Фотомарафон «100-летие ТАССР»: женщины из семьи Имамовых, село Актаныш, 1939 год

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 52-я

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: женщины из семьи Имамовых, село Актаныш, 1939 год Фото: из семейного архива Флориды Алмакаевой

Село Актаныш до 1920 года относилось к Мензелинскому уезду Уфимской губернии и было центром Актанышевской волости. В 1920 году уезд превратился в Мензелинский кантон и перешел в состав Татарской АССР. В 1930 году, в процессе изменения территориально-административного деления, село стало центром Актанышского района. «Реальное время» публикует чудом сохранившийся кадр личного архива своей читательницы.

Представленной фотографии почти 81 год — столько же, сколько Флюре Фахретдиновой, малышке, которая на этой фотографии сидит на коленях у своей мамы, Зулхиды Имамовой (женщина с ребенком справа). Самой старшей из детей на этой фотографии, Язиле, сейчас 90 лет.

Семья Имамовых жила в Актаныше. К концу 1930-х годов это было крупное село. Уже закончились коллективизация и раскулачивание, но начались репрессии. Дочь Флюры, Флорида Алмакаева, рассказывает «Реальному времени» со слов своей матери:

«Дедушка всю мирную жизнь плотничал, благодаря его рукам семья не нуждалась. А завистники были. В 30-е годы люди жили, доглядывая за материальным состоянием соседей. Нужно было быть осторожными, чтобы пересуды завистников о благополучии до тюрьмы не довели. Поэтому и кашу, и хлеб бабушка готовила, когда стемнеет, чтобы не вызывать нездоровый интерес».

Женщины семьи Имамовых, село Актаныш, 1939 год. Фото из семейного архива Флориды Алмакаевой

Эту фотографию сделали обычным летним днем 1939 года: женщины семьи (Зулхида и ее невестка Фатима с детьми и матерью) решили сняться на память. Фотографировались в деревенском доме, половину которого занимало фотоателье. Бездетные супруги-фотографы жили в другой половине.

«Дедушка Сарвартдин скупо, по-мужски, просто не захотел принимать в этом участие, — пишет Флорида Алмакаева. — Совсем скоро он уйдет на советско-финскую войну, потом будет Великая Отечественная война, потом советско-японская. Во время Великой Отечественной, в 1944 году, за хорошую службу ему предоставят отпуск на 2 недели — и через 9 месяцев родится сын Галимзян».

Фатима с мужем вскоре после того, как сделана была эта фотография, завербовались на Камчатку. Через 7 лет вернулись в Актаныш, работали здесь ветеринарами, но потом уехали на заработки в Челябинск — там и осели. Зулхида так и осталась с семьей в Актаныше, всю жизнь проработав на пищекомбинате.

Людмила Губаева
Справка

Мы благодарим за помощь в подготовке этой публикации нашу читательницу, Флориду Алмакаеву.

Редакция «Реального времени» будет рада участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.

ОбществоИстория Татарстан
комментарии 18

комментарии

  • Анонимно 09 окт
    Хорошая фотография.
    И женщины настоящие.
    Ответить
  • Анонимно 09 окт
    Интересная история семьи - география от Волги до Сибири и Камчатки.
    Здоровья и долгих лет жизни Флюре.
    Рахмет, спасибо уважаемым автору, РВ и семье Фахретдиновых и Имамовых.

    Ответить
  • Анонимно 09 окт
    Все настоящее. Спасибо!
    Ответить
  • Анонимно 09 окт
    На монголов похожи
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Потому что скорее всего на фото башкиры, а не татары
    Ответить
  • Анонимно 09 окт
    Поскреби любого русского , наскребешь татарина !
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Вроде как про евреев так говорят
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Поскреби любого татарина, и начинается, то донские казаки, то казаки с Урала, то поморы, то русичи, то вятичи...А татары то есть?)
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    поскреби татарина - окажется или башкиром, или ногаем, или мари
    Ответить
  • Анонимно 09 окт
    Сейчас у татар уже нет таких раскосых глаз
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Потому что там жили башкиры-вотчинники
    Ответить
  • Анонимно 09 окт
    Актаныш всегда тяготел к башкирам, поэтому глазки такие. У меня мама с этих краев была (1940 г.р.), ее два брата участники ВОВ. Сейчас почти никого уже не осталось. А фамилию Имамовы я слышал от нее, наши дальние родственники.
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    верно
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Не к башкирам, а к Уфе.
    Раньше Мензелинский уезд относился к Уфимской губернии, это во первых, а во вторых - Уфа почти в 2 раза ближе чем Казань, в третьих, надо признавать такой факт, что в Башкирии в советское время жили лучше, чем в Татарии. Да и сейчас, есть много моментов, которыми не может хвастаться Татарстан в сравнении с Башкирией. К примеру тарифы на газ, электроэнергию, ЖКХ там меньше. Социальный лифт - лучше (например на электричках у них пенсионерам 50 %-я скидка), Здравоохранение у них лучше, во всяком случае у них нету таких очередей как у нас, процент больных люднй в полтора раза меньше, особенно онкобольных, и в Илишевском районе районная больница в 2 раза лучше оснащена оборудованием чем Актанышская, все больные Актанышского района ездят туда.
    Что касается Уфимской губернии - она была и остается татарской. Просто в 20-е годы прошлого столетия ее передавали Башкирии, причем передавали незаконно. 2 миллиона татар остались за пределами Татарстана. А это все население до Урала.
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Глазки не такие.
    Вы посмотрите на глазки зауральских "башкир", на глазки казахов.
    Их от монголов не различить.
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Свет фотограф не совсем удачно "поставил"- все щурятся.
    Красивые женщины и дети.

    У многих русских глаза ещё раскосее, как у братьев-монгол.
    Это нормально - сколько веков жили в любви и дружбе, обменивались женщинами.
    И мужчинами.

    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Это только Хамидуллин пишет, что в Зауралье живут "истинные башкиры" (а на самом деле тами живут отатарившиеся монголы, родо-племенное разделение как раз об этом и говорит, да и образ жизни, кухня), а в Актаныше обашкирившиеся монголы. На самом деле в Актанышском районе живут потомки кипчаков, эти земли Бату хан предоставил как улус своему знаменитому темнику Майкы бею (об этом ярлыке упоминается во многих судебных процессах Российской империи, когда местные люди защищали свои земли, они говорили, что эти земли им дал сам Саин-хан (Бату хан), а тогда ярлыки ханов в Роммтйской империи признавали как законные, сам ярлык не сохранился, имеется ярлыки Казанских ханов, ярлык Герает бея например), А тумен Майкы бея состоял в основном из кипчаков - шесть полков. Да и Майкы бей захоронен где то у берегов реки Мензеля.
    Ответить
  • Анонимно 14 окт
    Предки этих людей первыми из башкир приняли русское подданство.
    И первыми представились башкирами.
    Остальные башкиры последовали их примеру позже.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров