Владимир Высоцкий появился недалеко от дома Станислава Говорухина

В Казани планируют открыть музей актера и барда

В Казанской ратуше в минувшую среду прошло торжественное открытие выставки культового фотографа Валерия Плотникова. И хотя в экспозиции можно увидеть фотографии многих медийных персонажей, как убедилась корреспондент «Реального времени», львиная ее доля посвящена Владимиру Высоцкому. Пожалуй, Плотникова можно назвать летописцем жизни и творчества Владимира Семеновича.

«С благодарностью от девочек семидесятых»

Два зала, отведенные в ратуше на первом этаже под галерею, — это фотоспектакль о жизни Высоцкого и людей его эпохи. Друзей и даже недругов, и даже если есть такие, все они — герои времени Владимира Семеновича. За полчаса до открытия выставки в первом из залов не протолкнуться, второй пока и вовсе закрыт. Публику попросили прибыть за полчаса до начала. Стоя в переполненном зале все, включая героя дня Валерия Плотникова, ждут мэра. Ильсур Метшин в сопровождении актера, а ныне еще и режиссера, Сергея Безрукова появляется почти точно.

Безруков на вернисаже не случайно — сейчас в Казани проходят гастроли Московского губернского театра, которым он с некоторых пор руководит. И хотя во время церемонии открытия прозвучала фраза, что появление выставки и гастроли совпали случайно, в это не очень-то верилось. После фильма «Спасибо, что живой» Безруков для многих — все равно что «наместник» Высоцкого на земле.

Вела церемонию открытия народная артистка России и Татарстана, лауреат Госпремии РТ им. Тукая, актриса Качаловского театра Светлана Романова. Стильная, с сияющими глазами и идеальной стрижкой, она внесла в официальную часть какую-то трепетную ноту.

«Я хочу передать Валерию Плотникову привет от девочек семидесятых, от девочек, которые вырезали из журнала «Советский экран» фотографии артистов, сделанные им, обменивались ими, отвлекаясь от физики и математики», — сказала Романова и глубоко и наполненно прочла строчки Высоцкого, одного из любимых своих поэтов.

А девочки семидесятых прошлого века и правда любили эти фотографии из, казалось, недостижимого мира кино. И еще они по много раз могли смотреть «Вертикаль» и «Опасные гастроли», теряя голову от хрипловатого, брутального голоса Высоцкого.

«Мне очень радостно открывать в Казани эту выставку, которая начинается ровно через месяц после того дня — 25 января, — когда мы отмечали день рождения Высоцкого», — коротко поблагодарил организаторов выставки Плотников.

А мэр Казани Ильсур Метшин, большой поклонник творчества Высоцкого, как он выразился, «как всякий человек, державший в руках гитару», кажется, даже чуточку завидовал Плотникову, имевшему возможность так долго и откровенно общаться с Высоцким.

Естественно, не обошлось на церемонии открытия без выступления Сергея Безрукова, сказавшего несколько слов и с искренним волнением прочитавшего два стихотворения Высоцкого. А завершилась протокольная часть выступлением группы «Четыре сезона», исполнившей культовую песню «На Большом Каретном», и подпевать музыкантам разрешили всем желающим. Некоторые приглашением попеть хором воспользовались.


«Мне есть что спеть, представ перед всевышним»

Валерий Плотников (иногда его именуют Валерием Петербургским), конечно, не просто фотограф. В его активе художественная школа в городе на Неве (учился вместе с Михаилом Шемякиным), художественный институт и ВГИК. Таким образом, о композиции, постановке кадра, светотени говорить не имеет смысла, — Плотников суперпрофессионал.

Не случайно на заре его туманной юности фотографа отметил сам великий Григорий Козинцев. На сегодняшний день у Плотникова более 50 масштабных персональных выставок по всему миру. Для артиста попасть в объектив Плотникова — значит быть профессионально признанным.

Его называют первым гламурным фотографом в СССР, что, безусловно, неверно. В основе снимка Плотникова не гламур, не «сделайте нам красиво», а умение в одном кадре, пусть и постановочном, сделать миниспектакль.

Герой его сегодняшней казанской выставки, конечно, Владимир Высоцкий. Разный — нежный с Мариной Влади, сосредоточенный, Высоцкий в жизни и в ролях в театре на Таганке. Насмешник, бунтарь, живущий не по правилам, играющий, поющий, пишущий стихи. Живой. Спасибо за это Плотникову.

На выставке в ратуше много фотографий, которые мы прекрасно знаем, но даже не догадываемся, что они принадлежат Плотникову. Это хороший знак. Это как с песнями. Если народ поет песню, даже не думая, кто ее автор, — значит песня стала народной. Так и со снимками Плотникова.

Знаменитый снимок «Метропольцы и Высоцкий», который мы все прекрасно помним. Молодой Вознесенский, Василий Аксенов, чуть обнимающий Беллу Ахмадулину, Высоцкий в центре этой бросившей вызов рутине группе писателей и поэтов. «Иных уж нет, а те далече»… Или Высоцкий, держащий в руках гитару, словно приготовленный к бою автомат. Кажется, что сейчас мы услышим: «Идет охота на волков, идет охота!»

Все-таки судьба иронична. Выставка фотографий Высоцкого — без сомнения, лучших его фотографий — открылась в нескольких сотнях метров от дома, где Владимир Семенович не раз бывал. От дома, где жил когда-то режиссер Станислав Говорухин, подаривший Высоцкому его лучшую роль в кино — Жеглова в «Месте встречи изменить нельзя». Жаль, что устроители выставки не удосужились пригласить на вернисаж людей, с которыми в то время в Казани общался Владимир Семенович, а такие люди, слава богу, в городе есть.

Но Плотников успокоил: он верит, что в Казани рано или поздно откроется музей Владимира Высоцкого, и прямо на вернисаже подарил будущему музею несколько фотографий Владимира Семеновича. Так что начало коллекции будущего музея уже положено.

Татьяна Мамаева, фото: Роман Хасаев

Новости партнеров