«Услышав «гулять не пойдем, дождь», ребенок говорит: «Хочу удалить дождь!»

Ольга Максимова о влиянии цифровой реальности на молодежь и пенсионеров

«Родители — это те самые «цифровые иммигранты», которые у своих же детей учатся цифровой грамотности. Произошел процесс социальной трансформации, который изменил авторитеты. Взрослый в глазах детей, молодежи — уже не тот человек, который безусловно знает и умеет больше», — рассуждает социолог Ольга Максимова. В интервью «Реальному времени» она рассказала о том, произойдет ли когда-либо полный переход на дистанционное образование, для чего используют интернет пожилые люди и почему не стоит впадать в панику из-за ускоряющейся цифровизации и виртуализации общества.

«Они пролистывают текст очень быстро и при этом реально воспринимают нужную им информацию»

— Ольга Александровна, психолог Наталья Борисенко в интервью нашему изданию говорила, что детям «сетевого» поколения сложно надолго концентрировать на чем-то свое внимание, сложно понимать текст объемом больше страницы. Она это объясняет зависимостью от гаджетов. Такие формы деградации действительно уже заметны? Если тренд на погружение в гаджеты с раннего детства продолжится, к чему это приведет?

— Да, феномен клипового мышления, когда человеку при восприятии той или иной информации требуется постоянная смена образов, картин, и при этом он не может долго сосредотачиваться на восприятии однотипной информации, имеет место, и, по мнению исследователей, присущ новым цифровым поколениям. Я, как преподаватель вуза с более чем 20-летним стажем, тоже могу это подтвердить, наблюдая за своими студентами.

Но все-таки я не стала бы называть этот процесс деградацией. Это просто иной способ мышления, иное восприятие мира. Ведь, с другой стороны, если понаблюдать за молодыми, читающими информацию в гаджете или компьютере, они пролистывают текст очень быстро и при этом реально воспринимают нужную им информацию. Например, я, как типичный представитель «цифровых иммигрантов», так уже не смогу. И не в силу возрастных изменений, поскольку я еще далеко не в преклонном возрасте, но именно потому, что не обладаю такими способностями, мой мозг адаптировался к цифровой среде уже во взрослом состоянии, а не с детства.

— Если вы «цифровой иммигрант», то они цифровые кто?

— Цифровые аборигены. Это по американскому писателю и исследователю Марку Пренски, который ввел два понятия, Digital Immigrants и Digital Natives. Последние — как раз то самое цифровое поколение, дети, родившиеся уже в условиях полной цифровизации и виртуализации, коренные жители этой цифровой реальности. Про представителей этого поколения другой исследователь, Дж. Тапскотт, говорит, что они «с детства купаются в битах». Фактически они не делают разницу между виртуальностью и реальностью. Для них это единое пространство.

Digital Natives — как раз то самое цифровое поколение, дети, родившиеся уже в условиях полной цифровизации и виртуализации, коренные жители этой цифровой реальности. Фактически они не делают разницу между виртуальностью и реальностью. Для них это единое пространство

Так вот, эти тенденции еще ярче проявляются на примере сегодняшних маленьких детей, которые с гаджетами с рождения. В рамках одного своего исследования я просила молодых мам вести дневники наблюдений за своими детьми. И вот какую любопытную картину описывали некоторые. Ребенок подходит к окну, за которым сидит птичка, и начинает водить пальцами по стеклу, пытаясь «увеличить» изображение. То есть птица на экране и за окном для них — одно и то же. Другой пример. Девочка просыпается утром, на улице идет дождь. Спрашивает маму, пойдут ли они гулять. Услышав «нет, идет дождь», говорит: «Я хочу удалить дождь!» Среда, в которой можно что-то удалить, остановить, переиграть заново для «цифрового» поколения — определенная реальность.

Еще одна особенность мышления цифровых поколений в том, что они не ориентированы на так называемую долгую память — запоминание тех или иных фактов, формул и вообще знаний. Это поколения, у которых все по запросу. Поэтому их мозг, в отличие от старших поколений, не обучен запоминать что-то надолго.

Хорошо ли это, плохо, можно спорить, однако мы говорим о свершившихся фактах. Совсем оградить детей от цифровой среды — это, наверное, иллюзия, в которой нет смысла. Безусловно, можно хотя бы пытаться приучать их к чтению книг, как раз для того, чтобы мозг работал и в традиционном формате, контролировать время, проводимое детьми с гаджетами, по возможности отслеживать, чем занимаются твои дети в виртуальной реальности. Хотя это сейчас стало действительно сложно, так как родители — те самые «цифровые иммигранты», которые у своих же детей учатся цифровой грамотности. Произошел процесс социальной трансформации, который изменил авторитеты. Взрослый в глазах детей, молодежи — уже не тот человек, кто безусловно знает и умеет больше, чем они. Эта адаптированность к новой цифровой среде, готовность непрерывно обучаться являются важными преимуществами новых поколений по сравнению со старшими.

«Число молодежных самоубийств не увеличилось значительно по сравнению с 1990-ми и даже с советскими годами»

— Не опасно ли для психики человека стирание границы между нецифровой и виртуальной реальностями? Например, можно ли таким образом сойти с ума и считать происходящее в игре настоящей реальностью? Или выбрать виртуальный мир как более интересный и приятный и начать отстраняться от реального?

— С одной стороны, да, определенная опасность имеется. И приведенные мною примеры про маленьких детей частично это подтверждают. Наверное, все-таки лучший вариант, когда человек умеет проводить четкую осознанную границу между реальной жизнью и виртуальной.

С другой стороны, нельзя утверждать, что современные молодые люди такой границы не проводят. Одно дело, когда мы говорим о маленьких детях 5—6 лет, и другое, когда эти дети вырастают и начинают осознавать мир вокруг себя иначе. Например, представители нынешних старших поколений в детстве могли представлять себя героями прочитанных книг или мультфильмов. Современные дети ощущают себя частью виртуальной реальности. Просто у каждого из поколений свой ландшафт, свое пространство существования.

Всегда в обществе, среди молодежи есть так называя «группа риска» — люди, нуждающиеся в психотерапевтической помощи. Их не создает цифровая среда, но в современных условиях она, безусловно, становится катализатором отклонений. Просто в иные времена были другие катализаторы

Насчет того, что от виртуальной реальности можно сойти с ума, или, например, еще один активно дискутируемый в обществе страх, что виртуальная реальность способствует росту суицидов среди подростков... Лично я не склонна преувеличивать эту проблему. Еще в 70-е годы прошлого века американский социолог Стэнли Коэн ввел термин «моральная паника», касающийся молодежных субкультур. Тогда много говорили и писали об их опасности, о том, что они являются основой разложения общества. Так происходит часто — через СМИ формируются различные «моральные паники» по поводу того или иного явления, происходящего в обществе.

Именно так, на мой взгляд, происходит и с темами молодежных самоубийств, учащихся, нападающих с оружием на своих одноклассников и учителей, и т. п. СМИ повсеместно стали писать и говорить, что виртуальная реальность порождает массовые аномалии, отклонения в психике молодых людей. На самом же деле, если говорить, например, о молодежных самоубийствах, их число не увеличилось значительно, согласно статистике, по сравнению с 1990-ми и даже с советскими годами. Всегда в обществе, среди молодежи есть так называя «группа риска» — люди, нуждающиеся в психотерапевтической помощи. Их не создает цифровая среда, но в современных условиях она, безусловно, становится катализатором отклонений. Просто в иные времена были другие катализаторы.

«Количество представителей старших поколений, использующих интернет каждый день, выросло за 5 лет в два с лишним раза»

— Вы занимаетесь исследованиями влияния технологий, цифровизации на разные группы населения. Скажите, как быстро новые технологии, интернет и гаджеты входят в жизнь людей пожилого возраста и влияют на нее?

— Могу привести вот такие цифры. Мы с коллегами проводили массовые опросы населения в 2012 и 2017 годах. И могли сравнивать изменения, произошедшие в сфере цифровизации за прошедшие 5 лет. Так вот, количество представителей старших поколений, использующих интернет каждый день, увеличилось за это время в два раза и даже более. Среди респондентов в возрасте 55—64 лет эта доля возросла с 20 до 54 процентов; а среди 65-летних и старше — с 5 до 14 процентов. Одновременно сократилось количество представителей «третьего возраста», практически не использующих интернет. Причем среди 55—64-летних таковых осталось менее 20 процентов, тогда как в 2012 году их численность приближалась к половине. И хотя в группе 65-летних динамика не столь впечатляющая (доля не пользующихся сократилась примерно на 10 процентов — с 75 до 65), тем не менее она также свидетельствует о том, что постепенно и самые пожилые осваивают цифровую среду.

— И какие новые технологии популярны у пенсионеров?

— Наверное, можно выделить два основных направления использования ими цифровых ресурсов. Во-первых, это социальные сети и телефонные мессенджеры. Многие информанты моих интервью отмечают, что благодаря виртуальной реальности они смогли возобновить общение с родственниками, живущими очень далеко, смогли найти друзей детства и юности. Пожилые сейчас активно осваивают такое виртуальное общение.

И второе, это во многом вынужденное освоение сервисов различных госуслуг. Подать многие заявления на получение услуг сейчас можно только через такие сервисы. Или, например, записаться на прием к врачу. Поэтому волей-неволей эти сервисы пожилые тоже осваивают.

Фото realnoevremya.ru/Гуландам Фатхуллиной
Это во многом вынужденное освоение сервисов различных госуслуг. Подать многие заявления на получение услуг сейчас можно только через такие сервисы. Или, например, записаться на прием к врачу. Поэтому волей-неволей эти сервисы пожилые тоже осваивают

— Какие тренды погружения в виртуальную реальность вы наблюдаете в нашем обществе? К чему мы в этом плане движемся?

— Влияние цифровой среды, определенно, будет возрастать и в будущем. Уже сейчас практически не осталось сфер, где виртуальная реальность не проявляла бы себя так или иначе. Как уже говорилось, не только молодые поколения, но и старшие разными путями и способами осваивают цифровые технологии, используют их в качестве адаптационного ресурса. Новая реальность постепенно охватывает всех нас.

И повторюсь, что я бы не стала впадать в моральную панику по поводу процессов цифровизации и виртуализации общества. Как-то в одном популярном у россиян мессенджере гуляла такая «страшилка» о том, что российские власти уже чуть ли не приняли постановление о всеобщей чипизации населения. Думаю, что в относительно близкой перспективе такая виртуализация нам все-таки не грозит.

«28 процентов респондентов просматривают видеолекции, вебинары, видеоуроки в интернете каждый день»

— Все популярнее становятся видеолекции, онлайн-тренинги и тому подобное. Значит, у людей большой запрос на обучение, который не могут удовлетворить школы, институты и другие оффлайн-организации? Получается, что наше образование отстало от нашего времени, потребностей и технологий?

— Совсем недавно в рамках одного из исследований я проводила фокус-группы с представителями студенческой молодежи. И задавала им этот вопрос. О том, не устарел ли формат лекций в наших вузах, не нужен ли переход на дистанционное, онлайн-обучение. И знаете, практически все участники говорили, что наличие онлайн-лекций помогает обучению, что это очень нужный и удобный формат — но только в качестве дополнения к основному учебному процессу. То есть сами студенты опровергают существующее мнение о том, что современной молодежи не нужен формат традиционных лекций и семинаров. И говорят, что никакая видеолекция, даже записанная лучшими преподавателями, не заменит живого общения здесь и сейчас с возможностью задать вопрос преподавателю, обсудить с ним материал.

Сами студенты опровергают существующее мнение о том, что современной молодежи не нужен формат традиционных лекций и семинаров. И говорят, что никакая видеолекция, даже записанная лучшими преподавателями, не заменит живого общения здесь и сейчас с возможностью задать вопрос преподавателю, обсудить с ним материал

Другое дело, что для того, чтобы соответствовать запросам цифровых поколений, преподавателям необходимо «быть в тренде» — читать лекции с использованием презентаций, общаться со студентами в виртуальном пространстве, формировать тот же видеоконтент в помощь к самостоятельной работе. Так что мое мнение, что, несмотря на активное развитие онлайн-формата обучения, офлайн-формат еще не скоро будет им заменен.

— Сколько процентов молодых людей в Татарстане смотрят обучающие курсы через интернет?

— 28% респондентов просматривают видеолекции, вебинары, видеоуроки в интернете каждый день; 34% — раз в несколько дней; 19% — один-два раза в месяц.

Матвей Антропов
Справка

Ольга Максимова — кандидат социологических наук, доцент Казанского федерального университета. На протяжении 15 лет исследует влияние процессов цифровизации на общество, в том числе — в поколенческом разрезе. Автор более 60 научных статей и соавтор пяти монографий.

Общество Казанский Приволжский Федеральный Университет

Новости партнеров