Рафаэль Хакимов: «У меня есть еще 9 месяцев, рановато меня увольнять»
Директор Института истории им. Ш. Марджани — о Конституции, переписи, встречах с Муртазой Рахимовым, 100-летии ТАССР и своем преемнике

Сегодня свой день рождения отмечает Рафаэль Хакимов — татарстанский политический деятель, соратник Минтимера Шаймиева, ныне директор Института истории им. Ш. Марджани. В преддверии торжества академик дал обширное интервью корреспонденту «Реального времени». Собеседник нашей интернет-газеты поделился мнением о конституционных реформах и переписи-2020, не обойдя стороной щекотливую тему татаро-башкирских отношений. Также Хакимов прокомментировал слухи о своей отставке и назвал имя преемника.
«Под нашим давлением в Конституцию внесли изменения»
— Рафаэль Сибгатович, Конституция России в скором времени подвергнется корректировкам. Нуждается ли, по вашему мнению, основной закон в правках?
— Да лучше ее вообще не трогать. Ситуация такая: грядут какие-то перемены. И Путин выступал, пытаясь сказать о переменах, хотя, скорее всего, он подразумевал, что все остается как есть. При такой ситуации нелогично менять Конституцию. Понятно, почему возник такой вопрос. Путину надо как-то сохраниться, найти себе приемлемую должность. И он эту должность озвучил.
— Вы бы сами предложили какие-нибудь изменения в Конституции РФ?
— Сейчас нет. Но в принципе может быть пожелание. Изначально был не тот вариант, который приняли окончательно в 1993 году. Под нашим давлением тогда в Конституцию внесли изменения, которые касаются статуса республики. То есть, что мы хотели, то и получили. Все остальное зависит от нас: можем записать в своей Конституции все, что хотим.
— Как вам такие идеи, как ввести в нее понятие «многонародной российской нации» или придать русским статус государствообразующей нации?
— Можно сколько угодно заниматься этой словесной эквилибристикой, но суть от этого не поменяется. Есть уже сложившаяся этнополитическая ситуация. И ее каким-то образом просто Конституцией не изменить. Вообще, в России роль Конституции невелика. В процессе ее принятия или изменений, ее активно обсуждают, а потом о ней забывают. Даже Конституционный суд может выносить решения противоречащие положениям, записанным в Конституции.
— Нужно ли вносить слово «Бог» или упоминать об особой роли религии (в частности, православия)?
— Россия — светское государство, это прописано в Конституции. Если это положение кому-то хочется изменить то, что уж мелочиться тогда, может сразу уж объявлять Россию православной страной?
— Однако такие примеры есть: в тех же США «Бог» есть в Конституции, гимне, на долларе.
— Россия — же не Америка. И потом, Конституция Соединенных Штатов принималась 200 лет назад, после этого она не менялась. И все в ней касается процедуры выборов. В США принимаются конституции штатов отдельно, и они определяют, как они будут жить. Причем разные штаты могут жить по совершенно разным законам.
— Был бы приемлем такой формат для России?
— Был бы приемлем, но тогда России надо реально стать федерацией.
— Мы и так живем в федерации, об этом написано в нашей Конституции. И это сохраняется в новом документе.
— Да, написано, как и многое другое. Это чисто прилагательное украшение, не более того. Такое бывает в истории. Скажем, существует Швейцарская Конфедерация, но страна в реальности — федерация. Когда все начиналось, это была конфедерация — самостоятельные государства объединились, договорились об общей торговле, таможне, ведении международных дел, а потом это стало реальной федерацией.

Вообще, в России роль Конституции невелика. В процессе ее принятия или изменений, ее активно обсуждают, а потом о ней забывают. Даже Конституционный суд может выносить решения противоречащие положениям, записанным в Конституции
«В Башкортостане необходим контроль за переписью»
— В этом году в стране пройдет перепись населения. В Казани даже создается отдельный штаб контроля за переписью. Нужен ли такой орган?
— Может, и не мешает. У нас-то в республике такой проблемы нет. А вот в Башкортостане они возникают — там контроль необходим. Нужно чтоб татар записали татарами.
— Вы имеете в виду разговоры о фальсификациях в Башкирии при работе в переписи?
— У меня тоже есть сомнения в подлинности этих данных. Кстати, об этом говорили и в советские времена. Помнится, на одном из Пленумов ЦК КПСС в конце 1980-х годов небезызвестный член политбюро Лигачев выступал с докладом, где жестко критиковал башкирское руководство за перекосы в национальной политике. Партийные руководители тогда обычно не выносили национальные проблемы в общество. Но этот случай говорит о действительно серьезных нарушениях национально-культурных прав татар в Башкортостане. Судя по материалам в печати, другим сведениям, которые приходят из Башкортостана, ситуация с тех времен не улучшается.
— По данным переписи 2010 года, русские составляют 35% населения, башкиры — 29%, татары — 25%. Вы сомневаетесь в этих результатах?
— Да, реально несколько иная градация.
— Некоторые деятели татарского шоу-бизнеса начали заявлять о том, что они башкиры: Альберт Исмаил, Гузель Уразова (правда, позже сказала, что татарка). Продолжится ли такой тренд?
— Где-то влияют конъюнктурные вещи. Люди ведь разные. Не хочу никого осуждать и требовать научный подход, но в быту, просто так и говорят: «Вот она живет в Башкирии, значит, она башкирка». Вот так и определяли. Хотя человек говорит по-татарски, но самосознание может быть другим. Сильно на это влияет пресса, школа. А если говорить о деятелях культуры, то до 1917 года не было разделения на башкирских и татарских писателей. Вся литература выходила на татарском языке. И совершенно никого не волновало, что, скажем, Галимджан Ибрагимов, Мажит Гафури, Хусни Карим, а потом еще и десятки литераторов-татар родом из Уфимской губернии.
— У нас половина татар говорят и думают по-русски, это не говорит о том, что они русские.
— И этот момент тоже есть.
— Кстати, относительно жителей северо-западных районов Башкирии Валерий Тишков предложил указывать двойную национальную идентичность — татаро-башкиры. Как вам такая идея?
— Эта идея была и в 1920—1930-е годы, но она не прижилась. Как бы ни было, татары говорят: «Мы татары. И все». А башкиры отвечают: «Мы башкиры».
— Такие татароязычные башкиры западных районов РБ ссылаются на шежере, ревизские сказки, где указано, что их предки были башкирами.
— Тогда было такое сословие. И путаница возникает из-за того, что мы говорим про этничность. До революции национальность не фиксировалась. Многие татары записались в башкирское сословие, потому что им давали землю. У башкир было много хорошей земли, там вообще территория большая. Это связано с экономическими вопросами, а не национальным самосознанием. Вообще, понятие «нация» — довольно позднее. Оно возникает с развитым капитализмом. В Татарстане это рубеж XIX—XX веков. Но племенное сознание у нас давно нивелировалось, а у башкир сохраняется до сих пор: они знают, кто какого рода. У казахов тоже: у них жузы. А вот узбеки — давно сложившийся народ. К нам (татарам) капитализм проник довольно рано, появился практически с русскими. А капитализм перемалывает и создает новую этничность.
— В Уфе издается многотомник «История башкирских родов». Знакомы ли вы с этим трудом?
— У меня пара томов есть. Большого доверия к этой серии нет. Конкретные данные полезны, но их надо переосмыслить, к выводам следует относиться критично. Мы в ответ выпустили первый том «История татар Приуралья». Сейчас еще выпустим два тома.

Оздоровить татаро-башкирские взаимоотношения помогут строго научные исследования всех аспектов этнической истории татарского и башкирского народов как в древности, так и в новое и новейшее время. Но готова ли к этому правящая, научная и культурная элита Башкортостана?
— А вы не пытались приглашать башкирских историков на свои круглые столы, конференции или вы к ним ездите?
— Пытались. Например, археолог Иванов, историки Габдрафиков и Кучумов, но они как бы оппозиционеры у себя. А башкирские историки сильно идеологизированы. Оздоровить татаро-башкирские взаимоотношения помогут строго научные исследования всех аспектов этнической истории татарского и башкирского народов как в древности, так и в новое и новейшее время. Но готова ли к этому правящая, научная и культурная элита Башкортостана?
— Башкирские историки в свою очередь упрекают в идеологизированности вас и специалистов вашего института.
— Но мы стараемся от идеологии уйти. Наука должна быть наукой: объективной, максимально ссылаться на документы. Если кто-то башкир, то бога ради! Я не против башкир, я даже рад, что он башкир. Я в свое время встречался с Муртазой Рахимовым, говорил с ним на эту тему. У них национальные вопросы сильно политизированы.
— Стратегия развития татар поможет татарам лучше осознать свою идентичность?
— Над этим надо работать. В любом случае, как тенденция да, поможет. Не знаю, как конкретно скажется. Это вопрос того, как люди будут работать.
— Вы, вероятно, изучали этот документ. Он «живой» или просто что-то, написанное на бумаге?
— Да, изучал. Большого интереса он у меня не вызвал. У нас в институте были подготовлены свои предложения по Стратегии и переданы в рабочую группу. Как они были использованы, мы не знаем. Сейчас не хочу кого-то критиковать, но то, что нам было представлено, это пока нерабочий документ.
— Два с половиной года назад отменили обязательное преподавание родных языков в школах. Все-таки было ли навязывание татарского, как заявляли разные деятели?
— Это уже сфера политики, а не этнологии. И государство в эти процессы всегда вмешивалось. Понятно, в России, особенно в советские времена, хотели сделать всех одинаковыми, русскими, русскоязычными. Это было и продолжается.
— Год назад в России был создан Фонд родных языков. Справляется ли он со своими задачами?
— Мало что о нем слышал. Наверное, должен поддерживать национальные языки.
«Рустам Минниханов сохранил шаймиевскую преемственность»
— В этом году отмечается 100-летие ТАССР. Можно ли считать современный Татарстан ее преемником?
— Да, прямой и непосредственный преемник.
— Почему не преемник Казанской губернии, Казанского ханства или Волжской Булгарии?
— Губерния и республика — это разные вещи. Республика — это элемент государственности.
— И Казанское ханство, Булгария — тоже.
— Да, но не губерния. Хотя и там было немало прав.
— Хотя говорят, что фактически мы теперь губерния.
— По территории, по экономике да. Но права другие. Изначально у Татарской Республики были очень большие права. Но в 1929-м, 1930-м годах они урезались, в том числе по языку.
— А можно ли республику считать наследницей Золотой Орды?
— Да, наследник территориальный, этнический, языковой, культурный. Язык уже тогда сформировался, был письменный литературный язык. Но с точки зрения государственности, конечно, это было другое государство.

Период работы Минниханова — это уже новая эпоха: здесь больше экономики, инноваций, прорывных технологий. Республика становится частью мировой экономики, выходит на международные рынки
— В прошлом году отмечалось 750-летие Золотой Орды (Улуса Джучи). Изначально анонсировалось нечто грандиозное и масштабное. Но по моим ощущениям, оно стал мероприятием разве что для специалистов-профессионалов (и прошла неплохая конференция).
— Это понятно. Москве это не очень интересно. Мы свою научную часть выполнили: провели форум, издали книги.
— Но еще несколько лет назад чуть ли не из уст Путина звучали слова, что Россия — наследница Золотой Орды.
— И вот на этом закончилось. А дальше поднимать татарскую тему стало Москве неинтересно…
— В отличие от Казахстана.
— Казахстан — независимое государство, которое может себе позволить, даже перекосы, заявить: «Мы наследники Золотой Орды». Хотя в какой-то мере они правы. Но это всего лишь был Казахский улус.
— 10 лет назад президентом Татарстана стал Рустам Минниханов. Как оцениваете этот период его правления?
— Во-первых, Рустам Нургалиевич сохранил преемственность. Он при Минтимере Шариповиче был премьером. Он не меняет политику республики. Но есть и существенная разница. При Шаймиеве в 1990-е годы во главу угла ставились задачи политические и многие из них были решены. Договоры с Москвой сработали. Мы взяли тогда все, что смогли. Даже если юридически что-то не было закреплено, фактически мы сделали то, чего хотели. А период работы Минниханова — это уже новая эпоха: здесь больше экономики, инноваций, прорывных технологий. Республика становится частью мировой экономики, выходит на международные рынки.
— Почему нам так важно сохранить статус президента республики? Казалось бы, просто название.
— Это такая реперная точка, показывающая, что с нашим мнением нужно считаться. Почему этот вопрос пытаются решить в одностороннем плане? Если Россия — это федерация, то надо договариваться. Так что мы — последний форпост.
— Мы тут вспомнили башкир. С другой стороны, чуваши претендуют на историю Булгарии, что вызывает аллергическую реакцию у татар. Идет какое-то взаимодействие с чувашскими исследователями?
— Я ничего плохого не вижу, что чуваши ведут свое происхождение от сувар — бога ради! Это и наша история, и их тоже. Они ведь тюрки. И если разбираться, так узбеки могут сказать, что имеют отношение к нам, поскольку они ведут свою историю от Узбек-хана, который сидел здесь на Волге. Казахи — это татары, ушедшие в степь и позже образовавшие казахское государство. Татарское начало наблюдается у многих, в том числе у кавказских народов.
— При этом идет некая сакрализация Булгарии, она становится местом паломничества. Заявляют, что сюда приезжали сподвижники пророка Мухаммада…
— Это сталинское наследие: мы булгары, а не татары. Сталину нужно было отделить Орду от татар, и нас вывести только от булгар. Поэтому такой акцент на Булгар. Татары, с одной стороны, булгары, но это только один из периодов мировой истории. Волжская Булгария, конечно, европейское государство. Но Золотая Орда — это мировая история.
«Мы на Академию наук РТ не обижаемся»
— К исторической науке, с одной стороны, проснулся интерес общества. И нередко в заявлениях первых лиц слышны отсылки к событиям прошлого. С другой, очень много спекуляций на теме. Какова роль Академии наук РТ и Института истории в этом процессе?
— Институт истории выполнил свою миссию, ради которой создавался: написать правдивую историю татар. Если вспомните советские времена было такое жесткое требование на митингах: «Дайте нам правдивую историю татар». Собственно, Шаймиев на это откликнулся. Я ведь по образованию физик, но политологию я неплохо выучил, поскольку был советником по политическим вопросам, я специалист в этой части, практик. А историей я как любитель интересовался, потому что сам татарин, но не более того. А когда возникла эта потребность, то Шаймиев сказал: «Ты пойдешь». Я пытался возразить, мол, есть дипломированные, остепененные историки. Но он ответил: «Син барасың. Безгә уз тарихыбыз кирәк» («Ты идешь. Нам нужна наша история»). Так что стал историком.

Институт истории выполнил свою миссию, ради которой создавался: написать правдивую историю татар
— При этом Институт истории им. Ш. Марджани считается идеологическим центром Татарстана.
— Мы себя так не позиционируем. И я даже говорил: «Давайте идеологию и политику отодвинем в сторону и займемся наукой». Но сама по себе история когда-то была чистой идеологией. И это старое наследие невозможно полностью преодолеть, а в наших условиях тем более. Российские историки всегда были сильно идеологизированы: сначала немцы навязывали свою трактовку истории, это было и в советские времена, да и в наши дни история России активно мифологизируется. С другой стороны, Институт выполняет роль аналитического центра. К нам идут многочисленные запросы из аппарата президента, Госсовета, Кабмина, различных ведомств по самым различным аспектам истории, культуры. Это часть нашей работы.
— Вспоминается кейс с празднованием Стояния на Угре. И Институт истории довольно успешно отражал атаку от авторов этого экзотического законопроекта. Идеологическая борьба налицо.
— Это да. И с Куликовской битвой было то же самое: писали, ездили в Москву, говорили с людьми. Ученым это объяснить несложно — они наши союзники. А вот до политиков это донести трудно.
— РАН тоже высказывалась за празднование Стояния на реке Угре…
— Там тоже ощущается давление идеологии, политики. Куда денешься? Но главные специалисты по этому вопросу (например, Вадим Трепавлов) были на нашей стороне. А за празднование этих сомнительных с точки зрения науки событий высказывались зачастую те, кто историю просто не знает или пытается заработать на этом политические дивиденды.
— Хотелось бы узнать, как соотносятся Институт истории им. Ш. Марджани и Академия наук РТ. Вы все-таки подчиняетесь им?
— Нет, мы не подчиняемся.
— Но вы в названии пишете «Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ»
— Это компромисс. Считаю, что Академия структурно построена неэффективно. Она должна быть клубом самостоятельных институтов, как это было раньше, а она стала просто ГБУ. Академические институты низведены до отделов. Все управленческие, организационные, финансовые вопросы принимаются в Академии и спускаются вниз, нравится им это или нет. Мы не отсоединились, а учредились как самостоятельное ГБУ. И формально мы равны с Академией: и они ГБУ, и мы ГБУ. А вот Российская академия наук построена правильно: там каждый институт самостоятелен, но есть общие органы, казна. Для нас главное — чтобы не вмешивались в нашу работу, не указывали, как нам писать историю, и не отнимали деньги на содержание управленческого аппарата Академии.
— Не было ли попыток со стороны АН РТ перетянуть ваш институт под свое крыло?
— Нет. Мы договорились: «Вы сами по себе, мы сами по себе». Мы активно участвуем в работе институтов Академии, но не в плане соподчинения. При этом Академия с радостью отчитывается нашими публикациями. Им это выгодно. Нам все равно — мы же пишем не для отчетов. А вот на прошедшее недавно в Академии собрание по случаю Дня науки, наш Институт не пригласили. Мы не обижаемся.
«Работая директором, я всегда думал, что меня могут забрать в аппарат»
— Рафаэль Сибгатович, не первый год ходят слухи о том, что вы покидаете кресло директора института.
— Есть тут своя правда, потому что возраст (в день публикации интервью ему исполнилось 73 года, — прим. ред.), он не зависит от меня. У меня контракт заканчивается в ноябре. Но у меня есть еще 9 месяцев, и увольнять меня, подыскивая мне преемников, рановато еще. А из истории мне уйти довольно сложно, я уже «прикипел» к ней, меня уже величают как историка. Но в любом случае преемственность сохранится. В Институте заложены темы не на один год, они имеют многовекторное продолжение. Семитомник «История татар» — это фундаментальная работа, но сейчас надо изучать историю более углубленно. Нам важна микроистория, детально понять многие аспекты нашего прошлого. Мы начали изучать историю деревень, проводить генетические исследования — они уже дают совершенно новые подходы, эти современные методики еще плохо освоены историками.
— Применяют ли историки результаты исследований генома татар?
— Мы применяем. Генетические исследования дополняют наши исследования. Но я бы не хотел, чтоб нас привязывали к каким-то школам.
— Вы имеете в виду Балановского?
— Упаси боже. Потому что Балановский сначала идеолог, а потом ученый.
— Он и его сторонники говорят, что татары — это, по сути, те же финно-угры…
— Ну да, и говорят, что татар вообще не существует. Пусть они это расскажут семи миллионам татар. Вот я татарин, я существую, вот сижу же перед вами.
— Может быть, просто вы не знаете, что вы-то на самом деле мариец или удмурт?
— (смеется) Да? Но это надо еще доказать. Или надо меня посадить в тюрьму и заставить под пытками признаться в этом? Много манипуляций вокруг этой темы, повторюсь — вопрос сильно идеологизирован.

Семитомник «История татар» — это фундаментальная работа, но сейчас надо изучать историю более углубленно. Нам важна микроистория, детально понять многие аспекты нашего прошлого. Мы начали изучать историю деревень, проводить генетические исследования — они уже дают совершенно новые подходы, эти современные методики еще плохо освоены историками
— А кого вы видите своим преемником?
— У меня есть заместитель по научной работе — Радик Римович Салихов. И неслучайно он мой первый заместитель. Это крупный историк-исследователь, опытный организатор науки. Он один из самых деятельных членов Академии. Административная работа, которая занимает значительную часть его времени, совершенно не мешает ему очень плодотворно заниматься наукой. Это, скажу, качество редкое для современных руководителей научных учреждений. В Институте не существует никаких барьеров между сотрудниками и руководством, мы единая команда.
— У вас ведь он не единственный зам.
— Да, есть и другие заместители. Каждый, как говорится, на своем месте. У нас существует практика внутренних отчетов. В конце года каждый заместитель отчитывается перед коллективом, в том числе по финансовой деятельности Института. Вся информация открыта и доступна для любого научного сотрудника. Такой практики я не знаю ни в самой Академии, ни в ее институтах. Работая директором, я всегда думал, что могут забрать меня в аппарат. А что я скажу? Я человек государственный, дадут приказ — и я пойду. Но всегда знал, что мои заместители обеспечат эффективную работу Института.
— Среди кандидатов на ваше кресло называются имена Искандера Гилязова, Айрата Ситдикова, Романа Белякова, Альфрида Бустанова…
— Да этот список можно и продолжить. Кого только не записали в директора Института истории за последние пару лет. Если говорить о Гилязове, то ведь он уже директор. Чем ему не нравится Институт энциклопедии (татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, — прим. ред.)? Там у него прекрасные возможности для самореализации. Большая научно-информационная база, которая накоплена там, позволяет активно создавать новые направления деятельности этого Института и не только топтаться который год на создании электронной энциклопедии. Если ему стало тесно в директорском кресле, то можно ведь пойти и на повышение, претендовать на пост президента Академии. И Айрат Ситдиков — директор. Кроме этого имеет университетскую кафедру. И он потенциальный кандидат в президенты Академии. Это же хорошо. Оба могут создать конкуренцию при выборах руководителя Академии. Это пойдет ей только на пользу. А Беляков ни как политик, ни как историк себя не проявил. Да, кандидат наук, что-то написал, я его работ не видел. Бустанов — да, проходил стажировку в Амстердаме. В Амстердаме не знают татарскую историю. Ехать специально в Амстердам, чтоб понять всю татарскую историю или ислам — это что-то странное и явно надуманное.
— Как понимаю, он в Нидерландах больше занимался исламоведением.
— А ислам они там откуда знают? Ездил я туда… Михаэль Кемпер — учитель Бустанова — сам приезжал сюда изучать наш ислам. В своих трудах он, кстати, и на меня ссылается. Мы всегда готовы поделиться своими знаниями.
комментарии
Как всегда интересно читать - его мысли будят мысли.
А это главное для учёного.
С Днем Рождения!
Что Вам мешает?
Ждём с нетерпением.
Абсолютное большинство людей желают принадлежать к какой-либо группе, стае, партии, банде, обществу, нации, этносу и т.д. - это этап развития Человечества.
И даже когда Человечество заговорит на одном языке, всегда найдутся желающие создать свой - отличный от большинства - язык, образовать сообщество, куда вход будет открыт только "для избранных" и др.
И это нормально - это условия для развития Человечества.
Кстати, Наука так и устроена - поделена на множество противоборствующих "кланов", которые называются "научные школы", со своим руководителем и жесткой иерархией.
Очень жёсткой - жёстче, чем в ОПГ и даже жёстче, чем в Армии.
Башкир удмуртской национальности? Не менее 30 тысяч. Чуть ли не половина Сарапульского уезда. Прочтите уфимского автора Рахматуллина, он пересчитает "башкир" около 30 национальностей. Кылмыцкие, киргизские, сартовские, чувашские, немецкие (Благоварский район), татарские, мишарские, удмуртские, черемисские (весь Мишкинский район), бухарские, русские (великоросские, и такие были), малоросские, кайсацкие и т.д. Он пишет, надо отделить этнических башкир (население Южного Урала и Зауралья) от тех сословных башкир, которые из-за привелегий записались башкирами. Численность башкир тогда росла по геометрической прогрессии, все старались записаться в башкиры, меньше платить налоги, пользоваться льготами, заиметь пробольше земли (башкирам разрешалось иметь побольше земель, по моему 30 десятин на душу населения), тогда как другим максимум 10).
Даже по признанию уфимского историка Рахматуллина в Татарии нет никаких башкир. Их нет ни в Пермьском крае, ни в Удмуртии, ни в Белебейском, Бирском, Уфимском, Кунгурском, Стерлитамаксом уездах. Рахматуллин считает, что самих башкир, этнических башкир максчимум 30 % из того количества башкир (сословие башкир), которые показаны в ревизиях.
Мы казахи все вышли из племени тюрков. Мы Вас татаров давно давно обогнали по всем параметрам. А вы до сих пор то с чувашами, то с башкирами, то мордва спорите за наследство Монголов.
Настоящие "татаро-монголы" это и есть современные русские - потомки множества этносов и наций - славян, монгол, тюрок, финно-угоров и др.
Например только что закончился Международный Год Периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева, объявленный ЮНЕСКО.
Дмитрию Ивановичу таблица элементов приснилась во сне...
Да и вообще сон укрепляет. приводит мысли в порядок и, главное, успокаивает нервную систему.
А многим надо давно уже успокоится - так что спите на здоровье!
Во благо себе и Науке.
И меньше, меньше пишите, если не выспались.
Русские своих не бросают.
И даже блудных сыновей казахов, как и положено по Закону, примут опять в братскую семью.
Что за мысли у Вас странные?
Террористические какие-то.
Если не сказать тоталитарные.
Похоже Вы сами со всем Миром что-то "хотите сделать" - "кишка тонка" у Вас, как говорят в народе.
Оставьте свои фантазии при себе - они никому не интересны.
Или Вы обычный мелкий, "детский" провокатор?
Мудрая народная пословица.
Во-вторых, откуда у Вас такие эротические фантазии (мягко говоря) о том, что "кто-то, с кем-то, что-то сделать хочет"?
Насмотрелись сериала "Следствие ведут знатоки"? - там похожая песенка есть - "кто-то, где-то, порой" и т.д.
В-третьих, пора думать своими мозгами, а не повторять злобные сказки не-добрых людей.
Или Вы все же обычный "детский" провокатор?
2. то есть русский народ смог сохранить такие условия, где каждый волен думать и делать всё, что Вам взбредает в голову. Вот Вы и делайте. Самое главное, чтобы Вы были счастливы. Счастливый человек меньше гадостей своим соседям делает;
3. вот приятелю взбрело писать, что ему осталось девять месяцев его рановато увольнять. А что он сделал за свою жизнь? Коммунизм, который они обещали сделать сделал? Вот как он себя чувствует с коммунизмом то. А ведь распинался и направо и налево и с развитым социализмом.... вот у меня была выработка 248, 5%. СТАБИЛЬНО. ну когда заготовки были. и брак был 0,1%. А у него? Э Вашего коллеги по трёпу?
4. так что живите счастливо и обсирайте нас, когда Вам заблагорассудится жизнь то проходит, а что в остатке?
5. можно, конечно притулиться к золотому дворцу Бату царевича, для которого единственным ханом посланным Небом был его дед. Ну ежели Вам легче станет.. и празднование устроить э Золотой орде, государству, которого и в помине не было. А был Улус Джучи. Человека который во исполнение воли своего отца первым провёл монгольские тумены за великую стену и взял Пекин...
6. в общем валяйте...
Татар
Рус.
Татар
Русские татар никогда не оставляли в беде - и во времена Золотой Орды бок о бок сражались за Свободу Родины, и в Смутное время начала 17 века, и в 1-ю Отечественную 1812 года, и в 1-ю Мировую (2-ю Отечественную) войну, и во 2-ю Мировую в Великую Отечественную войну, Победу в которой все народы будут праздновать меньше чем через 3 месяца, и в Смутное время 1990-х гг. и др.
И наоборот - татары всегда помогали русским.
Вы то откуда появились с такими "вражескими" комментариями?
Это во-первых.
Во-вторых, "врагов" лучше не ослаблять, а делать друзьями - так учил Великий Монгол Чингизхан, заветы которого свято хранятся в Российской Федерации.
Это во-первых.
Во-вторых, ни один человек не имеет право выступать от имени нации - не забывайте, уважаемый.
А то Вы всё время пытаетесь выдавать своей сугубо личное, субъективное мнение за мнение всей нации.
Это в-третьих.
В-четвертых, будьте поскромнее - высказывайтесь лично от себя - именно Вы нам интересны, именно Ваше мнение интересует читателей уважаемого РВ.
А за весь народ, за всю нацию не надо говорить - некрасиво это (мягко говоря).
Для достижениях этих показателей "татарами" записывают русских, башкир, чувашей, а так же всех тех, кто не участвовал в переписи.
Взгляните на результаты переписи 2010 года: в Татарстане "не указали национальность" всего лишь 6052 человека - меньше только в Чечне! Тогда как в Башкортостане численность лиц не указавших национальность составила 97 572 человек.
Вот так вот искусственно завышают численность татар в Татарстане!
Выходит, в Башкортостане татарам лучше живется, чем в Татарстане!
Более того Мир стал интереснее и динамичнее.
Национальность, этнос - это не не циферки и не буковки, а духовная составляющая Человека на определённом этапе его развития.
Современные "татаро-монголы" - то есть современные "русские" - являются потомками множества этносов и национальностей - монгол, славян, тюрок, финно-угоров, семитов и др. и поэтому наслаждаются многообразием Жизни, Культур, Наук и Философий.
А Вы всё в циферках да в буковках копаетесь - Любовь нельзя измерить количественно.
Мужчины этой гаплогруппы наличествуют во многих народах Евразии. Да, они есть среди венгров, но есть и среди казахов, и среди татар, и т.д.
Конечно, это никак не исключает происхождение конкретно Рафаэля Хакимова от каких-то угров или иных групп населения, ассимилированных когда-то татарами. Все возможно.
А что?
Не растёт?
Не расстраивайтесь - у Вас всё ещё впереди.
Рано или поздно любой мальчишка становится Мужчиной.
Так и должен высказываться настоящий Учёный - должен будить мысль.
Но много есть и Истинного.
Спасибо уважаемому академику Р.С.Хакимову за очередной интересный текст - ещё раз с Днем Рождения, здоровья, мира, благополучия, доброго, хорошего и удачного дня.
Пойду выпью бокал катыка в честь Историка.
И ныне у любого русского есть предки тюрки, монголы, финно-угоры, семиты и еще многие десятки этносов.
Кстати, а разве "татары", которые ведут свой "отсчёт" от монгольских племен далёких монгольских степей и гор Алтая, не "пришлые"?
Такие же "пришлые"...
Даже булгары и те пришли с Алтая на среднюю Волгу, где уже были сакалибы-славяне.
Да и все этносы когда-то откуда-то пришли - так что все "пришлые" на этой маленькой планете Земля.
И это понимает каждый образованный Человек.
Или Вы просто "обычный" провокатор, который с помощью слов пытается поссорить народы?
Ну тогда повышайте свою квалификацию - Вам до марксистских провокаторов Ленина и Троцкого, "как до Китая задом наперед" - как говорят народные мудрецы.
И то не факт, что ясачные татары - это именно казанские татары. Так как это было сословие куда записывали башкир, чувашей, марийцев, удмуртов.
Численность "татар" в Башкирии скачет из-за башкир разговаривающих на северо-западном диалекте башкирского языка именно за счет них и сократилась численность башкир. Это связано с тем, что этот диалект не учли при создании литературного башкирского языка.
Они все потомки башкир-вотчинников.
Ответь на эти вопросы и ты убедишься, что "татар" в Башкирии всегда был мизер, что основная часть "татар" там - это потомки башкир-вотчинников.
И то не факт, что ясачные татары - это именно казанские татары. Так как это было сословие куда записывали башкир, чувашей, марийцев, удмуртов.
территория Золотой Орды. Река Ак Идель-это любимая река татар. Тысячи и тысячи песен написаны татарами про Ак Идель за столетия проживания там.
---
Нет тысяч и тысяч песен написанных татарами, они все башкирские. И дастанов татарских нет, они записаны у башкир.
Может они вымышлены? Может Иван Грозный выдумал все свои титулы с татарскими государствами, владельцем которых стал ?
Он там как раз говорит о том, что в сословие "служилые татары" набирали ясачников и состав этого сословия не был однородным. Естественно причины тоже приводятся.
— Да, прямой и непосредственный преемник".
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/165769-rafael-hakimov-intervyu-o-perepisi-preemnikah-bashkirah
Марксисты Ленин и Троцкий создавали ТАСС под влиянием, давлением политических и военных "обстоятельств" - им надо было сохранить власть - иначе их ждал Международный суд за преступление перед Человечеством.
Ленин и Троцкий создали ТАСС лишь для части населения созданной Республики - для пролетариата и крестьянства (которое они, впрочем, ненавидели как мелкого собственника, всё время "регенерирующего" буржуазные, капиталистические отношения).
ТАССР это диктатура - диктатура "пролетариата", а на самом деле диктатура марксистской партии, которой руководили диктаторы Ленин и Троцкий.
Элита поволжских тюркских мусульман (и не только) - буржуазия, банкиры. промышленники, интеллигенция, учёные, учителя, муллы и др. - были лениным и Троцким уничтожены.
Это исторический факт и "закрывать" на это глаза учёные не должны.
Ныне Президенты РТ восстанавливают то, что было уничтожено Лениным и Троцким.
Это не ктому, что не надо отмечать 100-летие ТАССР - надо - это История, а "из Песни слов не выбросишь...".
Но дать научную оценку деяниям Ленина и Троцкого просто необходимо - иначе наступим в очередной раз на марксистские грабли - уничтожим элиту и опять впадем в социальную дикость, как это было в 1920 - 1930-е гг.
надо помнить и о жертвах страшного голода 1921 года, который был результатом "управления" страной Ленина и Троцкого - погибло страшной мучительной смертью около 1 миллиона человек только в Красной Татарии, в основном крестьян.
В память этих безвинных жертв неплохо было бы посадить 1 млн. деревьев.
История "девушка" капризная - на поводу у неё идти нельзя, бросит и уйдёт к другому...
Круглая дата не только повод хлопать в ладоши, но и повод задуматься о большом и тяжёлом пройденном пути Республики.
Это я для себя философствую, если что - не подумайте, уважаемы читатели уважаемого РВ, что ворчу или тем более "назидаю" - просто пытаюсь разобраться в Истории.
— Это уже сфера политики, а не этнологии. И государство в эти процессы всегда вмешивалось. Понятно, в России, особенно в советские времена, хотели сделать всех одинаковыми, русскими, русскоязычными. Это было и продолжается".
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/165769-rafael-hakimov-intervyu-o-perepisi-preemnikah-bashkirah
Ну а ныне всех (во всем Мире) хотят "сделать" англоязычными.
Ну и что?
Национальность это не данность от Всевышнего, а конструкция, выдумка Человека.
Поэтому Человек и вправе выбирать себе национальность и язык, на котором он хочет общаться (или языки).
Да, государство имеет право, но и Человек тоже имеет право.
Было время, когда русским было быть выгодно по экономическим причинам - все "переходили" в русские - около 30% русских дворян это бывшая элита Золотой Орды.
Ныне в Татарстане выгодно быть татарином - стоит только посмотреть кто занимает руководящие должности в здравоохранении, образовании, бизнесе и т.д.
Русские и другие нации, проживающие в РТ относятся к этому с пониманием, о чём свидетельствует голосование на выборах Президента РТ начиная с советских времён.
Но и сами руководящие работники прекрасно понимают, что знание только одного языка - татарского - в современных условиях не может обеспечить конкурентоспособность и на российском "поле", и на мировой "арене".
Да, языки исчезают - в том числе и французский, и в первую очередь, немецкий, и татарский, и русский, и башкирский и многие-многие другие.
Но это не повод "лягнуть" соседа.
И уважаемый академик Р.С.Хакимов это понимает, как прошедший долгий, насыщенный, но и тяжелый путь Ученого и Политика.
Спасибо за интересное интервью.
С Днём Рождения - всего самого хорошего.
Что дышло ....
Спасибо вам за труд!
Уйти куда да нибудь и не думайте!
Продолжайте работать во благо всего народа Татарстана.
Вы много сделали и еще много сделаете.
Желаем вам здоровья и успехов.
Я прочитал полсотни книг об этих "башкирах", и отлично знаю, что представляет себе такая общность. Короче никогда никакого тюркского народа с названием башкиры не было, раньше так называли венгров. Точнее их тогда называли баджгард (до 9 века, когда они жили у нас). Потом основная часть этих баджгард-венгров оставила Волго-Урал, после многих скитаний осела на Дунае. У них этот этноним преоброзовался так: баджгард- баджгар-маджгар-маджар (так они сами себя сейчас называют). А небольшая часть осталась, под натиском булгар они переселились на Верхнее Прикамье. Этноним баджгард тут перетерпел такую эволюцию: баджгард-Башгард-башгирд (потом еще и башкир и башкорт). Вот эти башгирды-венгры Верхнего Прикамья первыми признали власть Московии (это подробно описано у Курбского и Шуйского) и потом всех, кто перешел на сторону Московии стали называть башгирдами. Привелегии у них было, ярлыки на их земли выдавали. Короче, достаточно прочесть Кузеева, чтоб убедиться, что не было такого народа. Из-за этих привелегий потом все старались записаться в башкиры.
Сейчас надо наверно принять более компромисный вариант Рахматуллина: были этнические башкиры (Южный Урал и Зауралье) и сословиные (все население до Урала).
Хватит этим уфимским горе ученым баламутить народ с ревизскими сказками, в переписях людей учитывали не по этническому признаку, а по тому, какой налог должен платить учитуемый, т.е был учет по сословиям.
Так что то что ты говоришь прикрываясь Кузеевым - это чисто твоя выдумка.
Прямые потомки мадьяр мишари (мажары). Коорые ещё в 15 веке говорили на "венгерском" языке и жили в Посурье и на Оке.
То то было башкиро-мещерякское казачье сословие это тоже известно. Как и любое казачье войско оно было многоноциональным. Но вотчинниками-башкирами были только башкиры. Мещеряки, тептяри приписанные к этому войску вотчинами не обладали.
Дальше. 3 венгерских племени откололись и остались с ними, это согласно его бреду - третий пласт. Потом к ним будто бы присоединились около 30-и булгарских племен из Приазовья (почти все население до Урала, татары Казанского ханства), четвертый пласт. О них надо говорить отдельно. В отличие от племен (татаро-монгольских племен) Южного Урала и Зауралья, эти роды-племена нигде нет, нигде они не фиксированы, Кузеев населения бывших волостей Уфимского и других губерний голословно объявляет какими-то мифическими башкирами, названия волостей – названиями родов. Они жили в Приазовье в составе Великой Булгарии, потом переселились на Среднюю Волгу, построили там Булгарское государство, все время были булгарами, приазовскими булгарами, волжскими булгарами, и потом, ни с того, ни с чего вдруг взяли да в башкиры превратились. Опять таки бред. Самый настоящий бред (на самом деле они – татары Беловолжского улуса Казанского ханства, в башкирское сословие они записались только в 18 веке из-за его привилегий). Далее 5 пласт – татары Чингисхана: кереиты, найманы, табынцы, барынцы, минцы, мангыты, катайцы, телевцы и прочие. Почти все население Южного Урала и Зауралья, 13 век. Они тоже пришли с войсками Бату хана и из-за невиданного магнетизма башкирскости начали считать себя уже не татарами, а башкирами (чушь!). 6 пласт: 14, 15 века – татары Золотой орды; почему-то вдруг и они стали башкирами согласно фантазии Кузеева (им расхотелось быть татарами, чушь!). А 7 пласт Кузеева – ногайские татары, они в 16 веке башкирами стали будто бы. Все время были татарами, потом взяли да отказались от имени татар (наверно в угоду Москве, хотя согласно Валиди, на той земле, которая нынче по ошибке Башкирией называется, никакой реальной московской власти не было до середины 17 века). И смех и грех. И все это у них называется историей. Историей каких-то выдуманных советами башкир. Все образовавших их пласты – татары и только татары (только в небольшой части отатарившиеся фин-угры), а вот сами они уже не татары, а какие-то мифические башкиры! И это пишут «академики». Горе-академики.
=
До начала 20 века этноса с самоназванием "татар" в Поволжье просто не существовало. Предки современных казанских "татар" приняли его только в начале 20 века, с трудом, после многочисленных споров.
Русских все южные и восточные тюркоязычнык инородцы были "татары". Это было для них синонимом слова "тюрк". Хотя они иногда и калмыков называли "калмыцкие татары", манси - "вогульские татары", бурят - "братские татары".
О душе думать уже пора, а не о том, как к стулу руководителя института навеки приклеиться.
Он пишет:
"Еще раз отметим, что процесс принятия этнонима «татары» шел трудно, и в татарской историко-просветительской литературе, а позже периодической печати до 1920-х гг. шла оживленная дискуссия относительно того, как следует именовать мусульманское население, сегодня известное как «татары»."
"Окончательное принятие самоназвания «татары» относится к началу советского периода (1920—30-е гг.), когда была образована Татарская АССР, что означало восстановление (хотя, как оказалось позже, во многом символическое) государственности татарского народа. Это послужило дополнительным стимулом для распространения этнонима «татары» не только в Волго-Уральском регионе, но и в Сибири, Нижнем Поволжье."