«Успенский делал новостные поводы. Да, скандальные, но «взрослые»...»

Критик детской литературы Ксения Молдавская — о том, почему этого писателя будут читать долго

14 августа ушел из жизни один из самых известных советских и российских детских писателей Эдуард Успенский. Ему было 80 лет, причиной смерти стал рак. Первая книга Успенского, «Дядя Федор, пес и кот», вышла в 1974 году. Вскоре по ней была снята серия мультфильмов про Простоквашино, которая принесла писателю всесоюзную славу. Он автор более 80 книг, по его произведениям сняты два художественных фильма. Успенский был также известным теле- и радиоведущим. Об ушедшем писателе и человеке «Реальное время» поговорило с критиком детской литературы Ксенией Молдавской.

— Чем замечателен вклад Эдуарда Успенского в детскую литературу?

— Он создал нового героя — абсолютно аполитичного, живущего частной жизнью и мечтающего о дружбе. Вчера шеф-редактор портала «Год литературы» Михаил Визель написал в «Фейсбуке», что Чебурашка и Крокодил Гена – символы эпохи, романтики-шестидесятники. Я с ним все же не согласна. Потому что и Гена, и Чебурашка — это лузеры, которым было не место в советской литературе, даже в романтической советской литературе 1960-х. Они лузеры и собирают вокруг себя других таких же лузеров. У них нет«неформального лидера» и нет партийного руководства, они вообще все взялись непонятно откуда. И получилась чудесная дружба, а персонажи стали не просто архетипическими, а даже более популярными, чем Чапаев. И я думаю, что даже если бы про Чебурашку не создали мультфильм, все равно у этих героев была бы бешеная популярность. Хотя нет, мультфильм все равно не мог не родиться.

То же касается многих других его героев. По сути, он описал мир эскаписта, а эскаписту не место в официальной детской литературе, причем до сих пор.

— И дядя Федор из Простоквашино?

— Дядя Федор — тоже эскапист. Его родители мечтают о судьбе эскапистов. Герои «Простоквашина» создают свой собственный социум, и это очень интересный опыт.

— Почему тогда эти герои стали такими популярными в СССР, где все время говорили о социализации и гражданском долге?

— Потому что при всем при этом все тогда мечтали куда-нибудь свалить. Свалить в тихий уютный выдуманный мир. Вы помните интеллигентский символ последнего десятилетия советской власти, позднего Советского Союза? Это кухня, на которой люди собирались, говорили — шепотом или погромче, говорили о своем, о частном, о дружеском.

«И Гена, и Чебурашка – это лузеры, которым было не место в советской литературе, даже в романтической советской литературе 1960-х. Они лузеры и собирают вокруг себя других таких же лузеров». Фото youtube.com

— А почему тогда Чебурашка так популярен в Японии? И, кроме того, стал постоянным талисманом сборной России на Олимпиадах?

— Он пушистый и с ушками. Что касается Олимпиад, то он никого не хочет победить, в нем нет и никогда не было агрессии. И это на самом деле парадокс, что абсолютно не агрессивный персонаж становится символом Олимпийских игр, где главное — это стремление к победе.

— Что говорят сейчас в писательской среде в связи с уходом Успенского?

— Он помог огромному количеству людей, стал крестным отцом не менее чем трети авторов нашей современной детской литературы. Вчера весь «Фейсбук» пестрел словами: «Благодаря ему вышла моя первая книжка». Он откликался и помогал многим авторам. Например, я знаю две истории. Я училась в МГПИ им. Ленина, и там должен был выступить Успенский. Но на выступление пришло очень мало народу. Он обиделся, разозлился, сказал, что выступать не будет и уходит. Его на лестнице догнала моя однокурсница Татьяна Рик и сказала: «Эдуард Николаевич, простите, я пришла на ваше выступление, не могли бы вы взглянуть на мои сказки?». Успенский мог отказаться, но не стал, взял сказки, прочитал и предложил Тане «звонить, если что». А через год, когда ей пришлось пересесть в инвалидную коляску, она решила, что это и есть то самое «если что», и позвонила Эдуарду Николаевичу, напомнила о себе и своих сказках с педагогическим уклоном. Успенский тогда как раз создавал издательство «Самовар» и в нем — серию «Веселые учебники». И он хотел что-то настоящее. И он увидел, что в книжках моей однокурсницы Татьяны Рик есть то самое настоящее, что он ищет. Так что ее первые книги вышли с благословения Успенского. Он пытался также ей помочь с лечением и принял самое искреннее участие в ее судьбе. Он был очень искренний и увлекающийся человек.

Ольга Фикс, которая недавно выпустила в издательстве «Время» роман «Улыбка химеры» — это очень хорошая книга, советую почитать, ее ждет большая судьба, — рассказала вчера в «Фейсбуке», что когда ей было 17 лет, она набралась наглости и тоже пришла к Успенскому, и попросила прочитать ее тексты. Он был человек резкий, совершенно не политесный, но прочитал и сказал: «По крайней мере, тебя не противно читать». И она ему очень благодарна. Потому что это высокая похвала. Кстати, внезапно в комментариях к этому рассказу выяснилось, что при этой встрече в мастерской Успенского случайно присутствовала Татьяна Рик, которая пришла по поводу своих учебников, и она очень хорошо помнит эту сцену.

Его очень многие вспоминают с благодарностью. Моя френд-лента в «Фейсбуке» — это, по большей части, люди детской литературы, и они все пишут «спасибо, учитель». Это лейтмотив дня.

«Он помог огромному количеству людей, стал крестным отцом не менее чем трети авторов нашей современной детской литературы. Вчера весь «Фейсбук» пестрел словами: «Благодаря ему вышла моя первая книжка». Фото basilisk.livejournal.com

— Он также участвовал в создании передачи «Спокойной ночи, малыши!», вел передачу «В нашу гавань заходили корабли» сначала на радио, а затем на различных телеканалах. Что можете сказать об этом?

— Успенский был талантлив — он умел ухватить дух и суть времени, дать людям то, о чем они мечтали, может быть, даже неосознанно. И его передача «В нашу гавань заходили корабли» выходила 20 лет! Это огромный возраст. Эта передача стала целой эпохой, которая давала старшему поколению ощущение некой стабильности, связи с прошлым. А уж «Спокушки» и вовсе наше национальное достояние.

— А как вы оцениваете его новых героев, которых он создавал уже после перестройки фиксиков, например?

— Фиксики, думаю, выросли из «Гарантийный человечков», а о его книгах последних лет я бы сейчас не хотела говорить. Не время для этого. Я оцениваю их неоднозначно.

— Почему герои Успенского не потерялись с развалом СССР, а уверенно конкурировали с пришедшими из-за рубежа мультгероями?

— Потому что они существуют вне времени и вне реального пространства, хотя характеры их абсолютно реальны, да и коллизии — тоже. А вот этот эскапизм, который Успенский декларировал своими произведениями золотого периода, удивительное явление. Он напоминает анекдот про «бросить все и уехать в Урюпинск». Действие его книг происходит в условном Урюпинске. А нам до сих пор всем хочется уехать в Урюпинск. И не только нам.

— Произведения Успенского были популярны в СССР, в постсоветское время он известен также как герой громких дел об отстаивании авторских прав, в том числе судился с «Союзмультфильмом». Он вообще преуспевал материально?

— Что касается патентования, он поступал совершенно правильно. Потому что у детей есть такое качество: когда им что-то нравится, они легко это присваивают. Причем это даже не воровство, а знакомство с миром. И когда некоторые дети вырастают, им кажется, что присвоенное ими в детстве продолжает оставаться их собственностью. Они не задумываются о том, что у их детских книг и героев были авторы. Я не знаю, как жил Успенский при советской власти, хотя к 90-м годам он не бедствовал. Но судился он не за деньги и не из-за материальной выгоды. Судился он за честь детской литературы. Потому что все его процессы это процессы против воров. Он шел вперед как ледокол, показывая другим литераторам, что воров можно победить. А ворам он показывал, что детские писатели это не слабые и безответные детишки, к которым могут прийти старшие мальчики и вытрясти мелочь из карманов. Что у детских писателей есть зубы, клыки и когти, и они вполне способны задавить и затоптать жуликов. Своим весом Успенский пользовался иногда так, чтобы уничтожить кого-нибудь. Ему это удавалось, он умел.

«Он шел вперед как ледокол, показывая другим литераторам, что воров можно победить. А ворам он показывал, что детские писатели это не слабые и безответные детишки, к которым могут прийти старшие мальчики и вытрясти мелочь из карманов». Фото teleprogramma.pro

И мало того, он таким образом создавал новостные поводы. Потому что детская литература для «серьезных» СМИ это совершенно не новостной повод. У нас уже много лет существует конкурс на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру». Это уникальный конкурс, у которого нет аналогов в мире. Но это не новостной повод для «серьезных» изданий. Более того, когда лауреатов «Книгуру» награждают на одной сцене с лауреатами «Большой книги», ведущие снисходительно говорят детским писателям: «Ну ничего, вырастете и тоже когда-нибудь напишете большую взрослую книгу».

Так вот, Успенский делал новостные поводы. Да, скандальные, но «взрослые» новостные поводы, поэтому о нем писали взрослые, деловые, экономические и социально-политические СМИ.

— Под его попечением был создан Фестиваль Чуковского — крупнейший праздник детской литературы, который проходит в Москве и в Переделкино на разных площадках, собирает писателей, артистов и огромное количество детей. После его ухода фестиваль продолжит существовать?

— Конечно, он держался не на одном только авторитете, там работает целая команда. Безусловно, многое зависит от нашего департамента культуры, и я надеюсь, что он не отнимет финансирование.

За фестиваль этот Эдуарду Николаевичу низкий поклон. Потому что изначально организаторы к нему обратились именно как к танку и ледоколу, человеку, способному продавить любые чиновничьи барьеры. И благодаря Успенскому этот фестиваль существует уже 12 лет. Это открытая площадка, где собираются детские писатели и поэты из разных городов. А главное, этот фестиваль существует вместе с премией Чуковского, которая единственная в нашей стране вручается детским поэтам, там нет наград за прозу, только за поэзию. И очень хорошо, что чуковские ребята руководитель фестиваля поэт Сергей Белорусц, литературовед и сотрудник музея Чуковского в Переделкине Павел Крючков, директор этого музея Сергей Агапов и другие прекрасные люди успели наградить самого Эдуарда Николаевича, причем в номинации «Самый чуковский писатель». Это адекватная награда и по масштабу личности, и по масштабу общественной значимости.

— Можно ли сказать, что творчество Успенского останется на века? Сам он себя оценивал невысоко — называл себя мастеровым, не гением…

— Он кокетничал. Читать его будут долго. Потому что дольше всего живут те книги, которые читают поколениями. А Успенского читают поколениями. С шестидесятых годов сколько поколений уже сменилось? Это книги, на которых росли бабушки нынешних шести-десятилетних читателей.

— А есть у него литературные наследники? Кто идет по его стопам?

— Этот вопрос мне представляется не очень уместным. Потому что прелесть литературы в том, что каждый писатель имеет свой уникальный голос. Литература это не школьное сочинение, сделанное по алгоритму. У Успенского остались ученики, люди, которых он поддерживал. Он поддерживал очень многих и, на первых порах, даже знаменитого и великого Андрея Усачева. Он помогал Стасу Востокову и много кому. У него остались ученики, и это его главные наследники. Его авторитет позволил нашей молодой детской литературе пережить двухтысячные, когда в отечественных авторов, за исключением Успенского и Остера, никто не верил, и вернуться во всем блеске нарядных страниц.

«Дольше всего живут те книги, которые читают поколениями. А Успенского читают поколениями. С шестидесятых годов сколько поколений уже сменилось? Это книги, на которых росли бабушки нынешних шести-десятилетних читателей». Фото youtube.com

— А что сейчас вообще происходит в российской детской литературе? Какие яркие имена вы можете назвать?

— Это долгий разговор. Я могу сейчас прочитать вам четырехчасовую лекцию о детской литературе постсоветского периода, но лучше просто назову два ярких проекта. Первый — это фестиваль Чуковского, открытые четыре мероприятия которого — литературные костры «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!» проходят на переделинской даче, а день рождения Корнея Чуковского и награждение премией Чуковского в Доме литераторов. Вход туда всегда бесплатный. И там выступают очень многие интересные писатели, на которых стоит обратить внимание. Интересные, веселые, умеющие общаться с аудиторией. Поэтому если родители детей младшего школьного и дошкольного возраста хотят знать что-то о новой литературе, добро пожаловать на литературный костер или на фестиваль Чуковского в ЦДЛ.

Второй яркий проект для людей чуть постарше. Сейчас в издательстве «Эгмонт Россия» возобновился выход двух серий, которые по разным печальным причинам в 2000-е годы были закрыты, хотя заявили о себе очень громко. Это серии «Пестрый квадрат» и «Город мастеров». Это современная отечественная поэзия и проза для читателей приблизительно от 6 до 14 лет. Там выходят удивительные книжки. В «Городе мастеров» вышла в прошлом году одна из лучших книг за последние 15 лет «Ветеран Куликовской битвы, или Транзитный современник» Павла Калмыкова. Составитель этих двух серий Артур Гиваргизов, один из самых талантливых писателей нынешней эпохи и поколения писателей «за 50». На «Город мастеров» и «Пестрый квадрат» стоит обратить внимание, потому что список Гиваргизова это отличный и очень разнообразный список для чтения.

— А в плане этических ориентиров в современной детской литературе что-то изменилось в сравнении с той литературой, какую писал Успенский в свой лучший период?

— В двух словах: нет, не изменилось. Честь по-прежнему в почете, дружба по-прежнему ценится. Ну а подлецов, которые пытаются любым способом вписаться и приблизиться, всегда хватало.

Наталия Федорова
Справка

Ксения Молдавская — критик, профессиональный читатель детских книг, журналист, педагог. Регулярно публикует рецензии на детские книги в самых разных изданиях. Многолетняя ведущая «Книжной афиши» на «Радио Культура». Эксперт нескольких литературных премий и конкурсов на лучшее произведение детской литературы. Один из создателей и многолетний координатор Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру».

ОбществоКультура

Новости партнеров