opg

Несмотря на то, что Казань в то время уже была поделена на сферы влияния между ОПГ, пришельцы не признавали никого, считая себя отдельной от всех «цыганской группировкой». Вели себя они дерзко: как-то барон Кертулай бросился с ножом на милиционера, после чего долго скрывался в Одессе, его сын Юрий изнасиловал местную девушку, а во время помолвки одного из цыган была устроена резня с перестрелкой, во время которой один человек был убит наповал из нагана, а второй ранен. Свадьба сорвалась, а 22-летнего застреленного похоронили на Ново-Татарском кладбище.

«На его могиле установили роскошный памятник из цветного металла в полный рост, известный в народе как «Стоящий цыган». На пышных похоронах скорбящие соплеменники демонстративно кидали в свежую могилу крупные денежные купюры, золото и даже спиртное. В ту же ночь «новотатарские» разрыли богатое захоронение, забрав из земли все ценное и такое ненужное в загробной жизни. Остальным соплеменникам покойного оставалось жить в Казани считаные дни», — описывает это в своей книге Беляев.

«Забить кудрявых чертей до крови»

Последней каплей, переполнившей чашу терпения местного криминалитета, стала продажа цыганками двух женских сапог на одну ногу родственнице одного из членов казанской ОПГ «Первомайские». Девушку довели до слез, пообещав к тому же наслать на нее порчу и сглаз. Урегулировать вопрос миром цыгане отказались.

О последствиях Беляев рассказывает так: «Через день неподалеку от ЦУМа собрались представители «новотатарских», «кировских» (ныне «цумовских»), «перваков», «тукаевских», «борисковских». Первую скрипку играли пылающие огнем гнева «первомайские», среди которых особенно активны были три Сергея: Вишнев (Фантом), Бобрышев (Лелик) и Капралов (Капрал). Разложив на капоте карту города, доморощенные «полководцы» нарисовали на ней мишени по местам «работы» и жительства табора. Общим решением многочисленных союзников было «забить кудрявых чертей до крови, но не до смерти». Автомобили казанских группировщиков промчались по намеченным объектам, избивая неприятелей, стреляя поверх их голов и шикарных особняков с целью устрашения.

В ответ вооруженные наганами и ружьями цыгане рванули к СТО «Берлин», где намеренно шмальнули в казанцев уже на поражение. Такая дерзость и первые раненые настроили против табора все ОПГ города. Заранее предупредив коренных жителей Отар, чтобы те не высовывались из домов, группировщики прошлись «огнем и мечом» по цыганской части поселка. В результате боевых действий травмы получили обе стороны. Например, один из лидеров участвующей в этой локальной войне казанской группировки «Аделька» Эльвар Мингалиев «поймал» порцию охотничьей дроби в спину, двух других потерпевших увезли в ближайшую больницу. Но численное преимущество все же было на стороне союза казанских ОПГ».

По тревоге был поднят казанский гарнизон милиции, который проводил табор во главе с бароном Кертулаем за пределы города. Цыгане уже готовы были пойти на любые переговоры и уступки, но никто не мог гарантировать им безопасность. По некоторым сведениям, позже часть из них тайно приезжала в Казань, чтобы продать оставшееся имущество.

Памятники цыган из рода Оглы на Ново-Татарском кладбище Казани. Фото М.И. Мингалеева, 2019 г., из книги «Бандитский Татарстан-2», предоставлено Максимом Беляевым

Выселили из Айши через суд

Еще один конфликт с цыганами, после которого они вынуждены были окончательно покинуть Татарстан, закончился всего три года назад. Рома осели в поселке Айша, что в Зеленодольском районе, в 2006 году. Отстроили там вплотную друг к другу 20 домов, в которых проживало порядка 200 человек. Из них лишь три строения и земля были оформлены в собственность владельцев как положено.

Табор обвиняли в том, что за 15 лет некогда живописные места превратились в настоящую помойку — цыгане, по словам айшинцев, сбрасывали в овраг весь свой мусор. За коммунальные услуги большинство семей не платило принципиально: свои счета оплачивал только барон, а дома, незаконно построенные на его участке, просто подсоединяли к его электроузлу незаконной разводкой.

Айшинцы жаловались, что цыганские дети постоянно докучали жителям поселка, прося то деньги, то конфеты и насылая проклятия на тех, кто им в этом отказывал, а то и бросая им в спины камни.

Местные тоже в долгу не остались: требовали по несколько раз в год обследовать цыган на наркотики и различные заболевания, перестали обслуживать их в парикмахерских и общепите Зеленодольска, ссылаясь на то, что они якобы болеют туберкулезом. Цыгане обижались на то, что в местной школе их детям выделили отдельный 1-й «Ц» класс, а на Новый год им устраивали «автономную» елку.

В 2017-м айшинские власти подали иск в суд с требованием снести дома цыган как самовольные строения. Суд принял сторону исполкома, и большую часть «гетто» сравняли с землей ковшом бульдозера. За эту услугу цыган еще и заплатить обязали: по 337 тыс. рублей с носа. Опустела некогда шумная улица Школьная. Так табор покинул еще одно насиженное место.

Большую часть «гетто» сравняли с землей ковшом бульдозера. Фото sntat.ru

36 членов общины обратились в ЕСПЧ с жалобой на то, что их выгнали из поселка в результате дискриминации. Айшинские власти подчеркивали тогда, что никто никого не выгонял — речь шла всего лишь о сносе незаконно возведенных построек. Решение по этому вопросу в Страсбурге еще не вынесено.

Сейчас несколько семей цыган компактно проживают в поселках Васильево, где получили земельные участки как многодетные, и Нижние Вязовые. И везде они конфликтуют с местными жителями. В Нижних Вязовых у них даже сгорело 11 домов.

Элеонора Рылова
Общество Татарстан
комментарии 36

комментарии

  • Анонимно 08 апр
    Как интересно написано! Спасибо корреспондентке, что нашла автора, который исследовал и так увлекательно описал несколько страниц из жизни цыган в Казани. Вот уж точно «непричесанная» правда, а не толерантный экспорт для Европы. Что было- то было...
    Ответить
  • Анонимно 08 апр
    Беляев и эту линию изучал? Круто, прямо энциклопедия татарской жизни, а не БТ-2.Респект
    Ответить
    Анонимно 08 апр
    Не татарской, а цыганской!
    Ответить
  • Анонимно 08 апр
    "Неспокойные гости слободы раздражали ее хозяев бесконечными мошенничествами и высокомерием», — так описывает в своей книге «Бандитский Татарстан-2» осевших в Казани ромалэ Беляев".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/171151-cyganskiy-tabor-prognali-iz-kazani-za-obman-rodstvennicy-chlena-opg-pervomayskie

    Высокомерие ещё никого до добра не доводило.
    Ответить
  • Анонимно 08 апр
    Интересная история. Хотя соседствовать с цыганами не хотел бы.
    Ответить
  • Анонимно 08 апр
    Если бы все люди жили как цыгане - человечество погибло бы
    Ответить
    Анонимно 08 апр
    Вон в Индии - родине цыган, живут числом в миллиард человек и ничего, не погибли.
    Ответить
    Анонимно 08 апр
    Только живут как то не очень)))
    Ответить
    Анонимно 12 апр
    Индия очень грязная страна, ленивый народ
    Ответить
    Анонимно 16 апр
    Цыгане были изгнаны из Индии индийцами. Потому Индия и уцелела.
    Ответить
  • Анонимно 08 апр
    Вспомнился фильм «Убить дракона»:

    «Мы привыкли.
    ―К дракону можно привыкнуть?
    ―Можно. Он очень добр.
    ―Что ж он такого доброго сделал?
    ―Ну как Вам сказать? Он очень много сделал для нашего города. При нем началось большое строительство. И он избавил нас от цыган.
    ―Я, правда, не видел ни одного цыгана в жизни, но помню, как сейчас помню, проходили в школе, что это страшные люди».
    Ответить
  • Анонимно 08 апр
    Беляев М.В. очень интересную тему осветил. Живу в Казани с рождения, но историю про цыган в Отарах не слышал
    Ответить
    Анонимно 08 апр
    Может слишком молоды? Поэтому не слышали...А я другую версию слышал тогда...что они разгром из-за их раненого кого-то в 15й больнице устроили...и им тогда дали 3 дня на выезд
    Ответить
    Анонимно 08 апр
    Версия автора на все 100, респект и уважуха! Так и было, сам поучаствовал. Кому нужна из братвы эта пятнашка, там всегда бакланили и не только цыгане? Вся их беда была в том, что себя выше Казанской братвы поставили. Сапоги были лишь поводом...
    Ответить
    Анонимно 16 апр
    хоть и не в восторге от криминальных и полукриминальных элементов, но в данном случает целиком их поддерживаю. Молодцы! Решили вопрос как надо!
    Ответить
    Анонимно 08 апр
    Хах, там поворот на Центральную-Отарскую улицу имеет название - цыганский поворот )
    Ответить
    Анонимно 13 апр
    на повороте колодец цыганский стоял,воду пили тока цыгане
    Ответить
    Анонимно 08 апр
    Автор все точно описал.Только они жили не только в Отарах, но и в Борисково и в п.Мирный.

