Татарстанское УФАС припомнило «Аэрофлоту» дорогие билеты в Москву
Сегодня татарстанское УФАС России рассказало журналистам об итогах работы ведомства с начала года. Как выяснил корреспондент «Реального времени», среди успехов антимонопольщиков — разросшееся до федеральных масштабов «сахарное» дело, штрафы за «гречневый» сговор, тень победы над СМС-спамом и признаки рецидивного нарушения антимонопольного законодательства со стороны «Аэрофлота».
Сегодня купил билет, заплатил 4 тысячи рублей, а через два дня плачу за это же 20 тысяч
В ходе пресс-конференции, посвященной итогам работы управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан за 2015 год, заместитель ее руководителя Павел Козел заявил журналистам, что у антимонопольщиков есть подозрения в отношении «Аэрофлота».
— В настоящее время в управлении на рассмотрении находится дело, возбужденное в отношении «Аэрофлота», одного из, не побоюсь этого слова, крупнейших перевозчиков. «Аэрофлоту» инкриминируется установка экономически необоснованных цен на перевозку пассажиров по маршруту Казань — Москва, Москва — Казань, — заявил Козел.
Как рассказал заместитель руководителя УФАС по РТ «Реальному времени», дело было возбуждено после нескольких обращений от граждан, которые пользовались услугами этой авиакомпании.
— Обращались к нам физические лица, было порядка трех-четырех обращений, именно на цены по маршруту Казань — Москва, людей интересовали вопросы, касающиеся ценообразования. Почему сегодня, покупая на завтра, лечу за 20 тысяч рублей, а покупая через неделю, плачу гораздо меньше? Что и послужило основанием для возбуждения дела.
Два тома документов о ценообразовании «Аэрофлота»
Напомним, «Реальное время» сообщало о резком росте цен на авиабилеты во время проведения ЧМ по водным видам спорта. Тогда в редакцию также обратились пассажиры, которые отметили трехкратный рост цен на билеты.
Павел Козел в беседе с «Реальным временем» отметил, что в настоящее время дело насчитывает 2 тома документов, и оценил перспективы его рассмотрения в ходе еще 2-3 заседаний комиссий УФАС.
— В настоящее время уже более двух томов дело насчитывает. Крупные перевозчики цену считают не на калькуляторе — это специальное программное обеспечение, которое учитывает определенные факторы, риски те же самые закладываются. Мы изучаем как оно работает, что в нем есть. Если будет достаточно документов, может быть принято решение. Сейчас проводится анализ рынка.
По результатам анализа рынка будет проанализировано ценообразование не только «Аэрофлота», но и других компаний, то есть, возможно, речь будет идти и о коллективном доминировании на рынке.
Ценообразование попадает в поле зрения УФАС уже второй раз
Это уже второе дело, которое возбуждает УФАС по РТ в отношении «Аэрофлота», прошлое рассматривалось в конце 2013 года — тогда авиаперевозчик был оштрафован на 650 тысяч рублей. По словам Козела, тогда нарушение было устранено.
В 2013 году рассмотрение дела проходило по аналогичному сценарию, УФАС провело анализ рынка и установило значительную разницу в стоимости билета в зависимости от того, за сколько дней до вылета он приобретается. «Аэрофлот» обжаловал решение в арбитражном суде, где развернулось целое противостояние, почти дошедшее до Верховного суда. Первая инстанция осталась за антимонопольщиками, однако юристы «Аэрофлота» смогли отменить решение о штрафе в Самаре, но две кассационные жалобы оставили в силе первоначальное решение. К этому можно добавить и полный провал ростовских сотрудников УФАС, которые проиграли все суды по аналогичному иску к «Аэрофлоту».
Что интересно, в 2013 году разбирательство татарстанского УФАС совпало с Универсиадой, а сейчас проходит после водного мундиаля, прошедшего в 2015 году.
На момент подготовки публикации комментариев от «Аэрофлота» в редакцию не поступило.
Все сахарные заводы страны
Довольно скупо комментировали руководители УФАС в ходе пресс-конференции резонансные дела последних лет. Выросшее до федеральных масштабов дело по подозрению в картельном сговоре сахарных заводов находится в производстве, и каких-либо дополнительных деталей выступающие журналистам не рассказали.
— Управлением были получены полномочия для рассмотрения дела в границах Российской Федерации, в связи с чем к рассмотрению дела были привлечены все сахарные заводы Российской Федерации, более 70 заводов проходят ответчиками по данному делу. Рассмотрение дела продолжается, будем разбираться, — рассказал журналистам Козел.
Еще одно резонансное дело прошлой осени — синхронный рост цен на гречку, здесь обвиняемыми проходили торговые сети, в том числе и крупные. Как оказалось, общий штраф составил более 5 млн рублей. Штраф был оборотный — то есть продавцы вернули в бюджет излишне полученную прибыль.
За СМС-спам назначили ответственных
После внесения изменений в закон о связи, УФАС избавилось от одной из своих главных головных болей: наконец спал поток жалоб на несанкционированную СМС-рассылку. Как рассказали журналистам сотрудники службы, в год поступало по 300-400 жалоб, то есть по несколько обращений в день. Согласно изменениям в законодательстве, ответственность за СМС-рассылки были возложены на операторов связи, что и изменило ситуацию в корне.
— Теперь, когда поступает СМС-рассылка, которую не просил, первым делом нужно обратиться к оператору связи, указать эти факты, и дальше уже оператор обязан оградить вас от этой рассылки. Если оператор эти действия не совершает, то это уже основание к нам, — рассказал Козел.
На закупки в ходе ЧМ по ВВС никто не жаловался
«Реальное время» поинтересовалось у выступающих, проверялись ли УФАС государственные закупки, совершенные при подготовке и проведении чемпионата мира по водным видам спорта.
Как не раз писало «Реальное время», в ходе подготовки и проведения ЧМ часто возникали неоднозначные ситуации в этой сфере, например, тендер на возведение навеса над «Казань-Ареной», имевший все признаки того, что размещен он задним числом. Далеко не самыми прозрачными были и процедуры бронирования номерного фонда по принципу «закупки у единственного поставщика», в итоге повлекшие финансовые споры.
Отвечая на вопрос «Реального времени», заместитель руководителя УФАС по РТ Игорь Павлов отметил, что на закупки жалоб не поступало.
— Планово мы охватываем только федеральных заказчиков, а внеплановые проверки мы проводим на основании поступивших жалоб, проверяется вся документация от и до. На те закупки, о которых вы говорите, жалоб не было, — отметил Павлов.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.