Казань поучаствует в войне Samsung с ритейлерами

Бойкот российских розничных операторов Samsung пытается обойти созданием собственной сети монобрендовых магазинов

После отказа «Связного» и «Евросети» от смартфонов Samsung вендор потерял четверть своей доли на российском рынке. Сейчас компания пытается компенсировать провал за счет демпинга, маркетинговых акций и собственной сети магазинов. Возможен выход корейского производителя и в Казань. Однако эксперты «Реального времени» уверены, что своя розница не спасет Samsung.

Samsung в Казань придет и розницу победит?

На днях стало известно, что компания Samsung планирует открыть 100 монобрендовых магазинов в России. Об этом сообщили федеральные СМИ со ссылкой на главу Samsung Mobile в России Аркадия Графа. В каких именно регионах будет открываться розница, Граф не уточнил.

В пресс-службе Samsung Mobile в России корреспонденту «Реального времени» подтвердили, что Татарстан рассматривается в качестве региона для открытия, однако затруднились уточнить, сколько магазинов и когда будет открыто в регионе, сославшись на то, что сейчас «ведутся переговоры с региональными партнерами». При этом в пресс-службе пояснили, что компания «уходит от формата street retail» и планирует увеличить количество магазинов в больших торговых центрах с постоянно высоким трафиком.

В Казани уже работает один монобрендовый магазин Samsung в ТЦ «Мега». Им управляет ООО «Носимо», учредителем которого, согласно базе «Контур-Фокус», является Тихон Смыков, также развивающий монобрендовые сети Sony и Re-store. Как рассказали в пресс-службе Samsung Mobile, магазин «открыт в Казани уже более двух лет, показывает стабильный прирост как в выручке, так и в трафике».

Неудачная попытка

Напомним, что ранее сеть монобрендовых магазинов в Казани пыталось развивать ООО «Розничные Ай-Ти Технологии», которое контролировали бывшие топ-менеджеры ритейлера DOMO (в частности, у экс-директора Антона Сайфутдинова было 41,1%). Магазин площадью 450 кв. м открылся в ТЦ «Саборг» на улице Лушникова, 10а (недалеко от улицы Краснококшайской) в декабре 2012 года. Сумма заявленных инвестиций (открытие магазина на 400 кв. метров и покупка оборудования) — около 30 млн рублей. Чуть позже магазин у сети появился в ТЦ «ГУМ». Параллельно бывшие топ-менеджеры DOMO развивали и сеть магазинов «Холодильники&Климат». Правда, в 2013 году у сети, похоже, начались проблемы с кредиторами. Так, в базе данных арбитражного суда можно обнаружить, что местный филиал «Газпромбанка» пытался через суд и приставов взыскать заложенную квартиру одного из соучредителей. Конфликт закончился тем, что в 2013 году сеть подала на свое банкротство и до сих пор находится в этой процедуре. В частности, через арбитражный суд ей было предъявлено исков на общую сумму 47,5 млн руб. В итоге компания была вынуждена закрыть магазин.

Отметим, что первый приход Samsung в Казань совпал с экспансией в целом по России. Первый фирменный магазин компании открылся в октябре 2011 года в Москве. Причем в октябре 2012-го все магазины Samsung в России объединили в единую сеть. IT-холдинг «Ланит», контролирующий re:Store Retail Group и развивающий фирменную розницу Samsung, приобрел примерно за 1,5 млрд рублей компанию «Носимо». Последняя управляет сетью из 40 монобрендовых магазинов площадью 100-120 кв. м корейского производителя Samsung. Она представлена и в Казани. До мая 2012 года «Носимо» развивала свою розничную сеть под брендом Nokia в рамках соответствующего соглашения с финским производителем смартфонов. Затем договор был расторгнут, а новый заключен с конкурирующим брендом — Samsung. Затем все магазины были закрыты для проведения ребрендинга сети, причем три так потом и не открылись — они были расположены поблизости от уже существовавших салонов Samsung.

Однако у компании начались проблемы с долговыми обязательствами.

«Некачественные» «самсунги»

Заявление об открытии новых магазинов прозвучало на фоне разгоревшегося скандала вокруг компании. Напомним, в конце июля этого года стало известно, что еще в начале лета ряд сетей отказались от закупок продукции компании Samsung. Как сообщила газета «Ведомости», бойкот объявили два крупнейших российских продавца мобильных устройств — «Евросеть» и «Связной», а также розничные сети их ключевых партнеров — «Мегафона» и «Вымпелкома».

Представители сетей сообщили, что закупки были приостановлены из-за высокой доли брака. По данным «Евросети», у Samsung по отдельным партиям уровень брака превышал 7%, тогда как у прочих вендоров — 1%. Однако тогда же появилась информация, что истинная причина отказа части ритейлеров от Samsung — недостаточная доходность продаж его устройств, которая вызвана ценовой войной на рынке.

В итоге после отказа сетей Samsung заметно ухудшил свои позиции.

— За последние 1,5 месяца Samsung потерял более четверти своей доли на российском рынке в денежном выражении, — рассказала «Реальному времени» Мария Заикина, PR-директор ритейлера «Связной». — Понятно, что оно коррелирует со снижением продаж в штуках. Факторов снижения несколько. В бюджетных сегментах, которые дают большие объемы продаж в штуках, Samsung проигрывает конкуренцию таким брендам, как Lenovo и Microsoft. В высоком ценовом сегменте на продажи Samsung повлиял наблюдаемый нами с начала июня значимый рост продаж Apple, который в крупнейших миллионниках обеспечили продажи iPhone 6, а в городах поменьше — 5s.

Сейчас Samsung пытается исправить провал за счет различных маркетинговых акций. Так, в конце июля компания запустила совместную акцию с Google: покупателям смартфонов серии Samsung Galaxy дали бонусную подписку на сервис «Google Play Музыка». Вчера стартовала совместная кампания с «МТС»: «МТС» будет возвращать на мобильный счет покупателям всех 54 моделей смартфонов Samsung, продающихся в ее розничной сети, до 25% стоимости покупки в течение пяти месяцев.

Компания также пытается сохранить свою долю путем ценовой борьбы. Как рассказал «Реальному времени» Павел Комаров, директор по закупкам электронного дискаунтера «Ситилинк», «с середины июля цены идут только вниз, что, безусловно, помогает продажам бренда, остальные производители в течение последних двух недель корректируют ценники вверх, но пока несущественно».

«100 салонов по стране — это капля»

Представители сетей, отказавшихся от продукции Samsung, уверены, что собственный ритейл не спасет продажи.

— 100 салонов по стране — это капля, в России только городов больше 1 000, — высказал свое мнение «Реальному времени» Виктор Луканин, исполнительный вице-президент компании «Евросеть». — Вместо того, чтобы исправить ситуацию с качеством собственного товара и вернуться в традиционные каналы продаж, некоторые менеджеры Samsung решили отказаться от 11 000 партнерских салонов по всей России и взамен открыть 100, зато своих. Это странное стратегическое решение войдет в историю Samsung как уникальное и внесет весомый вклад в потерю рынка.

Поддерживают эту точку зрения и в «Связном». Как рассказала Мария Заикина, «рост представленности Samsung путем увеличения сети на 100 монобрендовых салонов даст больше возможностей контакта с целевой аудиторией».

— В то же время следует учитывать как минимум два фактора, первый — подобное масштабное открытие требует инвестиций, — поясняет она. — К примеру, только запуск одного салона мобильной розницы обходится примерно в 1,5 млн рублей. Нужно понимать, что это инвестиции на старте, и будут еще расходы на привлечение клиентов, содержание салонов и т. д. Кроме того, в монобрендовые магазины приходят поклонники определенной компании, в то время как посетители мультибрендового ритейла приходят в магазины за выбором, соответствующим их потребностям и бюджету. Нельзя также забывать, что розница «Связного», «Евросети», «Мегафона» и «Билайна» совокупно насчитывает порядка 10 тыс. магазинов, открытых не только в крупных регионах, но и в небольших городах. Соответственно, полноценно охватить аудиторию ритейлеров вряд ли получится.

Довольно сдержанно оценивают планы компании даже те сети, которые сохранили партнерские отношения с Samsung и даже выиграли в этой ситуации.

— Отказ крупных федеральных сетей от закупок смартфонов Samsung привел к перераспределению покупательского спроса на данную продукцию: так, уже в августе мы наблюдаем, что продажи смартфонов Samsung в «Ситилинке» в штуках увеличились на 32% относительно предыдущего месяца, — рассказал Павел Комаров, директор по закупкам электронного дискаунтера. — Открытие 100 монобрендовых магазинов в краткосрочной перспективе никак не отразится на его положении. Во-первых, цены в монобрендовых магазинах, как правило, выше, чем у остальных игроков рынка. Во-вторых, российский покупатель избалован выбором и, как правило, при покупке смартфона хочет сравнить несколько брендов. В долгосрочной перспективе при правильном позиционировании монобрендовых магазинов и серьезном маркетинге данный формат будет востребован и окажет положительное влияние на перераспределении продаж Samsung в России.

В пресс-службе федеральной сети магазинов электроники «Позитроника» разделяют эту точку зрения:

— Развитие монобрендовой сети Samsung в регионах РФ окажет положительное влияние на формирование позитивного имиджа бренда. С другой стороны, на рынке и так довольно плотная конкуренция, и в каких-то регионах появление бренд-шопов может повлечь негативные последствия для независимых игроков.

Дмитрий Семягин, Максим Матвеев
Справка

Samsung занимает первое место на мировом рынке смартфонов. Однако, как сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на данные IDC, во II квартале 2015 г. доля Samsung сократилась с 24,8% до 21,7%. Доля Apple (занимает второе место) увеличилась с 11,7% до 14,1%, Huawei (третье место) — с 6,7 до 8,9%. По данным GfK, доля смартфонов Samsung на российском рынке в штуках с начала июня к середине июля сократилась с 25,6% до 17,6%.

Новости партнеров