Башкиры в эпоху Средневековья: от монгольского завоевания до ногайских мурз

«Молчание» источников — одна из проблем башкирской истории

Башкиры в эпоху Средневековья: от монгольского завоевания до ногайских мурз Фото: wikipedia.org

Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, рассказывающих о ключевых периодах тюркской истории. Сегодня украинский историк, колумнист «Реального времени», продолжает цикл публикаций о средневековой истории башкир.

Удревнители башкир

В оппозиции к выводам Р. Кузеева и В. Иванова находится Н. Мажитов, который пытается удревнить историю своего народа. Одним из способов этого удревления является восприятие караякуповцев как башкир и попытка провести аналогии между башкирскими памятниками и Большетиганским могильником. Мажитов также считает, что башкирский народ окончательно сложился еще до монгольского завоевания. Древние башкиры оставили после себя Каранаевские, Идельбаевские, Синеглазовские, Муракаевские и Житимакские курганы. Мажитов отмечал, что Лагеревские курганы существовали еще в VII—VIII вв., а башкиры поддерживали торговые связи с Мавераннахром. Что же до сведений ал-Идриси о городах башкир, то это скорее воображаемая география, как и города Белая и Черная Кумания, Ар-Русийа и иные. Так что эти выводы Мажитова как и предположение о том, что печенежские следы есть среди башкир Приуралья, мягко говоря, спорны. Древние башкиры были сами частью печенежской конфедерации племен, и их памятники должны быть очень похожи, если не идентичны. Нужно отметить, что предками башкир было телесское племя башукили, которое, вероятно, входило и в состав Западного Тюркского каганата. Потом они попали под власть печенегов. Образование огузского государства янгикентских ябгу и Кимакского каганата вынудило башкир уйти в лесостепное Южное Приуралье — их группы в степной части были уязвимы.

В статье Г. Гарустовича и Н. Мажитова не прояснено, какие достоверные источники свидетельствуют о том, что Башкирия была покорена монголами в 1219—1223 гг. Единственным источником могут быть разве что данные Абу-л-Гази, хрониста, писавшего в XVII веке! Сведения Юлиана о Великой Венгрии не свидетельствуют о башкирах. Венгерские доминиканцы и хронисты отчетливо отделяли венгров от башкир. О монгольском завоевании Башкирии сказано в ряде башкирских шежере и в легендах. Нужно сказать, что Мажитов не стеснялся пользоваться открытым фальсификатом «Таварих-и Башкорт» (многие башкирские исследователи стали использовать сведения несуществующей рукописи).

Отдельно стоит поговорить о городе Башкорт. Н. Мажитов говорил о нем, ссылаясь на данные ряда европейских карт, и его идею подхватили Ю. Юсупов, Р. Вахитов и С. Хамидуллин. Как доказательство приводятся раскопки городища Уфа-2. Но побывавшие в Башкирии францисканцы не говорят ни о каком городе, в частности, молчит об этом Иоганка Венгр, лично побывавший в этой стране. Нумизматический материал был бы доказательством, если бы на городище был чекан Башкирии. Нужно отметить, что в золотоордынское время Волжская Булгария и Башкирия были разными единицами. Спорно также то, что Мажитов называл подулусными владениями Мордовию, Черкессию, Аланию, Дунайскую Болгарию, Армению. Армения не была вассалом Джучидов, из черкесов татарам подчинялась только часть, живущая у Матархи, как и часть аланов, живущих в предгорьях. Предгорные земли аланов были улусом Джулат, Мордовия — улусом Мухши, а Дунайская Болгария — вассальным государством. Данные Иоганки Венгра и анонимного францисканца позволяют нам говорить о по крайней мере автономности башкир. Интеграция башкир в татарское и ногайские общества — это уже постзолотоордынское время. Сказание «Последний из Сартаева рода» можно отнести к татарским памятникам, а не башкирским, поскольку Джалык (один из героев рассказа) отсутствовал в списке башкирских биев. Одним из заметных деятелей Башкирии золотоордынского периода был Хуссейн-бек, который, по всей видимости, происходил из Мавераннахра.

Раскопки городища Уфа-2. Фото enekrasova.livejournal.com

Нападавшие кыпчаки как маркер существования

Необходимо отметить, что башкиры были разделены на многие племена и не имели единого правителя. И. Антонов считал реальными сведения Гардизи о том, что башкиры подчинялись хазарскому кагану. Однако отсутствие их этнонима в хазаро-еврейской переписке заставляет нас в этом сомневаться. Кроме того, молчат другие арабские и персидские географы и историки, которые обычно копировали сведения предшественников. Доказанным мы можем считать факт связи башкир с печенегами, о чем говорят ал-Масуди и Ибн Фадлан. Башкиры были соседями Волжской Булгарии и огузского государства янгикентских ябгу. Антонов ошибается, предполагая, что булгары и башкиры подчинились огузам. Сведений одного «Огуз-наме» Рашид ад-Дина мало, чтобы строить такую реконструкцию. Более близкие по времени источники не подтверждают этого. С другой стороны, весьма вероятно предположение исследователя, что на башкир нападали кыпчаки. Однако говорить о подчинении башкир кыпчакам тоже вряд ли возможно. Источники об этом молчат, как и о возможности подчинения башкир волжскими булгарами. Есть только татарская историографическая традиция в лице Р. Фахрутдинова, А. Халикова и И. Измайлова, в которой принято считать, что власть булгарского эмира простиралась до Урала. Очень жаль, что Антонов ссылается на «Джагфар Тарихы», известный фальсификат по истории булгар. Предположение же К. Маккартни о том, что башкиры в 1223 г. воевали на стороне булгар против монголов — это ничем не подкрепленная гипотеза.

Какие-то определенные данные дает только археология. Памятники охлебинского типа обнаруживают параллели с булгарскими памятниками. Они локализуются в центральной части Башкирии. По данным археологических исследований, небольшой булгарский анклав существовал на реках Сим и Белая. Но численность его населения была небольшой, и в Прибелье булгары не пробыли долго. Более-менее определенно мы можем говорить о подчинении башкир монголами. Башкирия входила в состав Великой Монгольской империи, а потом Золотой Орды. О этом определенно говорят монгольские, а также арабские и персидские источники. Начало подчинения башкир можно связать с 1207 годом, то есть со временем похода Джучи на лесные народы. В башкирской легенде «Усергены» говорилось о подчинении башкир монголами и их совместном походе на Рязань. В легенде «Муйтэн» упоминалось о поездке усергенского Майкы-бия к Чингисхану. В легенде «Усергены» сообщалось о башкирском сопротивлении монголам. В предании «Бикчура» есть информация о том, что башкиры воевали против монголов много лет и что все башкиры поднялись против захватчиков.

Данные европейских францисканцев дают основание утверждать, что Башкирия являлась отдельным от Булгарии улусом. Иоганка Венгр упоминал о правителе Баскардии. В папских документах даже упомянуто его имя — Эстокис. М. Сафаргалиев считал возможным вассальный статус Башкирии от Золотой Орды. К этому выводу позже пришли В. Егоров, В. Иванов, Р. Почекаев, И. Антонов, Л. Сулейменова, Н. Мажитов, А. Султанова. Ю. Селезнев же считает Башкирию одним из золотоордынских улусов. Впрочем, говорить о государственности у башкир, как это делали Н. Мажитов и Л. Сулейменова, не стоит. Р. Кузеев более близок к истине, говоря, что в золотоордынское время всякие попытки башкир проводить самостоятельную политику подавлялись. Р. Юсупов предполагал наличие договорных взаимоотношений между башкирами и Золотой Ордой. И. Антонов считает, что в Башкирии находился татарский баскак, собиравший дань. Это же подтверждают данные топонимии.

В эпосе «Идукай и Мурадым» отмечалось, что ясак собирали сами беи племен и они были ясачниками Тохтамыша. В предании «Акман-Токман» сказано, что монгольский правитель распределил земли и воды между племенами и дал им отдельные тамги. В эпосе о Сурамане отмечалось, что башкиры находились на военной службе у Золотой Орды. Отмечалось, что башкиры выступили против хана и воевали против него. Предатель выказал место пребывания Токмана и Акмана. Враг разбил, убил и победил башкир. В эпосе «Кызтораташ» отмечалось, что хан присылал в Башкирию своих нукеров. Указывалось, что казанцы присылали сборщиков дани. В татарском предании указано на борьбу Сартая с Тура-Менгу, ориентировочно с Мунке-Тимуром или скорее с Туда-Менгу. В предании «Идукай и Мурадым» упоминается о восстании башкир против власти Тохтамыша. Восстали племена катай, кыпсаки, тамьян, юрматы, табын. Они не платили ясак и не давали рабов, скрываясь в горах. Бий Шагали же выступил на стороне татар, и за это ему дали бийство и власть над долиной Ирендыка. Токтамыш захватил башкирских племенных старейшин и сделал их заложниками. Однако во время вторжения Тимура башкиры выступили на стороне татар. Тимур был в предании назван Сатмыр-ханом и против него башкиры собрали тумен войска. В битве с Тимуром Шагали погиб. Тогда же погибли батыры Кермасан и Сермасан из рода Джалыка. Когда к власти пришел Идегей, он возвысил пять биев, воевавших против Тохтамыша. Башкирским биям выдавались ярлыки на их владения. Башкирия на юге граничила с Улусом Шибана, на востоке с Кок-Ордой, на западе с доменом ханов. На севере соседями был улус Булгар Золотой Орды и угры манси.

Место, где ногайские мирзы получали опыт управления

С распадом Золотой Орды территория Башкирии была разделена между разными тюрко-татарскими ханствами. Северо-западная Башкирия входила в состав Казанского ханства, северо-восточная — в состав Сибирского ханства, другие части Башкирии — в состав Ногайской Орды. В 1468 г. башкиры на стороне казанского хана Ибрагима воевали против русских. В предании Умбет-батыр сказано, что усергены на Самаре воевали с казанцами. Также татары воевали с башкирами иректе, не довольствуясь обычными знаками покорности. Исян-батыр был вынужден воевать против русских на стороне татар.

В записи францисканцев до 1330 года сказано о крещении господина всей Башкирии Эстокиса и тысячника по имени Тармагар (Гармагар). В более поздних венгерских сведениях указывалось, что какие-то венгры живут в Восточной Европе. Финский ученый Р. Хаутала считает, что это угорские группы у Дона и в Сибири. Азиатских венгров папской буллы 1329 г. он локализует в Чагатайском улусе. В русских документах среди населения Казанского ханства упоминаются мачярены, и они резко отличались от башкир. Среди улусов-земель Казанского ханства упоминались Иштякская и Башкирская. В русской посольской книге от 1578 г. упомянуты башкиры и иштяки на Каме. На карте братьев Пицигано, в Каталонском Атласе 1375 г. и на карте ал-Идриси обозначены башкиры. В Западном Приуралье кочевали ногайцы и иштяки. Башкирская земля Казанского ханства была самой отдаленной от русских земель. Башкирская волость существовала и в составе Тюменского ханства. В «Таварих-и Гузида Нусрат-наме», а также в сочинениях Абд ал-Гаффара Кырыми и Катипа Челеби упоминались Чимги башкыр, башкурт, башкуртские татары. Башкиры некоторое время были поддаными сибирских Шибанидов, а потом ногайцев. Городище Уфа-2 было форпостом не башкирского, а Ак-Идель улуса. Башкиры могли войти в состав Казанского ханства после того как ойраты разбили Абу-л-Хайра в середине XV в. Данные письменных источников позволяют утверждать, что Башкирская земля была частью Казанского ханства. На некоторое время — в 80—90-х гг. XV в., а также в самом начале XVI в. Башкирия входила в состав Тюменского ханства, но уже при Мухаммед-Амине снова вошла в состав Казанского ханства, когда узбеки ушли на завоевание Мавераннахра. Башкирская земля — это северо-западные башкирские территории. В составе Тюменского, а потом и Сибирского ханства осталось Зауралье, которое было населено сибирскими татарами и башкирами. Башкирия граничила с землями пермяков. Во второй половине XVI в. башкиры вместе с ногайцами и марийцами нападали на земли Строгановых в Великой Перми.

Большая часть Башкирии входила в состав Ногайской Орды. В Башкирию ногайский бий присылал своего наместника. Она была местом, где получали опыт управления ногайские мирзы. Собственно ногайцы доходили в Башкирии до Самарской луки, это был край их продвижения. Также в ногайских посольских документах есть упоминание о Каме как о северной границе. Ногайцы кочевали по левобережью Волги до впадения в нее Камы. На западе границей им служил Ик. Ногайская дорога Башкирии соответствовала территории кочевания ногайцев в Башкирии. Экономическая замкнутость и политическая обособленость способствовали появлению в Башкирии ногайского наместничества. Управление же Башкирией ногайцами осуществлялось с Эмбы и Сарайчика. Около современного Оренбурга находилось поселение Ак-Тюба, а около Уфы — Чертово городище. Резиденциями ногайских наместников были Кара-Абыз под Благовещенском и Чертово под Бирском. Наместники края происходили из правящего клана ногайцев — мангытов. Дани взимали данщики, а в качестве высшей судебной инстанции выступали бий и нурадин. С башкир взимался ясак в натуральной форме. Например, это были меха, мед и кони. Ногайцы называли башкир иштяками, однако иногда размежевывали башкир и иштяков. В. Трепавлов предположил, что иштяками ногайцы называли башкир на северо-западе и северо-востоке. Ногайское наместничество в Башкирии исчезло из-за пандемий, продвижения русских на восток и экспансии ойратов на запад.

Окончание следует

Ярослав Пилипчук
Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

ОбществоИстория БашкортостанТатарстан
комментарии 47

комментарии

  • Анонимно 25 мая
    Очень интересно и свежо. Так сказать, свежий взгляд со стороны.
    Ответить
  • Анонимно 25 мая
    как я хотел стать археологом! чтоб вот находить эти старые города и села.
    Ответить
    Анонимно 25 мая
    Только вот всё происходит не как в ваших розовых мечтах... все это адский труд
    Ответить
  • Анонимно 25 мая
    Доказанным мы можем считать факт связи башкир с печенегами, о чем говорят ал-Масуди и Ибн Фадлан.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/100149-yaroslav-pilipchuk-o-srednevekovoy-istorii-bashkir

    Кто нибудь видел подлинник записок Фадлана?

    О этом определенно говорят монгольские, а также ...источники
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/100149-yaroslav-pilipchuk-o-srednevekovoy-istorii-bashkir

    А они вообще существуют? Перечислите их пожалуйста.

    Более-менее определенно мы можем говорить о подчинении башкир монголами. Башкирия входила в состав Великой Монгольской империи, а потом Золотой Орды.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/100149-yaroslav-pilipchuk-o-srednevekovoy-istorii-bashkir

    Название "монголы" - это не этническое название, а политоним. Вот как название "советские" -совсем недавно по историческим меркам. Часто повторяемое "профессиональными историками" название "Монгол" - это искаженное старотатарское слово «Мәңгел” (произносится примерно "Мэнгел") – означает "вечное" («вечный», «вечная»). В этом слове имеется заднеязычное “н” (пишется “Ң”). Данной буквы (звука), как и буквы (звука) “Ә” нет во многих языках –например, в русском, арабском и др.. Это, возможно, и определило изменение данного названия при многих переводах-переписках (Мэнгел превратилось в “Монгол”, “Могол”).

    Название сообщества «Монголы» произошло от официального названия державы, созданной Чынгыз-ханом и его соратниками и последователями - Великой Татарии – которую официально называли "Мэнгел Олыс" ("Вечный Удел", «Вечная держава»). Так назвали свою Державу татары-ордынцы, сплотившиеся вокруг Чынгыз-хана.

    Pодной народ Чынгыз-хана – средневековые татары - прямыми потомками которых являются как современные татары, так и многие современные русские и многие представители родственных татарам современных тюркских народов, "носил название и самоназвание "Татар", и "не говорил на языке, который мы ныне называем "монгольским". Но все это было сокрыто от нас.

    Об этом привел в своих трудах сведения также русский ученый академик В.П. Васильев (XIX в.). Еще о татарах и Чынгыз-хане, об их государстве сохранилось очень много сведений и фактов, которые от нас утаили официальные историки, веками пересказывающие нам китайскую и персидскую прокламацию о «войне татар с Чынгыз-ханом» и т.п. глупые выдумки врагов ордынцев. Даже в широко разрекламированном семитомнике "История татар", изданном под редакцией Р. Хакимова, директора Института истории АН РТ, приводятся указанные прокламации врагов татар-ордынцев, при этом важнейшая, основная часть подлинной истории татар так и не приведена в том семитомнике. То есть, если говорить правду, то получилась не "История татар", а "История без татар".
    Обоснованное и доказанное опровержение прокламаций врагов татар-ордынцев, и многое из подлинной истории татар изложено в книгах независимого историка Г.Р. Еникеева: http://tartareurasia.ucoz.com/

    Неужто современники, “монголо-татар”, хорошо их узнавшие, например, русские летописцы,так "плохо знали "научную историю" – что татар путали с неким “совсем другим народом” - "монголами" ?

    И не только русские – и арабские, и китайские, и армянские, и западноевропейские хронисты, современники средневековых татар, притом хорошо их знавшие, родной народ Чынгыз-хана называли именно ТАТАРАМИ. Впрочем, и сами татары тогда тоже себя именно "татарами" называли - как и ныне. Множество сведений и фактов о том сохранилось.
    Но официальные историки – в том числе и татарстанские – стараются эти сведения и факты нам не показывать. Они в угоду прозападным и прокитайским идеологам все тужатся переименовать средневековых татар в "народ монголов", в "предков халха-монголов, бурятов и калмыков” . Китайцы народ халха-монголов определили "веточкой великого китайского народа – основная часть народа халха-монголов, примерно три четверти, проживают в Китае. То есть, согласно теории китайских историков-идеологов, Державу Чынгыз-хана в свое время создали китайцы.
    Ответить
    Анонимно 25 мая
    "Так назвали свою Державу татары-ордынцы, сплотившиеся вокруг Чынгыз-хана".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/100149-yaroslav-pilipchuk-o-srednevekovoy-istorii-bashkir

    Золотая Орда маленькая часть огромной Монгольской империи.

    К счастью монгол Чингизхан умер раньше, чем сепаратисты сумели "оторвать" Золотую Орду от великой Монгольской империи и великий государственный деятель не увидел как его дети и внуки разрушили то, что он создал.
    Ответить
  • Анонимно 25 мая
    Познавательно. Про башкир я совсем ничего не знал до этого)
    Ответить
    Анонимно 25 мая
    Башкиры есть. И это факт. И это главное на сегодняшний день. Яшэсен башкортлар хэм татарлар! = Татар егете
    Ответить
  • Анонимно 25 мая
    Уважаемые. Я обычный обыватель. Историю нашу знаю в достаточной степени, но не до педантизма. Выступая здесь, на форуме многоуважаемого издания Реальное время своими досужными суждениями, какой только критике не подвергался, вплоть до прямых оскорблений. Хотя, предлагал только к истории нашего народа ( а например, татар, башкир и чуваш считаю одним народом, народом одной цивилизации - татарской) подходить не АКАДЕМИЧЕСКИ, а ЛОГИЧЕСКИ. Иначе мы про свою историю ничего толком не узнаем, а завязнем лишь во взаимных упрёках и ругани. Итак.
    1. Никакого монгольского завоевания не было и не могло быть в принципе. Почему? - об этом я говорил ранее https://realnoevremya.ru/articles/99481-srednevekovye-karty-zolotoy-ordy-kolonka-igorya-fomenko.
    2. Историю нашего государства надо рассматривать примерно с 5 тыс. до н.э., то есть со времён киммерийцев. С этого по настоящее время на территории Евразии прочно обосновались представители трёх цивилизаций: татарской (тюркязычной), фино-угорской и славянской. Сейчас не хочу заострять внимание, кто, когда и откуда "сюда" пришёл.
    3. Чингисхан никакой же не монгол, а местный татарин, который сумел объединить все татарские народы и подчинить славянские и фино-угорские племена.
    4. Вопрос: а можно ли считать, что Чингисхан создал государство - империю?
    5. Да, безусловно, хотя до него некое государство уже существовало " Киммерийское царство" и два протогосударства: скифов и гунов.
    6. Чингисхан же создал полноценное государство, правоприемницей которой стала Русь (Московская).
    7. Так как Империя Чингисхана отвечала 4 критериям государственного обустройства: Верховный правитель, Армия, консульская служба и НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, без чего как известно ни одно государство не может существовать и считать себя полноценным.
    8. Империя Чингисхана было ещё и чётко правовое, так как существовали и ( в современном понимании) следственные органы, и суд (хотя может назывались и функционировали чуть отличительные, чем нынешние).
    9. Почему Чингисхан не считал себя ТАТАРИНОМ, А МОНГОЛОМ.
    10. Очевиден факт, что название "татары" нам изначально дали китайцы, которые как известно не очень дружелюбно относились к своим соседям. И называть себя татарином для Императора было бы неуважение к самому себе.
    11. И мне кажется, так же как и Тимерлан, он себя называл не МОНГОЛОМ, а потомком ВЕЛИКИХ МОГОЛ., которые существовали в древности в Индии.
    12. Был ли он на самом деле из ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ или "прохвост" вроде Гришки Отрепьева или Емельяна Пугачёва, которые как известно себя также объявляли персонами "ЦАРСКИХ КРОВЕЙ" - не известно.
    13. Однако МОТИВ-ТО понятен и логичен.
    14. Если Чингисхан сказал бы - нет, ребята, я такой же как и вы, из смердов, разве смог бы он объединить разрозненные татарские племена (народы) и подчинить не менее разрозненные племена фино-угров и славян и на всей территории ЕВРАЗИИ создать ИМПЕРИЮ ЗОЛОТАЯ ОРДА? НЕТ, КОНЕЧНО. У него, не объявив себя божьим помазанником или неким миссией, ничего бы не получилось. Это 100%.
    15. Некоторые историки пытаясь приписать Чингисхана к монголом, утверждают, что в Монголии в 19 веке был найден некий свиток с его завещанием.
    А) А кто может со 100% гарантией утверждать, что это завещание Чингиза, а не "письмо" от его просто имени?
    Б) Даже если это подлинник, а почему мы не может предположить, что ЗАВЕЩАНИЕ могло просто по разным причинам попасть на территорию Монголии? Поясняю: по разным причинам, которых могло быть множество. Например, украли.
    В) Монголия примыкает к Тибетским горам. А они, как известно, очень таинственны изначально. И тайны этих гор не раскрыты. И почему, допустим, известный философ Орхан Джамаль, азербайджаней (татарин), родился в Москве, а помирать поехал туда, тоже ведь никто сказать не может?
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 02 июня
    5 +
    Ответить
  • Анонимно 25 мая
    Приношу глубокие извинения. Филосов Гейдарь Джамаль, а не Орхан, дай ему Аллах долгих лет жизни. Прости меня дорогой Орхан. Это папа твой поехал к стране Шамбола перед смертью. Ещё раз, прости родной, брат. Так неудобно получилось.
    С глубокими соболезнованиями и уважением к талантливым Джамалям, Габдель Юссон.
    Ответить
  • Анонимно 26 мая
    «Молчание» источников — одна из проблем башкирской истории
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/100149-yaroslav-pilipchuk-o-srednevekovoy-istorii-bashkir
    Никаких источников о каких да либо башкирах нет. И нигде. Потому что не было такого тюркского народа. Башкир нет ни в русских, ни в европейских, ни арабо-персидских, ни в китайских хрониках. В русских источниках башкиры упоминаются лишь раз и там в форме "бакшыры". Башкиры потом упоминаются после взятия Казани на Вернем Приткамье (небольшая часть венгров-башкгирд, куоторые первыми признали власть Морсковии). Потом всех, кто добровольно перешел на стсторону Московии начали называть башкирами. Это не этнос, а сословие колаборационистов, и вообще первым башкиром в истории Московиии был черемисс Ямаш, который воевал против своих соплеменников во время черемисских восстаний и за это получил башкирский чин, тарханную грамоту и земли восставших черемисс, которым удалось бежать в Ногайскую орду.
    Ибн Фадлан, Якут, Хаукаль, Идриси и прочие авторы писали о венграх-маджарах.
    Ответить
    Анонимно 29 мая
    Вообще-то земли черемисов за участие в Черемисской войне московиты дарили "служивым татарам" за верность. И еще один антересный момент: лишь один раз в истории было предпринята попытка возрождения Казанского ханства во время Черемисских войн черемисами... Это по поводу вопроса принадлежности земель Казанского ханства.
    Ответить
    Анонимно 29 мая
    "Сказание «Последний из Сартаева рода» можно отнести к татарским памятникам, а не башкирским, поскольку Джалык (один из героев рассказа) отсутствовал в списке башкирских биев."

    Это такой хохляцкий сортирный юмор, да?
    Ответить
    Анонимно 30 мая
    А с каких пор татарское сказание стало башкирским?
    Ответить
    Анонимно 31 мая
    Я тоже удивился что он заявляет что это татарское, а не башкирское. В предании "Последний из сартаева рода" есть все атрибуты башкирской культуры: автор говорит о нахождении на яйляу, упоминаются юрты, курай, кумыс и тп. В тексте смородина переводится как карагат, это башкирское слово, у татар нет такого слова. В общем привирает этот Пилипчук.
    Ответить
    Анонимно 31 мая
    А с каких пор вообще появились татарские сказания? В 20 или в 21 в.?) Это такой же новодел как татарские рода, шежере, лошадь, курай, эпос и т.п. Т.е. плод деятельности фальсификаторов.
    Ответить
  • Анонимно 26 мая
    Ярослав, все те сказания, шежере и прочие источники, на которые вы ссылаетесь - фальсификация стопроцентная, их сотнями сочиняли прямо в здании ИЯЛИ. Это признает и сам Валиди. Что касается Шахгали (Шакман) - он историческая личность, который жил в 17 веке, на сей счет сохранились архивные документы (Ахмедзянов), куда только не суют его уфимские фальсификаторы.
    Никакой Башкирии во время Золотой орды не было. И иштяков тоже. Иштяки (горно-лесные отатарившиеся финугры) начинают упоминаться только после взятия Казани. Истяками-иштяками татары всегда называли хантов.
    Не было никакой Башкирии и в 16, в 17 веках, тогда вся эта территория называлась - Ногайская орда. Сохранились переиписки ногайских мурз с московитскими правителями (на сей счет вышел сборник), там башкиры не разу не упоминаются.
    Башкир нет ни в одной переписи населения и до 18 века. Только в 3 ревизии появляются башкиры, потом их численность начинает расти по геометрической прогрессии. Из-за льгот башкирскому сословию все стараются записаться башкирами, получить башкирский чин.
    Короче башкиры после 1552 года - сословие ничего не имеющее общего с этничностью. Такое же сословие, как и дворяне, мещане, бобыли, государственные крестьяне и т.д. В ревизских сказках очень много зарегистрировано бобылей, моржет быть у нас есть еще и народ с названием "бобыль" и территория с названием Бобылия?
    Ответить
    Анонимно 29 мая
    Башкиры несколько раз упоминаются в переписке Исмагил бия (того самого правителя, который признал вассальную зависимость от Московии в 1557 г.) с Москвой, в которой обижался на московитян и башкир.
    Ответить
    Анонимно 29 мая
    Башкир полноценно как всех остальных подданных империи начинают учитывать с 5-й ревизии (по др. данным с 7-й ревизии). В ревизиях учитывали сословие, а не народ. Вот создали башкирское служилое сословие (по указу от 1799 г.) и начали полноценно учитывать в ревизиях башкир. А до этого башкиры не были инкорпорированы в имперскую сословную систему. Иначе после первого же (или второго) восстания башкир как сословие сразу бы распустили. Вот к примеру полиэтничное сословие служивых татар правительство распустило за ненадобностью и превратило в крестьян. Без единого выстрела.)
    Ответить
  • Анонимно 26 мая
    С распадом Золотой Орды территория Башкирии была разделена между разными тюрко-татарскими ханствами // Как мож но разделмить то, чего нет?
    Что за ерунда? Просто были разные улусы (вилаяты) татарской Золотой орды, границы которых постоянно менялись после того, когда татарская Золотая орда распалась на отдельные татарские улусы. Во времена Улуг Мухаммеда восточные границы Казанского ханства доходили до реки Яик (Рычков), потом, когда силы этого ханства начали ослабевать восточные террритории ханства (Беловолжский улус и др) постепенно захватывали Сибирское ханство и самое главное - союзник Московии - Ногайская орда. Ногайские татары дошли до реки Ик, и представителям крымской династии (начало 16 века) пришлось заселять на эти пограничные районы крымских татар для охраны границ. Имеются более 40 деревень, которые цепью протянулись от реки Белой до Волги и которые основаны крымскими татарами. Просто на бывших татарских землях советы создали выдуманную административную еденицу и назвали его именем венгров - Башгирдия.
    Ответить
  • Анонимно 26 мая
    Автор пишет о каких-то тюркских башкирах априори, будто бы их было когда-то. Нет нигде сведений о тюркских башкирах. А средневековые авторы писали о башгирдах (башджирдах) - венграх. И вообще, существование башкирского народа - всего лишь гипотеза. Так утверждает сам Кузеев. Прочтите в интернете мою стаьтью "Башкирский народ или гипотеза башкирский народ".
    Ответить
  • Анонимно 26 мая
    Тянут за уши,вытягивают башкирскую государственность из древности.Башкиры такое же сословие как казаки.Казаки от русских,башкиры от татар .И служили под начальством Платова.
    Ответить
    Анонимно 29 мая
    А татары от удмуртомордвиночувашей. Тот же типаж, та же генетика, та же культура (отсутствие атрибутов тюркской кочевой культуры) и отсутствие клановой структуры по сравнению с башкирами, ногаями, себерле, казахами, каракалпаками и др.
    Ответить
  • Анонимно 26 мая
    Сколько можно писать об этих мифических тюркских башкирах?
    Я прочитал тысячи книг по истории, в т.ч. и по истории уфимского края. Кто эти башкиры?
    Где они живут? В каком районе да в каком населенном пункте?
    Ясно всем, что до Урала - те же татары Казанского ханства.
    А в Зауралье - опять-таки те же татары, но уже татары чингизхановские, степные татары. Которые пришли к нам вместе с Бату ханом. Их родоплеменное разделение как раз об этом и говорит.
    Может быть Рахимов башкир?
    Нет он не башкир. Как пишет Кузеев и все другие уфимские авторы, он - кипчак. Потомок тех половцев, которые во времена Киевской Руси жили на Причерноморье. А во времена Золотой орды были татарами. А когда началась Великая Замятня в орде, они были вынуждены переселиться на Южный Урал, на более спокойные места. После распада Золотой орды предки Рахимова были ногайскими татарами. А потом ни с того, ни с чего в 18 веке эти татары-кипчаки превратились в какие-то мифические башкиры.
    Нет башкир. Нигде нет. Ни в исторических источниках их нету, ни по геграфическему положению их невозможно обнаружить. Есть просто привелинированное сословие - башкиры, которое состояло из татар, чувашей, черемисов, удмуртов, хорезмийцев, бухарцев, калмыков, русов, и других народов. Тот же уфимский автор Рахматуллин перечислил около 30 народов, которые состояли в башкирском сословии.
    Ответить
    Анонимно 04 июня
    Надо очень четко понимать, говоря про чингизхановских татар, что почти каждый современный татарин является потомком Чингизхана и его сыновей и внуков, особенно Бату хана. Это элементарно подсчитать математически.
    Первая столица Бату хана - город Болгар. Его мы можем считать центром распространения потомства Бату хана. Допустим , что у Бату хана было 4 детей (на самом деле, гораздо больше), что среднее время появления нового поколения-25 лет, что каждый производил примерно 4 детей. Тогда считаем: в 1237 году- 4 батухановцев; в 1265 году-4 х4=16; в 1290 году- 64;
    в 1315 году-256; в 1340 году-4096; в 1365 году-16384; в 1390 году- 65536;
    в 1415 году-262144; в 1440 году- 1 048 576; в 1465 году -4 194 304; в 1490 году- 4 194 304; в 1515 году- 16 777 216; в 1552- 64 млн. человек.
    Элементарный подсчет показывает , что потомство только Бату хана к 1515 году составило бы примерно 16 миллионов человек, а к 1552 году -64 млн. человек. А потом начался геноцид.
    Ответить
  • Анонимно 26 мая
    «Молчание» источников — одна из проблем башкирской истории // не молчание источников. А просто отсутствие каких-да либо сведений об этих таинственных “башкирах”. Это признает и Кузеев. Он пишет, что относительно 13-16 веков о башкирах какие да нибудь сведения отсутствуют, и ему пришлось просто “сконструировать” башкирскую историю по аналогии историй других народов. Имеющиеся арабо-персидские источники – о венграх-баджгирдах, а сведения после 1552 года – о башкирском сословии, тогда башкирами называли всех тех, кто добровольно перешел на сторону Московии, за это им предоставляли тарханные грамоты, налоговын льготы и самое главное, огромные земельные владения за счет земель тех, кто участвовал в организации сопротивления против московитской экспансии. Если читать Кузеева, на каждой странице он пишет: «согласно народным преданиям». Т.е. вся так называемая «башкирская история» основана тому, как одна бабушка там в деревне рассказала. И вообще никто не рассказывал, а все эти «предания» сочиняли сами эти фальсификаторы Уфы. Валиди не признавал «добровольное присединение Башкирии (мифической Башкирии) к Московии» (фактически было завоевание беловолжского улуса и других татарских территорий, которые после падения Казани остались под властью ногайских мурз и сибирских ханов). Он пишет, что все эти шежере, предания, сказания, в которых говорится о будто бы добровольном присоединении каких-то племен – невиданная ложь, фальсификация и пишет, что все это они сочинили прямо в здании ИЯЛИ. Башкиры не фиксированы ни в одной переписи 16, 17 веков, башкир нет в московитских источниках, кроме одного, в котором говорится, что некто пленник Коломятин прибежал и говорит, что казанский хан Обреим собирается походом на Москву со всеми своими землями: сиплинским, бнловолжским, вотяцким, бакшырским и т.д. Больше нет упоминаний, при черемис, мордву – десятки тысяч упоминаний, а вот про башкир нет ни единого слова в московитских хрониках. Тут интересно то, современная так называемая «Башкирия» там названа как Беволжский улус, а бакшырский улус перечислен после вотяков, т.е. они жили дальше удмуртов, в Верхней Прикамье (они были бакшыры-венгры). Башкир нет ни в арабо-персидских, ни в европейских, ни в китайских хрониках. Их нет нигде, кроме «трудов» уфимских сказочников.
    Ответить
    Анонимно 29 мая
    Башкиры не контактировали с русскими и не граничили с ними. Потому странно: почему они русские д.б. упоминать о тех, с кем не граничат? О башкирах достаточно упоминают восточные авторы.
    Ответить
  • Анонимно 27 мая
    что в золотоордынское время Волжская Булгария и Башкирия были разными единицами // Разве в Золотой орде был «башкирский вилийет»?
    Ответить
    Анонимно 31 мая
    Да, был отдельный автономный юрт-вилайат.
    Ответить
  • Анонимно 27 мая
    Одним из заметных деятелей Башкирии золотоордынского периода был Хуссейн-бек, который, по всей видимости, происходил из Мавераннахра.// не Башкирии, а Бнловолжского улуса Казанского ханства. Тогда (14 век, именно в это время жил Хусейн-бек) не было никакой Башкирии, а нынешний Чишминский район был в составе Беловожского улуса Казанского ханства, в начале 16 века эти земли перешли к Ногайской орде.
    Ответить
    Анонимно 29 мая
    Казанского ханства тогда не существовало как и будущих его создателей.
    Ответить
    Анонимно 31 мая
    Вот про 14в. "Границы этого государства со стороны Джейхуна: Харезм, Саганак, Сайрам (?), Яркенд, Дженд, Сарай, город Маджар, Азак, Акчакерман, Кафа, Судак, Саксин, Укек, Булгар, области Сибирь и Ибирь, Башкырд и Чулыман. Город Баку, говорил он, один из городов Ширванского края и близ него «Железные Ворота», которые Тюрки называют Демиркапу.
    Страны Сибирские и Чулыманские прилегают к Башкырдам. В земле Башкырдов (находится) мусульманский кади, пользующийся почетом."
    (Аль Омари. 14в.)
    Упоминаются города З.Орды, в том числе и город Башкырд. Пишет о земле башкир и границах этой страны, и о том самом кади Хусейн беке.
    Ответить
  • Анонимно 27 мая
    Доказанным мы можем считать факт связи башкир с печенегами, о чем говорят ал-Масуди и Ибн Фадлан.// ал-Масуди писал о печенегах, а ибн Фадлан – о баджгирдах-венграх.
    Ответить
    Анонимно 29 мая
    Фадлан о венгах не писал. Их более века уже не было на территории будущей России.
    Ответить
  • Анонимно 27 мая
    В легенде «Муйтэн» упоминалось о поездке усергенского Майкы-бия к Чингисхану.// Майкы би – историческая личность, темник войск Чингизхана, какое отношение имеет Майкы, самый обюбимый темник Чингиза (Чингизхан во время походов сесть на его повозку, которого везли 40 яков, позволял только ему) к этим загадочным «башкирам»? Тумен Майкы бия состоял из 4-х табынских и 6 кипчакских полков, Майкы би не стал возвращаться на родину после западного похода, остался со своим туменом, вначале кочевал на территориях где-то на землях бассейна реки Миасс, потом в Зауралье. Потом Бату хан выделил ему в улус все земли бассейнов рек Ик, Сюнь, Мензеля. Там и помер славный темник Чингизхана. И похоронен он на берегу реки Мнезеля. Его сын (или внук) именем Теляу (Желанный) отделился от его улуса и остался в Зауралье. Тепершние так называемые «башкирские» и «казахские» роды «табын» и «теляу» - потомки татар Майкы бея и татар улуса Теляу. Шежере, в котором говорится о «мифической поездке» Муйтен бея к Чингизхану – такой же фальсификат, как и другие шежере, в которых говорится о поезддках мифических башкир к Ивану Грозному
    Ответить
    Анонимно 31 мая
    Так этот Майки бей был на переговорах с Чингисханом. Также ездили к Чингисхану и другие беи башкир. Про этот факт говорил и венгр Юлиан, что башкиры после многолетнего сопротивления договорились с монголами. Про это сказано и преданиях и шежер башкир.
    Ответить
  • Анонимно 27 мая
    Р. Кузеев более близок к истине, говоря, что в золотоордынское время всякие попытки башкир проводить самостоятельную политику подавлялись.// В Золотой орде вообще не было никаких башкир. Может быть были иштяки, отатарившиеся финугры, а вот башкир не было. Нет ни единого упоминанания о них (кроме одного «бакшырского-венгерского).
    Ответить
  • Анонимно 27 мая
    на карте ал-Идриси обозначены башкиры.// На карте ал-Идриси никаких башкир нет. Там есть какие-то загадочные басджирды. Идриси рисует реку Атил, и располагает там народы: хазары, буртасы, булгары, босняки, а на самом верху – загадочные басджирды. Тогда Атилом (Итилью) арабо-персидские авторы называли и саму Волгу и реку Каму (западный и восточный рукавы Итили). Ал-Идриси не знал вотяков, он по ошибке принял их за босняков-печенегов из-за схожести звучания. Значит, басджирды Идриси жили на самом верху реки Камы (что соответствует к тому, что рассказали о них Шуйский и Курбский). А там была небольшая группа басжирд-венгров, которые не уехали на Дунай, а из-за притеснения булгар были вынуждены переселиться на Верхнее Прикамье.
    Ответить
    Анонимно 29 мая
    Идриси описывал внутренних (граничат с булгарами) и внешних (граничат с огузами) башкир.
    Ответить
  • Анонимно 27 мая
    В эпосе «Идукай и Мурадым» отмечалось, что ясак собирали сами беи племен и они были ясачниками Тохтамыша. В предании «Акман-Токман» сказано, что монгольский правитель распределил земли и воды между племенами и дал им отдельные тамги. В эпосе о Сурамане отмечалось, что башкиры находились на военной службе у Золотой Орды. Отмечалось, что башкиры выступили против хана и воевали против него. Предатель выказал место пребывания Токмана и Акмана. Враг разбил, убил и победил башкир. В эпосе «Кызтораташ» // Почему вы не пишите еще и про эпос "Урал батыр", сколько можно фальсификаты уфимских фальсификаторов принимать всеръез?
    Ответить
  • Анонимно 27 мая
    Башкир создал Заки Валиди. В Правительстве Идель-Урал ему не дали портфель премьера, предложили только портфель министра образования. Он обиделся. И в отместку всем поехал в Оренбург и содал там башкирское правительство. Как пишет Ш. Худайбердин, хитрый татарин Валиди хотел сделаться башкирским ханом и жить как царь за счет башкир. После гражданской войны к Малой Башкирии Валиди присоединили Уфимскую губернию и создали Башкирскую АССР. Вот тогда и началась создание тюркского народа “башкиры”, работали над этим ученые Питера, Москвы, Уфы. А до этого “башкир” считали такими же татарами, как и мишар. У татар есть поговорка: “Мишәр – татарның каймагы, башкорт – татарның касмагы” (Мишары – сливки татар, башкиры – пенка татар). Так называемый «башкирский язык» - это всего лишь диалект литературного татарского, зауральский диалект, есть много татарских диалектов, которые намного разнятся от литературного татарского, чем зауральский диалект.
    Сегодняшних так называемых «башкир» можно разделить на три части. Башкиры Предуралья – ничем не отличаются от других татар Волго-Урала: ни по языку, ни по образу жизни (они земледельцы), ни антропологически, ни генетически. А вот «башкиры» Зауралья – отличаются, они типичные монголоиды (хотя сейчас смешались с другими татарами, особенно с тептярами), кочевники, более похожи на казахов. А у лесных, горных «башкир» действительно есть что-то от угров, антропологически они тянут на хантов, занимались охотой, рыбной ловлей, бордничеством. У них действительно есть какой-то угорский компонент. Но несмотря на все это –они все татары, особенно зауральские, они самые настоящие чингизхановские татары.
    Бапшкир выдумали лишь для того, чтоб разделить Волго-уральских татар на 2 группы и натравить одну группу на другую.
    Ответить
    Анонимно 28 мая
    Вот это правильно! Вся моя родня родом из Башкирии. Половина записана татарами, другая - башкирами. Но все говорят по татарски!
    Ответить
    Анонимно 29 мая
    А это то правительство иделиурала, которое было разогнано пьяными кронштадскими матросами без потерь и без единого выстрела, лишь пинками и подЗАДтвльниками? Знаем, знаем! А знаете почему случился такой позор? Потому что среди этих т.н. иделиураловцев не было ни одного башкира.)
    Ответить
  • Анонимно 28 мая
    Сибирь, Корея ,Япония Тибет ,Уйгуристан , Китай кроме народа Чин живучие между рек Ху (су)анхе Янцзы, Сегодняшняя с 1922
    года Монголия (сегодня монголий живут Халк , узбеки , казахи и другие ) назывался М О Г О Л И С Т А Н .
    Ответить
  • Анонимно 28 мая
    Кто то хочет первосортным ,кто-то избранным ,кто-то великим , кто-то умным .Давайте не будем мешать Мажитову и его соратникам быт ВЕЛИКим народом.
    Ответить
  • Анонимно 28 мая
    Сегодняшние башкиры -Они Нугайцы , Белорецкие башкиры они Мансы .Кирей марган своей книге Крыло беркута пишет Уфа .стр 34 Имянкала - город на месте Уфы одна из резиденций ногайских мурз .
    Ответить
  • Анонимно 06 июня
    нет народов русский -известно что рюриковичи правили угорскими племенами .нет народа татары а были булгары и не волжские волги тогда не было была идель а башкиры были тогда в составе каких то ханств только ханств этих нет а башкортостан есть это говорю вам я хан башкорт и во мне нет ни капли вашей татарской в ковычках крови .
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии