Фотомарафон «100-летие ТАССР»: первые эшелоны с татарской нефтью, 1947 год

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 116-я

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: первые эшелоны с татарской нефтью, 1947 год
Фото: из фондов Музея нефти (НГДУ «Лениногорскнефть» ПАО «Татнефть»)

В 1946 году во время активной разведки нефти в Шугурово, когда здесь уже работала первая скважина, было начато строительство первого нефтепровода на станцию Клявлино (Самарская область), откуда эшелоны с татарским «черным золотом» отправлялись дальше.

К началу 1946 года Шугуровский укрупненный нефтепромысел хоть и существовал, но работал не на полную мощность: выхода к железной дороге не было. Нефть использовали для нужд промысла, отпускали колхозам и предприятиям. Но стране жизненно нужна была нефть, а чтобы ее поставлять, нужно было построить резервуары, обвязать скважину, а главное — проложить нефтепровод до ближайшей железнодорожной станции, в Клявлино Самарской области. Казалось бы, недалеко — всего 27 километров. Но если вдуматься, какими были условия, то становится понятно, какой подвиг совершили люди, строившие нефтепровод.

В постановлении Татарского областного комитета ВКП(б) в 1946 году говорилось: «Ввиду исключительной важности своевременного окончания строительства нефтепровода, срок земляных работ на трассе нефтепровода установить с 15 мая по 15 июня 1946 года. Обязать председателей райисполкомов и секретарей райкомов ВКП(б) районов, указанных в приложении, направить не позднее 5 мая 1946 года в строительно-монтажную контору №4 (с. Шугурово) представителя района из числа райпартактива для предварительного ознакомления с участком, условиями работы и размещения рабочих, а также для последующего руководства работой направляемых на трассу рабочих».

Начальник строительно-монтажной конторы обязывался обеспечить прибывающих из районов рабочих общежитием, питанием и инструментами, а парторгу обкома ВКП(б) было поручено организовать соцсоревнование на строительстве нефтепровода.

Это были тысячи людей из 11 районов Татарии, вооруженные только лопатами, кирками да ломами. Ночевали в стогах сена, а иногда — на постое в ближайших деревнях. Прямо в поле разворачивались кухни, где рабочим варили похлебку. Траншею вырыли за месяц — как и было указано в постановлении «сверху». Начали укладывать и сваривать трубы. И вот в апреле 1947 года нефтепровод со всеми вспомогательными сооружениями сдали в эксплуатацию, а в канун 1 Мая из Клявлино торжественно отправили первый эшелон цистерн с нефтью.

Клявлинская перевалочная нефтебаза в начале 1950-х годов. Фото: из фондов Музея нефти (НГДУ Лениногорскнефть ПАО «Татнефть»)

На строительстве нефтепровода работал Самат Салахович Садриев, единственный в Татарстане нефтяник со званием Героя Советского Союза. Свое почетное звание он получил за воинские подвиги, а после войны вернулся в родное село Старое Шугурово. Он рассказывал:

«По дороге, не доезжая села Спиридоновки, тянули трубы в сторону Клявлино. Тут же электросваркой их соединяли. Остановился, долго смотрел, как стыкуют и варят трубы, и так мне это стало интересно… Я тогда сказал себе, что обязательно стану электросварщиком».

Так и вышло. Он работал сварщиком на нефтепроводе еще 20 лет. В 1948 году при прорыве нефтепровода он совершил еще один геройский поступок: вынес из огня своего коллегу, который получил сильные ожоги.

Самат Садриев, Герой Советского Союза участник строительства нефтепровода Шугурово — Клявлино. Фото из фондов Музея нефти (НГДУ «Лениногорскнефть» ПАО «Татнефть»)
Людмила Губаева
Справка

За помощь в подготовке материала редакция благодарит Музей нефти (НГДУ «Лениногорскнефть» ПАО «Татнефть»).

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru

ОбществоИстория Татарстан
комментарии 10

комментарии

  • Анонимно 12 дек
    Уникальные фото-документы и интереснейший текст.

    О многом свидетельствует окончание лозунга на транспаранте над Клявлинской перевалочной нефтебазой - "... родное Социалистическое государство".

    Спасибо автору, РВ и Музею нефти.

    Летом надо будет обязательно посетить Музей нефти - интереснейший Музей.
    Ответить
    Анонимно 12 дек
    Полный текст лозунга - "Да здравствует рождённое Великим Октябрём наше родное Социалистическое государство!".

    Действительно, после вооруженного захвата власти в Демократической Российской Республике в октябре 1917 года Ленин и Троцкий приступили к строительству национальных социализмов -социалистических республик - в расчлененной по национальному признаку стране.

    Объединяющие признаки строителей социализма - это классовый - принадлежность к пролетариату (хотя Ленин сын царского штатского генерала-чиновника, а Троцкий сын крупного землевладельца) и преданность марксистской теории.

    Извините за отступление, но такие ассоциации вызвал фото-документ и запечатлённый на нем лозунг.

    Ответить
  • Анонимно 12 дек
    Очень интересный цикл статей! С какой-то новой точки начинаешь узнавать историю
    Ответить
  • Анонимно 12 дек
    Раньше было проблемой чтобы построить нефтепровод, а сейчас вон многокилометровые нефтепроводы на раз-два строятся
    Ответить
    Анонимно 12 дек
    Технологии скакнули
    Ответить
  • Анонимно 12 дек
    Наши дедушки и бабушки трудились же уж там
    Ответить
    Анонимно 12 дек
    Честь и Слава таким Делушкам и Бабушкам - настоящие Герои.
    Ответить
  • Анонимно 12 дек
    До какого периода статьи продолжатся будут?
    Ответить
    Людмила Губаева 12 дек
    Всего будет 300 выпусков.
    Ответить
    Анонимно 12 дек
    Это здорово!
    Узнали много нового и интересного.
    И предстоит узнать ещё больше!

    Хорошо было бы издать все 300 выпусков отдельной книгой - будет не только познавательно, но и хорошая реклама ТАССР и Татарстану, их славному 100-летнему пути (пусть и с ошибками руководителей и с потерями простых тружеников, но героическому и трудовому).

    Низкий поклон за КАЖДОДНЕВНЫЙ труд по уникальному фото-марафону "100-летие ТАССР".
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров