Наиль Магдеев попенял команде Василя Шайхразиева на «слабый контроль»
После громких коррупционных скандалов предшественников в Челнах глава автограда назвал три приоритета в городской политике
Прозрачность в распределении земельных участков, контроль за расходами по госзакупкам и отказ от аффилированности в сфере ЖКХ обещал на прошедшей накануне сессии горсовета взять на вооружение Наиль Магдеев. Корреспондент «Реального времени», побывавший на мероприятии, среди других метаморфоз отметил предоставление оппозиции трибуны для критики власти. Представить себе такое при предыдущем мэре было трудно.
«Командовать парадом буду я»
Прошедшее в пятницу в Набережных Челнах заседание горсовета, посвященное итогам социально-экономического развития за 2014 год, отличалось от прежних, похожих на него, по ряду причин. Основных — две. Во-первых, Наиль Магдеев впервые, можно сказать, «командовал парадом», приняв городской пост от Василя Шайхразиева в сентябре прошлого года. «Принимавший парад», как и предыдущие, президент РТ Рустам Минниханов именно поэтому вряд ли мог возложить ответственность за какие-то недоработки на нового главу.
Во-вторых, как и шесть лет назад, автоград подвел итоги прошлого года и начал новый — не так парадно из-за кризиса. Причем, как следовало из ряда оговорок и заявлений членов президиума (помимо Магдеев, президента РТ присутствовали также замглавы города Флера Андреева и гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин) новый кризис, в отличие от предыдущих, никак нельзя было предсказать, а следовательно, — можно сделать вывод — хоть как-то структурно к нему подготовиться. Если в прошлый кризис город, включая тот же «КАМАЗ», переживал в первую очередь из-за кризиса в западной экономике, волны которого принесли немало бед и российской экономике, то нынешний, с мировыми санкциями, общим похолоданием отношений с Западом (грозящих чуть ли не новой «холодной войной») и падением курса рубля, грозит не только резким структурным изменением рынка (вследствие во многом вынужденного импортозамещения) и концом довольно стабильной 15-летней эпохи. Вопросы не только выживания, впрочем, но и развития — программы инноваций и инвестиций, как и соцрасходы — власти Татарстана и Набережных Челнов принципиально пока не сворачивают.
Экономика автограда забуксовала
«Во первых строках» своего доклада Наиль Магдеев назвал 2014 год политически и экономически трудным, итоги выборов в госсовет (приведших к увеличению мест членов партии «Единая Россия») в этом свете стали «консолидацией здоровых сил общества» в непростые времена. Глава исполкома также заверил собравшихся, что город в 2014 году «сохранил устойчивость развития». Надо сказать, что искать следы катастрофического влияния кризиса и санкций в итогах 2014 года действительно нет смысла: инерционность экономического развития вообще свойственна городам традиционно промышленного региона. Однако замедление развития, надо признаться, можно уже отмечать. Так, валовый территориальный продукт (ВТП) автограда по итогам прошлого года составил 171 млрд рублей, а это всего 100,6% в сравнении с 2013 годом. Индекс промышленного производства и вовсе отрицательный — 96,4%. По итогам восьми месяцев 2014 года он составлял чуть больше 97,2%. Следовательно, последние четыре месяца только усугубили ситуацию. Всего челнинскими предприятиями было отгружено продукции на 199,2 млрд рублей. Почти не отмечается роста и отдельно по отраслям. Объем строительно-монтажных работ — 30,4 млрд руб. (100,2%). Объем розничной торговли — 132,5 млрд руб. (101,1%). Объем платных услуг — 34 млрд руб. (100,8%). Показательно, что вклад в ВТП малого и среднего бизнеса составил 33,1% — почти столько же, сколько и в прошлом году. И это несмотря на развитие таких площадок, как КИП «Мастер» и «IT-парк». Оборот малых предприятий составил 134,7 млрд рублей. Положительную тенденцию в мэрии видят в том, что сегодня на малых и средних предприятиях трудятся 57 375 человек — треть трудоспособного населения города, «больше, чем на «КАМАЗе». На поддержку бизнеса в 2013-2014 годах было выделено госсубсидий на сумму более 800 млн рублей.
При этом в качестве неприятной «стабильности» Наиль Магдеев особенно отметил среднюю зарплату по Набережным Челнам — 28,2 тыс. рублей: она выросла на 1,44%. То есть на фоне растущей инфляции это означает, что она падает. Правда, удалось сохранить низкий уровень безработицы — по итогам прошлого года он составил 0,81%. Доля «КАМАЗа» в экономике автограда по-прежнему велика — 48,3%. Притом что кризис в первую очередь ударил и продолжает бить именно по автопрому, Магдеев обещал, что власти будут предпринимать необходимые меры «по снижению социальной напряженности». Какие именно, он, впрочем, не назвал. Подробно о ситуации на «КАМАЗе» (по уровню продаж близкой к аховой) рассказал позднее гендиректор Сергей Когогин (о его выступлении см. следующий материал).
Отметил Наиль Магдеев и ряд предприятий, закончивших трудный год хотя бы в каких-то плюсах. Не забыл запуск в прошлом году производства СП «Ford Sollers» (инвестиции в проект пока составили около $400 млн, производственная мощность завода рассчитана на 115 тыс. машин в год, численность персонала — 1 200 человек), где первой моделью должны выпустить Ford Ecosport. Впрочем, с учетом падения рубля и снижения покупательной способности горожан перспективы его в этом году могут быть весьма туманны. Среди тех, на кого рассчитывает город: КБК, ООО «ZF КАМА», ЗАО «Камминз КАМА», ООО «КамгэсЗЯБ», ОАО «Булгарпиво». Всего в Набережных Челнах за год было создано 13 тыс. новых рабочих мест (что, собственно, и могло удержать уровень безработицы). Общий объем инвестиций в новые площадки и модернизацию прежних составил 37,8 млрд рублей (рост составил, между прочим, аж 18%!). Наиль Магдеев пообещал, что город постарается реализовать все механизмы господдержки реального сектора экономики (что в условиях возможного резкого дефицита импортных комплектующих и удорожания иностранной продукции вообще, согласитесь, имеет смысл). И обратил внимание, что и нынешние мощности городских производств не дозагружены. По словам Магдеева, «сложная экономическая ситуация (читай: санкции — прим. ред.) дает шансы перейти на заказы у собственных производителей».
Прозрачность в распределении земли, устранение аффилированности в ЖКХ и контроль за госзакупками
Новый автоградоначальник не мог обойти молчанием коррупционные скандалы прошлого года, приведшие к отставкам в администрации автограда: в частности, начальника управления архитектуры, градостроительного и жилищного развития Рафара Шакирова и начальника управления земельных и имущественных отношений Ирины Сибекиной. Оба чиновника стали фигурантами доследственной проверки по итогам мартовского заседания совета по противодействию коррупции при президенте РТ в закрытом режиме. Татарстанские СМИ активно писали о так называемом «игорном деле», в результате которого был задержан известный предприниматель автограда Алексей Миронов. Закачалось кресло и под самим Василем Шайхразиевым... Учитывая все обстоятельства ухода предшественника в кабмин, сложно было бы ожидать от Наиля Магдеева каких-то выводов по итогам его всего четырехмесячной работы в администрации Набережных Челнов. Город ему достался «с репутационными потерями», имидж был подпорчен, и не исключено, что с полной финансовой неразберихой и завалом, который пришлось разгребать новой команде. Тем не менее Магдеев объяснил провалы прошлой команды весьма дипломатичным языком: «Все это стало возможным при слабом контроле со стороны ряда должностных лиц исполкома. По итогам работы экспертной группы приняты меры по устранению выявленных нарушений, а также принят ряд кадровых решений, — заметил он, добавив: — Поэтому в этом году надо продолжить целенаправленную работу в области профилактики коррупционных проявлений. Необходимо завершить полную инвентаризацию земельных участков и имущества. Проводить постоянный мониторинг целевого использования участков. Строго соблюдать финансовую дисциплину при осуществлении закупок товаров для муниципальных нужд. Обеспечить полную открытость и прозрачность деятельности органов местного самоуправления и не допускать аффилированности в сфере жилищно-коммунального хозяйства!»
Оппозиция «Ее Величества»
Наиль Магдеев со своей командой оказался в ситуации, когда каждый шаг мэрии будет отслеживаться в Казани самым внимательным образом (можно быть уверенным в том, что отдельные документы, договора и акты будут проверяться Кремлем, вооруженным лупой). Под таким прицелом работать, безусловно, тяжело, зато горожанам можно быть уверенными — хотя бы в первые годы, — что чиновники администрации города несколько раз подумают перед тем, как решиться на очередные сомнительные схемы. В этой связи любопытен ход самой магдеевской команды: одним из главных выступающих на «парадном» заседании стала одна из немногих оппозиционерок автограда (если не сказать — единственная) коммунистка Татьяна Гурьева. Между прочим, оппозиционерка сразу после назначения Магдеева в автоград выразила в интервью газете «Коммерсантъ» свое скептическое отношение: «Я пообщалась с бугульминцами, положительных отзывов о Наиле Магдееве не услышала».
Выйдя бодрым шагом к трибуне под смущенными улыбками Наиля Магдеева и Рустама Минниханова, депутат горсовета командным голосом перечислила требования к новой администрации. Во-первых, как-то справиться с «необузданным ростом цен на товары первой необходимости» (предложение коммунистки — открыть муниципальный или республиканский магазин с недорогими продуктами). Во-вторых, обуздать такие же несоразмерно высокие тарифы на тепло и горячую воду (депутат в очередной раз удивляется, что сумма тарифа «почему-то» сильно вырастает на пути от производителя услуги к потребителю): «Следовало бы как-то умерить пыл монополистов!» В-третьих, проблема с УК — тут президиум особенно внимательно прислушался к ее словам (напомним, ряд нареканий у антикоррупционного совета РТ вызвала и предполагаемая аффилированность чиновников мэрии автограда с рядом УК): «Частные управляющие компании не оправдали ожиданий. Сплошные приписки. Необоснованные повышения тарифов. Мы провели в городе референдум среди горожан и передаем вам их требование — создать на базе частных УК и их имущества городскую управляющую компанию». В числе прочих предложений и советов оппозиции: решить, наконец, транспортную проблему (полный хаос, пробки, хамство частных перевозчиков пенсионерам, плохое техническое состояние микроавтобусов) — при помощи больших вместительных автобусов и создания такого же муниципального предприятия Гортранса. И, наконец, одна из самых болезненных тем, волнующих горожан (и могущих, по словам Гурьевой, привести даже к социальному взрыву), — точечная застройка и очередные дольщики, не получившие своих квартир. Оппозиционерка предложила принять республиканский закон о точечной застройке и «разобраться с деятельностью ЗАО «ФОН». У последнего не заладилась застройка в 65-м микрорайоне.
Выступление оппозиции в единственном числе вызвало искренние и продолжительные аплодисменты (с учетом того, что основная публика в зале состояла из чиновников Татарстана различного ранга, подобный прием дорогого стоит!). По-видимому, с учетом горького опыта прошлой команды администрации — которая не слишком-то жаловала и системную, и несистемную оппозицию вообще — властями принято решение хотя бы на первых порах пристальнее прислушиваться к «голосу протеста», дабы корректировать впредь свои действия и не допускать коррупционных схем (или, говоря политкорректно, «слабого контроля со стороны ряда должностных лиц»).
«Я, будучи премьером, тоже совершал ошибки, врать не буду»
Президент РТ Рустам Минниханов в своей заключительной речи подробно предложения оппозиции прокомментировал и даже поставил выступление Татьяны Гурьевой в пример остальным, призвав не обижаться на критику, а напротив, ценить. Впрочем, президент заметил, что не является сторонником возвращения государства в ЖКХ и превращения в муниципальные частных УК (оно и понятно — вероятность «наживаться» в случае монополии может и возрасти), однако отметил, что возможность коррупционных схем может быть снижена благодаря открытости и прозрачности компаний: «А то сборы у компаний стопроцентные, а долги почему-то растут», — поделился своим риторическим недоумением президент РТ. Еще одним способом как-то контролировать теневую часть бизнеса, по мнению Минниханова, могло быть лицензирование УК. «Чтобы не допустить аффилированности с родственниками чиновников! С таким безобразием давно пора кончать», — отрезал глава республики. Отвечая на претензии горожан о точечной застройке Рустам Минниханов неожиданно согласился с ними (не в последнюю очередь, возможно, и потому, что земельные аферы автограда могли сыграть немалую роль в активизации подобного строительства). Сославшись на то, что изначально Челны были единственным умно спланированным советским городом: «таких продуманных городских проектов вообще нет!»
«Зачем этот проект и облик города портить? У нас в Казани была такая же ситуация с точечной застройкой. Желая заработать побольше денег, компании строили в историческом центре Казани. Я тогда, будучи премьером, тоже совершал ошибки в этом вопросе, врать не буду, — смущенно заявил Рустам Минниханов, предложив все планы по точечным застройкам сверять с городским проектом и проверять всю строительную документацию: «чтобы это не было решением одной персоны» — видимо, намекая на некоего куратора строительства.
«Банки закрывают только свою ликвидность»
Впрочем, сегодня перед городом стоят даже более серьезные проблемы, чем коррупция. По словам Минниханова, в последнее время постоянно отправляющегося, по его словам, лично ознакомиться с ситуацией на местах, сегодня важно, несмотря на западные санкции, снижение цен на нефть и колебания курса рубля, выдержать. Для этого антикризисный штаб уже создан. Правительство РТ пытается сохранить рабочие места и особенно внимательно следит за ситуацией в машиностроении, малом и среднем бизнесе и банках: «Банки сегодня, к сожалению, закрывают только свою ликвидность, с клиентами работают по минимуму, и их высокие процентные ставки, конечно, неприемлемы», — объяснил он ситуацию со сложностью кредитования бизнеса. Особый упор президент РТ сделал на том, что, несмотря на антикризисный менеджмент, республика в настоящий момент не собирается отказываться от амбициозных инвестиционных планов и проектов модернизации. Касается это и «КАМАЗа», которому в меру возможности Минниханов обещал помочь с лоббированием интересов: «Если мы сегодня, глядя на кризис, не будем думать о среднесрочных и долгосрочных перспективах, то ошибемся даже в завтрашнем дне», — объяснил он свою позицию.
Президент РТ пообещал не заниматься сокращением рабочей силы в строительстве, в сфере производства стройматериалов, работников дорожной отрасли, так как «сокращенных нам некуда будет потом девать».
Не окажется ли стратегия «Нью-васюками»?
Прокомментировал президент РТ и республиканскую стратегию до 2030 года, которую в эти недели презентуют по всему Татарстану. Ознакомились с ней и в автограде: один из ее разработчиков, представитель Леонтьевского центра Борис Жихаревич рассказал о том, каким видят город власти республики к 2030 году. В теории выглядит неплохо (другое дело — где во время кризиса взять деньги на воплощение этой теории в практику?) В рамках глобального конкурентоспособного региона на территории Челнов, Нижнекамска, Елабуги и Менделеевска должен развиваться Камский кластер, который, как предполагается, станет «лидером роста волжско-камского региона». Согласно стратегии, через Каму «ради обеспечения стратегической безопасности» и «скоростной транспортной связи» будут построены еще два моста (один к пос. Соколки, другой — «АлаБег» у Елабуги). В остальном касающиеся автограда планы вызывают некоторое дежавю. Во времена руководства городом командой Ильдара Халикова планы о «кластере» то и дело звучали с трибун, как и слова «камская агломерация», но воплотить ее в жизнь тогда не удалось. То ли эти масштабные планы были преждевременны, то ли помешало что-то другое... Впрочем, если верить президенту РТ, власти решились взяться за камскую агломерацию и кластер всерьез.
«Камский кластер станет, согласно стратегии, основной точкой роста. Нефтяная промышленность республики расти не будет», — расставил приоритеты глава Татарстана. — Развиваться будут Челны, Нижнекамск, ОЭЗ «Алабуга».
Президент также указал, что за время снижения зависимости РТ от сырьевой отрасли, доля нефтяных денег в бюджете РТ упала с 32 до 24%, а доля обрабатывающего сектора, напротив, выросла с 58 до 70,3% (впрочем, период динамики не был назван). В условиях низких цен на нефть, понятное дело, наполняемость кошелька будет все меньше зависеть от бизнеса ОАО «Татнефть».
Фото: «Челнинские известия», «Татар-информ»
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.