Ставшая «Домом Великана» дореволюционная купеческая биржа на Баумана ищет нового владельца

Как стало известно «Реальному времени», на продажу выставлены помещения второго этажа дома на Баумана, 17 — бывшей купеческой биржи, которая была построена в 1866 году. В нулевые годы выставленный на продажу объект являлся штаб-квартирой некогда одного из крупнейших местных фондовых брокеров «Элемтэ». Сегодня же здесь располагается музей иллюзий.

613 «квадратов» в историческом центре города

В Казани выставлено на продажу бывшее помещение купеческой биржи на улице Баумана, 17, в котором сегодня размещается музей иллюзий «Дом Великана», а в середине XIX века был один из первых казанских банков.

Второй этаж исторического здания продает рязанская компания «Русский кредит» за 27,585 млн рублей. Собственник сообщает, что дом находится «в историческом центре города с большим пешеходным трафиком». Общая площадь продаваемых помещений — 613 кв. м. Высота потолков — 5,5 метра. Кроме того, «объект находится в отличном состоянии и на текущий момент сдан в краткосрочную аренду с возможной пролонгацией».

«Итальянские лоджии с тонкими пилястрами в простенках»

За помещениями на Баумана, 17 скрывается печальная судьба одного исторического памятника архитектуры купеческой Казани. Дом «Баумана, 17», согласно постановлению Совета Министров ТАССР, в 1987 году вошел в список памятников архитектуры с категорией охраны «объект культурного наследия республиканского значения». И «дом — исторический памятник» этот вот уже пять лет переходит из рук в руки, продается постоянно с молотка и никак не может найти себе нормального владельца, готового профинансировать реставрационные работы.

Собственник обязан это делать, тем более в случае, если дом находится в историческом центре Казани. В 2011 году в исполкоме города даже была организована комиссия по сохранению и развитию исторического центра, «основная цель которой — совместно с собственниками зданий наметить и реализовать комплекс мер, направленных на улучшение эстетического облика исторической части». Фактически дом — а именно второй его этаж — уже давно, можно сказать, бесприютная сирота, от которого каждый новый собственник старается избавиться как можно быстрее.

Ирония судьбы в том, что дом был построен в 1913 году по проекту архитектора В. П. Александрова для Казанского общественного банка. Сам банк был учрежден городскими властями в 1848 году, размещался прежде в здании Думы, и до 1863 года должность городского главы и директора банка совмещались. После городской реформы 1870 года в капитал банка влились средства Приказа общественного призрения. Прибыли банка шли на… городские нужды и благотворительные цели.

Отмечается, что первый этаж двухэтажного здания имеет проемы витражного остекления в конструктивистском стиле, а три дверных проема и их столярка — в модерне. Весь 2-й этаж (который продается) имеет образ итальянских лоджий: «большая площадь остекленения сочетается с тонкими пилястрами в простенках, полубалясины в подоконных блоках». Весь фасад имеет ритмическое членение: крайние тройки, более широкие, отделены широкими и более высокими пилястрами. Средняя часть имеет тройной ритм: проемы сгруппированы попарно пилястрами промежуточного модуля. Таким образом, по фасаду 2-го этажа употреблены три модуля ионического ордера. Дом на Баумана, 17 — памятник гражданской архитектуры в стиле эклектики с элементами итальянского романтизма.

Впрочем, нынешний облик здания из-за многочисленных перестроек кардинально изменился.

«Банк Москвы» и «Таттелеком» в числе кредиторов

Судьба здания в последние годы не столь романтична. До 2011 года здесь располагался офис компании «Элемтэ». В связи с возникновением у одного из первых казанских фондовых брокеров проблем с кредиторами, которые начались еще в 2009 году, имущество «Элемтэ» было выставлено на продажу. В марте 2010 года Арбитражный суд РТ удовлетворил требования одного из кредиторов — «Банка Москвы» — к компании Закии Шафиковой. Согласно определению суда, банк истребовал с «Элемтэ» долг в размере 25 млн рублей (плюс 2 млн рублей процентов, пени и госпошлины). При этом «Банку Москвы» отходило заложенное для получения кредита в 25 млн рублей имущество: если внимательно взглянуть на документ, адрес дома и кадастровые номера недвижимости совпадают с теми, что выставлены ныне на торги. Таким образом, нынешняя цена исторического памятника всего на 585 тыс. рублей выше ценника пятилетней давности.

До 2011 года на Баумана, 17 располагался офис компании «Элемтэ» Закии Шафиковой. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Тем временем первым этажом здания-памятника, судя по документам Росреестра, владеет ОАО «Таттелеком». До 2004 года телекоммуникационный гигант Татарстана входил в число собственников ряда «дочек» «Элемтэ» — в какой-то момент ему принадлежало, например, 12% «Элемтэ-Медиа». «Таттелеком» также выступало кредитором брокера, выдав компании в 2004 году заем в размере 150 млн рублей сроком на 1 год из расчета 13,5% годовых. Сумма сделки составила 67,44% стоимости активов заемщика (222,416 млн рублей).

Череда банкротств

В мае 2010 года памятник был вновь выставлен на торги. Однако еще несколько месяцев второй этаж дома на Баумана (те самые итальянские лоджии с ионическим ордером с элементами итальянского романтизма дореволюционного Казанского общественного банка и купеческой биржи) не мог найти покупателя. Сначала, в мае, залоговое имущество было оценено в 30,447 млн рублей. Желающих приобрести не нашлось. На повторных торгах ценник упал до 27,4 млн рублей. Но проданы помещения были только в конце 2010 года.

Прежний владелец памятника, компания «Элемтэ», была ликвидирована в феврале 2014 года. До 2011 года на Баумана, 17 располагался не только офис брокера, но и учебный центр.

К 2013 году на доме, который продолжал оставаться административным зданием, появилась табличка «Объект культурного наследия республиканского значения БИРЖА КУПЕЧЕСКАЯ. Начало XX века. Охраняется государством».

К 2013 году, купив дом на торгах, вторым этажом в стиле итальянского романтизма, судя по всему, владело московское ЗАО «Оргтехпром». Так, согласно докладу замруководителя исполкома Казани Руслана Шакирова от 23 января 2012 года «О ходе работы с собственниками зданий, расположенных в историческом центре г. Казани, и подписании соглашений», «1 собственник (ЗАО «Оргтехпром» — ул. Баумана, 17) еще только оформляет право собственности на свой объект».

Всего же на Баумана, отмечалось в докладе, 59 исторических зданий, принадлежащих 79 собственникам, которые разделены на несколько групп. В 1-ю входят те объекты, «по которым собственники значительно продвинулись в освоении земельных участков или реконструкции существующих объектов». Во 2-ю — «объекты, собственники которых планируют начать работы в нынешний строительный сезон». В 3-ю — объекты, «собственниками которых не определены перспективы их использования, либо нет планов по самостоятельной реализации проектов». В 4-ю группу — входили объекты, собственники которых «по ряду причин отказываются от подписания соглашений».

Если у исполкома Казани и были какие-то надежды на «Оргтехпром», то им, увы, не суждено было сбыться. Дело в том, что уже в мае 2012 года ЗАО «Оргтехпром» было признано банкротом…

Через год, в декабре 2013 года, имущество компании конкурсный управляющий выставил на продажу. В числе прочих объектов были и помещения на Баумана, 17. Изначально бывшую биржу планировали продать с молотка за 25,66 млн рублей, однако 5 декабря 2013 года торги были признаны несостоявшимися, так как не поступило ни одной заявки на участие. Поэтому цену впоследствии снизили на 2,6 млн рублей, и начальная цена продажи второго этажа составила 23 094 000 рублей. Торги были проведены в феврале 2014 года, когда за 23 млн рублей объект, видимо, наконец продали (это на 4,4 млн рублей ниже нынешней стоимости недвижимости) сегодняшнему владельцу.

Спорная реставрация

Все это время, конечно, дом необходимо было поддерживать в хорошем состоянии, хотя ни о каких реставрационных работах или строительстве речь уже не шла. Тем не менее владелец первого этажа дома на Баумана, 17 в 2013 году подал иск в Арбитражный суд РТ о взыскании с ЗАО «Оргтехпром» в пользу ОАО «Таттелеком» «суммы неосновательного обогащения в размере 4 906 832 руб. 73 коп.». В августе 2013 года Арбитражный суд Москвы вынес решение в пользу «Таттелекома», в котором немало любопытного.

В августе 2013 года Арбитражный суд РТ вынес решение в пользу «Таттелекома». realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Во-первых, из него следует, что «Таттелекому» принадлежало 1012,2 кв. м дома на Баумана — такова, следовательно, площадь первого этажа, «Оргтехпрому» принадлежала на тот момент та самая площадь в 612,9 кв. м. Во-вторых, отмечается, что в конце января 2012 года между истцом (т.е. «Таттелекомом») и министерством культуры РТ было заключено «Охранное обязательство №А-86 на объект культурного наследия (памятник истории и культуры)», кроме того, между истцом и исполкомом Казани 1 октября 2011 года «было заключено соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности, в соответствии с которым истец принял на себя обязательство по осуществлению капитального ремонта фасада и кровельного покрытия объекта культурного наследия, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Баумана, д. 17». Суд в своем решении замечает, что, согласно ст. 48 ФЗ от 25.06.2012 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия», «собственник культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, принимает на себя обязательства по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ)…».

Как оказалось, несчастный «Таттелеком», получивший когда-то в собственность недвижимость, добросовестно оплатил реставрационные работы в 2012 году на сумму порядка 8 млн рублей. Так, 31 января 2011 года между «Таттелекомом» и ООО «Биектау-Сервис» был заключен договор подряда на выполнение работ на сумму 11,1 млн рублей, часть которой «Таттелеком» попросил оплатить «Оргтехпром» (4,2 млн рублей). Однако последний этого не сделал.

Реальным владельцем дома все это время был… «Банк Москвы», оказавшийся в 2011 на грани банкротства

Неизвестно, получил ли «Таттелеком» свои деньги, учитывая, что уже в декабре имущество «Оргтехпрома» было выставлено на продажу. Интересно тут другое: сама компания «Оргтехпром» на 97% принадлежит некоему ООО «Сервис-БМ», которое, в свою очередь, на 100% принадлежит ОАО «Лизинговая компания «Лизингбизнес». Последняя была образована в 1992 году в Москве, при этом группа «Лизингбизнес» с рядом своих «дочек» «осуществляет свою деятельность при финансовой поддержке… «Банка Москвы»».

Интересно, что примерно в то же время — в 2011 году — «Банк Москвы» оказался на грани банкротства и рухнул бы, если бы не поддержка Центробанка, группы ВТБ и АСВ: 60 заемщиков «Банка Москвы» просрочили выплаты по своим кредитам, в результате 38,8 млрд рублей займов банку пришлось причислить к просроченной задолженности. Все это время московским банкирам, конечно, было не до ремонта или реставрационных работ казанского памятника, который был построен по иронии судьбы тоже для банка, но дореволюционного.

Пропитанный духом денег «Дом Великана»

Что же «Русский кредит»? Рязанская компания на 100% принадлежит известному в регионе предпринимателю Юрию Алтынову. Ему до 2008 года принадлежала компания ДВК, которая не только выстроила схему продажи в кредит оргтехники, но и организовала странную вексельную программу «Деньги растут быстрее». По вексельной программе «любой желающий мог инвестировать свои средства в развитие фирмы»: вложить деньги предлагалось в обмен на именной вексель на срок от 3 месяцев до 2 лет. Гражданам обещали невиданные доходы от инвестиций в размере до 21,5%. Причем, как стало известно позднее, лицензии на осуществление банковской деятельности у ДВК не было.


Точкой отсчета в этой истории стал ноябрь 2008 года. Именно тогда компания заявила о своей ликвидации, и сказочные проценты в одночасье обернулись большими долгами. Клиенты ДВК начали выстраиваться в очередь около офиса фирмы в Рязани, писать обращения в разные инстанции, требуя вернуть деньги. Спустя полгода Арбитражный суд признал фирму банкротом. Без своих денег остались 2 700 рязанцев.

Все это время исправно выполняет обязательства по реставрационным работам лишь «Таттелеком», тогда как второй этаж памятника гражданской архитектуры в стиле эклектики с элементами итальянского романтизма, построенного в 1913 году для Казанского общественного банка, при современном капитализме мучительно переходит от владельца к владельцу. В настоящее время, напомним, в доме большей частью располагается ярмарочного вида «Музей иллюзий: Дом Великана».

Сергей Афанасьев

Новости партнеров