Фотомарафон «100-летие ТАССР»: на моторостроительном заводе №16 в Казани, начало 1940-х
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 88-я

Чтобы сохранить оборонную промышленость, руководством Советского Союза было принято решение эвакуировать заводы вглубь страны. 7 октября 1941 года Воронежский авиамоторный завод №16 получил приказ об эвакуации на территорию Казанского завода №27. Музей трудовой славы КПМО поделился с «Реальным временем» документами и информацией тех лет.
Чтобы сохранить оборонную промышленность, руководством Советского Союза было принято решение эвакуировать заводы вглубь страны. 7 октября 1941 года Воронежский авиамоторный завод №16 получил приказ об эвакуации на территорию Казанского завода №27.
Предприятие, существовавшее уже 10 лет, свернуло свою работу всего за 25 дней. В течение двух месяцев в Казань прибыл 931 вагон, в 250 из которых были люди. Казанский завод №27 влился в более мощный Воронежский завод №16, так завершилась масштабная работа по эвакуации.

Из письма Елены Игнатьевны Птухиной, работницы завода:
«Эшелон, в котором я и моя сестра ехали из Воронежа в Казань, прибыл в столицу 25 ноября 1941 года. Город встретил нас сорокаградусными морозами, голодом и бесквартирьем. Комнату удалось найти только в селе Сухая Река, за 10 километров от города. Ежедневно в морозы, пургу мы добирались до завода пешком, транспорта не было никакого. Дорогу приходилось искать на ощупь. Завод работал в две смены: первая с 7 до 19 часов, вторая с 19 до 7 часов. Был двенадцатичасовой рабочий день. Нам было тяжело всесторонне: тяжелая работа, туго с питанием, одеждой, холода. Нам с сестрой постоянно хотелось есть. Есть было нечего. Одна надежда была на скудную заводскую столовую. Но и там обед был скудный: в супе несколько мороженых картошек, на второе — ложка овсянки.
Я трудилась в большом гальваническом цехе. В нем было семь больших ванн, в которых покрывались различные детали. Вес самой большой доходил до 200 кг. Детали в ванны окунали в основном мужчины, а мы, женщины, им помогали. При этом точно надо было знать, какие детали, куда и насколько надо погружать. Когда фронту сверхсрочно требовались самолеты, то мы трудились, не выходя с завода, попеременно отдыхая в цехе на лавочке».

Объединенный коллектив предприятий стал именоваться Казанский союзный завод №16. Всю войну это был один из ведущих моторных цехов страны. Здесь производили мощный форсированный двигатель ВК-105, который устанавливали на истребителях Яковлева и пикирующих бомбардировщиках Пе-2, двигатель М-105 и другие типы авиамоторов.
Всего казанские моторостроители отправили на фронт около 15 000 авиадвигателей. Ежедневно с конвейера сходило до 20 моторов. Кстати, именно на этом предприятии впервые в советском моторостроении был внедрен поточный метод организации производства. Произошло это благодаря легендарному директору 16-го завода Макару Лукину, именем которого названа одна из улиц Авиастроительного района. Макар Лукин за годы войны обеспечил увеличение объемов производства завода в четыре раза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» от 26 июня 1941 года вводились обязательные сверхурочные: рабочий день для взрослых — до 11 часов при 6-дневной рабочей неделе. Отпуска отменялись.

За время войны коллектив завода завоевывал переходящее Красное Знамя Комитета обороны 19 раз! Решением ВЦСПС и министерства от 16 апреля 1946 года Красное Знамя Комитета обороны оставлено заводу на вечное хранение.

Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит пресс-службу и Музей истории АО КМПО.
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru
комментарии
Сердечное спасибо уважаемым автору, РВ, пресс-службе и Музею КМПО за правдивые фото- и текстовые документы.
В своё время такие исторические документы к публикации не подлежали:
"Из письма Елены Игнатьевны Птухиной, работницы завода:
«Эшелон, в котором я и моя сестра ехали из Воронежа в Казань, прибыл в столицу 25 ноября 1941 года. Город встретил нас сорокаградусными морозами, голодом и бесквартирьем. Комнату удалось найти только в селе Сухая Река, за 10 километров от города. Ежедневно в морозы, пургу мы добирались до завода пешком, транспорта не было никакого. Дорогу приходилось искать на ощупь. Завод работал в две смены: первая с 7 до 19 часов, вторая с 19 до 7 часов. Был двенадцатичасовой рабочий день. Нам было тяжело всесторонне: тяжелая работа, туго с питанием, одеждой, холода. Нам с сестрой постоянно хотелось есть. Есть было нечего. Одна надежда была на скудную заводскую столовую. Но и там обед был скудный: в супе несколько мороженых картошек, на второе — ложка овсянки".
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/157664-fotomarafon-100-letie-tassr-na-motorostroitelnom-zavode-16-v-kazani-nachalo-1940-h
Похоже надо ждать очередного публичного доноса современного нео-марксиста (недеюсь не казанца и не татарстанца) на героическую женщину Елену Игнатьевну, 40-градусные морозы, голод и бесквартирье...
За такие письма в марксистские времена сразу отправляли в конц.лагерь.
Весь многонациональный народ СССР проявлял чудеса героизма в борьбе за независимость Родины в тылу и на фронте.
Вечная Слава Героям фронта и тыла.
Казань заслуживает звания "Город-герой тыловой трудовой доблести".
"По мнению ряда историков и экономистов попытки построить «справедливое общество» на основе классического марксизма не только не жизнеспособны и утопичны, но привели к напрасной гибели миллионов людей во всём мире.[24][25] (см. также здесь).
Некоторые историки считают, что влияние Маркса на исторические процессы было негативным. В частности, британский историк С. Себаг-Монтефиоре в своей статье в газете Daily Mail указывает на то, что именно марксизм послужил теоретическим обоснованием для тоталитарных коммунистических режимов XX века:
"Ни одно философское учение со времен Адама не служило оправданием для такого количества убийств, [как теории Маркса]. … Без Маркса у Ленина и Сталина не было бы идеологии, позволившей им развязать террор против собственной страны, жертвами которого стали 60 миллионов человек. … Без Маркса не было бы ни Холодной войны, ни «железного занавеса», ни ГУЛАГа.
— Себаг-Монтефиоре. «Чудовище по имени Маркс»
Для мальчишек это хорошая производственная практика, работа, помощь фронту, да и рабочий паёк так был нужен растущему организму.
Моя мама встретила войной 12-летней девчонкой - вспоминала, что всё время хотелось есть и было холодно даже летом, а зимой замерзала страшно, не хватало еды на обогрев растущего тела.