Цыганский табор в Айше пригласили на снос
Исполком сельского поселения Айша Зеленодольского района через суд требует снести самовольные постройки на земле табора. Вопрос собирались рассмотреть в четверг. Но к делу подключились правозащитники, представляющие интересы ответчика, и попросили время для ознакомления с документами. Это уже не первый процесс против айшинских цыган. Представители табора говорят, что в последние годы их притесняют по всем «фронтам», и винят во всем администрацию Зеленодольского района. Корреспондент «Реального времени» разбирался в конфликте.
Не могли же мы все жить в одном доме
Цыганский табор в Айше, что в Зеленодольском районе, живет уже больше 15 лет. Семьи занимают 20 домов на трех небольших участках. Вокруг никаких заборов, все избушки стоят друг к другу вплотную. Из них лишь три дома и земля оформлены в собственность цыган как положено. Остальные считаются незаконными постройками.
— Дети выросли, мы их отделяем. Не могли же мы все жить в одном доме, — объясняет самострой Софья Христова, собственница одного из домов.
— Они построены на нашей земле, в нашей собственности. Мы одна большая семья, просто детей отделили. Мы много раз обращались с просьбой выделить нам землю, не бесплатно, мы бы купили. Но нам всегда отказывали, — добавляет цыганский барон Янош Кальдарос.
По словам главы табора, незаконным домам уже 15 лет. И за все это время у властей впервые возникли к ним претензии. В августе прошлого года Айшинский исполком подал иск с требованием снести самовольные строения. В сентябре суд назначил экспертизу. По словам истца, проверка выявила нарушения всех СНИПов, строительных и санитарно-эпидемиологических норм. Одна из претензий касается отсутствия центральной канализации в домах табора. На справедливое замечание, что ее во всей Айше нет, и люди, как и везде в частных домах, пользуются удобствами во дворе, чиновница из исполкома не нашлась что ответить.
— Нас обвиняют в том, что у нас нет сливной ямы. Да ее во многих деревнях нет, — говорит Янош Кальдарос.
— На одном участке у соседей один дом, а у них шесть. Санитарные нормы нарушены тем, что в одном доме прописаны более 26 человек, — говорит Юлия Нечаева, замруководителя юридического бюро Зеленодольского района.
На вопрос, почему домами, которые построены еще 15 лет назад, занялись только сейчас, чиновница также затруднилась ответить:
— Я не могу пояснить, могу сказать, что основания были, провели проверку с Росреестром по нарушениям. На основании представленных документов был подан иск, — добавила Нечаева.
Запрет на обслуживание цыган в кафе и 1-й класс «Ц»
В последнее время притеснения начались со всех сторон, жалуются цыгане. Сначала от них потребовали по несколько раз в год обследоваться на наркотики и различные заболевания. Как только один цыган заболел гепатитом, весь табор объявили «очагом болезни». Так же было и с туберкулезом, хотя в городе по официальным отчетам сотни больных с теми же диагнозами среди людей других национальностей.
— И теперь говорят, что вспышка идет от цыган. Запретили обслуживать нас в парикмахерских и в общепите Зеленодольска. Наши ребята идут стричься, а там говорят: «А для вас запрет, цыган запретили стричь, у вас туберкулезом болеют». Почему все должны страдать из-за одного случая? Также и в кафе, в «Алан» зашли, говорят: «Для цыган запрет». Почему? Причина та же, — возмущается Янош Кальдарос.
При этом с местным населением отношения у табора в Айше нормальные. Дети ходят в школу, правда, для цыган отвели отдельный класс — 1-й «Ц». И елку на Новый год сделали отдельную и без подарков, как для других ребят из русских и татарских семей, с обидой замечают цыгане.
Да и судятся чиновники с табором не впервые. Сначала у одной цыганки в Айше попытались отнять детей под предлогом заключения пожарной инспекции: якобы у печки не было металлического листа. Но судья отказала в удовлетворении иска, указав, что это не может быть основанием для лишения родительских прав. Теперь вот новое дело по части незаконного строительства. Притеснения начались в последние годы, говорят цыгане и винят во всем главу района.
— До Тыгина было двое других глав района. С ними у нас никаких отношений не было. Но, по крайней мере, нас не гнали. Мы не говорим, что именно Тыгин — плохой. Но это все началось с его приходом. Он приезжал к нам, говорил, что так жить нельзя. Ну дали бы нам землю, и мы бы жили нормально, — говорит барон.