    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Г-н Беляев, а где цыгане проживавшие в пос. Нагорный?
    Ответить
  • Анонимно 08 апр
    Нехорошие люди.
    Ответить
    Анонимно 08 апр
    Живут примитивным паразитизмом, другие народы живут другими паразитизмами, в том числе паразитизмом на природных ресурсах, экологии или же паразитируют на технологической отсталости конкурентов и т. д. Вывод таков - все паразиты, кто-то более явно, а кто-то менее явно. И неизвестно от каких паразитов больше вреда экосфере, биосфере и экологии духа.
    Ответить
  • Анонимно 08 апр
    Еще в начале 80-х среди пацанов ходила легенда, что наша братва что-то не поделила с цыганами и дала им три дня сроку на выселение...Часто рассказывая эту историю своим знакомым из Болгарии, они просили прислать к ним казанских бандитов....
    Ответить
  • Анонимно 08 апр
    Цыгане существуют благодаря нашей глупости и доброты.Игнорируйте их.Просто игнорируйте.И не найдя в наших краях кормовой базы они сами уйдут как уходят тараканы от дуста.
    Ответить
    Анонимно 15 апр
    совершенно согласен!
    Ответить
  • Анонимно 08 апр
    Кооператив Ай нанэ продолжит действовать.
    Ответить
  • Анонимно 08 апр
    Интересная и познавательная статья. Некоторые вещи узнаешь впервые. Криминал и цыгане часто являются синонимами.
    Ответить
  • Анонимно 08 апр
    Сейчас много цыган опять появилось в Татарстане. У церквей стоят их женщины. Мужики их металлолом, рога, все , что не так лежит.....монеты продают с Али....как нашел при разборе дома. Деревенские жалуются, что сжигают не жилые дома, ради металлолома.
    Ответить
  • Анонимно 08 апр
    Не хотят работать ,живут за счёт других.
    Ответить
  • Анонимно 08 апр
    А короновирус их берет?
    Ответить
  • Анонимно 08 апр
    Очень интересная статья! Спасибо!
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    По году не стыковочка ...
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    Тукаевский район, п. Круглое поле живут много цыган. Про конфликты с ними не слышал, приходилось общаться по работе, вроде адекватные были.
    Ответить
  • Анонимно 10 апр
    маленьким был все помню мимо отар проезжали частенько на дачу в победилово цыгане столы на улице накрывали в отарах
    Ответить
  • Анонимно 11 апр
    Таким образом все нации постепенно притираются друг к другу. Цыгане поймут что людям в них не нравится, станут как все соблюдать общие принципы общежития.
    Удивительно как они выживают в современных условиях. У них один выход - стать как все, иначе пропадут как народ. Пляски и песни бы сохранили - у них они очень самобытные и красивые.
    Ответить
    Анонимно 19 апр
    вы не понимаете их мировоззрение. Ромалы по умолчанию правы. И с детства воспитывают что воровство у не цыган норма и даже поощряется.
    Ответить
  • Анонимно 13 апр
    Раньше торговал на толкучке в Уфе, а рядом всегда продавал вещички один мужик, то телефоны принесёт, то какие-то вещи. (Это было в 90-е годы). Я спросил его, откуда он это всё берёт? А он мне так ответил: он жил рядом с цыганским домом, кто из Уфы - знает. Наркоманы тащат всё, что могут, цыганам, а цыгане берут только золото и импортные вещи, остальное выбрасывают. Вот он утром вставал и подбирал брошенное...
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии