Тренды авторынка: взлет Renault, Lada Granta и премиум-сегмента на фоне общего кризиса
Итоги 2019 года на автомобильном рынке
Прошедший год оказался для российского автомобильного рынка не слишком оптимистичным. Продажи машин в основном просели, если не считать отдельные модели с хорошими показателями. Помимо этого, как часто бывает в кризисные годы, неплохо себя чувствует премиальный сегмент: за год продажи увеличились сразу у двух немецких брендов: BMW и Mercedes-Benz.
Декабрьский взлет Renault
Для большинства автопроизводителей прошедший год на российском рынке оказался не очень успешным. Несмотря на появившиеся данные НБКИ и «Автостата» о рекордных показателях автокредитов (их число достигло 974 тысяч — на 12% больше, чем годом ранее, а сумма — 746 млрд — на 19% больше), из топ-5 марок по продажам относительно заметный рост был заметен только в одном случае — Renault, да и то в основном благодаря резкому скачку в декабре. Всего же 25 крупнейших производителей продали 1,7 млн автомобилей — это на 1% меньше, чем в 2018 году. По словам Азата Тимерханова из «Автостата», такая ситуация соответствует окружающей реальности и вытекает из логики событий.
— Исторически развитие российского авторынка происходит следующим образом: как правило, 2—3 года роста сменяются примерно таким же периодом падения. Теперь, по всей видимости, пришла пора «катиться с горочки». К тому же отложенный спрос, который сформировался за время кризиса и служил катализатором роста рынка в 2017—2018 годах, исчерпал себя. Цены на автомобили продолжают расти, а реальные доходы населения не растут. Или растут, но не для того, чтобы покупать столь дорогостоящие товары... Да, снова запущены программы господдержки, но их действие ограничено ценой автомобиля в 1 млн рублей. Соответственно, выбора у покупателей мало, да и в эту ценовую категорию не попадает сегмент SUV, который является крупнейшим на российском рынке, — говорит Тимерханов.
Евгений Еськов, главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю», отмечает, что в 2019 году рынок новых автомобилей сократился, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), на 2% к 2018 году. Продажи автомобилей с пробегом уменьшились лишь на 0,4% (по данным «Автостата»), и в целом спрос на вторичном рынке остается стабильным последние годы.
— Главная причина сокращения продаж новых машин — разрыв между доходами населения и ценами на машины. Доходы либо сокращаются, либо остаются прежними, а цены продолжат расти, и людей, которые могут себе позволить купить новый автомобиль, становится все меньше. Спрос можно поддерживать за счет автокредитов, господдержки или спецпрограмм автопроизводителей, но рынок вернется к росту, только когда удастся преодолеть главный барьер — разницу между доходами покупателей и ценой на машины, — считает Еськов.
Из входящих в десятку автопроизводителей можно выделить успехи Renault — его годовой результат по продажам вырос на 6%, со 137 до 145 тысяч автомобилей. Интересно, что одним из самых успешных месяцев для производителя стал декабрь: в это время заметно выросли продажи всех четырех самых популярных моделей Renault. В декабре по сравнению с аналогичным месяцем 2018 года Duster продали в количестве 4,5 тысячи штук — это в два раза больше, чем в 2018 году. Logan стал продаваться на 75% лучше (3,9 тысячи авто), Sandero — на 73% (3 тысячи штук). Kaptur также вырос, но не настолько заметно — на 32%.
Впрочем, такой рост заметен именно в декабре. За весь год, например, Duster — самая популярная модель французского автопроизводителя (восьмое место среди всех моделей), потерял в продажах 6%, Sandero — 3%, Kaptur — 14%. Годовой рост, причем очень заметный — на 17%, был зафиксирован только в случае со спросом на Logan. В 2019 году его продали в количестве 35,4 тысячи штук — за год до этого результат равнялся 30,3 тысячи. Кроме того, по словам Евгения Еськова, одна из причин хорошего результата Renault — хороший спрос на модель Arkana. Она хорошо зашла на рынок и в некоторые месяцы входила в топ-25 по продажам.
Хорошие результаты декабря могут объясняться различными спецпредложениями. Анна Бодрова, старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари», считает, что, скорее всего, к концу года автосалоны и иные автомобильные ретейлеры попытались закрыть в целом не очень удачный с позиций продаж год, продвигая массу предложений для клиентов с бонусами и скидками. «Это может быть хорошо видно по показателям продаж автомобилей экономкласса», — говорит она.
Марка | январь-декабрь | декабрь | ||||
2019 | 2018 | % | 2019 | 2018 | % | |
«Лада» | 362.356 | 360.204 | 1% | 35.702 | 35.407 | 1% |
Kia | 225.901 | 227.584 | -1% | 18.007 | 18.081 | 0% |
Hyundai | 179.124 | 178.530 | 0% | 14.706 | 15.089 | -3% |
Renault | 144.989 | 137.062 | 6% | 16.007 | 8.097 | 98% |
Volkswagen | 104.384 | 106.056 | -2% | 9.785 | 11.179 | -12% |
Toyota | 103.597 | 108.492 | -5% | 12.510 | 12.266 | 2% |
Skoda | 88.609 | 81.459 | 9% | 9.173 | 8.184 | 12% |
Nissan | 64.974 | 80.925 | -20% | 8.355 | 8.337 | 0% |
«ГАЗ ком.» | 63.910 | 60.677 | 5% | 8.649 | 8.454 | 2% |
Mercedes-Benz | 42.046 | 37.788 | 11% | 4.877 | 3.362 | 45% |
BMW | 41.520 | 35.619 | 17% | 3.734 | 3.107 | 20% |
Mitsubishi | 39.938 | 45.391 | -12% | 3.446 | 5.532 | -38% |
УАЗ | 38.892 | 41.252 | -6% | 4.905 | 5.642 | -13% |
Mazda | 30.576 | 31.683 | -3% | 3.525 | 3.640 | -3% |
Ford | 30.306 | 53.234 | -43% | 1.808 | 5.746 | -69% |
Chevrolet | 23.123 | 30.021 | -23% | 2.805 | 3.617 | -22% |
Datsun | 22.426 | 20.559 | 9% | 2.159 | 2.503 | -14% |
Lexus | 22.395 | 24.312 | -8% | 2.837 | 2.481 | 14% |
Audi | 16.333 | 16.216 | 1% | 1.844 | 1.721 | 7% |
Haval | 12.284 | 3.213 | 282% | 2.270 | 557 | 308% |
Geely | 9.602 | 3.352 | 186% | 1.452 | 639 | 127% |
Volvo | 8.846 | 7.772 | 14% | 1.147 | 918 | 25% |
Land Rover | 8.663 | 9.840 | -12% | 981 | 1.039 | -6% |
Suzuki | 7.731 | 6.016 | 29% | 1.197 | 713 | 68% |
Subaru | 7.686 | 8.032 | -4% | 937 | 1.006 | -7% |
Lada берет «Грантой», а Skoda — моделью Kodiaq
Даже более заметный рост по годовым продажам — на 9% — у Skoda. За 2019 год было продано 88,6 тысячи машин этой марки. В основном это обусловлено ростом популярности лишь одной из моделей чешского бренда — Skoda Kodiaq. В 2019 году она стала продаваться в полтора раза лучше, чем год назад. Было реализовано 25,1 тысячи экземпляров этой машины — в 2018 году показатель равнялся лишь 16,2 тысячи, то есть рост составил 54%. Кроме того, на 9% вырос спрос на Octavia — машин этой модели продали 27,2 тысячи единиц против 25 тысяч в 2018 году. На самую популярную модель Skoda — Rapid — спрос за год почти не изменился, продали 35,1 тысячи экземпляров — всего на 32 авто больше, чем в 2018 году.
А вот три крупнейшие по продажам автомобильные марки России за год практически не изменили свои показатели. Lada увеличила число проданных машин на 1%, с 360,2 до 362,4 тысячи единиц, Kia снизила показатель на 1%, с 227,6 до 225,9 тысячи штук, Hyundai — со 178,5 до 179,1 тысячи. У «Лады» произошел очень значительный — на 28% — рост популярности «Гранты». «Веста» выросла лишь на 3%, а «Ларгус» снизился на 2%. «4х4», также известная как «Нива», потеряла 3%, а «ИксРэй» вообще провалился на 17%. Kia Rio заметно просела — на 8%, а вот Sportage и Optima, наоборот, выросли — на 5% и 23%. Hyundai Creta выросла на 6%, Solaris снизился на 11%.
