Фотомарафон «100-летие ТАССР»: жених и невеста в свадебных костюмах, 1920 год

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 9-я

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: жених и невеста в свадебных костюмах, 1920 год Фото: из фондов Национального музея РТ

Если верить сводным данным окружного отдела ЗАГС, в Казани в 1920 году родились 3658 младенцев (1877 мальчиков и 1781 девочка), умерли 6115 человек. Браков было зарегистрировано 2554.

При этом надо понимать, что часть людей игнорировала ЗАГСы и светский брак: они венчались в церкви или читали никах, на том и останавливались. Поэтому, скорее всего, в действительности свадеб сыграли больше.

Жених и невеста в свадебных костюмах. Казань, 1920 г. Фотография предоставлена Национальным музеем РТ

Разводиться и вновь жениться было не очень принято: сказывалась и общая патриархальность традиций, и то, что Татария все-таки была мусульманской республикой. В Казани в 1920 году официально развелись всего 27 пар.

Кстати, в начале 1920-х годов пришлось законодательно решать проблемы, оставшиеся «в наследство» от официального многоженства, которое упразднили еще 20 декабря 1917 года. Многоженство не было очень сильно распространено, но все же по правилам шариата разрешалось, и некоторые семьи состояли из одного мужа и двух-трех жен. В конце 1917 года в РСФСР законодательно признали моногамию, но что было делать с семьями, которые уже жили в полигамном браке?

Трогать их не стали. В 1923 году в Казани образовали Шариатную комиссию, которая занялась «примирением» норм шариата с правовыми актами государства. Одним из вопросов была проблема получения наследства: формально в советском юридическом поле не существовало полигамного брака, а значит, если муж умирал, то по закону разделить его наследство между двумя-тремя женами было невозможно. И только 3 ноября 1923 года договорились о том, что «если после смерти татарина останутся две или более жен, браки с которыми заключены с соблюдением законных условий и форм до 20 декабря 1917 года, то все они наследуют имущество умершего в равных долях со всеми другими наследниками, указанными в ст. 418 ГК».

Людмила Губаева
Справка

За помощь в подготовке материала редакция благодарит Национальный музей РТ.

Мы будем рады помощи наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.

ОбществоИстория Татарстан
комментарии 11

комментарии

  • Анонимно 27 авг
    Ждём потока сознания с критикой марксистов-террористов, по костюму и выражению глаз определяющего эротические фантазии и конфессию изображённых на фото ;-))
    Ответить
    Анонимно 27 авг
    Ну Вы и "ждун" - любите "эротические фантазии"?
    А этнос можно определить по цвету глаз.
    На черно-белой фотографии))))
    Ответить
    Анонимно 27 авг
    А может это "ждунка"?
    Все эротические фантазии выдуманы мужчинами - для женщин главное зачатие.
    Вот и ждет "ждунка", что тут "эротического" мужчины понапишут:-------))))
    Прошу графику за эротику не считать)))))
    Ответить
  • Анонимно 27 авг
    Замечательная фотография.
    Невеста со счастливым выражением лица, жених - с задумчивым.
    Точнее - это уже муж и жена - на пальце мужчины обручальное кольцо - окольцевали, как птицу, чтобы легче было отслеживать перемещение.
    Похоже, что молодожёны это русский и татарка - межнациональные браки были очень популярны в городах в то время.

    Примечательна одежда, поношенная, но аккуратная - на мужчине галифе, гимнастерка, сапоги (так ходили большинство мужчин и военных, и гражданских), женщина вся в белом - от фаты до обуви.

    Уже в 1920 году смертность в Казани почти в 2 раза (1,7) превышала рождаемость.
    Через год в Красной Татарии начнётся страшный голод, от которого в страшных мучениях погибнет около 1 миллиона человек и будет совершено множество ужасных преступлений.

    Выживут ли эти молодые муж и жена?
    Родятся ли и выживут их дети?
    Какова их дальнейшая судьба?
    Можно только гадать - хотя сотрудники НМ РТ и могут помочь ответить на эти вопросы.

    Интересен и антураж помещения, где сделана фотография.
    Обращает на себя внимание подставка под руку - она "усыпана" любовными (множество сердечек) и эротическими символами.
    Вполне возможно эта подставка специально для молодожёнов - чтобы до "самой смерти" были вместе и в глубокой старости вспоминали первую брачную ночь.
    Ответить
  • Анонимно 27 авг
    Так просто и так со вкусом! Не то что сейчас....
    Ответить
    Анонимно 27 авг
    Да уж, галифе и сапоги и вправду выдают тонкий художественный вкус. Не до жиру было, что уж говорить.
    Ответить
  • Анонимно 27 авг
    Даже не обнимаются. А мужик серьезный, как будто на войне, а не свадьбе))
    Ответить
  • Анонимно 27 авг
    А где здесь фотомарафон? В архиве нашлась только одна фотография?
    Ответить
    Анонимно 27 авг
    действительно, фотомарафона-то нет!
    Ответить
    Анонимно 27 авг
    Зря Вы так - хороший фотомарафон, каждый день несколько фото.
    Порой не успеваешь за работой и бытом осмыслить всю информацию.
    И дискуссии хорошие - продуктивные.
    Спасибо уважаемым автору, РВ и всем кто предоставляет фотографии.
    Может быть кто-то из читателей РВ из личных архивов покажет интересные фотки?
    Уверен, у казанцев в частности и у татарстанцев в целом есть, что показать.
    Ответить
    Анонимно 27 авг
    И приз за лучшие читательские фотографии учредить.
    И памятную грамоту выдать.
    Будет, что вспомнить и показать потомкам к 200-летию создания АТССР.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров