Средневековая Башкирия: в тени более могущественных соседей
В центральной части Волжской Булгарии угорское население численно превосходило булгар, а часть иштяков превратились в татар
Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, рассказывающих о ключевых периодах тюркской истории. Сегодня украинский историк, колумнист «Реального времени», завершает серию публикаций о средневековой истории башкир.
Угорский след
Что касается угорского компонента в этногенезе башкир, то угры Башкирии во второй половине I тысячелетия н. э. смешивались с тюрками. Племена башкир айлинской группы появились в результате смешений местного угорского населения с огузо-печенежским населением. В северо-восточной Башкирии находили памятники мрясимовского типа. Несмотря на большую роль тюркского компонента, в этих памятниках была угорская доминанта. Были и племена бакальской культуры, угорская принадлежность которых не вызывает претензий.
При этом угорский компонент в формировании башкир играл заметную, но не ведущую роль. По мнению Б. Серебрянникова, нет сколько-нибудь заметных следов влияния венгерского языка на башкирский. С. Миржанова же считала, что тюркизмы венгерского языка связаны с башкирским языком. И. Антонов поддерживает мнение башкирских исследователей о том, что какая-то группа башкир жила среди венгров. Сведения письменных источников же свидетельствуют о том, что восточные авторы просто-напросто путали венгров и башкир. Впервые догадка об одном и том же этнониме, обозначавшем два народа, была озвучена Д. Хвольсоном. И. Зимоньи же посвятил этой проблеме целое исследование. В башкирском предании «Куръятмас» сказано, что башкиры-усерганы ушли в Куръятмас, где тогда жили мажары. Считалось, что несколько сот жителей Куръятмаса ведут происхождение от венгров. И. Антонов связывал чияликцев с булгаро-угорским компонентом в этногенезе башкир. Чияликцы, как и макушинская культура, были продолжателями юдинской культуры, то есть лесных угров.
Окончательно угорское население было ассимилировано в XVI—XVII вв. с передвижением башкир на север. Башкиры ассимилировали группы манси и иштяков. Угорский пласт заметен в материальной культуре. Это и особенности постройки домов, и головные уборы, и нашивки на полах одежды. В Зауралье башкирский костюм был похож на хантыйский. Угры, жившие в западной части Башкирии, подверглись значительно более ранней тюркизации, чем угры восточной части Башкирии. Угорское влияние выразилось и в этнонимах иштякского и булгаро-мадьярского круга. В VI—VIII вв. на территории Башкирии существовала кушнаренковская археологическая культура. Исследователи определяют ее как угорскую. Это были лесостепные угры. Они заняли весь Южный Урал, присутствовали в Прикамье, и их анклавы находились в бассейне реки Белой. У них были поселения и они оставили после себя Манякские, Такталачукские и Сынташтамакские курганы. На Южном Урале также существовала сылынташская культура, которая характеризовалась курганами с усами, характерными для населения Западного Тюркского каганата. Такие памятники находили в степной части исторической Башкирии. В районе же реки Белой до VIII в. рядом с уграми и гунно-сарматскими племенами проживали остатки пермского населения. В Зауралье существовала бакальская культура, носители которой были коневодами, но в то же время у них были укрепленные поселения. Как и кушнаренковцы, бакальцы были связаны своим происхождением с саргатцами, но если кушнаренковцы были уграми-мигрантами, которые активно взаимодействовали с местными племенами, то бакальцы отличались большим традиционализмом и связью с саргатской культурой.
В центральной части Волжской Булгарии угорское население численно превосходило булгар
Корни венгров уходили в далекое прошлое. Протовенгры возникли во время cуществования саргатской культуры. Собственно, венгры и их родственники из степных угров происходили от позднесаргатского населения, которое возникло в середине I тысячелетия в результате смешения населения карымского этапа Обь-Иртышской археологической общности с лесостепными племенами саргатской культуры в Тоболо-Иртышье. В Северном Казахстане саргатцы испытали большое влияние скифских и сарматских племен. А. Расторопов считал, что наименованием протовенгров было сабир или саварт. В Приисетье население бакальской культуры было локальным вариантом саргатской общности. В эпоху Великого переселения народов происходило формирование батырского, кушнаренковского, караякуповского археологических типов и потчевашской археологической культуры. Батырский тип представлял собой смешение караякуповских памятников с памятниками юдинской культуры.
Венгры же как племя оформились на территории между Волгой и Белебейско-Бугульминской возвышеностью. Они переправились через Волгу в районе Самарской Луки. Наименование башкир и венгров в арабских источниках — баджгурд — Н. Баскаков переводил как «свояк угров». Н. Ковалевский же выделял две группы баджгурд. Та группа, которая поклонялась животным, была названа им уграми, вторая группа — тюрками. Отмечалось, что в составе тюркских народов находилось племя маджар. Клан маджар был среди племени аргын казахского народа. А. Расторопов связывает мадьяр с бакальцами. Тюрки же назвали Сибирь Сибирью, столкнувшись с местным угорским населением, которое носило самоназвание саварт. Смена этнонима с саварт на мадьяр произошла во время миграции на запад. Венгры были ближайшими соседями финских народов. Б. Серебрянников отмечал удивительную схожесть объектных спряжений языка мордвинов и венгерского. С восточными венграми, не ушедшими на запад, традиционно связывают караякуповцев. Однако Н. Мажитов отстаивает спорный тезис о том, что караякуповцы — это башкиры. Бакальцев исследователь отличал от караякуповцев. В них он видел предков манси и хантов. Д. Савинов же предложил считать население Южного Зауралья кимаками. Н. Мажитов слепо доверяет тезису Д. Немета о том, что пять этнонимов у башкир и венгров были общими. Также несколько нелепо смотрится гипотеза о венгерских башкирах. Исследователь фактически не знаком с работой И. Зимоньи. Смешно выглядят сожаления Н. Мажитова о том, что историки зря не обращали внимания на историю башкир в Венгрии.
А. Белавин считал, что племя эсэгель арабо-персидских источников — это секеи, которые не ушли на запад. С ними исследователь сопоставлял носителей угорских неволинской, поломской, ломоватовской культур. А. Халиков считал неволинцев и ломоватовцев тюрко-угорским населением. Он считал, что они были секеями. К сожалению, свидетельств источников слишком мало о том, чтобы говорить о том, что эсгели — это секеи. Предположение Д. Хвольсона остается лишь гипотезой. Первые достоверные сведения о секеях датированы лишь ХІІ веком. Куда продуктивнее называть угорское население Прикамья ломоватовцами, неволинцами, поломцами. Они активно взаимодействовали с булгарами. Есть мнение, что с места их сдвинула миграция печенегов, которая в свое время была обусловлена давлением со стороны кимаков, огузов, карлуков. В центральной части Волжской Булгарии угорское население численно превосходило булгар. К угорским стоит отнести Танкеевский могильник. Булгары поставляли уграм ткани, железные изделия, украшения и керамику. Прикамье называлось волжскими булгарами страной Вису, а потом Чулманом. В этом районе находились Кыласовское и Рождественское городища. В Пермском Предуралье возникли сравнительно большие поселения, принадлежащие населению края, – касаба Афкула, Иднакар, Анюшкар. Там было заметно и булгарское присутствие.
Скромная роль башкир в истории Восточной Европы и Западной Сибири
Е. Казаков отмечал, что маркерами угорскости были погребальные маски и культ коня. Во второй половине VII в. турбаслинско-именьковские племена были вытеснены из Среднего Поволжья венгерскими племенами кушнаренковской культуры. Е. Казаков, как и И. Антонов, необоснованно связывал потомков кушнаренковцев с буртасами. После того как венгров прогнали печенеги, атакам последних начали подвергаться угры Прикамья, вследствие чего они активно переселялись в Волжскую Булгарию. Печенеги уничтожили неволинскую культуру. Население, оставившее Мрясимовские курганы, по мнению Е. Казакова, было носителем постпретрогромской культуры. С XI века формируется тюрко-угорская культура иштяков. Многие постпетрогромцы вошли в состав волжских булгар. Иштяки же сыграли большую роль в этногенезе пермских татар. Чияликцы были сравнительно поздними мигрантами, возможна их связь с манси. Это население приняло участие в этногенезе татар. По данным Г. Гарустовича, чияликцы граничили вплотную с Волжской Булгарией и составляли десять локальных групп. Они были полукочевым населением. В середине ХІ в. кочевые угры мрясимовцы были перебиты и изгнаны кыпчаками. В XIII—XIV вв. произошел массовый сдвиг кочевников Приуралья на север. Они проникали от Самары до Белой. Угорские племена, в том числе и чияликцы, в это время были окончательно ассимилированы тюрками.
Иштякской проблемой занимался Д. Исхаков. Он отметил, что в 1564—1565 гг. часть юрматов назывались иштяками. В «Дафтари Чингиз-наме» упоминались иштяки Тайбуги. Нужно отметить, что иштяки в XVII—XVIII вв. превратились в татар. В исследовательской литературе существует три гипотезы об угорском, восточнотюркском и тюрко-угорском их происхождении. С. Бахрушин считал иштяков в Сылвенско-Иренском междуречье уграми (манси). Б. Долгих считал иштяков тюркизироваными уграми. Б. Вишневский — просто уграми. В. Оборин отмечал, что остяки — это остатки древнеугорского населения, которые были позже ассимилированы. Башкиры племени гайне появились на Тулве во время существования Казанского ханства. Р. Кузеев отмечал, что в составе иштяков были древнеугорские, булгаро-угорские, древнесамодийские и кыпчакские этнические компоненты. Проникновение башкир в Пермский край он датирует XIII—XIV вв. Башкиры взаимодействовали с манси. Башкир же в Среднем Приуралье ассимилировали татары. Н. Томилов указывал, что иштяками были манси и сибирские татары. Д. Рамазанова увязывает иштякский пласт лексики в пермском говоре татар с уйгурами, шорцами, хакасами, алтайцами. Иштякская лексика была общей для башкир и татар Среднего Приуралья. К иштякам можно отнести кушчи, балыкчи, бикатин, еней, гайне, юрматв, юрми. Племена байлар и еней Д. Исхаков относит к кыпчакам, как и бушман, кара-кыпчак, сары-кыпчак. Кланы табын, катай, салджигут, айле, терсяк, сынрян, айле в русских документах обозначались и как татары и башкиры, и просто как татары.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам. Только часть сведений арабских и персидских источников о баджгурдах и башгирдах можно отнести к башкирам. По сути, более детально о башкирах начали сообщать арабы и европейцы в золотоордынское и постзолотоордынское время. Древнеугорское лесостепное население было ассимилировано тюрками в ХІ в. Чияликцы же были более поздним населением, связанным происхождением с сибирскими уграми. Их и манси можно соотнести с иштяками. Иштяками назывались как угорские племена, так и племена тюркизованых угров, а также, в некоторых случаях, и тюрков — башкир и сибирских татар.
Роль башкир в истории Восточной Европы и Западной Сибири была весьма скромной, поскольку они находились в тени более могущественных соседей, зависимость от которых часто была достаточно условной. Мы не можем говорить о зависимости башкир от огузов, а отношения их с печенегами были скорее союзническими. Булгарское присутствие на башкирской территории было весьма условным. С должным обоснованием мы можем говорить о подчинении башкир монголами. Этот факт был зафиксирован только в монгольских источниках и башкирских преданиях. Великая Венгрия не тождественна стране Паскатир. Попытка связать городище «Уфа-2» с городом Башкорт неубедительна. Башкирия была вассалом Золотой Орды. Попытки освободиться из-под власти Золотой Орды происходили во время правления Тохтамыша и вторжений Тимура в Улус Джучи. Башкиры были в союзных отношениях с беклербеком Идегеем из клана мангыт. Большая часть Башкирии находилась под властью Ногайской Орды. Ногайцы создали наместничество в Башкирии и брали ясак с башкир. Шибаниды и Казанское ханство вели борьбу за северо-западную и северо-восточную Башкирию в XV — начале XVI в. Она закончилась победой казанцев. Впрочем, Зауралье осталось под властью Тюменского ханства. Башкирия до прихода русских была разделена между ногайцами и татарами.
Справка
Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».
комментарии
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/100877-yaroslav-pilipchuk-o-srednevekovoy-istorii-bashkir
А почему нет ни слова о "славянском населении" Волжской Булгарии?
Учёный секретарь Багдатского посольства Ибн Фадлан прямо пишет, что в 922 году на Средней Волге добровольно приняли Ислам "сакалибы" - т.е. славяне.
Историк, богослов, муфтий Центрального духовного Собрания мусульман Внутренней России (1922 - 1936) Риза Фахретдин, основываясь на трудах Ибн аль-Асари, считал, что булгары это потомки тюрок и "сакалибов" - славян.
Учёный араб различал эти этносы.
Что касается проживания славян-сакалибов на Средней Волге, то есть версия, гипотеза, подтвержденная археологическими исследованиями, что славяне жили на Средней Волге с 4 (четвертого) века.
Из Википедии:
"Име́ньковская культу́ра — раннесредневековая археологическая культура IV—VII веков, расположенная на территории Среднего Поволжья (Самарская область, Татарстан, Ульяновская область). Многие исследователи видят в именьковской культуре славян[8]. В 1981 году Г. И. Матвеева выявила родственность именьковской и зарубинецкой культур. Более всего именьковская культура близка к полесскому лесному варианту зарубинецкой культуры[9][10]".
Замалчивать факты о проживании славян-"сакалибов" на Средней Волге с 4 (четвертого) века становится просто "неприличным".
Давно настала пора НАУЧНОЙ дискуссии по этому вопросу.
Пока в научной литературе эту "трактовку" никто не опроверг.
Пока в научной литературе эту "трактовку" никто не опроверг.
Иная точка зрения на проблему была высказана в 1906 году немецким археологом П. Райнеке. Исходя из внешнего сходства зарубинецкой и пшеворской культур, он был уверен в их германском происхождении[15].
В. В. Седов в 1970-х гг. высказывался за поморское происхождение зарубинецкой культуры и связывал её непосредственно со славянами. Также исследователь подчёркивал, что зарубинецкое население имеет такое же отношение и к балтским племенам. Исходя из этого, он отмечал, что носители зарубинецкой культуры занимают промежуточное положение между балтскими и славянскими языками, а само население может быть представлено, в зависимости от обстоятельств, либо балтами, либо славянами[17][18].
В 1984 г. все точки зрения относительно вопроса происхождения зарубинецких племён были проанализированы К. В. Каспаровой. На основе анализа фибул она пришла к выводу о том, что, кроме явной поморско-клешевой основы, зарубинецкая культура имеет также и черты культур Балкано-Карпатского региона, носителями которых были кельто-даки и кельто-иллирийцы. Особо близкими, по мнению К. В. Каспаровой, к зарубинецким племенам были носители поянешти-лукашевской культуры. Исходя из этого тезиса, исследовательница высказала мнение, что носители зарубинецкой культуры представлены разноэтничными племенами — бастарнов и кельто-иллирийцев, которые в процессе исторического развития смешались с местными группами населения[19]. " Статья из википедии.
Критика именьковской культуры
"Критика и ответные возражения[править | править код]
По мнению археолога Н. А. Лифанова, отождествление именьковцев и ранних славян, предложенное в работах Седова и Кляшторного, представляется сомнительным, а монография М. И. Жиха характеризуется им в качестве фантастической[40]. В свою очередь, критик Н. А. Лифанова, М. И. Жих, указывает на незнание или искажение его оппонентом работ различных исследователей, в частности Г. И. Матвеевой, которая, как выходит из её собственного признания, опубликованного в её монографии 2004 года «Среднее Поволжье в IV—VII вв.», отстаивала славянскую принадлежность именьковской культуры уже в работе 1988 года[41][42]. Также, ссылаясь на известного американского специалиста в тюркологических и центральноазиатских исследованиях — Питера Голдена, чья точка зрения поддерживает его наблюдения, М. И. Жих делает заключение о полном незнании средневековых источников со стороны Н. А. Лифанова[42]. Сотрудник Института восточных рукописей РАН С. Г. Кляшторный и кандидат исторических наук И. А. Гагин в своих рецензиях положительно оценили монографию М. И. Жиха" статья из википедии
Как видим не все историки поддерживают теорию происхождения именьковской культуры от славян. Тем более если существовало 500 славянских городищ, то куда они исчезли?
А "500 славянских городищ" никуда не исчезало.
Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Коренные народы России. Башкиры. 3 C\КорБаш.doc Уфа Китап 2007 352 (Стр.21)
+++++++++++++++++++
Я особо в дела гуманитариев, в дебри истории не лезу. А здесь только привёл то что сами башкирские гуманитарии пишут. С сословием башкир, и с прочим я разбираюсь в своих работах. Но никто не найдёт в моих работах утверждений, что башкиры лишь сословие. А вот сословие башкир в РИ наряду с башкирами вобрало в себя много кого. Не вопрос, а преимущественно кого. Начиная же со Столыпинских реформ, численность башкир начала уменьшаться, и особенно это случилось к 1920 году, и преимущественно на Северо-Западе. Но эти "башкиры" ни куда не пропали, они по своему соответствию нашлись в татарах.
Вот недавно начал писать выжимку из своих изысков:
https://irek-tattarich.livejournal.com/98599.html
https://irek-tattarich.livejournal.com/98973.html
Продолжу, отвлекся было на другую статью:
https://irek-tattarich.livejournal.com/99468.html
Ты не названный, анянямный энекаш, не борзуй предо мной, Карактер у меня не хороший.
+++++++++++++++++++++++++++++
А кто кричит?
Изменение численности башкир в начале 20 века было связано с бурными событиями начала 20 века. Тогда башкир не особо любили и уничтожали как контрреволюционеров. Часть башкир тогда умерла от голода, часть пала на полях Гражданской войны и в борьбе за автономию, а часть записалась татарами, чтобы избежать террора.
+++++++++++++++++++++++++++
Товарищ, знаток, в Башкурдистане, позднее обозванном "Малой Башкирией", как и прежде в тамошних уездах РИ, никакой особой динамики изменения чимсленности башкир не было. А вот в Уфимской губернии была очень большой эта динамика.
Численные данные этой динамики таковы:
Уезды 1795 1834 1897 1913 1920
Бирский 20 707 42 858 261 855 232 977 140 928
Белебеевский 17 237 36 577 232 676 212 800 87 704
Уфимский 8 445 20 102 111 342 96 421 50 920*
Мензелинский 16 338 35 094 122 678 154 324
Стерлитамакский 25 262 41 839 114 552 100 305
Златоустовский уезд, как уже отмечалось выше, выпадает из нашего сквозного анализа.
Кроме очень отрывочных сведений на 1920 год по Мензелинскому и Стерлитамакскому уездам полноценных данных нет. Автору здешних строк неизвестно, властями ли уже АТССР, или Уфимской губернии проводилась эта перепись в Мензелинском уезде после её передачи в татарскую автономию, но её документы, либо были утеряны, уничтожены, либо где-то всё же, сохранились в архивах. По Стерлитамакскому уезду с данными 1920 года произошло тоже нечто подобное. Представленные же данные переписи 1920 года взяты из работ М.И. Роднова (5, с.26; 6, с.20; 7, с.26). Цифры Уфимского уезда по 1920 мы несколько подкорректировали с учетом отошедших от этого уезда волостей данными переписи 1912-1913 гг. по ним. Более подробно об этом далее.
Вполне наглядно видно, что Подворная перепись несколько «скорректировала», смягчила по сравнению с переписью 1897 года предшествующий башкирский демографический взрыв. По всем этим уездам, кроме Мензелинского, башкиры понизились в численности, причём на фоне увеличения численности татар, мещеряков и тептяр. Но не из-за того, что правильные стали ставить вопросы в переписи по этничности, а из-за Столыпинских реформ, когда сословные привилегии на землю стали сходить на нет, и сословие башкир стало терять свою престижность. Начался обратный тому башкирскому демографическому взрыву процесс. Почему да как, произошёл прирост численности башкир в Мензелинском уезде по этой переписи, с этим здесь не будем разбираться, да и возможно ли это выяснить, нам пока не известно.
Перепись 1917 года показала, что этот процесс уменьшения численности башкир ещё более ускорился, тогда как большевики, коим некоторыми башкирскими гуманитариями вменяется некий геноцид башкир, ещё, не только не пришли к власти, а никто и не думал тогда, что именно они станут новой властью в бывшей Российской империи.
А по 1920 году, действительно были виноваты и уже пришедшие к власти большевики, но никаким не геноцидом башкир, а своим «Декретом о земле» полностью отменившим любые привилегии на землю. И, в общем, уже с переписи 1897 года, предыдущий башкирский демографический взрыв нарастающим образом пошёл в обвал.
Однако знаменитый закон сохранения никто не отменял, будем искать пропавших башкир и прочих убывших к 1920 году.
Выше мы отмечали, что прирост численности башкир между ревизиями 1795 и 1834 годов, как в юго-восточных, так и в северо-западных уездах был вполне близким, в первых он в разах был равен 2,35, а в вторых – 2,15. Более того, было показано по северо-западным уездам, что и отдельно по уездам различия в приросте башкир были не особо значительны. Получается так, что эти цифры, в общем-то, близки к естественному приросту численности башкир, вот и примем их по северо-западным уездам за оценку этого и на последующие годы. Скажут, возразят, мол, занижаем мы так естественный прирост башкир, и войну 1812 года, в которой башкиры принимали активное участие, к этому вспомнят.
Так у нас есть другой контраргумент, процесс то «выхода в башкиры» иных уже к временам ревизии 1834 года вполне активно пошёл. Например, в очень даже башкирских уездах Стерлитамкском и Оренбургском по данным этой ревизии выясняется, что не все башкиры этих уездов являлись собственно башкирами. В Оренбургском уезде наличествовали 2 413 башкир из «Султанских нагайцев казачьего войска», 347 «башкирцев из казанских торговых татар», и числились 4 870 человек, поступивших в башкиры «из казачьего иррегулярного войска». Кто такие последние не указывается, но все перечисленные общим числом в 7 630 человек причислены к башкирам. В Стерлитамакском уезде отмечаются 920 жителей с указанием, что они «перешли в сии деревни к заселению из башкирцев Сеитовского посада, имеют происхождение из казанских торговых. Живут на купленной земле у башкирцев XII кантона Кулиле-Минской волости в 1751 г.» (3, с.111-377). Надо ли здесь озвучивать риторический вопрос, если так было в особо башкирских уездах, что же со всем этим творилось по очень смешанным этнически северо-западным уездам.
Этих приписанных к башкирам давно уже посчитали, их около 1%. Несмотря на это ты хочешь показать как будто это было массовым явлением.
Но это не только было массовым явлением, но и даже эти приписанные после вернулись в свой этнос, это вполне понятно.
Непонятно зачем ты пытаешься запутать людей.
https://b.radikal.ru/b32/1806/fb/ce815ac11920.jpg
[url=https://radikal.ru][img]https://b.radikal.ru/b32/1806/fb/ce815ac11920.jpg[/img][/url]
в 1826 г. в Казанской губернии было:
"Чуваш всего 371 758 ч.
Татар 136 470 ч.
Чуваш более на 235 288
В 1897 г. по переписи было в Казанской губернии:
Чуваш 513 044 ч.
Татар 744 267 ч.
Татар более на 231 223 ч."
Ну не абалдеть ли, за несколько десятилетий татары увеличились почти в 6 раз.
++++++++++++++++++++++++++
Подобную тему под названием вроде: "Татары на 90% отатаренные чуваши" ещё в начале нулевых замутили на чувашском форуме, и естественно подхватили на Башфруме.
Анянямный знаток, ссылки надо приводить.
Понятное дело, естественная ассимилияция всегда существовала и существует. Аняням, если Вы даже сумеете объективно показать, сколько на самом деле чуваш отатарилось, они же так и остались в татарах. Я же привожу цифры, как к 1920 году многие "башкиры" в северо-западных уездах массово слились в татары. Что только означает, что они не были башкирами, а только состояли в сосоловии башкир.
PS. Админстрация, вновь не представила предыдущий мой комментарий.
Турбаслинскую культуру никто никуда не прогонял, они соседствовали с кушнаренковцами и караяковцами. В городище Уфа-2 находили останки турбаслинской культуры и караякуповской культуры.
Надо проверить генетически останки этих культур и посмотреть к кому они ближе, тогда будет ясно угры они или нет.
Мажары это не венгры. Это ногайский род. Есть он и у казахов. Мажары каждое лето с юга приходили кочевать к Аслыкулю.
1. История, мне кажется, должна объединять людей, а не разъединять. Если мы, так получилось, живём в одной стране и одним народом. Поэтому некоторыми аспектами мы должны договариваться.
2. Честно говорю. Ведь простых обывателей история отдельных этносов вообще не интересует, даже в своих этносах, не говоря уже про чужие. Вот допустим, разве меня, простого обывателя может интересовать ОТДЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ башкир или чуваш. Скажу даже больше. Я своей историей ТАТАР-ТО раньше не интересовался, пока, как говорится "жаренный петух не клюнул", то есть, когда Федеральный Центр не впал в некий обскурантизм и не стал сокращать социальные пространства моему народу, а значит и мне. Это касается многих аспектов, в том числе связанных с отказом пролонгировать ДОГОВОР между ФЦ и Татарстаном, а также "наездом" на татарский язык.
3. Чуть перефразируя скажу: если не хочешь заниматься историей (политикой), значит история (политика) займётся тобой.
4. Какие татары, какие башкиры, какие чуваши ПО ОТДЕЛЬНОСТИ? КОМУ ЭТО ИНТЕРЕСНО. Кому мы нужны?
5. А вот если те же историки татарские, башкирские, чувашские учёные ОБЪЕДИНЯТСЯ и будут истории своих народов рассматривать в контексте ВСЕОБЩЕЙ ТЮРКСКОЙ (ТАТАРСКОЙ) ЦИВИЛИЗАЦИИ, приняв за ОСНОВУ, что мы есть ОДНО ЕДИНОЕ, то тогда ЭТА ИСТОРИЯ ОКАЖЕТСЯ ИНТЕРЕСНОЙ МНОГИМ. Потому как она уже не будет региональной, а станет мировой. Это история забрезжит новыми красками, состоящих из плеяды звёзд новых открытий.
6. Вот, опять же, например: татары не могут, я считаю, рассматривать по отдельности себя, как булгары, которые никакого отношения не имеют к Чингисхану. Это не логично. Ибо.
7. Как модно сейчас говорить ТАРТАРСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ она корнями уходит даже не в столетия, а в тысячелетия. А цивилизация, своими народами на всей территории не может РАЗВИВАТЬСЯ ОДИНАКОВО.
8. Конечно же Булгария во времена начала ЗОЛОТООРДЫНСКОЙ эпохи была гораздо выше в цивилизационном плане других тюрков, проживавших на Алтае или даже в Причерноморье. Но это ведь не говорит, что мы не ОДНОГО КОРНЯ. Цивилизационного.
9. Да, Чингисхан по вероисповеданию был не мусульманином, а тенгрианцем. А что, булгарские татары до принятия Ислама разве были не тенгрианцами, а, допустим, иудеями или христианами? Абсурд? Абсурд.
10. Тем более уже практически доказано, что Чингисхан был не монголоидной расы, а индо-европейской, то есть такой же как татары, башкиры и чуваши!
11. Или вот ещё пример. Татары и чуваши более 2 веков дружно проживали своими этносами в Булгарии. Когда меж ними произошёл раскол и по какой причине? А тогда, когда татары приняли Ислам, призвали к этому чуваш. Но чуваши на отрез отказались. Началась междуусобица. В результате чуваши вынуждены были покинуть территорию Булгарии.
12. В заключении хочу сказать словами одного МУДРОГО ЧЕЛОВЕКА: ВЕЛИКИЕ НАЦИИ ГОРДЯТСЯ СВОИМ ПОБЕДАМИ, И ЛИШЬ НИКЧЕМНЫЕ - СВОИМИ ПОРАЖЕНИЯМИ. (Кто сказал - не помню)
13. Поэтому призываю и татарских, и чувашских, и башкирских учёных ОБЪЕДИНИТЬСЯ и "писать историю" "ЗА", а не "ПРОТИВ".
14. Оказывается Реальное Время читает уважаемый Минтимер Шарипович Шаймиев и даже оставляет здесь свои комментарии.
15. Поэтому призываю его высказать своё мнение о том, что сказано мною выше. Лично мне будет интересно.
С уважением ко всем, Габдель Юссон.
Основная территория Волжской Булгарии-это лесостепная зона. Угры же жили в тундре и в тайге. Угро-финские народы не могли составлять значительную часть Волжской Булгарии. Когда на Среднюю Волгу пришли булгары, говорившие на скифско-кыпчакском диалекте тюркского языка (примерно в 750 году) здесь жили тюркские племена, говорившие на древнем диалекте тюркского языка, похожем на современный чувашский язык.
На месте Казани еще в 9 веке шумел дремучий лес наподобие участков тайги в Раифском заповеднике.
Трудновато было кочевникам кочевать по дремучему лесу,
Племена венгров-мадьяр жили в междуречье рек Ак Идель и Ик с 558 по 730 годы (Кушнаренковская культура) . Именно в 558 году войска 1-го тюркского каганата подошли к Волге. Образовался 1-й Тюркский каганат от Хингана до Урала. Это вызвало новую волну переселения народов из южной Сибири на запад.Среди переселенцев были и племена венгров-мадьяр.Мадьяры жили относительно спокойно на территории РБ до появления здесь башкир на востоке за Уралом и булгар на западе на Нижней Каме. В IX веке началась новая волна Великого переселения народов, и новые азиатские кочевники стали переходить Волгу. Первым народом, вытесненным на западный берег Волги, оказались венгры. В 830-е гг. они заняли Северное Причерноморье. Неизвестно, в какой мере добровольной или вынужденной была в этом процессе позиция хазар, однако венгры признавали их сюзеренитет. Венгерский вождь Лебедий был утверждён хазарским каганом и женился на знатной хазарке. После этого венгры принимали участие в хазарских войнах. В 889 году венгры (включая три этнически хазарских рода каваров) были вытеснены в Паннонию печенегами, которых, в свою очередь, теснили огузы, а тех — половцы. В результате хазары впервые потеряли контроль над причерноморскими степями. Известно, что хазарские цари периодически совершали походы на печенегов и огузов. Конец IX века считается закатом «Хазарского мира» — эпохи относительной стабильности в степи.
Не было тогда никакой Башкирии. Да и башкир тоже. Были булгары, были печенеги (3 печенежских племени), были угры – а вот башкир не было. И никаких. Было некоторое количество остатков венгров-баджгирд, но их анклавы были в Верхнем Прикамье и может быть некоторая часть была и в Предуралье
Страны Сибирские и Чулыманские прилегают к Башкырдам. В земле Башкырдов (находится) мусульманский кади, пользующийся почетом."
(Аль Омари. 14в.)
Здесь кади это Хусейн бек, мавзолей которого находится в Чишминском р-не РБ.
Татары на лицо как мордва или русские в основном.
А ногайцаы как казахи или башкиры
Чуть ли не каждый встречный татарин начинает рассуждать "татары -европеоиды, башкиры, казахи - монголоиды". Бывает очень смешно когда об этом рассуждает татарин с монголоидными признаками))) Хочется подарить ему зеркало, чтоб внимательнее изучил свою физиономию.
Помнится в литературе писали, что башкирами "правили" поочередно по одному году представители хана Астраханского, Казанского и Сибирского.
Когда будет продолжение?
Основа поволжских татар-аланы-асы .