«Можно сделать вывод, что GM объявила санкции против своей дилерской сети»

«КАН Авто» перепрофилирует свои автосалоны марок американского концерна под требования Hyundai

В федеральной прессе вновь поднята тема того, что концерну General Motors, уходящему из России, не удается договориться с дилерами о компенсациях. Так, американский гигант намерен рассчитывать их с учетом того, что срок окупаемости дилерских центров составляет 5 лет. В свою очередь дилеры не согласны с этим решением и заверяют, что окупаемость таких инвестиций может затянуться до 12 лет. Настроение, царящее среди дилеров, корреспонденту «Реального времени» удалось почувствовать после общения с президентом ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимиром Моженковым.

Как 3 месяца превратились в бесконечность

Напомним, 18 марта на сайте GM появилось сообщение о том, что компания намерена реструктуризировать работу и полностью вывести бренд Opel с автомобильного рынка РФ. Позднее, в конце апреля, заместитель генерального директора «КАН Авто» рассказал «Реальному времени», что переговоры с General Motors ведутся и этот процесс должен завершиться в течение трех месяцев. «Представители «КАН Авто» принимали участие во встрече дилеров с представителями General Motors. Но ни до каких окончательных результатов не договорились. К каждому дилеру будет индивидуальный поход. К каждому дилеру будут выезжать специалисты General Motors и рассматривать каждую ситуацию отдельно. Процесс обсуждения размеров убытков для каждого дилера будет завершен в течение трех месяцев», — рассказал «Реальному времени» Сергей Чернов, заместитель генерального директора «КАН Авто».

Прошло три месяца, и в СМИ появляется информация о том, что GM и его экс-дилеры в России так и не сумели договориться о размере отступных.

Hyundai и Kia ждут своей очереди

Стоит отметить, что в дилерских центрах Татарстана эту информацию не комментируют в силу того, что вопрос находится в стадии обсуждения и никаких решений по компенсациям и дальнейшему сотрудничеству принято не было.

Аналитики «Автостата» прогнозируют, что на замену Opel и Chevrolet другие бренды не придут. «Их доля перераспределится между другими участниками рынка», — утверждает Азат Тимерханов, ведущий аналитик агентства.

По словам Тимерханова, уже сейчас, по итогам первого полугодия, можно наблюдать этот процесс перераспределения. Так, если доля Chevrolet с конца 2014 года сократилась с 5,3% до 3,1% за первое полугодие 2015 года, то у Opel она за это же время уменьшилась с 2,8% до 1,2%. «Перераспределяется она прежде всего в пользу корейских марок Hyundai и Kia, доля каждой из которых теперь превышает 10%. Хотя полгода назад они занимали 7,7% и 8,4% соответственно», — прокомментировал «Реальному времени» информацию Тимерханов.

Как удалось узнать нашему изданию, в «КАН Авто» уже определились, кто из автомобильных брендов займет нишу, освобождающуюся от марок Opel и Chevrolet. Так, из собственных источников нам удалось узнать, что дилерская группа Колесова уже заключила договор с концерном Hyundai и сейчас идет реконструкция салонов GM по стандартам нового партнера.


На замену Opel и Chevrolet другие бренды не придут. Их доля перераспределится между другими участниками рынка, утверждает аналитик «Автостата» Азат Тимерханов.


«Сегодня дилерское сообщество GM находится в нервной, очень нервной неопределенности»

Корреспонденту «Реального времени» удалось поговорить о ситуации, сложившейся между третьим крупнейшим автоконцерном мира и его дилерами в России, с федеральным спикером, президентом ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимиром Моженковым. Он не стесняется в выражениях, утверждая, что действия со стороны GM иначе как «свинством» назвать нельзя, а дилеры сами виноваты в том, что позволяют автоконцерну «вить из себя веревки». Кто виноват и что делать, читайте далее.

Владимир Николаевич, стало известно, что GM не удается договориться с дилерами о компенсации из-за ухода первых с российского рынка. Как вы считаете, почему американцы затягивают с решением по вопросам компенсации?

— Можно сделать один вывод: на сегодняшний день GM объявила санкции против своей дилерской сети. Сказали, что уходят, и по большому счету ничего не сделано.

На вопрос, почему такое происходит, могу ответить, что они не делятся информацией. Возможно, это связано с тем, что сам импортер в России не обладает полномочиями или четкими указаниями и ждет решения этого вопроса в головной штаб-квартире. Поэтому сегодня осталось много неизвестного.

Возможно, это даже связано с отпускным периодом. Вероятно также, что дело в бюрократии, потому что любая крупная компания, а GM — это третья компания в мире, требует согласования на разных «этажах». Это тоже может быть.

Но в сухом остатке сегодня дилерское сообщество GM находится в нервной, очень нервной неопределенности. Собственники сильно беспокоятся, все на нервах. Персонал тоже волнуется, потому что эта неопределенность только подогревает и усиливает нервозность и подозрительность.

«GM заявила американской комиссии по ценным бумагам об убытках в связи с уходом из России в $600 млн»

— Есть ли данные по убыткам автомобильного рынка, связанным с уходом GM по России, регионам и Татарстану?

— Никто этой тематикой и проблематикой не озабочен и не озадачен. Никто убытки дилера или дилерской сети GM — какие они будут, сколько, а тем более по регионам, — к сожалению, не считает, это никому не интересно. Каждый в этой ситуации находится один на один со своими проблемами. Поэтому, мы в ассоциации РАД («Российские автомобильные дилеры»), как выразители интересов дилерского сообщества, стараемся как-то помогать: держать руку на пульсе, писать, звонить. Это интересно только собственникам, больше никому.

Что касается убытков, то это зависит от состояния дилерского центра. Если он входит, скажем условно, в большую группу компаний, где кроме конкретного дилерского центра есть еще 15, 20 или 30 предприятий, тогда можно как-то убытки нивелировать. Если же это маленькая группа из 5-10 предприятий, то убытки нивелировать можно, но в меньшей степени, потому что и у первых, и у вторых они будут. А вот если дилер имеет (а такие дилеры тоже есть) только франшизу Opel и GM и больше ничего, то он более всех пострадал, потому что он поверил, сделал ставку на эту франшизу и эти марки, а теперь остается почти у разбитого корыта. В лучшем случае он будет проводить постгарантийное обслуживание и заниматься ремонтом автомобилей. Какая-то доходность в этом случае, конечно, подразумевается, но с каждым годом она будет таять, потому что не будут продаваться новые автомобили.

Вот три варианта. И в первом, и во втором, и в третьем все собственники думают, как минимизировать убытки и как перепрофилировать данный дилерский центр. Сейчас это сложно, потому что рынок падает. Но вывод один: все понесут убытки.

Сама компания GM заявила американской комиссии по ценным бумагам об убытках в связи с уходом из России в $600 млн. Насколько нам известно, комиссия эти убытки подтвердила, и они будут из прибыли GM по итогам 2015 года списаны. Нам бы хотелось, чтобы эти $600 млн были инвестированы в те структуры, которые понесли убытки в России.

Развод: цивилизованный или нет?

— Как сейчас идут переговоры GM с дилерами? Какой этап переговоров сейчас между сторонами, и когда они придут к какому-нибудь конкретному решению?

— На данный момент предварительные переговоры прошли со всеми дилерами, а дальше нужно подписывать документы, по которым будет определена, как бы нам хотелось, процедура цивилизованного «развода».

Все собственники думают, как минимизировать убытки и как перепрофилировать данный дилерский центр. Сейчас это сложно, потому что рынок падает.

— То есть есть вариант нецивилизованного «развода»?

— Март, апрель, май, июнь, июль — вот уже практически полгода прошло, но никакого документа со стороны GM и дилеров не подписано. В нецивилизованный «развод» мы не верим, потому что все должно быть нормально. Но когда это будет, непонятно. Непонятно, почему они затягивают подписание этих документов. Не говоря уже и о том, что не определены юридические лица, компенсаций — много неопределенного. И они этот процесс почему-то затягивают. Затягивание всех беспокоит.

— Поясните тогда, пожалуйста, что такое нецивилизованный «развод»? Что он подразумевает? Что может произойти в самом худшем случае?

— Нецивилизованного ухода такой марки в России еще не было. Даже трудно что-то представить. Нецивилизованный «развод» означает: «я ухожу, а вы что хотите, то и делайте дальше». Но я думаю, что GM, как третий автопроизводитель мира, такого допустить не может. Например, когда Volkswagen закрывал дилерскую сеть Fiat, он поступил, на наш взгляд, более цивилизованно. Он со всеми провел переговоры — глава Volkswagen и глава Fiat встретились со всеми собственниками, руководителями, наметили пути, и, насколько мне известно, большинство дилерских предприятий Fiat перепрофилировали на франшизы Skoda и, по-моему, даже Volkswagen. Вот это цивилизованный «развод» и цивилизованный уход, это правильно. Также и здесь мы надеемся, что все получат денежные компенсации, которые должны получить, сервисные контракты, поддержку по гарантии, и, если кто-то не согласится дальше сотрудничать с GM, у них будет выкуплена идентификация, оставшиеся на складах машины, оставшиеся запчасти на складе. Вот так мы видим цивилизованный развод. Все это должно быть прописано в документе.

— Который еще неизвестно когда появится.

— Да, совершенно верно.

«Тут есть и вина дилеров — они позволяют из себя вить веревки. Правильно делает тот дилер, который попросил 400 миллионов»

— Есть информация, что один из дилеров попросил компенсацию в 400 млн руб. Известно, кто это?

— Неважно, кто это. Да, есть такой. И правильно делает — надо просить, требовать. Если что, нужно идти в суд и судиться.

Понимаете, мы такие доверительные. Условно говоря, нам подложили свинью, потому что дилерская сеть GM — это лучшая дилерская сеть в России. Это раз. В России более 2 миллионов клиентов, которые сейчас эксплуатируют автомобили Opel и Chevrolet — вы понимаете, что это такое? Это два. В том, что они себя так ведут, есть и вина дилеров. Они позволяют из себя вить веревки и вот так с собой обходиться. Правильно делает тот дилер, который попросил 400 миллионов.

— Это максимальная цена, которую можно получить? Много дилер просит или не так уж и много?

— Максимальную цену может определить суд. Мы думаем, что кто-то, какой-то дядя наверху за нас должен что-то решить. Если не договорились, последняя инстанция — это суд, и не нужно этого бояться. Суд — это как раз цивилизованная форма «развода». Поэтому, если какой-то «большой дядя» не идет навстречу, надо идти в суд, доказывать свою правоту. А суд уже решит, будет ли это 400 миллионов или 399.

Мы надеемся, что все получат денежные компенсации, которые должны получить, сервисные контракты, поддержку по гарантии.

— Тогда сколько дилерам можно еще ждать, чтобы пойти в суд?

— Это уже индивидуально с каждым. Кто-то ждет всю жизнь, а потом на других обижается. Кто-то уже готовит иски. Вот это правильное решение. Потому что когда суд начинает рассматривать любое дело, он предлагает сторонам договориться в досудебном порядке. Поэтому подача документов в суд не ухудшает положение дилера, а наоборот, улучшает и усиливает его. Поэтому тот, кто первым пойдет в суд и докажет свою правоту, и выиграет в данной ситуации.

— А какой срок окупаемости дилерских центров GM уже был?

— Раньше средний срок окупаемости составлял, в зависимости от региона, менеджмента и месторасположения, 5-8 лет. Но этим в стране никто не занимается. Ассоциация РАД хоть как-то пытается защитить автомобильное сообщество, а остальным без разницы. Это ваши проблемы, потому что есть одно юридическое лицо, другое юридическое лицо, и все. Вот и договаривайтесь.

— Какие бренды могут прийти на замену брендам GM?

— Да вообще все остальные и основные конкуренты — Volkswagen, Ford, корейцы, Nissan. Конечно, они уже и пришли и ждут, когда GM уйдет, чтобы занять эту нишу.

Анастасия Юрьева, Гузель Шамилова

Новости партнеров