Что интересно, Александр Тыгин еще в конце 2015 года, обсуждая рост преступности, заявил, что при слове «уличное мошенничество», ему «в голову приходит только одно — цыгане». Не поменял своего мнения он и после того, когда ему объяснили, что за два месяца в городе было лишь одно преступление с участием представителей этой национальности:
— Если покажете мне хотя бы одного цыгана, который честно заработал свои деньги, то это будет приятно. В музей поставим. Единственный в городе за всю историю, — обрадовался своей шутке Тыгин.
«Пойдем жить в администрацию»
На сегодняшнем заседании судья попросила Софью Христову рассказать, действительно ли в ее доме живут 8 взрослых и 20 детей. Ответчица пояснила, что некоторые уже выписались, другие только прописаны по ее адресу, а живут отдельно. По факту же под одной крышей с нею проживают только супруг и сын со своей семьей из 5 человек.
К делу подключились правозащитники, представляя интересы ответчика. Линию защиты они намерены построить, опираясь на международный опыт.
— Эти самовольные дома стоят на участке более 15 лет. Ранее никаких претензий со стороны администрации не высказывалось по этому поводу. И только в последнее время почему-то у них возник вопрос о сносе данных построек. Во всем мире существует много компактных поселений цыган. И уже сложилась практика, в частности, в Европейском суде, чтобы узаконивать такие постройки. И мы этой практики будем придерживаться, — заявил Андрей Сучков, юрист, представитель Казанского правозащитного центра.
Представитель ответчика попросил отложить рассмотрение дела, чтобы ознакомиться с материалами. Судья удовлетворила ходатайство и перенесла слушание. Больших надежд на новый суд цыганские семьи не возлагают, понимая, что могут проиграть.
— Если дома снесут, пойдем жить в администрацию, — с грустной улыбкой заявляет журналистам в коридоре Янош Кальдарос.
Но, посерьезнев, тут же добавляет, что в этом случае табору, видимо, придется продать дома и уехать.
«Самострой заходит на чужую землю, в том числе муниципальную и других собственников»
В свою очередь в администрации района опровергли информацию о притеснении цыган.
— Почему исполком решил так действовать? Потому что уговаривали сколько могли, — уверяет пресс-секретарь главы Зеленодольского района Александр Коршунов.
По его словам, у табора лишь три законно зарегистрированных постройки, все остальные — самострой, который заходит на чужую землю, в том числе муниципальную и других собственников.
— Есть результаты экспертизы, что там нарушены всевозможные нормы: санитарные, пожарные. И это может привести к опасности для здоровья не только тех людей, кто там проживает. Потому что у них там засыпан пол стружкой, на потолке горючие материалы используются и на скрутках, — говорит Коршунов.
По его словам, дома табора вынуждены постоянно отключать от электричества из-за долгов по коммунальным услугам. Счетчик установлен только у дома барона, «а от него идет разводка на всех остальных — незаконные — подключения».
— Поэтому позиция исполкома простая — все, что по закону построено и зарегистрировано — это никто не трогает. Но по всему, что построено с нарушением всех правил, исполком просит суд принять решение о сносе, — пояснил руководитель пресс-службы.
«По религии у них туалетов нет»
Что касается нелюбви главы района Александра Тыгина к цыганам, то Коршунов прокомментировал и эти разговоры:
— У него позиция, что к цыганам, что к татарам, что к русским — нужно жить, не нарушая закон. Сейчас у нас эти проверки и по городу начинаются по незаконному строительству, потому что тоже факты стали появляться. Просто у них вопиющие!
В табор, по его словам, приезжают родственники и начинают строиться, приезжают следующие — картина та же. При том что разрешение есть только на три дома.
— То есть это же народ все равно специфический, понимаете? Они принципиально не платят за коммунальные услуги. Барон платит за себя, а остальные-то нет. По религии у них туалетов нет. Цыган, если уж говорить откровенно, где приспичило, там и присел. Это же все видят и жители, и дети.
Коршунов уверяет, что представители исполкома пытались договориться с цыганами, предупреждали и просили не нарушать:
— Просто сначала пытались разговаривать по-человечески — не понимают. А как только начались меры законного воздействия — все: «нас притесняют, нас не любят». По мнению исполкома, цыгане заняли выгодную позицию: выставляют себя жертвами ситуации, а жить по закону не хотят.
Точку в цыганском вопросе, быть или исчезнуть айшинскому табору, поставит суд. Новое слушание назначено на 15 марта.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.