Перепись холостяков в Татарстане: 44 «почему» в анкете

На что жаловались аграрии республики министру сельского хозяйства и продовольствия РТ Марату Ахметову? Что волнует татарских краеведов? Для чего затеяли перепись холостяков Татарстана и перепись ли это вообще? На эти и другие вопросы искали ответы корреспонденты программы «Татарстан. Атналык күзәтү» («Татарстан. Обзор недели»).

Нелегкая доля татарстанских фермеров

Первый сюжет программы был посвящен встрече республиканских аграриев с министром Маратом Ахметовым в рамках проекта уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимура Нагуманова «Бизнес и власть: откровенный разговор». Эта встреча позволила выявить многие кровоточащие раны на теле татарстанского фермерства. Фермер Ильфар Ямалтдинов попросил обратить внимание на низкие цены, по которым приходится сдавать молоко. По его словам, за литр молока высшего сорта они получают около 14-15 рублей, а у крупных поставщиков молоко такого же качества закупают на 5 рублей дороже. Позиция фермеров вызвала возражение у противоположной стороны: замгендиректора УК «Просто молоко» Андрей Андреев констатировал, что установлена единая закупочная цена, но не скрыл что УК заинтересована в крупных поставщиках, для таких цена может быть выше на 1 рубль.

Аграрии жалуются и на отсутствие убойных цехов для скота, фермеры рассказали о тех трудностях, которые вызывает необходимость возить скот на забой более чем за 100 км. С возмущением министру поведали и о проблемах с оформлением земель и высоких кредитных ставках. Министр с пониманием отнесся к услышанным проблемам, обещав в некоторых случаях содействовать в решении, в других — пересмотреть соответствующее законодательство, в конфликтных вопросах — выслушать и изучить мнение обеих сторон.

Первый сюжет программы был посвящен встрече республиканских аграриев с Маратом Ахметовым. Фото: Роман Хасаев/ realnoevremya.ru

Перепись холостяков или попытка изучить корень проблемы?

На этой неделе в СМИ много говорили об инициативе управления ЗАГС и центра семьи Академии наук РТ, навесив ей такой ярлык, как перепись холостяков. Корреспондент программы «Татарстан. Атналык күзәтү» вслед за своими коллегами выяснял, в чем цель такого исследования.

Как оказалось, никакая это не перепись, а попытка ответить на такие вопросы, как, почему мужчины, достигая определенного возраста, либо не вступают в брак вообще, либо находятся в разводе, а также что мешает им создать крепкую здоровую семью. В анкете 44 вопроса, опрос прошел в 14 районах республики.

Корреспондент Альфред Мухаматрахимов следил за ходом анкетирования в деревне Старый Студенец Высокогорского района. Здесь старшее поколение удивляется нежеланию молодежи создать семью, объясняя это отсутствием тех ценностей, которые были у них. А холостяки сетуют на то, что тяжело найти подходящую вторую половинку, с которой хотелось бы связать жизнь. После выяснения результатов анкетирования предполагается организовать клубы знакомств, тем самым облегчив мужчинам поиск.

«Для меня они не только человеческие кости, а люди»

В деревне Старое Чурилино Арского района появилась братская могила. На этой неделе были захоронены останки 95 тел, обнаруженные еще в 2003 году в подвале Старочурилинской церкви. С инициативой их погребения вышел новый руководитель района Ильшат Нуриев, он не скрывает, был поражен, узнав, что найденные останки так и лежат непогребенными: «Для меня они не только человеческие кости, а люди». После обращений в прокуратуру республики, министерство юстиции, религиозные объединения было получено разрешение предать останки земле. Попытки выяснить личности умерших не увенчались успехом, неизвестно и какой религии они придерживались, поэтому в траурной процессии приняли участие представители двух религий: отец Владимир из Казанской митрополии, отец Виталий из Высокогорского округа, отец Василиск и Раиль хазрат из Арска.

По предположению местных жителей, это могут быть жертвы политических репрессий. В 30-е годы церковь была закрыта, ее превратили в склад одного из казанских заводов, именно в эти годы, по мнению сельчан, могли привозить трупы в деревню из Казани для захоронения.

«Книги по истории родного края зачастую пишут и издают пожилые люди на свои скромные накопления»

В рамках Всероссийского форума татарских краеведов была организована выставка краеведческих книг. Всего более 400 изданий, представители 41 региона страны презентовали труды, посвященные татарским деревням и селам. Если посмотреть на статистику в России около 4300 татарских населенных пунктов, значит история одной четвертой из них уже сохранена в печатном виде. Участники форума не скрывают своего желания в будущем включить эти научные труды в школьную программу, хотя справедливо отмечают: на данный момент к этому еще не готовы, объясняя нехваткой учебно-методических пособий и кадров, способных объективно донести информацию.

Как рассказал Ильмир Касыймов из Удмуртии, краеведческие книги зачастую пишут и издают старики, специально долгие годы копят на это деньги. Но бывает, находятся спонсоры — выходцы из этих деревень, которые имеют финансовые возможности. Что же делать тем населенным пунктам, где нет патриотичных пенсионеров и богатых спонсоров? Доктор исторических наук Дамир Исхаков считает, что необходимо решать вопрос на уровне правительства: «Должна быть специальная государственная программа, выделяться финансы».

По мнению директора Института татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан Искандера Гилязова, в краеведческие книги должны быть внесены не только история и традиции местности, но и описана кухня, даже растения, которые там произрастают. Ученый также подчеркнул необходимость создания специального сайта и общества татарских краеведов.

Радифа Шафикова

Новости партнеров