Модель | январь-декабрь | декабрь | ||||
2019 | 2018 | % | 2019 | 2018 | % | |
«Лада Гранта» | 135.831 | 106.325 | 28% | 14.571 | 12.546 | 16% |
«Лада Веста» | 111.459 | 108.364 | 3% | 10.958 | 11.601 | -6% |
Kia Rio | 92.475 | 100.148 | -8% | 6.669 | 8.642 | -23% |
Hyundai Creta | 71.487 | 67.588 | 6% | 5.439 | 5.249 | 4% |
Hyundai Solaris | 58.682 | 65.581 | -11% | 4.377 | 4.452 | -2% |
Volkswagen Polo | 56.102 | 59.450 | -6% | 4.306 | 5.996 | -28% |
«Лада Ларгус» | 43.123 | 44.072 | -2% | 4.091 | 4.283 | -4% |
Renault Duster | 39.031 | 41.409 | -6% | 4.508 | 2.271 | 99% |
Volkswagen Tiguan | 37.242 | 33.530 | 11% | 4.379 | 3.602 | 22% |
Renault Logan | 35.391 | 30.285 | 17% | 3.855 | 2.205 | 75% |
Skoda Rapid | 35.121 | 35.089 | 0% | 3.256 | 2.305 | 41% |
Kia Sportage | 34.370 | 32.667 | 5% | 3.259 | 2.755 | 18% |
Toyota Camry | 34.017 | 33.700 | 1% | 3.418 | 4.019 | -15% |
«Лада 4x4» | 31.923 | 32.949 | -3% | 2.679 | 2.814 | -5% |
Toyota RAV4 | 30.627 | 31.155 | -2% | 4.964 | 3.616 | 37% |
Renault Sandero | 30.496 | 31.559 | -3% | 3.036 | 1.757 | 73% |
«Лада ИксРэй» | 28.967 | 34.807 | -17% | 2.365 | 3.105 | -24% |
Skoda Octavia | 27.161 | 25.026 | 9% | 3.178 | 3.078 | 3% |
Renault Kaptur | 25.799 | 30.042 | -14% | 2.103 | 1.597 | 32% |
Kia Optima | 25.707 | 20.833 | 23% | 1.669 | 1.450 | 15% |
Nissan Qashqai | 25.158 | 23.192 | 8% | 3.409 | 2.655 | 28% |
Skoda Kodiaq | 25.069 | 16.233 | 54% | 2.635 | 2.574 | 2% |
Mitsubishi Outlander | 23.894 | 24.511 | -3% | 2.065 | 2.516 | -18% |
Hyundai Tucson | 22.753 | 23.020 | -1% | 1.984 | 2.873 | -31% |
Mazda CX-5 | 22.565 | 22.594 | 0% | 2.711 | 2.656 | 2% |
В кризис растет премиум, а китайцы завоевывают рынок
Интересно, что на фоне этого общего падения достаточно хорошо себя чувствуют премиальные бренды. У Mercedes-Benz и BMW продажи выросли на 11% и 17%, соответственно — до 42 и 41,5 тысячи штук. При этом ни одна из моделей этих брендов не входит в топ-25 по продажам. По словам Азата Тимерханова из «Автостата», как правило, премиум-сегмент в кризис чувствует себя лучше. Поскольку Mercedes-Benz и BMW являются его лидерами, они и «снимают сливки». Отмечает рост премиум-сегмента и Евгений Еськов, главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю». По его словам, премиальный сегмент за год вырос на 5%. «У Mercedes-Benz достаточно широкий модельный ряд, автомобили участвуют в госзакупках, запущено производство в России. У BMW примерно 60% продаж приходится на SUV, что востребовано на рынке. Хорошо продавались новые X5 и X7 — лидеры премиального сегмента крупных внедорожников. На подходе новый X6. То есть это лидеры премиального сегмента, который развивается чуть лучше рынка в целом», — рассказывает он.
Кроме того, отметим заметные успехи двух китайских брендов — Haval и Geely. Их продажи выросли в 3,8 и 2,9 раза — до 12,3 и 9,6 тысячи штук (против примерно 3 тысяч у обоих брендов годом ранее). Как объясняет Азат Тимерханов, у обеих компаний есть местные заводы: у Haval — в России, у Geely — в Белоруссии (входит в ЕАЭС и ввозит машины в РФ без пошлин). «К тому же обе марки сделали ставку на сегмент SUV. Но с другой стороны, высокий рост продаж пока обусловлен низкой сравнительной базой. Скорее всего, в этом году станет понятно, насколько их амбиции оправданы», — говорит он.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.