Карандаш, арбуз и гречка: влияние татар на торговлю на Руси

Из книги востоковеда-татарофила о татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть 9

Четыре года назад известный российский востоковед-тюрколог, доктор исторических наук, профессор РАН Илья Зайцев подготовил к изданию книгу Сергея Аверкиева (1886—1963) под названием «Влияние татар на жизнь русского народа», которая вышла в Казани тиражом всего 100 экземпляров. Автор издания, историк-энтузиаст и «татарофил», до начала Первой мировой войны работал в Палестине (сначала в Дамаске учителем русской школы, позже в Назарете помощником инспектора начальных школ Императорского Православного Палестинского общества). Затем он был интернирован в Россию, где в итоге осел в Нижнем Новгороде. Аверкиев считал, что почти все русские государственные институты, явления и понятия являются по происхождению татарскими — и в его книге можно найти множество соответствующих примеров. В 50-е годы историк-любитель отправлял свою рукопись в московский Институт истории, но там ее, конечно же, немедленно «сослали» в архив, где она благополучно пролежала до середины 10-х годов XXI века. С разрешения Ильи Зайцева «Реальное время» публикует фрагменты этой монографии. Предыдущие части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

III. Влияние татар на торговлю, на промышленность и на развитие характера царской власти

1. Торговля. Ввоз товаров с Востока. Восточная торговая терминология. Восточные названия металлов, минералов и растений. Пути и время проникновения в Россию культурных растений с Востока

Соловьев в своей «Истории России» говорит, что после утверждения своего господства над Русью ханы и баскаки для собственной выгоды стали благоприятствовать развитию торговли. В Орде можно было все купить, а новгородцы получили от хана грамоту, обеспечивающую их торговлю. Главными торговцами в русских княжествах были ордынцы — татары, бесермене (мусульмане вообще), армяне и сурожане (иноземцы-купцы, привозившие свои товары через Сурожское и Азовское море; Сурож — Судак в Крыму). Главным торговым путем была Волга, по которой плавали разнообразные купеческие суда восточных людей: «и кербаты, и навозки, и лодки, и учаны, и струги».

Наиболее благоприятным временем для восточной торговли было время от Калиты (1322—1341) до Дмитрия Донского (1359—1389), когда низовья Волги и Дона и все русские княжества были объединены Золотой Ордой, в состав которой они входили и которая в это время еще сохраняла свою цельность.

От времени Василия III (1505—1533) мы имеем довольно подробный перечень товаров, привозимых в Московское государство с Востока. Это были: серебро в слитках, шелк, шелковые ткани, парча, драгоценные камни, жемчуг, перец, шафран; чагатайские купцы доставляли, кроме шелковых тканей, еще лошадей и свалянные из шерсти белые материи, идущие на епанчи. Через 100 лет с небольшим торговля с Востоком значительно расширилась.

После утверждения своего господства над Русью ханы и баскаки для собственной выгоды стали благоприятствовать развитию торговли. Илл. veralline.com

При переговорах с Гольштинской компанией в 1634 году о транзитной торговле через русские земли с Персией Московское правительство оговаривало для русских купцов право закупки в Персии следующих товаров, пользующихся наибольшим спросом в Московском государстве: «всякий крашеный шелк, всяких цветов бархаты, атласы и камки персидские золотые и шелковые дороги всякие, кутни всяких цветов, зендени, кинджи (?), сафьяны, краска крутик и мягкая, миткали, кисели, вязи, кумачи, всякие выбойки, бумага хлопчатая, кушаки всякие, ревень и коренье чепучинное, пшено сорочинское, нашивки, пояски шелковые, сабли, полосы, ножи, тулунбасы, луки ядринские и мешецкие, наручи и доспехи, всякие ковры, попоны, шатры и палатки, миткалинные и бязинные (?) полсти, орешки чернильные, ладан и москательные всякие товары, и селитра...»

От этого же приблизительно времени (1637—1650) до нас дошли подробные сведения о товарах, привозимых из Средней Азии в Сибирь через Тарскую и Тобольскую таможни. Это были наиболее дешевые среднеазиатские ткани (зендени, выбойки, бязь, пестряди, мели), затем одежда (кафтаны, кушаки), некоторые сорта мехов и кожи (красные лисицы, корсаки, мерлушки), наконец, хлопчатая бумага и ревень. Таковы же были, несомненно, и товары, ввозимые из Средней Азии в Московское государство через Казань и Астрахань. В общем, торговые обороты со Средней Азией в XVII столетии составляли 1/5 московской торговли с Западом через Архангельский порт и только немногим уступали нашей торговле с Персией.

Восточная торговля обогатила русский язык и соответствующими терминами, заимствованными у татар или у других восточных народов, особенно у персов. Это — базар, бакалея, барыш, барышник, лабаз, магарыч, товар и названия мер длины и веса. Восточного же происхождения в русском языке и многие названия драгоценных камней, различных полезных ископаемых (в том числе и металлов) и многих растений, имевших оборот в восточной торговле.

Названия драгоценных камней восточного происхождения будут приведены ниже, при описании одежды, обуви и украшений. Здесь помещаем лишь перечень металлов и минералов, с которыми русские познакомились во время своих сношений с восточными странами, а также названия растений восточного происхождения и их плодов, и восточные термины, связанные с растениеводством.

Торговые обороты со Средней Азией в XVII столетии составляли 1/5 московской торговли с Западом через Архангельский порт и только немногим уступали нашей торговле с Персией. Илл. idenga.ru

I. Металлы и минералы: 1. Булат (перс.) — сталь, 2. Жесть (монг.), 3. Карандаш (тюрк.), 4. Мазут (перс.-ар.), 5. Наждак (тюрк.), 6. Нашатырь (перс.- ар.), 7. Нефть (перс.), 8. Сурьма (перс.) — антимоний, 9. Тальк (перс.-ар.), 10. Харалуг (тюрк.) — черное, вороненое железо, цветистая сталь.

II. Растения и растениеводство: 1. Айва (тур.), 2. Алыча (перс.) — род сливы, 3. Арбуз (перс.), 4. Бахча (перс.), 5. Баштан (перс.), 6. Вишня (тур.), 7. Изюм (тур.), 8. Имбирь (перс.-ар.), 9. Инжир (перс.) — винная ягода, 10. Кавун (тур.) — украинское название арбуза, 11. Камыш (тюрк.), 12. Карагач (тюрк.) — особая порода вяза, 13. Кизиль (тюрк.) — кустарник со съедобными красными ягодами, 14. Кишмиш (перс.) — особый сорт сушеного винограда, 15. Кукуруза (тур.), 16. Кунжут (перс.) — масличное растение, сезам. 17. Курага (узбек.) — сушеные абрикосы без косточек, 18. Лимон (перс.), 19. Мушмула (тур.) — южный кустарник со сладкими мучнистыми грушевидными плодами, 20. Ревень (перс.) — травянистое лекарственное растение, 21. Сабур (тюрк.) — алое, 22. Саксаул (тюрк.) — дерево из семейства маревых, 23. Самшит (перс.) — кавказская пальма, 24. Сандал (перс.-тат.) — дерево с ароматной, богатой эфирными маслами древесиной, 25. Сандорак (перс.) — ароматная смола, добываемая из африканского хвойного растения, 26. Табак (перс.), 27. Тал (тюрк.) — тальник, 28. Тут (перс.-ар.) — тутовое дерево, 29. Тютюн (тат.) — украинское название табака, 30. Урюк (тур.) — сушеные абрикосы с косточками, 31. Хна и хенна (перс.) — красноватая краска, добываемая из листьев дерева Lausonia inermis L., которой на Востоке красят волосы и оконечности пальцев, 32. Хурма (перс.) — южное дерево из семейства эбеновых, плоды которого употребляются в пищевой промышленности, 33. Чиляга (перс.) — ранний сорт среднеазиатского винограда, 34. Чинар (перс.) — платан, 35. Шала (перс.) — неочищенный рис, 36. Шафран (перс.-ар.) — растение «крокус», 37. Шептала (перс.) — сушеные абрикосы или персики с косточкой.

О времени и путях проникновения в Россию культурных растений непосредственно с Востока мы имеем следующие сведения, основанные на исторических и филологических данных:

1. Арбуз — Citrullus vulgaris Schard, родом из Африки по мнению Умикова, был завезен татарами из Средней Азии в Астрахань, откуда он потом распространился по России. О завозе его к нам с Востока говорит и его название: харбуза на персидском языке означает дыню, а у нас сделалось названием арбуза. Карпуз по-турецки значит арбуз, в переносном смысле круглый предмет, шар. Донские казаки турецкое название карпуз усвоили себе в звучании «гарбуз». Вероятно, от этого турецкого слова произошло и русское «карапуз» — шутливо-ласковое название малолетнего ребенка или толстого малорослого человека.

Мы имеем исторические сведения о неоднократных закупках в Астрахани в шестидесятых годах XVII столетия при царе Алексее Михайловиче семян различных огородных растений, в том числе и арбузных разных сортов. И уже в 1675 году секретарь Австрийского посольства Адольф Лизек отмечал, что в Москве (вероятно, в Московском государстве) арбузов и дынь родится множество отменной доброты и необыкновенной величины.

Когда в XVII столетии царь Алексей Михайлович, увлекшись садоводством, сделал попытку развести виноград в своих подмосковных садах, то он почти одновременно (в 1665 и 1666 годах) выписал виноградные кусты из Астрахани и из Киева. Илл. wikipedia.org

Золотницкий указывает, что первые арбузы в России были посеяны по указу 11 ноября 1660 года в Чугуеве (на Донце), причем предписывалось, чтобы, когда они поспеют, высылать их оттуда в Москву. Из Чугуева они распространились уже по всему югу.

Более осторожно, чем Умиков, высказывается относительно путей проникновения арбуза в Россию Танфильев: «В Россию арбуз проник, вероятно, через Персию или Турцию».

2. Виноград — Vites vinitera L. — дико растет в Закавказье. Уже в начале III тысячелетия до нашей эры он разводился в Египте, а во II тысячелетии проник в Грецию, а оттуда в Италию. Греки распространили культуру винограда в своих колониях по берегу Черного моря. Так, уже в IV и V столетиях нашей эры готы на Таврическом полуострове занимались земледелием и виноградарством. Несомненно, что отсюда виноград проник и в Киевскую Русь. Когда в XVII столетии царь Алексей Михайлович, увлекшись садоводством, сделал попытку развести виноград в своих подмосковных садах, то он почти одновременно (в 1665 и 1666 годах) выписал виноградные кусты из Астрахани и из Киева. Из Киева вместе с виноградными кустами и другими южными плодовыми деревьями прибыл и виноградный садовник, старец Межигорского монастыря Филарет, который в 1670 году был отпущен на родину и заменен старцами Лубенского Мгарского монастыря Геннадием и Анофрием. Эти вызовы садовников из южнорусских монастырей показывают, что в Южной Руси к XVII столетию садоводство и виноградарство получило уже широкое развитие.

В более широких размерах привозилась виноградная лоза из Астрахани. Так, в 1665 году астраханец Василий Микитин привез государю первые виноградные кусты, а в 1666 году было поручено садовнику Лариону Льгову приобрести в Астрахани для московских царских садов 2 000 виноградных черенков. Однако попытки развести виноград под Москвой в открытом грунте при Алексее Михайловиче дали небольшие результаты: в 1674 году в царских садах было на учете всего 14 кустов винограда, а после его смерти в его виноградном саду осталось только 9 кустов.

Более результатов дали заботы царя о развитии виноградарства и виноделия в Астрахани и по Тереку. В Астрахани у него был старый виноградный сад, которые строили русские люди еще в 1647 году, затем в Астрахани были сады, заведенные иностранцами — гольштинцем и французом. Иностранцы учили русских людей и виноделию. Уже в 1658 году из Астрахани в Москву на царский обиход было послано вина 1 206 ведер. Свежий виноград для царского стола привозился из Астрахани в патоке. В 1756 году у самой Москвы реки, под Донским монастырем, были устроены Демидовым громадные оранжереи для винограда. А в оранжереях другого богача того времени, Всеволжского, построенных под Петербургом, виноград получался круглый год, вызревая последовательно один за другим в разных оранжереях.

Эти вызовы садовников из южнорусских монастырей показывают, что в Южной Руси к XVII столетию садоводство и виноградарство получило уже широкое развитие. Илл. cyrillitsa.ru

3. Гречиха — Fagopyrum esculentum Moench. По мнению Баталина, была принесена в Россию из Азии монголами в средние века, в Западную же Европу она попала в XV или XVI столетии из Турции, почему и стала называться «турецким или сарацинским зерном». Одно из немецких названий гречихи Fatercon (тожественное латинскому Arumentum Tatarorum), чешские, украинские и мадьярские «татарка», финское Tattari, эстское tatri указывает на ее позаимствование от монголо-татар Восточной Европы. Русские названия этого растения «греча», «гречуха», «гречиха», украинское «гречка», польское «gryka», литовское «grikai», валахское «hrisk», мадьярское «haricska», означающие греческое хлебное растение, как будто и противоречит первому приведенному нами показанию о названиях, указывающих на татарское происхождение растения. Но надо иметь в виду, что слово «греческий» в данном случае имеет значение «чужеземный», «привезенный издалека». Подобным образом по отношению к кукурузе, привезенной из Америки, в Европе употреблялось название «турецкая пшеница»; англичане называют индюка Turkey, хотя родина его Америка, а отнюдь не Турция; в немецком языке вместо «романский» употребляется термин «валашский» — Walsch.

В России в юго-восточных районах гречиха называется простонародьем дикушей и татарским словом «курлук» и «кырлык». По словам Танфильева, этот вид гречихи — F. tataricum — более позднего происхождения; он растет в диком состоянии в Сибири.

Память о позаимствовании гречи у татар сохранилась в нижеследующей народной сказке, которую мы здесь приводим в изложении А. Коринфского: «Ходит в народе о гречихе старая сказка, повествующая о том, как впервые попала греча на Святую Русь. За синими морями, за крутыми горами жил был царь с царицей. На старость послал им Господь на утешение единое детище, дочь красоты несказанной. Возрадовался царь с царицей и не знают от радости, какое имя дать дочери, как ее прикликати: какое имячко ни вспоминается им, есть оно и в других семьях — то у барской дочери, другое у княжеской, то у посадского мужика в семье. Порешили царь с царицею снарядить посла, идти ему всех встречных поперечных спрашивать об имени, чтоб дать его красавице-царевне. Попалась послу старуха старая: на вопрос посла отвечает седая, что зовут ее Крупеничкою. Не верит боярин, никогда не слыхивал он такого имечка; но когда стала клясться-божиться старая, взял в толк посланец царский, что за таким-то неслыханным именем и послали его на поиски. Отпустил он старуху во Киев-град Богу молиться, а на отпуске наделял золотой казной. Вернулся посол к царю с царицею, поведал им обо всем, и нарекли они новорожденное свое дитя Крупеничкою. Взросла-повыросла царевна, надумали отец с матерью замуж ее отдавать, послали по всем царством-королевствам искать себе зятя. Вдруг — ни думано, ни гадано — подымалась орда бесерменская. Не посчастливилось царю в войне с ордой, положил он со всеми князьями-боярами на кровавом поле свою голову. Полонила орда все царство, и досталась царевна во полон злому татарину. Три года томилась красавица в тяжкой неволе; на четвертый шла-прошла старуха старая через Золотую орду из Киева — увидела полоняночку, увидав — пожалела да и оборотила царскую дочь в гречневое зернышко; спрятало ее в свою колиту да и пошла на Святую Русь. Идет старая, а царевна ей: «Спасла от работы великие, от неволи тяжкие; сослужи еще службу последнюю: как придешь на Святую Русь, на широкие поля привольные, схорони меня в землю». Просьба царевны была исполнена, но — как схоронила старуха гречневое зернышко — и учало то зернышко в рост иттить, и выросла из того зернышка греча, с семидесяти семи зернах. Повеяли ветры со всех со четырех сторон, разнесли те семьдесят семь зерен на семьдесят семь полей. С той поры — заканчивается сказка — на Святой Руси расплодилась греча».

4—5. Дыня — cocumis melo L, тыква — cucurbita pepo L. По словам Умикова, «в Россию дыня была занесена из малой и средней Азии в XII—XIII столетии; по другим источникам, дыня разводилась в России в XVI столетии и, по всей вероятности, была завезена в Россию или из Кавказа или из Ирана». Золотницкий о проникновении к нам дыни рассказывает иначе. Он говорит: «К нам дыни начали привозить в XVII столетии. Сначала их доставляли преимущественно из Англии в Архангельск, откуда их привозили в Москву, а затем стали разводить в парниках в Москве, причем дыни получались такой крупной величины, что им удивлялись даже приезжие иностранцы».

Сведения, сообщаемые Золотницким о завозе дынь из Англии, весьма сомнительны, что же касается парников в Москве, то их появление следует отнести только к XVIII столетию, когда у нас получило более широкое распространение стекло, а до стеклянных покрытий для растений у нас могли быть только паровые гряды.

Продолжение следует

Сергей Аверкиев
Справка

С.С. Аверкиев

ВЛИЯНИЕ ТАТАР НА ЖИЗНЬ РУССКОГО НАРОДА

Казань — 2015

СЕРИЯ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ»

Составитель — доктор исторических наук И.В. Зайцев

Ответственный редактор — кандидат исторических наук И.М. Миргалеев

© Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015

© Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова, 2015

© Институт российской истории РАН, 2015

© Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, 2015

© Издательство «ЯЗ», 2015

ОбществоИстория
комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 22 мар
    Интересный материал. Русский писал, русский взгляд.
    Ответить
    Анонимно 22 мар
    А кто такой "русский"?
    Ответить
    Анонимно 22 мар
    "Русский" это симбиоз (биологический и культурный) тюрка, славянина и финно-угора.

    Именно эти три этноса многие столетия совместно со множеством других этносов создавали фундамент России (РФ).
    Ответить
    Анонимно 22 мар
    про симбиоз всё верно.

    а чё в школьных и вузовских учебниках РФ про это не пишут? -- вот это и рождает нездоровый национализм у русских, у татар, у марийцев. одни считают себя неимоверно великими, другие требуют равноправия
    Ответить
    Анонимно 22 мар
    В уважаемом РВ о "симбиозе" пишут давно.
    Будут писать и в школьных и вузовских учебниках.
    Ответить
    Анонимно 22 мар
    Да что у Вас за привязки постоянно к национальностям то?
    Ответить
  • Анонимно 22 мар
    Очень интересные заметки. Местами спорные, но публиковать такое стоит. Пока не запретили.
    Ответить
    Анонимно 22 мар
    а кто запретит?
    Ответить
  • Анонимно 22 мар
    Этим мне и нравится Реальное время. Находят разных авторов, пишущих о тюркской (в т.ч. татарской истории) истории и мусульманах. И казанских-татарских, и башкирских, и казахских, и русских, и украинских, и европейских. Молодцы! Разные мнения очень важно показывать.
    Ответить
  • Анонимно 22 мар
    Такое большое влияние оказывается
    Ответить
    Анонимно 22 мар
    До чего же еще неграмотные... Татарский язык это гайнинский диалект башкордского языка БАШтел... И вообще эту кличку татары дали сами же урусы...
    Ответить
    Анонимно 22 мар
    Salavat Khamidullin number two? ))
    Ответить
    Анонимно 22 мар
    Жаба душит башкирина .Надо было оставить как есть общий литературный язык на основе гайнинского диалекта . Теперь западные башкорты получились ближе к татарам из за корявой нац политики .
    Ответить
  • Анонимно 22 мар
    Ну вот... на самом интересном месте ))) Когда продолжение? Жду прям как новую серию сериала ))))
    Ответить
  • Анонимно 22 мар
    Иллюстрации интересные ))))
    Ответить
  • Анонимно 24 мар
    Мы болгары, а не татары!

    "Еже быша в лета... отца его... царя... Ивана Васильевича... нечестивы Болгари, иже близ Русии пребывающе, живуще по реце глаголемей Волзе, во мнозех летех приходяще на пределы Русийскаго ею государства и многия пакости деюще православным християном, брани составляюще и пленующе непрестанно: по вся лета воеваху и православнаго християнства кровь, яко речьные быстрины, изливатеся мнози же православнии християне от нечестивых побиени быша, ови же в плен отведени и многия и различные муки претерпеша. Царь же... Иван Васильевичь... в лето 7061-гo (1552г.)... поиде во мнозе силе и град их великий Казань взять, пределы их Казанския вся поплени и многое множество нечестивых Болгар погуби, оставших же от плена всех под свою под царскую десницу покори.

    ... по сем... царь... Иван Васильевичь... ко Господу отьиде, по нем же... сын его... Федор Ивановичь... царствия скифетр приемлет..;нечестивии же Болгари гордостию бесовскою вознотахуся, паки на благочестие востают и пришедше намнозе... Благочестивый же царь.., слышав сия, ... повеле изрядному своему правителю Борису Федоровичу /Годунову/ послати многое свое воинство на нечестивые Болгары...

    Борис Федоровичь вскоре… воинство… изооружив, на Болгары посылает (1584г). Воинство же благочестиваго царя, пришедше в пределы Болгарския области* и тамо намнозе пленующе, воеваше, и ... нечестивыи побежены быша... Они же... царю рабское покорение принесте; царь же... повеле многия грады своя в пределах их поставити, же...

    вся страны Болгарския** в великом покорении и в рабском послушании под его царскою десницею и доселе пребывают. Не точию же сия нечестивыя Болгары... покори.., но и Сибирскую страну всю..."

    Иов (Иев) - видный политический и религиозный деятель России конца XVI ¬начала XVII в., патриарх всея Руси в 1589-1605 гг.
    Источник: Полное собрание русских летописей, т. XIV, Москва, 1965 г.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров