С царского плеча: как ордынские ханы научили русских князей бить челом

Из книги востоковеда-татарофила о татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть 13

Четыре года назад известный российский востоковед-тюрколог, доктор исторических наук, профессор РАН Илья Зайцев подготовил к изданию книгу Сергея Аверкиева (1886—1963) под названием «Влияние татар на жизнь русского народа», которая вышла в Казани тиражом всего 100 экземпляров. Автор издания, историк-энтузиаст и «татарофил», до начала Первой мировой войны работал в Палестине (сначала в Дамаске учителем русской школы, позже в Назарете помощником инспектора начальных школ Императорского Православного Палестинского общества). Затем он был интернирован в Россию, где в итоге осел в Нижнем Новгороде. Аверкиев считал, что почти все русские государственные институты, явления и понятия являются по происхождению татарскими — и в его книге можно найти множество соответствующих примеров. В 50-е годы историк-любитель отправлял свою рукопись в московский Институт истории, но там ее, конечно же, немедленно «сослали» в архив, где она благополучно пролежала до середины 10-х годов XXI века. С разрешения Ильи Зайцева «Реальное время» публикует фрагменты этой монографии.

III. Влияние татар на торговлю, на промышленность и на развитие характера царской власти

3. Понятие о характере царской власти. Царский титул. Герб. Личная подпись царя. Пышность царского двора. Челобитье. Шубы с царского плеча. Форма обращения к царю. Посольский этикет

Вместе с усвоением себе нового титула московские князья заводят и новые порядки при своем дворе: появляются новые придворные должности; в придворной жизни устанавливается строгий порядок и формы обхождения с монархом; вырабатывается посольский обряд; в придворную жизнь вводится пышность и роскошь. Вот какими словами описывает двор Иоанна Грозного Валишевский: «Двор московского государя пышностью и численностью превосходил все, что иностранцы могли видеть в других землях. Множество придворных, в золоте и в драгоценных камнях, толпились в тесных палатах, в сенях, наполняли пространство вокруг дворца».

Карамзин, говоря о времени Грозного, о богатстве царской казны и роскоши царских пиров, добавляет, что «в торжественных выходах и выездах государевых все также представляло образ азиатского великолепия: дружины телохранителей, облитых золотом — богатство их оружия, убранство коней. Так, Иоанн 12 декабря обыкновенно выезжал за город видеть действие снаряда огнестрельного: перед ним несколько сот князей, воевод, сановников, по три в ряд». Венецианец Джерио, бывший в России в составе польского посольства, описывал торжественный въезд в Москву Иоанна в 1570 году следующим образом: «Царь въезжал при нас в Москву новою улицей, сделанной в четыре дни: для чего надобно было сломать множество домов. Впереди ехало 3 000 стрельцов; за стрельцами шут его на быке, а другой в золотой одежде; тут сам Иоанн (за спиною у него висел лук, а на шее коня была привязана собачья голова); назади 4 000 всадников».

Безусловно, эта азиатская пышность и роскошь создавались постепенно и не могли перейти к нам от татар, как говорит об этом Рихтер. Примером для подражания могли быть более поздние правители и владельцы, с которыми у нас установились дипломатические сношения еще при Иоанне III: в 1490 году был заключен дружественный союз с чагатайским царем, владевшим Хорасаном и Хивою; в 1496 году впервые установилась дипломатическая связь Москвы с Турцией. С тех пор дипломатические сношения с Турцией делаются довольно частыми. Можно думать, что великолепие московского царского двора не избегло турецкого влияния. В Турции роскошь в дворцовый обиход была введена четвертым турецким султаном Баязитом I Молниеносным (1389—1402).

После поражения турками европейских рыцарей при Никополе в 1396 году последние, возвратившись из плена домой, с удивлением рассказывали о блестящей султанской охоте, которой угостил перед отъездом своих невольных гостей султан: в охоте принимало участие 7 000 сокольников и 6 000 доезжачих, причем бесчисленные гончие собаки были покрыты атласными попонами, а на охотничьих барсах были надеты алмазные ошейники.

Образцом великолепия дворцовой жизни владетельных лиц еще раньше могла быть и далекая Индия, с которой познакомил русских людей в конце XV столетия тверской купец Афанасий Никитин.

Когда А. Никитин отправился в свое путешествие за три моря, в Индии самым сильным и славным государством было Бахманийское, основанное турецким или афганским рабом, мусульманином Ала-Уддином Гассаном, в 1347 году. Оно было расположено на Деканском плоскогорье и имело своей столицей г. Бидар (Бедерь). В Индии А. Никитин пробыл почти 3 года (с весны 1469 года до начала 1472 года), а в Бидаре он был не раз, причем жил в нем по нескольку месяцев. За это время ему приходилось видеть и обычные выезды Бидарского султана на прогулки и торжественный выезд его во время мусульманского праздника Улу-Байрама. Вот как описывает А. Никитин обычный выезд султана на прогулку по четвергам и вторникам и его дворец в его мусульманской столице Бидаре:

«Султан же выезжает на потеху с матерью и с женой, да с ним на конях 10 тысяч человек, да пеших 50 тысяч. А слонов водят 200 человек, наряженных в золоченые доспехи. Да перед султаном идет 100 человек трубников, да плясунов 100 человек, да коней простых 300 в золотых сбруях; да обезьян за ним 100, да наложниц 100 — и все юные девы.

В султанов дворец ведет семеро ворот, а в воротах сидит по сто сторожей, да по сто писцов — кафиров, одни записывают кто войдет, другие — кто выйдет; чужестранцев же во дворец не пускают. А дворец его очень красив, всюду резьба да золото, и последний камень вырезан и очень красиво расписан золотом; да во дворце же разные сосуды.

Город Бидар стережет по ночам тысяча человек, поставленных градоначальником, и ездят все на конях, в доспехах и с факелами».

Во время торжественного праздничного выезда, описание которого тоже оставил нам Никитин, султана сопровождала более многочисленная свита, больше было коней, верблюдов и слонов, а султан был одет в кафтане, унизанном яхонтами, с огромным алмазом на шапке; его вооружение было золотое, украшенное яхонтами, три его сабли были скованы золотом, седло тоже было золотое.

По описанию Никитина, подобной же роскошью и пышностью окружал себя и главный сановник султана, хорасанец Махмуд Гаван, прозванный «старшиной купцов» — Малик ат–туджар (Меликтучар боярин).

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина, несомненно, пользовалось на Руси большой популярностью и было даже включено в летопись наряду с другими важными историческими событиями.

Если пышность и роскошь царского двора развились в Московском государстве постепенно, когда оно окрепло, и являлись подражанием уже не татарам, а другим более могущественным восточным государям, то некоторые обычаи придворного этикета восходят к татарам и создались под их непосредственным влиянием. Это прежде всего относится к «челобитью» и к обычаю награждать шубами и одеждой, причем особенно ценилась одежда с царского плеча, то есть уже ношенная государем.

Герберштейн, описывая сделанный ему и его спутнику графу Леонарду Нугароле прием у великого князя в 1526 году, говорит, что при выходе послов к государю сопровождавший их дьяк провозгласил: «Великий государь, граф Леонард бьет челом». И вторично: «Великий государь, граф Леонард бьет челом на великой твоей милости». То же было объявлено и от имени Сигизмунда Герберштейна. По поводу этих выражений Герберштейн пояснил, что слова «бить челом» означали и благодарность за полученную милость, и приветствие высокопоставленному лицу: «Всякий раз, как кто-нибудь просит чего-нибудь или приносит благодарность, он обычно наклоняет голову; если он старается сделать это усерднее, то в таком случае спускается так низко, что касается рукою земли. Если они хотят воздать благодарность великому князю за какое-нибудь важное дело или попросить чего-либо, то кланяются и опускаются до такой степени, что касаются челом земли». То же говорит спустя 80 лет по поводу формы приветствий, употребляемых русскими, и Маржерет: «Если низший просит о чем-либо своего начальника или если возносит молитвы перед образами, то кладет поклон, касаясь самой земли».

Самое выражение «бить челом», по-видимому, заимствовано с Востока. Это выражение в различных грамматических формах мы встречаем в грамотах XVII столетия среднеазиатских послов, поданных русским царям на тюркских и иранских языках. «Бить челом» по-татарски передавалось словами «баш вурмак», а по-персидски «сар задан» (бить головой).

Стояние на коленях, земные поклоны, целование руки — все эти восточные знаки покорности и уважения, сохраненные и до сих пор в европейском мире христианской церковью, были обязательны для всех восточных народов. Татарские ханы, как рассказывают Плано Карпини и Рубрук, требовали от европейских посланников на приемах у них произносить свои речи или выслушивать ответ хана, стоя на коленях. Наша летопись с ограничением отмечает, что князю Даниилу Романовичу Галицкому на приеме у Батыя пришлось стоять перед ханом на коленях и называть себя ханским холопом («Сидит на коленях и холопом называется»). Когда в 1541 году после занятия турками венгерской крепости Офена во главе посольства от Фердинанда Австрийского к султану Сулейману II Великолепному находился упомянутый выше Герберштейн, то ему на приеме у султана пришлось, стоя на коленях, целовать у победителя руку, что посол счел за большое счастье, так как большинство людей, допущенных к султану, должны были кланяться ему в ноги, касаясь головою земли.

Обычай земно кланяться восточным владыкам сохранялся до конца XVII столетия. Так, в статейном списке стольника Василия Тяпкина и дьяка Никиты Зотова, стоявших во главе посольства в Крым в 1680 году для заключения Бахчисарайского договора, сказано, что послы перед первой аудиенцией уговорились с приближенными хана о том, чтобы в то время, когда они будут перед ханом и будут «ему по чину честь и поклон отдавать», чтобы их «за шеи не брали и силою к земле не нагибали» и тем их не бесчестили. «Мы и сами, — говорили они, — поклонимся по надлежащему чину». Татары с этим предложением согласились, и послы во время аудиенции без всякого понуждения поклонились хану до земли.

Старинный обычай награждать от имени правителей почетным платьем был распространен на всем мусульманском востоке с давних времен. От арабского глагола халаа — «он снял, скинул» (одежду, обувь) — произошло существительное хал’ат, получившее значение почетного платья, даваемого в подарок (то есть вещи, снятой с себя и данной другому). В 1541 году Герберштейн и член его посольства на аудиенции у султана Сулеймана Великолепного получили в подарок богатые кафтаны.

Наиболее древнее известие о пожаловании у нас шубами за ратные заслуги относится к 1460 году, когда Иоанн III прислал в награду устюжанам, предводительствуемым князьями Данилом Ярославским и Василием Ухтомским, несколько шуб и однорядок «лунских» (лондонских) за их успешную битву с татарами на берегах Волги. Герберштейн в оба свои посещения Московского государства в качестве посла (в 1517 и 1526 годах) от австрийского правительства был пожалован шубами, подбитыми соболями. Много раздавал шуб в награду Иоанн Грозный. Так, в 1552 году он пожаловал шубу возвратившемуся из тридцатилетнего плена из Польши князю Булгакову — Голице. В этом же году он наградил князя Владимира Андреевича несколькими шубами, а бояр, воевод, дворян и детей боярских — одеждою с своего плеча, бархатами и соболями. Жалованы были шубы за ливонскую войну в 1558 году. В 1563 году, после взятия Полоцка, Иоанн наградил нарядными шубами более 500 иноземцев, состоявших на королевской службе и взятых в плен.

Карамзин, ссылаясь на иностранцев, говорит, что в великокняжеских кладовых хранилось бесчисленное множество всякой одежды, шелковой, суконной и меховой, кладовые занимали в Москве целый квартал. На аудиенциях и при парадных выходах эта одежда выдавалась приближенным боярам и другим служителям при дворе, а потом, по миновании надобности в ней, опять сдавалась на хранение в государевы кладовые. Много одежды шло и на подарки, на «пожалования» служилым людям за особые заслуги и почетным иностранцам, как это было в обычае у всех восточных народов. Пожалования шубами и одеждами прекратилось со времени Петра I.

Несомненно, под восточным влиянием у нас, в Московской Руси, утвердился обычай при обращении к царю называть себя унизительными званиями. Бояре и все служилые люди к своему личному имени прибавляли «холоп твой», боярыни — «рабица» или «раба твоя», торговые гости — «мужик твой», простые купцы и крестьяне — «сирота твой».

В 1702 году при Петре I была указана новая форма прошений на высочайшее имя, по которой проситель, вместо наименования «холоп твой» должен был подписываться «Вашего Величества нижайший раб». То же мы видим не только в старом, но и в современном Иране: обычная форма вежливости у персов, сохранившаяся до нашего времени и соответствующая старому русскому «Ваш покорный слуга», это: банда — «раб», банда-и хагыр — «ничтожный, презренный раб», или: банда-и хаксар — «раб, валяющийся на земле, осыпанный землей, презренный».

Посольский обряд в Московской Руси создавался под непосредственным влиянием татар. Вот что говорит об этом профессор–востоковед Н.И. Веселовский: «Что церемониал (посольский) был нами заимствован у татар, это принято само собою. В течение долгого периода русские имели дипломатические сношения только с золотоордынскими ханами и с великими ханами в Монголии, должны были поневоле подчиняться требованиям этих ханов; а затем и сами усвоили их так основательно, что считали весь церемониал своим собственным и не отступали от его требований до Петра Великого, изменившего его на европейский манер... Церемониал был так устойчив, что на нем даже незаметно влияния европейской струи, внесенный к нам хотя бы Софьей Палеолог; может быть некоторые мелочи и подвергались тогда изменению; но сущность осталась прежняя».

Профессор Веселовский указал целый ряд позаимствований у татар при выработке в Московской Руси посольского церемониала, а именно: обычай давать послам коней и продовольствие; обмен подарками («поминками») от имени государей и лично от послов; расспросы о здоровье посла и государя; слезание с коня при встрече посла с посланцами государя и при приближении к дворцу; обязанность встречавшего посла чиновника («пристава») ехать с правой стороны посла; запрещение послам входить к царю с оружием; обычай дарить послам лошадь в хорошем уборе; угощение послов во дворце в присутствии государя (по восточному обычаю без столовых приборов, причем все кушанья подавались на стол сразу); строгий надзор за послами, как за шпионами; на аудиенции послы только представлялись царю и вручали ему свои грамоты, а переговоры вели, как и у татар, с боярами в особой ответной палате; по мнению Веселовского, под татарским влиянием возник и обычай иметь во время приема особых телохранителей, рынд, одетых в белые костюмы и вооруженных топорами; хотя русские князья и цари старались изменить восточный обычай, по которому посол должен был становиться перед государем на колени, запрещая это в своих наказах своим послам, а по отношению к мусульманским послам заменяя его возложением своей руки на голову посла, однако русским послам все же приходилось в Турции становиться перед султаном на колени, так как сопровождавшие их чауши (унтер-офицеры) понуждали их к этому силой, а крымский посол Аппак в Москве в 1519 году в посольском подворье выслушивал на коленях речь, произносимую от имени великого князя князем Иваном Палецким, стоявшим тоже на коленях.

Ко всем перечисленным особенностям посольского церемониала в Московской Руси Веселовский указал соответствующие параллели из посольской практики восточных народов, сделав, таким образом, свое изыскание вполне убедительным для беспристрастной критики.

Продолжение следует

Сергей Аверкиев
Справка

С.С. Аверкиев

ВЛИЯНИЕ ТАТАР НА ЖИЗНЬ РУССКОГО НАРОДА

Казань — 2015

СЕРИЯ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ»

Составитель — доктор исторических наук И.В. Зайцев

Ответственный редактор — кандидат исторических наук И.М. Миргалеев

© Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015

© Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова, 2015

© Институт российской истории РАН, 2015

© Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, 2015

© Издательство «ЯЗ», 2015

ОбществоИстория

Новости партнеров