«Этот год может стать последним в жизни института «Казгражданпроект»

Акционеры решили взыскать через суд убытки казанского проектного института с директора, написавшего заявление об уходе

Мэрия Казани, похоже, без лишнего шума отправляет в небытие ОАО «Казгражданпроект». Уже учреждено новое одноименное юридическое лицо со статусом «муниципальное бюджетное учреждение», а созданное ранее акционерное общество ждет непростое собрание акционеров, где будет рассматриваться отставка назначенного мэром Казани генерального директора Ильгиза Шафиева и «взыскание убытков, причиненных обществу его некомпетентной деятельностью». «Реальное время» разбиралось в непростой ситуации в одном из старейших проектных институтов Татарстана.

Убытки взыщем с директора

7 августа на сайте раскрытия информации появилось сообщение о проведении общего собрания акционеров АО «Казгражданпроект». Оно назначено на 27 августа и пройдет в актовом зале проектного института на Достоевского, 35/10.

Первым пунктом в повестке дня стоит отчет генерального директора о финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Институт «Казгражданпроект» за 6 месяцев 2015 г., а далее — расторжение трудового договора с тем же генеральным директором «по его инициативе». Третий пункт еще более впечатляет — «обращение в суд с исковым заявлением к генеральному директору ОАО «Институт «Казгражданпроект» Шафиеву И. К. о взыскании убытков, причиненных обществу его некомпетентной деятельностью». Похоже, в институте назревает громкий корпоративный конфликт.

За комментариями газета «Реальное время» обратилась в саминститут. Генеральный директор Ильгиз Шафиев оказался недоступен. А кроме него, как выяснилось, прокомментировать информацию некому.

В повестке дня общего собрания акционеров АО «Казгражданпроект» расторжение трудового договора с генеральным директором Ильгизом Шафиевым «по его инициативе». Фото elitat.ru



Показания разнятся: принадлежит городу или нет

Согласно списку аффилированных лиц на 2 октября 2014 года, 92,85% института принадлежит комитету земельных и имущественных отношений Казани. Остальная часть принадлежит нескольким физлицам, сотрудникам института (Казакова Татьяна, Левятов Дмитрий, Мануйлов Евгений, Палей Феликс, Покшин Вадим). Редакция обратилась за комментариями в мэрию Казани. Правда, в исполкоме города утверждают, что не являются акционерами «Казгражданпроекта». Помощник первого заместителя руководителя исполкома Азата Нигматзянова отказался комментировать информацию, заверив, что доли исполкома в ОАО «Казгражданпроект» нет, так как возглавляемый Шафиевым институт является полностью коммерческой организацией. В пресс-службе мэрии Казани нам также не смогли предоставить данные, сославшись на то, что не знают, есть ли доля города в ОАО. Однако выразили уверенность в том, что это точно не муниципальное предприятие, а коммерческая организация. О возможной отставке Шафиева в исполкоме Казани услышали впервые от «Реального времени».

В то же время Мидхат Шарифуллин, советник исполнительного директора ГЖФ, уверен, что город сохраняет свое присутствие в предприятии. «С чем связан уход Ильгиза Шафиева, не могу сказать — может быть, с какими-то внутренними вопросами, может, состояние здоровья или предложили другое место работы. Он человек очень грамотный, компетентный во всех вопросах. До сих пор работали с ним хорошо», — отметил Шарифуллин.

Штучный товар и провалы предшественников

Отметим, что в последнее время опорному проектному институту казанской мэрии не сильно везло с руководителями. Так, Шафиев был назначен директором института в августе 2011 года. И его назначение проходило на фоне скандала. В частности, Алексея Ильина, возглавившего институт в 2009 году и сменившего на этом месте одного из старейших проектировщиков и бессменного директора «Казпроекта» Марата Кафиятуллина, отправили в отставку за «некачественное проектное сопровождение развязки на перекрестке улиц Ленская — Декабристов».

Представляя на «деловом понедельнике» в августе 2011 года сменщика Ильина — Шафиева, — мэр Казани не стеснялся в выражениях, заявив, что руководство института фактически «развалило его деятельность, поставив лидера в сфере проектирования в статус компании, которой перестают доверять». «Мы были вынуждены поменять руководителя. За эти два года позиции института только утрачены. Все меньше проектируем своими силами, и все больше проектируем некачественно, — возмущался Метшин. — И я верю, что Ильгиз Шафиев сможет вернуть былую славу «Казгражданпроекту».

Но и он, похоже, надежд не оправдал. В «Казпроект» (так предпочитают называть институт сами архитекторы и проектировщики) Шафиев пришел из Госжилфонда. Здесь он был начальником управления территориального развития и подготовки проектной документации.

Сам Ильгиз Камильевич родился в Уфе. Трудовую деятельность начал в 1978 году на Тамбовском заводе силикатного кирпича в должности мастера. Затем трудился инженером-конструктором «Башсельстройконструкции», инженером ОКСа Уфимского завода коммутационной аппаратуры, главным инженером ОКСа Уфимского агрегатного производственного объединения, начальником ОКСа, заместителем директора по строительству НПО «Иммунопрепарат».Также он был директором ОАО «Башремстройреконструкция», директором центра недвижимости «Исмерита».

Прощай, «Казпроект»?

Происходящее в институте прояснили эксперты «Реального времени». Так, один из старожилов института, градостроитель Сергей Саначин заявил, что сменилось юрлицо. «Сменилось юрлицо, теперь это не ОАО, как это было ранее, а МБУ, и это другая фирма, другой директор. 2015 год — это последний год жизни института «Казгражданпроект», — заявил он. Действительно, согласно «Контур-Фокусу», в июне 2015 года было зарегистрировано муниципальное бюджетное учреждение «Институт «Казгражданпроект» по тому же адресу, что ОАО «Казгражданпроект», который возглавил Ильдар Фазылзянов. Согласно сайту, бывший начальник отдела капитального строительства и архитектуры при главе администрации Арского района числится главным инженером ОАО «Казгражданпроект».

«То, что Ильгиз Шафиев написал заявление, еще ничего не значит. Его никто не отпустил. По моему субъективному мнению, причина его ухода в том, что он развалил институт. Института уже не осталось. Раньше там работало 1 200 человек, а сейчас? Институт вряд ли возобновит работу, там уже никого не осталось, все, кто был, разбежались, — размышляет Саначин. — Что касается вклада института, то на протяжении последних лет он делает мелкую работу. Институт, который много лет был чуть ли не монопольным проектировщиком Казани с 1979 года, в последние годы ничего не проектирует. Какова судьба генерального директора и института, покажет собрание акционеров, которое запланировано на конец августа».

Виталий Логинов, председатель правления Союза архитекторов и проектировщиков РТ, считает, что заявление об уходе Шафиева может быть связано с тем, что у них не было заказов. «Также затрудняюсь оценить его вклад, так как он работал всего три года, и я с ним не общался. То, что причина ухода — некомпетентное выполнение обязанностей, я бы не сказал. Он занимался строительством метро. Говоря о дальнейшей судьбе института, насколько мне известно, его преобразуют в муниципальное учреждение», — резюмировал он.

Выручка снизилась почти в 2,5 раза

Аналитическая служба «Реального времени» обратилась к отчетности ОАО на фоне заявлений о взыскании «убытков, причиненных обществу его некомпетентной деятельностью».

Согласно данным годовой бухгалтерской отчетности, выручка ОАО «Институт «Казгражданпроект» в 2014 году составила 98,7 млн рублей. По сравнению с 2013 годом этот показатель снизился почти на две трети: годом ранее выручка равнялась 240 млн рублей.

Еще хуже показатели прибыли от продаж: в 2013 году она составила скромные 7,5 млн рублей, а в 2014 году и вовсе обернулась убытком от продаж в размере 30 млн рублей. Отметим, что показатели прибыли до налогообложения и чистой прибыли ушли «в минус» уже в 2013 году, благодаря графе «прочие расходы» в размере 17,6 млн рублей. Как объясняется в пояснительной записке, в прочие расходы в основном входит резерв расходов будущих периодов (12,3 млн рублей), восстановление амортизации (3,1 млн рублей), материальная помощь (2,21 млн рублей), резерв по сомнительным долгам (1,9 млн рублей).

Одновременно со снижением этих основных экономических показателей компании в 2014 году также заметно снижение капитала. Он снизился на 83%: с 33,6 млн рублей в 2013 году до 5,76 млн рублей в 2014-м. Долгосрочные обязательства практически не изменились и составили символические 263 тысячи рублей. А вот краткосрочные выросли очень значительно, почти в 3 раза: со 132 млн рублей в 2013 году до 385 млн в 2014-м.

Холодное лето 2015 года: один госзаказ на 200 тысяч

Не впечатляет и динамика госзаказов, полученных ОАО «Институт «Казгражданпроект». В 2011 году он заключил 4 контракта суммарной стоимостью 7,35 млн рублей. Крупнейший заказ — от Управления архитектуры и градостроительства Казани — на разработку градостроительного задания по подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план Казани. Стоимость заказа — 3,95 млн рублей.

В 2012 году — 6 контрактов на 17,4 млн рублей. Крупнейший — от Управления архитектуры и градостроительства Казани — на разработку проекта планировки территории «Центр». Сумма заказа — 9 млн рублей. Контракт был расторгнут 31 декабря 2013 года по соглашению сторон. Второй крупнейший контракт — с тем же заказчиком на 4 млн рублей, на разработку проекта планировки старого русла Казанки и Адмиралтейской слободы.

В 2013 году показатель остался примерно таким же — 10 контрактов на 15,8 млн рублей. Крупнейший из них — на 6,3 млн — заключен с «Главинвестстроем» — на выполнение изыскания и обследования, а также корректировку для завершения строительства школы № 57-33.

В 2014 году зафиксировано резкое падение: «Казгражданпроект» заключил лишь один контракт с КГЭУ, на сумму чуть более одного миллиона рублей — на выполнение работ по корректировке проекта строительства 19-этажного общежития энергетического университета.

Показатели 2015 года еще хуже: к 10 августа заключен лишь один контракт на 199 тысяч рублей. Этот контракт заключен с «Главинвестстроем» на ведение авторского надзора за ходом завершения строительства школы № 57-33 в Ново-Савиновском районе Казани.

Гузель Шамилова, Максим Матвеев, Дмитрий Семягин, Арслан Минвалеев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Институт «Казгражданпроект» организован Постановлением Совета министров ТАССР от 4 февраля 1977 г. № 80 как головной проектный институт для проектирования в г. Казани. Первым директором института был назначен Кафиатуллин М. А., проработавший в этой должности вплоть до 2009 года.

Все эти годы институт принимает самое непосредственное участие в решении наиболее сложных задач проектно-строительного комплекса Казани. Он объединил в своем коллективе ведущих специалистов в области проектирования и строительства.

За годы деятельности в институте сформировался профессиональный коллектив с высоким творческим потенциалом. В конструкторских мастерских, в различных отделах института: инженерном, газовом, сметном, автоматизации проектных работ и инженерных изысканий — успешно работают ведущие специалисты города.

Одной из особо серьезных и ответственных работ, доверенных «Казгражданпроекту» правительством Республики Татарстан, стала разработка нового генерального плана Казани. Генплан, разработанный институтом «Ленгипрогор» еще в 1968 году, устарел и не мог соответствовать потребностям растущей и развивающейся столицы. В связи с этим в институте «Казгражданпроект» был создан Центр по разработке нового градостроительного документа.

Подготовка к разработке нового генплана Казани включала ряд градостроительных конкурсов, в которых приняли участие специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, казанской Академии архитектуры. Конкурсанты представили свои концепции развития города, из которых была признана лучшей разработанная Центром института «Казгражданпроект». Специалисты Центра также предложили вариант развития дорожно-транспортной системы города путем формирования Большого и Малого транспортных колец.

Транспортный каркас Казани представляет собой радиально-кольцевую систему, которая развивалась постепенно, с ростом города. Предлагается сформировать три кольцевые магистрали — Малое казанское кольцо, Большое казанское кольцо, Окружную магистраль. Последняя призвана отвести от города междугородные транспортные потоки. Большое казанское кольцо должно соединить крупные жилые массивы и промышленные зоны города и явиться первым барьером для отвода транзитных потоков через центральную часть города. Малое казанское кольцо непосредственно идет по границе центральной части города. Строительство внутригородских кольцевых магистралей значительно улучшит транспортную обстановку в городе и несколько разгрузит задыхающийся центр от машин.

Однако узким улочкам древнего исторического центра все же не справиться с возросшим транспортным потоком. Это обстоятельство привело правительство Татарстана к логичному выводу о необходимости строительства в столице республики метрополитена. Институт «Казгражданпроект» оперативно создал специализированный отдел по проектированию метро. В отдел были приглашены лучшие специалисты из других регионов России и стран СНГ. Строительство Казанского метрополитена укрепило партнерские связи института «Казгражданпроект» и петербургского НИПИИ «Ленметрогипротранс», принявшего активное участие в работе над проектом первой линии метро.

Метро «Проспект Победы»

К дню празднования 1000-летия Казани было закончено строительство так называемого первого пускового комплекса — пяти станций метрополитена с надземными и подземными сооружениями, с общей строительной длиной в 2-путном исчислении 8,1 км. По состоянию на 2011 г. введены еще две станции, общая протяженность составила 11,2 км. После завершения строительства и ввода еще 3 станций протяженность первой линии метрополитена составила 17 км.

Наряду с проектированием метрополитена к приоритетным направлениям деятельности института относится реконструкция дорожных покрытий, расширение проезжих частей, проектирование подземных переходов и транспортных развязок, а также благоустройство и озеленение бульваров, садов и парков.

Особое место заняло строительство 4-й транспортной дамбы, замкнувшей Малое транспортное кольцо — связующее звено между «спальными» микрорайонами и промышленными зонами.

Большой объем работы для проектировщиков представляют инженерные коммуникации города, требующие срочной замены. Инженерный отдел прикладывает максимум усилий, чтобы реконструкция инженерных сетей в центральной части города проводилась строго по намеченному графику.

Велик вклад института и в президентскую программу ликвидации ветхого жилого фонда, благодаря которой десятки тысяч людей переселились в благоустроенные дома.

В соответствии с указом президента Республики Татарстан «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом фонде, и реконструкции кварталов ветхого жилья» от 23 октября 1995 г., институт разработал стратегию и тактику реализации данной программы.

Выступая генеральным проектировщиком этой программы, институт, работая в крайне напряженном ритме, не допустил срыва сроков подготовки проектной документации, обеспечил наряду с подрядчиками и другими участниками программы ее успешное выполнение в установленные сроки.

Ратуша

Из других наиболее значимых городских объектов выделяются объекты, выполненные в рамках федеральной целевой программы «Сохранение и развитие исторического центра г. Казани», — реконструкция и реставрация здания театра оперы и балета им. Мусы Джалиля, городской Ратуши, комплекса зданий городской администрации по ул. Кремлевской, комплекса мечети Марджани, концепция регенерации комплекса Богородицкого монастыря и реставрация Крестовоздвиженского корпуса, здания Государственного музея РТ. Все эти объекты, так же как и проектирование и строительство не имеющего аналогов в России Международного конно-спортивного комплекса, были выполнены и введены в эксплуатацию к празднованию 1000-летия г.Казани.

Заметны и значимы также объекты, введенные после 2005 г.: здание Верховного суда и Управления судебного департамента РТ, служебно-техническое здание УФСБ России в Республике Татарстан по ул. Большая Красная, здание торгово-развлекательного комплекса «Детский мир» по ул. Петербургской, общеобразовательная школа на 860 учащихся по ул. Мусина.

В настоящее время институт сосредоточил внимание на программе ипотечного строительства. В соответствии с этой программой ведется активное проектирование как отдельных домов, так и планировок перспективных площадок.

Являясь головным институтом Казани, «Казгражданпроект» работает не только в столице. Институтом были запроектированы микрорайоны в Набережных Челнах, Ижевске, Тамбове, Карелии, проектируются отдельные объекты в Москве, Омске, во многих районах Республики Татарстан.

С августа 2011 года генеральным директором института «Казгражданпроект» является Шафиев Ильгиз Камильевич.

Институт Казгражданпроект

Новости партнеров