«Арт-галерея-2015»: лавандовые поля, салонная скука и привет от Любарова

«Арт-галерея-2015»: лавандовые поля, салонная скука и привет от Любарова
Фото: realnoevremya.ru/Василий Иванов

Накануне на Казанской ярмарке открылась ставшая уже традиционной «Арт-галерея», проводимая в столице Татарстана в седьмой раз. Перекочевав из зимы в осень, она потеряла многих участников и, как отметила побывавшая в двух павильонах корреспондент «Реального времени, практически утратила амбиции помочь развитию в Казани арт-рынка.

Слава Богу, Нико не узнает!

Из двух павильонов, где обычно размещаются участники выставки, главный, конечно, тот, где выставлена живопись. На этот раз он просторен: потенциальные участники «Арт-галереи» явно не рвались занять место под его крышей. Бойкой торговли тоже не наблюдалось. Доминанта этого павильона — салонная живопись. Нельзя сказать, что очень качественная, но и не совсем уж пропащая. Салон, он и есть салон. Во всяком случае, в казанских картинных галереях, например, возле музея ИЗО, можно найти работы намного более высокого уровня.

Если посмотреть на географию участников, есть казанцы, много представителей Чебоксар (хотя выпускников чебоксарского худграфа пединститута трудно считать очень уж сильными профессионалами), есть Нижний Новгород, Москва… Все весьма скромненько. Правда, пообещали проект художника Петра Фролова «Азбука» — перепев проекта Александра Бенуа, когда изображаются предметы, начинающиеся на определенную букву. Ну и, конечно, ждет посетителей музей микроминиатюр из Перми. Любят у нас устроители «Арт-галерей» вместо собственного креатива прах Левши потревожить.

Кстати, об устроителях. Над одном из стендов надпись большими буквами, гласящая, что здесь разместили свои работы последователи Нико Пиросмани. Правда, фамилия художника почему-то написана через «а» — «Пирасмани». Спрашиваю у авторов картин, неужели в Грузии теперь по-новому пишут фамилию великого художника? «Да нет, как писали, так и пишем, просто устроители выставки, очевидно, о Пиросмани не слышали и фамилию его писать не умеют», — грустно отвечают художники, ценовой диапазон которых — от двух до трех тысяч долларов.

Ну что ж, есть в этой ошибке некая отсылка к работам самого Пиросмани, у него тоже с грамотностью было не ахти, например, вместо «миллионер» он писал «миланер». Но эта неправильность только добавляла ему шарма, что не скажешь об устроителях «Арт-галереи».

Анна и Александр

Если говорить о громких именах, то в павильоне, где представлена живопись, таковых обнаружить удалось совсем не много. По гамбургскому счету, их трое. Это Анна Федорова, Александр Шадрин и Рустем Хузин. Все остальное, хотя и тут есть печальные исключения, — более-менее грамотная живопись с очень небольшим художественным потенциалом.

Что касается Хузина, ученика Ильи Глазунова, то здесь с профессией все в порядке. Отделка картин филигранная, у глазуновской школы иначе и быть не может, композиция безупречная, автора этих строк лишь не вдохновил уровень идей живописца. Но, возможно, это опять-таки идет от школы.

Александр Шадрин все прочнее и прочнее завоевывает сердца казанских любителей живописи, хотя об успешных продажах говорить трудно, но это вообще беда Казани и об этом чуть позже. Но работы Шадрина, в последние годы удостоившегося некоторых наград, эмоционально насыщенные, со «звонкой» палитрой красок, со свободными «летящими» мазками стали одним из украшений «Арт-галереи».

Работы Анны Федоровой, которая приобретает все больше и больше поклонников и у которой есть все реальные шансы быть в первой пятерке татарстанских художников, а затем выйти и на международный уровень, стоят особняком среди представленного в этом павильоне. Картины Анны рассчитаны на эстетов, на людей, для которых аллюзии в искусстве — дело привычное и даже предпочитаемое.

Общаться с ее работами — это не только удовольствие, но и труд, они перенасыщены метафорами и символами, они дарят зрителю сложнейший ассоциативный ряд. «Быть может, прежде губ уже родился шепот», — эти строчки Осипа Мандельштама словно эпиграф к коллекции работ Анны Федоровой, ценовой диапазон которых — от 10 до 15 тысяч рублей. Так что пока еще за такие несерьезные деньги можно приобрести весьма «серьезную» картину, стоимость которой, безусловно, через пару-тройку лет возрастет.

Так вот, коль скоро мы заговорили о презренном металле, стоит напомнить, что ряд известных в мире изобразительного искусства персон давно уже потеряли интерес к «Арт-галереям», сетуя на то, что нет продаж. И возят свои работы, например, в Пермь, где есть традиция серьезного отбора участников подобных выставок, и покупатели поэтому знают: абы что они не купят. А посему спокойно вкладывают деньги в живопись.

У казанской же «Арт-галереи», похоже, нет кураторов, поэтому она отнюдь не напоминает арт-событие, а скорее навевает воспоминания о сакраментальной фразе: «Подходи, не ленись, покупай живопИсь!».

Путин и Фантомас

Ну, вот уж где совсем нет смысла мечтать о каком-то художественном отборе, так это в павильоне, где представлено декоративно-прикладное искусство и так называемые «народные промыслы».

В глазах рябит от лиловых коробочек, разделочных досок, подставок под кружки и иже с ними — стенды заполонил псевдопрованс. Простой, лаконичный и изящный стиль, берущий начало от слова «провинция», начал стремительно превращаться в китч.

Похоже, иногда наши мастера даже наступают на горло собственной песне. Например, на одном из стендов, где концентрация лавандового цвета зашкаливала, удалось обнаружить прелестные деревянные елочные игрушки по мотивам «Щелкунчика», которые раскупались не в пример лавандовому безумию. Вот бы на них, а не на саше с лавандой сделать акцент этим мастерам.

Впрочем, милых странностей было немало. Например, трудно было представить, кто же отважится носить браслеты из красной искусственной кожи, к которым были прикреплены блестящие буквы, складывающиеся в слова. Один браслет гласил, что его владелец «Путин», второй — «Фантомас». Туманны были перспективы продаж у стенда «Украшения из натуральных камней — все по 200 рублей». Дешев нынче натуральный камень. Кстати, за 300 рублей можно было купить на память скульптурное изображение «самого человечного человека» и его антагониста Виктора Цоя, который почему-то очень походил на Рудольфа Нуриева.

А вот казанская студия творчества «Беседка» приглашала привести ваших отпрысков на… детский праздник «Хэллоуин», ни больше ни меньше. Очевидно, общение с нечистью может спровоцировать творческий всплеск, но как это произойдет, представители студии внятно объяснить не смогли, дав понять: нечисть нечистью, но у них просто бизнес.

Хотя справедливости ради стоит сказать, что и в этом павильоне можно найти нечто интересное. Например, стильные, в «бабушкин цветочек» платья из казалось бы утраченного натурального штапеля — апофеоз женственности. Длинные, в пол, свободные и комфортные, по фантастически низкой цене — 2 500 рублей, они приехали из Москвы. Или расписные на разные сюжеты зонтики, их также из Первопрестольной привезла компания «Веселый дождик». Цены на зонтики колеблются от 1 000 рублей до 1 800.

Для поклонников ироничной живописи Владимира Любарова — именины сердца. На одном из стендов можно приобрести копии его работ в виде подставок и даже магнитиков. Все его странные персонажи тут как тут. Кстати, как пояснили казанские мастера, авторские права Любарова не нарушаются, о казанских перепевах своих полотен он знает, и отчисления ему идут магнитиками.

«Помещение большое, просторное, столько всего можно придумать, ну, просто сделать в эти дни наш казанский «Винзавод», так нет, не делают, смотреть грустно», — сетовала одна продвинутая галеристка. И правда, грустно. «Арт-галерея», которая вроде бы многообещающе начиналась, превратилась в обычную выставку, а их на Казанской ярмарке проходят десятки. Без художественного отбора, без четкой концепции она стремительно утрачивает интерес со стороны художников. Хочется видеть «арт» — то есть «искусство».А нам предлагают купить живопИсь.

1/34
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
  • Василий Иванов
Татьяна Мамаева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров