«Они красивого облика, русые и высокого роста. Их взгляд свиреп»
Ранние аланы: вопросы политической и этнической истории. Часть 1
Ярослав Пилипчук продолжает цикл публикаций в «Реальном времени», посвященных ключевым периодам тюркской истории. В своей сегодняшней колонке украинский историк рассказывает о ранних аланах.
Противники римских императоровв
Одним из интереснейших вопросов истории евразийских степей является история аланов. Нас в данном случае интересует история аланов в каспийско-аральском регионе в І—V в. н. э. Попробуем осветить вопросы происхождения и миграций аланов. Этой проблематикой занимались В. Кузнецов, Н. Лысенко, А. Туаллагов, Ф. Гутнов, Т. Габуев, А. Цуциев, А. Скрипкин.
По сведениям Гегесиппа, который пересказывал сочинение Иосифа Флавия «Иудейская война», аланы совершили поход на Южный Кавказ в 72 г. н. э. Аланы известны как народ свирепый и долго неизвестный римлянам. Их набег объясняется то ли пустынностью земель, то ли страстью к грабежу. Лукан упоминает в связи с Цезарем два раза аланов как противников. Плиний указывает, что от Истра живут сарматы, греками называемые савроматы. Среди них гамаксобии или аорсы, аланы и роксоланы. Помпей Трог упоминал о вторжении асианов в Бактрию и Согдиану. В «Записях истории Августов» указывалось, что Антонин Пий много раз сдерживал аланов.
Аланы упомянуты как противники Марка Аврелия. У Максимина мать была аланкой, и он был в правления оппелия Макрина их другом. Согласно Капитолину, на гробнице Гордиана ІІІ сказано, что он был разбит аланами на Филипповых полях. Вописк упоминал о триумфе Аврелиана в 274 г. и говорил, что были пленные из аланов. Сенека первым среди западных авторов указывает на аланов. Он говорит об Истре, который предоставляет путь для бегства аланам. Гай Светоний Транквил упоминал, что царь парфян Вологез просил у римлян помощь против аланов и Домициан приложил все усилия, чтобы послали на помощь именно его. В «Певтигреновой карте» на север от Кавказа указаны аланы. Тацит указывал, что в 35 г. н. э. иберийский царь Фарасман склонил на свою сторону албанов и сарматов (аланов) и выступил против армян и парфян. Сарматы (аланы) же приняли сторону обеих сил. Тогда лояльные грузинам силы были пропущены каспийской дорогой, в то время как лояльным к парфянам иберийцы закрыли дорогу и не пропустили их. Следующее сообщение Тацита относится к 49 г. н. э. и касается аорсов и сираков. При описании событий 68 г. он упоминает о албанах, которые по мнению А. Алеманя нужно в данном случае отождествлять с аланами. В 69 г. он упоминал о роксоланах в Мезии. Валерий Флакк говорил в своей поэме об аланах. Святой Амвросий Медиоланский сообщал, что гунны устремились против аланов, а аланы против готов.
Аммиан Марцеллин указывал, что около Меотиды живут аланы совместно с роксоланами, языгами, иксоматами, меланхленами, агафирсами, меотами. У Рифейских гор жили массагеты, аланы и саргеты. У Черного моря живут аланы, которые кочуют по широким степям в своих кибитках на повозках. Говоря о Лукуле и Помпее указывалось, что римляне достигали Каспийского моря, проходя землями массагетов, которых теперь называют аланами. Сообщалось, что в скифских пустынях за Танаисом живут аланы. Мало-помалу во многих битвах они подчинили себе окрестные народы и распространили на них свое имя.
Аланы разделены в двух частях света, но известны под одним именем и у них единообразие обычаев, дикого образа жизни и вооружения. Они живут как номады, живут не в шалашах, а в кибитках покрытых древесной корой. Никто из них не пашет, а питаются они мясом и молоком. Дойдя до травянистой местности, они ставят кибитки в круг и кормятся как звери. Когда пастбище выедено, они грузят свои кибитки и идут далее. Кибитки — это их местопребывание, где живут мужчины с женщинами, где вырастают их дети. Упряжных животных они пасут, а более всего уделяют заботы коням. Все, кто по возрасту и полу не годятся для войны, занимаются домашней работой, а молодежь считает ниже своего достоинства проводить жизнь не на конях. Почти все аланы красивого облика и высокого роста. Они русые и их взгляд свиреп. Они втыкают в землю меч и поклоняются ему как Марсу. О рабстве они не имели понятия, начальниками они выбирают тех, кто в течение длительного времени отличался в битвах. В 375 году гунны прошли землями аланов-танаитов многих из них истребив, а уцелевших присоединив к себе. При их помощи они напали на гревтунгов (остготов).
Секст Аврелий Виктор отмечал, что нашествие готов тяжелее беды от гуннов и аланов. Император Грациан предпочитал римлянам немногочисленных нанятых аланов и иногда одевался в походе в аланскую одежду, чем вызвал неудовольствие среди воинов. Клавдий Марий Виктор писал, что аланы поклоняются своим предкам. Клавдий Клавдиан в своих стихах упоминал о немирных аланах. Аланам приписывался ужасный крик. В битве Полленции выдающуюся роль сыграли вспомогательные отряды аланов. В Consularia Constapolitana упомянуто о победе римлян над аланами.
Юлий Гонорий упоминал в своей «Космографии» аланов и сарматов. Софроний Евсевий Иероним говорил об аланах как об одном из народов, которые заполонили Галлию. Марциан Капелла тоже писал об аланах. Орозий Бракарский сообщал об Алании как о стране, которая находится на востоке. Феодосий упоминался как победитель аланов. После битвы при Полленции сказано о раздорах между аланами и гуннами. Об аланах говорится как о варварах, угнетающих Галлию и Испанию. Латин Пакат Дрепаний упоминал, что имущество у римлян забирают аланы наряду с другими варварами. Сальвиан отмечал такое качество аланов, как бесстыдство.
Флавий Арриан упоминал об аланах в своей «Диспозиции против алан». Дион Кассий Коккеиан указывал, что в 135 году по подстрекательству Фарасмана аланы, которые суть массагеты, жестоко напали на Албанию и Мидию. Они достигли Армении и Каппадокии, но были вынуждены отойти, боясь Флавия Арриана. Аланы напали на Албанию и Атропатену по подстрекательству Фарасмана ІІ, а нападение на Армению и Каппадокию было уже их собственной инициативой. Дионисий Периегет упоминал у Меотиды аланов среди прочих варварских народов. Евсей Кесарийский отмечал, что аланы плотоядны и поедают мясо животных и рыбу и не вкушают хлеба.
Геродиан рассказывал о бунте аланов-наемников в Месопотамии. Иоанн Лид ошибочно заявлял, что колхи — это синоним аланов. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» сообщал, что в 35 г. Тиберий вступил в переговоры с иберами и албанами, а те в свою очередь открыли Каспийские ворота и дали проход через свои земли аланам. Армения была отвоевана, а земли парфян объяты войной. В 72 г. аланы с берегов Танаиса и Меотиды совершили новый набег на Мидию. Они достигли Армении, и с ними сразился царь Тиридат, которого они чуть не взяли в плен. Маркиан упоминал, что река Рудон течет с горы Алан. Рядом живет народ сарматов-аланов. Клавдий Птолемей сообщал об аланах-скифах, которые живут севернее роксоланов, живущих у Меотдиды. Говоря об Азиатской Скифии, он не упоминает аланов, но говорит о асаях. Касательно Скифии у Имаона говорится об аланах-скифах и аланорсах. Созомен сообщал об аланах как об одном из варварских народов, захвативших Галлию и Испанию. Стефан Византийский заимствовал данные об аланах и аорсах у Геродиана. Фемистий отмечал отвагу аланов. Зосим сообщал, что аланы были союзниками римлян при Грациане и Аркадии.
На кавказском рубеже
Армянский хронист Агафангел сообщал, что когда армянский царь Хосров І узнал о гибели парфянского царя Артабана V от рук правителя Фарса Арташира, он начал собирать войска из кавказских народов и открыл аланские ворота и Чорский проход. С союзниками он вторгся на земли персов. Во втором отрывке, где упоминались Аланские ворота и земли маскутов, говорилось о деятельности Святого Георгия.
В Армянской географии сказано о народе аланов аш-дигор, аланах страны Ардоз и Аланских воротах. Егише сообщал, что персы открыли Аланские врата и воевали в странах хайландуров и албанов. Мовсес Хоренаци говорил, что в правление Арташеса в Армению вторглись аланы. Однако, как справедливо отмечал А. Алемань, Арташес жил задолго до того, как аланы появились на Кавказе.
Правящая династия аланов происходила из рода Аравелеанов. Фавстос Бузандаци отмечал, что в правление Хосрова ІІ Котака в земли армян вторгся правитель маскутов Санесан. При правлении армянского царя Аршака II армяне в войне против персов призвали к себе на помощь аланов и гуннов. В «Мученичестве Воскеанов» указывалось, что вместе с царицей Сатиник пришли ее родственники аланы, которые были прославлены и могучи. В «Мученичестве Сукиасянов» сказано, что царь аланов послал несколько отважных мужей во главе с Барлахом к горе Сукавет дабы заставить людей из Аланских врат возвратиться. В пехлевийской надписи на Кабаи Зардушт, в Накш-и Рустам и Сар-Мешхеде упомянуто, что земли Сасанидов простирались до Врат Алан.
Грузинский хронист Леонти Мровели сообщал, что согласно легендарной генеалогии кавказских народов, овсы произошли от Уобоса. Потомки Картлоса же договорились с овсами, дабы те избавили их от персидского ига. Парнаваз из Мцхеты, сговорившись с овсами и леками, поднял восстание против правителя Греции Азона. Также Леонтий Мровели упоминал о двух овсах братьях-исполинах Базуке и Анбазуке. Их призвали картлийские цари Азорк и Амразел вместе с леками, пачаниками, черкесами, дзурдзуками и дидойцами. Смбат Бирвитян в единоборстве победил двух братьев, и армяне победили в бою войско севера.
Картлийский царь Амазасп ІІ из династии Аршакидов был вынужден отражать вторжение овсов, которые пришли до Двалетской дороге. Амазасп одолел многих славных мужей в единоборстве, среди которых были Хуанхуа и сам царь овсов. Когда Сасанид Касре Ануширван стал правителем Персии, грузинский царь Аспагур открыл ворота Кавкасианов и призвал себе на помощь народы севера, среди которых были овсы. Касре Ануширван захватил Армению и вынудил Аспагура бежать к овсам. Тот умер в Овсетии, стараясь там собрать войско, а Ануширван дал грузинам царя Мириана из династии Хосроидов.
Овсы Пероша и Кавтии совершили набег на Картли, Мириан в ответ разорил Овсетию. Большинство сведений Леонтия Мровели являются художественным вымыслом и легендами. Достоверная часть хроники об аланах начинается с правления Амазаспа. Еще одним грузинским хронистом, писавшим об аланах, является Джуаншер Джуаншериани. Когда Вахтангу Горгасалу было 10 лет, многочисленное войско овсов пришло и разорило Картли от Мтквари до Хунана. Был разрушен город Каспи, овсы вторглись в Ран и Мовакан, после чего овсы вернулись через Дарубандские врата. Когда Вахтангу Горгасалу исполнилось 15 лет, он собрал картлийское войско и пошел войной на Овсетию. Овсетия вместе с Пачаникети и Джикети были преданы грабежу.
В «Хоу Хань шу» сказано, что владение Яньцай переименовалось в Аланья и состоит в зависимости от Кангюя. Климат умеренный; много сосны, ракитника и ковыля. В «Вэй люэ» упомянуто о государстве Яньцай, иначе называемым Алань. Его жители одних обычаев с кангюйцами. Они граничат с Дацинь и Кангюем. Аланы прилегают к большому болоту. В прежние времена они зависели от Кангюя, а теперь не зависят. В «Вэй-шу» сказано о владении Судэ, которое в древности называлось Яньцай, или иначе — Вэньнаша.
Происхождение аланов
Проблема происхождения аланов привлекала внимание исследователей. В. Минорский отождествлял аланов с аорсами. С. Толстов считал сармато-аланов как продукт ассимиляции саков с киммерийскими и массагетскими племенами. Г. Гноли считал, что имя алан было перенято аорсами в результате контактов с ариями Хорезма. У. Макговерн считал аорсов и аланов двумя частями одной этнической группы. Е. Тойблер считал, что аланы и аорсы имели общее происхождение, но не были тождественны друг другу. В. Бартольд говорил, что Яньцай есть китайской транскрипцией названия племени аорсов, но потом это наименование заменило Аланья и с того времени у классических писателей вместо названия аорсы появляется наименование аланы для обозначения одного и того же народа. М. Ростовцев указывал, что йентсай — это наименование аорсов в китайских источниках, но около 25 г. от Р.Х. над ними одержало победу другое племя и дало всей конфедерации наименование аланы. Наименование аорсы исчезает, и его место занимает этноним аланы. Ю. Зуев видел в Яньцай сармато-аланское племя абзоев. У него также указано, что Яньцай — это Хэсу из сочинения «Хэнь шу цзегу». П. Рау связывал с аланами позднеримскую стадию периодизации сарматской культуры. К. Смирнов считал аланов одним из сарматских племен, которые вызревали в недрах аорской конфедерации. Одновременно он связывал их и с массагетами.
Ю. Гаглойти придерживался автохтонной версии происхождения аланов. Он убежден, что аланы генетически связаны со скифами и сарматами, заселявшими эти места. Не отрицается связь аланов с сако-массагетским миром Приаралья. Аорсов и сираков он считает происходившими от скифов. По мнению Ю. Гаглойти, аланами были близкородственные племена языгов, аорсов, сираков, роксолан. На Северном Кавказе лидирующее положение занимали аорсы, однако со временем на ведущие роли вышли собственно аланы. По мнению Ю. Гаглойти, аорсы — это те же аланы. В. Марковин и Р. Мунчаев считают, что аланы сформировались вследствие ассимиляции носителей кобанской культуры скифами, сарматами и аланами.
В. Кузнецов принимает утверждение об особой роли аорсов в формировании аланов. Аорсов он считал сарматским племенем, однако отмечал, что их состав был неоднородным большим племенным объединением. В состав аорсов вошло побежденное ими племя сираков на Северном Кавказе. На востоке аорсы соприкасались с сако-массагетским этническим массивом. Родственные связи кочевников поволжско-уральских и среднеазиатских областей уходят корнями в эпоху бронзы, и сако-массагеты были родственны савромато-сарматским племенам. Прохоровскую археологическую культуру исследователь сопоставлял с аорсами. Культ огня и солнца и употребление курильниц при курении наркотических веществ (хаумы-сомы) зафиксированы у аорсов и аланов. Как довод в пользу близости аланов и аорсов он считает данные Клавдия Птолемея о аланорсах, сведениях китайских источников о Яньцай и Аланья. Для аланов и аорсов характерны погребальные памятники в форме катакомбных погребений. Земли Яньцай исследователь локализировал в Северном Прикаспии и междуречье Волги и Дона. Страна верхних аорсов-Яньцай должна была находиться на пространствах от Дона до Южного Приуралья. Яньцай переименовался в Аланью на востоке тогда же, когда аорсы и сираки уступили место аланам на западе (на Северном Кавказе). Аорсы Яньцая стали одной из основ формирования ранних аланов. Маркиан упоминал о сарматах-аланах. Этноним роксоланы, по мнению исследователя, обозначает светлых аланов. В. Кузнецов утверждает, что со временем аланы заняли ведущее положение в союзе племен, основываясь на сообщении Аммиана Марцеллина. Этноним аланы употреблялся в двух значениях. По одному он обозначал все покоренные племена, по второму лидирующие племена среди сарматов. Массагеты также приняли участие в формировании аланов. Часть аорсов входила в массагетский союз, а другая часть граничила с ним. Дахи (даи) потеснили массагетов, и те форсировали Волгу и расселились на Северном Кавказе. Массагеты на Северном Кавказе были известны в армянских исторических сочинениях как маскуты. В состав массагетов входили асии. Также в этногенезе алан приняли участие ираноязычные тохары, которые были известны китайцам как юэчжи. Постепенная аккумуляция в регионе ираноязычных кочевников привели к утверждению в регионе сармато-аланов, которые сложились из аорсов, сираков, массагетов, асиев и тохаров.
Окончание следует
Справка
Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кыпчак в XIII веке».
комментарии
Неужто когда-то на планете Земля будет одно племя, говорящее на одном языке?
Ведь Вавилонскую башню уже пытались построить...
Но получили Вавилонскую блудницу...
Они только себя считают потомками алан.
Вот цитата от Трофимовой Т.А. "Анализируя краниологические серии Волжских БУЛГАР домонгольского периода, можно выделить ТЕ морфологические комплексы, которые впоследствии ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ в антропологическом облике современных Поволжских ТАТАР . Так, мезокефальный темный европеоидный (Понтийский) тип, ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ у татар, и особенно у татар-мишарей, СВЯЗАН с ДЛИННОголовым европеоидным типом, который БЫЛ ХАРАКТЕРЕН для населения Хазарского каганата, проживающего на территории распространения так называемой Салтово-Маяцкой культуры. С упадком Хазарского каганата часть этого оседлого населения, в основном АЛАНО-сарматского происхождения, переселяется на Среднюю Волгу, где оно(АЛАНО-сарматское население ) становится одним из основных компонентов в составе Волжских Булгар и определяет РЕМЕСЛЕНН-земледельческий характер экономики Волжской Булгарии. Собственно сами Болгары, связанные своим происхождением с племенами Центральной Азии, Алтая и Южной Сибири, сыгравшими решающую военно-политическую роль в образовании ряда государственных объединений, в том числе и Волжской Булгарии, имели несколько ИНОЙ антропологический облик. Он (булгарский тип) характеризовался в целом смешанными европеоидными типами с включением монголоидных элементов южносибирского морфокомплекса Данный тип прослеживается и в более поздних материалах по антропологии волжских булгар, являясь одним из основных в его антропологической структуре. Возможно, выделяемый среди Поволжских Татар НЕзначительный монголоидный компонент происходит от Ранних Болгар и более поздних групп степного населения, , вошедших в состав домонгольских булгар.
« Ответ #9 : 21 Декабря 2018, 20:30:00 »
На прошлой неделе пересматривал в YFull результаты из работы по степным популяциям. Обнаружил интересную тенденцию, об этом же на Родстве написал Игорь Рожанский . Заметное кол-во образцов древних кочевников железного века относятся к линии R-S23592, которая (линия) ЕСТЬ у ТАТАР:
Sample ID Population Age BP YFull haplogroup YFull tree
DA56 OutTianShanSaka 2049 R-S23592 R-YP1555*
DA13 CentralSaka 2577 R-YP1456 R-YP1548*
DA16 CentralSaka 2564 R-YP1456 R-YP1456
DA100 TianShanHun 1629 R-S23592 R-S21872*
DA101 TianShanHun 1701 R-YP1456 R-YP1455*
DA385 TianShanHun 1466 R-S23592 R-YP1456*
DA206 Kangju 1689 R-S23592 R-S23592
DA243 Alan 1533 R-S23592 R-YP1558*
Из прошлогодней статьи :
I0563 Pazyryk_IA 4th–3rd c. BC R1a1a1b2 R-S23201
I0577 AldyBel_IA 7th–6th c. BC R1a1a1b R-YP1456*
Все эти вышеперечисленые субклады -ЕСТЬ у ПОВОЛЖСКИХ ТАТАР, У остальных татар -НЕТ.
В совпаденцах с татарами есть и АЛАН с Кавказа.
Кангюй -странеазиатская родина Алан. Также R-S23592.Совпаденец с татарами
Вот что пишет известный генеалог Игорь Рожанский о S23592
По данным недавнего масштабного тестирования ископаемой ДНК из евразийских степей на первое место в образцах из гаплогруппы R1a несколько неожиданно вышел ныне редкий субклад S23592, параллельный Z2123 и "пуштунскому" YP413. На дерево YFull занесено 7 образцов, подтвержденных как S23592, но там не подписано, кто есть кто. Постараюсь восполнить пробел.
Прямо от основния субклада S23592, не группируясь ни с кем, растет линия образца DA206 (он же ERS2374404) из Казахстана, отнесенного к периоду Кангюй, с радиоуглеродной датировкаой 212-320 н.э. Его мито-гаплогруппа - HV13b
Почему ныне доминирующий у тюркских народов Поволжья, Урала и Кавказа субклад Z2123 ускользнул от севентатора палеогенетиков, еще предстоит выяснить.
DA56 OutTianShanSaka 2049 R-S23592 R-YP1555*
DA13 CentralSaka 2577 R-YP1456 R-YP1548*
DA16 CentralSaka 2564 R-YP1456 R-YP1456--
-------------------------------------------------
Это образцы САКОВ (восточных скифов)
У татар и с ними совпаденцы
Генетики-любители собрались. По генетике мы все от обезьян. Социокультурного наследия от алан у татар Поволжья как не было, тау и нет. От булгар, от финно-угров и таинственно сгеноциденных именьковцев, от ордынцев есть. А от алан-не найдете, сколько не ищи. Аланы от скифов, а от алан-ясы, от них- осетины (дигорцы и иронцы). И тюрков там близко нет. Каталонцы к аланам куда ближе, чем татары
Ответить
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
На Кавказе только у чеченцев орбнаружен алано-кангюйский субклад S23592 .
Этот же субклад обнаружен также у поволжских татар .
Выходит у поволжских татар и чеченцев родство через общий аланский генетический субстрат
Алексеев - Антропологические данные и происхождение осетинского народа (в монографии "Историческая антропология и этногенез", 1989)
Из факта древности и автохтонного формирования кавкасионского типа уже был сделан вывод, что осетины представляют собой потомков местных этнических групп, населявших Центральный Кавказ с глубокой древности. То обстоятельство, что тип этот представлен у народов в основном картвельской, нахской и аваро-андо-дидойской языковых семей, свидетельствует о том, что местные этнические группы говорили на одном из местных кавказских языков. Серьёзные морфологические различия между аланами и современными коренными жителями Осетии, отсутствие специфического сходства между ними и сарматами не дают возможности принять гипотезу, согласно которой предками осетин были ираноязычные народы. Как примирить эти твердоустановленные антропологией и не вызывающие сомнений факты с ираноязычностью осетинского народа ? Единственное удовлетворительное объяснение заключается в том, что мы допускаем переход предков осетин с местной кавказской на иранскую речь на каком-то отрезке их истории. Все другие объяснения не выдерживают критики с точки зрения антропологических фактов.
Переход предков осетин - местных племен, говоривших на кавказских языках, на иную речь - речь пришлого населения - не единичное событие в истории народов Северного Кавказа. С аналогичным процессом мы сталкиваемся при рассмотрении происхождения балкарцев и карачаевцев - тоже типичных представителей кавкасионского типа.
Поскольку на территории Северо-Западного Кавказа наиболее весомо и широко представлен долихокранный узколицый вариант, В.П. Алексеев в свое время (1963) высказал предположение о значительном вкладе аланского компонента в сложение адыгских народностей Западного Кавказа. Однако он считал его парадоксальным. С появлением новых материалов этот вывод уже не кажется таковым. Наряду с археологическими данными мы имеем и палеоантропологические свидетельства интеграционных процессов на Северном Кавказе, происходивших здесь под знаком аланской доминанты.
Интересные результаты по аутосомным данным из геномов скифов в известной работе, вышедшей в этом году, большого коллектива ученных.
Информация была загружена в открытый доступ на сайт Gedmatch. Ниже приведены их ID:
Pazyryk 4th–3rd c. BCE: T265461
Pazyryk 4th–3rd c. BCE: M362842
AldyBel 7th–6th c. BCE: M837055
AldyBel 7th–6th c. BCE: M446756
Zevakino-Chilikta 9th–7th c. BCE: M456377
Zevakino-Chilikta 9th–7th c. BCE: T866391
Прогонка по калькуляторам скифских ДНК показали те же результаты, что в научной работе (результат которой был опубликован в журнале Nature). А именно то, что из современных народов Западным скифам наиболее близки татары, а Восточным скифам - башкиры, казахи, кыргызы, алтайцы и хакасы.
В прикрепленных рисунках:
- Сравнение аутосомных скифских данных с современными народами
- Y-ДНК пазырыкской культуры и их приближенцы среди анатолийских турок Турции
- Карта IBD по данным Пазырыкской ДНК (аутосомы).
Также стоит отметить, что собранные на данном этапе субклады Y-ДНК скифов и скифской культуры: N-P43, R1a-Z2123 и предшественников в курганных культурах Евразии встречаются практически у всех современных тюркских народов.
Таким образом, исходя из имеющихся сейчас данных, можно сделать предварительные выводы, что современные тюркские народы являются генетическими наследниками евразийских курганных культур, а также наследниками их материальной культуры (образ жизни, похоронные обряды, которые были представлены вплоть до 10-11 века, пища, одежда и многое другое).
-----------------------------------------------
Как видим скифы -древние предки татар. Но более близкие по времени предки татар-это аланы-асы (ясы), которые происходят от тех же скифов .
То есть родство по линии ---скифы ----аланы--татары
Предки же татар скифы сарматы аланы наборот потеряли свой восточно-иранский язык и перешли на тюркские ...
Sample ID Population Age BP YFull haplogroup YFull tree
DA56 OutTianShanSaka 2049 R-S23592 R-YP1555*
DA13 CentralSaka 2577 R-YP1456 R-YP1548*
DA16 CentralSaka 2564 R-YP1456 R-YP1456
Saka(саки)--это скифы на иранских и арабском языках .
У татар по субкладу S23592 - совпадение с САКАМИ ..
Они (татары) на самом деле сарматы, но из-за магометанства татарами именуются. ... 211
Татарская история. Татищев В.Н.
Татары R-Y52
Sample ID Population Region Age BP YFull haplogroup YFull tree
DA134 Sarmatian Caspian steppe 1933 R-Y52 R-Y52
chy002 Late Sarmatian Cherniy Yar 65 - 220 CE R1a1a R-Y52
DA142 ERS2374378 Nomad med Caspian steppe male R-Y52
--------------------
Этот А.Алемань - дилетант, а тот, кто считает его мнение справедливым, тоже дилетант.. Для того,чтобы напасть на Армению, не обязательно жить на Кавказе... Марцеллин пишет,что донские аланы-танаиты совершают набеги на Армению и Мидию.. Донские, значит живущие на Дону, а не на Кавказе .. Донские казаки много веков спустя после аланов совершали набеги за зипунами на Иран, но для набегов на Иран они же не селились на Кавказе или на Гиндукуше, верно? Вот и аланы ходили с Дона на Армению и Мидию (как в 16 веке донские казаки на Иран).. А этот Алемань - дилетант, не понимающий, что такое конное войско и насколько дальние походы оно может совершать.. Поэтому более чем вероятно,что первые походы донских аланов на Армению начались именно во времена Арташеса Первого, т.е. во 2-м век до н.э. А уважаемый А. Алемань пусть учит историю, особенно историю донских казаков и их походов на Иран..
----
странные эти ученые.. У Тацита написано,что после похода на сираков из Боспорскоо царства войско назад возвращалось МОРЕМ и их выбросило на таврический берег, т.е. на побережье Крыма..Это куда ж войско -то пошло,что нужно было морем возвращаться - уж явно не на Кубань - оттуджа пешочком проще добраться.... Если бы сираки жили к востоку от Дона( а большая часть Боспорского царства также располагалась к востоку от Дона). то зачем нужно было бы возвращаться в Боспорские пределы МОРЕМ, если добраться с Кубани до Дона быстрее сушей? И еще у Тацита написано,что войско не дошло 3 дня до Танаиса - так Боспорское царство и так стояло на реке Танаис, и город боспорский был Танаис.. Мутно все это. Видимо, Тацит имел ввиду не Дон,а Днепр или еще какую-другую реку..