«Всех желающих включить в программу «Наш двор» мы уже не имеем возможности»
Стоимость квартир в домах, дворы которых были отремонтированы, повысилась
За два года в Татарстане благоустроили более двух тысяч дворов. Программа «Наш двор» за это время охватила более 660 тысяч жителей, заявил сегодня министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Марат Айзатуллин. Это не предел — всего около двух миллионов человек получат обновленные дворовые территории.
В этом году новые дворы увидели 300 тысяч человек. Благоустройство затронуло 1 078 придомовых территорий. Потратили на это восемь миллиардов рублей — деньги пошли в том числе на устройство более 2 млн кв. метров асфальтового покрытия и 514 км тротуаров, установку 6 тыс. опор освещения.
Всего собираются благоустроить 6 923 двора, новые объекты в этот список пока включать не будут. И вот почему:
— Чем больше мы делаем для жителей, тем больше жители видят результаты этого благоустройства, хотят войти в программу. И действительно, всех желающих на сегодняшний день, всех, кто сейчас заявляется в программу, безусловно, включить в программу мы сейчас уже не имеем возможности. 6 923 двора вошли в программу по результатам инвентаризации 2019 года. Это первое ограничение, то есть новые объекты пока в программу не включаются, у нас уже есть задача завершить благоустройство определенных территорий, — объяснила заместитель директора фонда «Институт развития городов Республики Татарстан», координатор президентской программы «Наш двор» Венера Камалова.
От ремонта есть эффект, в том числе экономический, что отметила Камалова. Так, стоимость квартир в домах, дворы которых были отремонтированы, повысилась на 13,5%.
— Это очень средняя цифра. Подсчитана таким образом: мы изучили стоимость жилья, которая была до того, как программа вошла на территорию двора, и после того, как она завершилась... Более того, мы заметили, что в объявлениях, которые жители размещают, в первую очередь фотографируются результаты благоустройства, то есть как комфортно жить на этой территории, — сказала Венера Камалова.
Татарстанцы жалуются на плохое освещение и засилье машин во дворах
Точный список дворов, подлежащих ремонту в 2022 году, находится на этапе утверждения, сообщила Камалова и пообещала вскоре обнародовать его. Как отметил Айзатуллин, дворов будет не меньше тысячи. Бюджет останется примерно таким же — в размере восьми миллиардов рублей.
Пока в перечне 200 дворов — его формировали на основе народного голосования. Оно, кстати, показало, что 92% жителей Татарстана проводят время во дворах, а 67% указали любимым занятием во дворах прогулку. Среди проблем: отсутствие мест для прогулок с детьми (16%), активное движение автомобилей (27%), плохое освещение (31%).
Что касается нововведений, координатор программы заявила, что от некоторых видов оборудования приходится отказываться — оно быстро ломается. Это, например, интерактивные доски — в них много элементов, которые можно открутить и выбросить.
— Мы меняем изготовление урн. Когда мы ставили «пепельницы», мы видели, что они выбрасываются, не используются по назначению, жителям неудобно с ними. На следующий год уже будут усовершенствованы подходы, как это выполнять. Есть вопросы к организации навесов для ТКО — мы видим, что где-то появилась ржавчина. Вопросы к технологиям мы также уточняем, — сказала она.
Работы везде проводятся одинаковые — вне зависимости от муниципалитета. Напомним их список:
- создание или ремонт дорог и тротуаров;
- установка скамеек и урн;
- установка опор освещения;
- установка детского и спортивного оборудования;
- создание или обновление мусорной площадки;
- установка хозяйственно-бытового оборудования.
«Мы примерно понимаем, какой нам будет нужен объем щебня, песка, камня»
Без проблем при реализации программы не обошлось, в том числе наблюдалась нехватка кадров.
— Пандемийный год показал, что в строительном и дорожном комплексах были проблемы с рабочими. К благоустройству, как правило, мы всегда привлекали людей из ближнего зарубежья, Узбекистана, Армении. Была такая проблема, это было в 2020 году, когда не хватало рабочей силы. Но справились, я думаю, — программа была завершена. А в 2021 году подрядчики к этому уже подготовились, — говорит Айзатуллин.
А вот рост цен на стройматериалы, с которым столкнулась мэрия Казани, обошел программу «Наш двор» стороной. Причина проста — их закупили заранее.
— Мы уже в начале [2021] года подготовились, зная, что будем делать, в какие дворы зайдем, какой объем материалов нам нужен. Если брать программу 2022 года, мы уже отработали и примерно понимаем, какой нам будет нужен объем щебня, песка, камня. Да, вопрос был по МАФ (малым архитектурным формам, — прим. ред.), к нему очень внимательно подошли. Мы в начале [2021] года оперативно отработали, сделали задел, заказали, процентов 70 оплатили — это нас очень сильно выручило, потому в конце года мы «не попали» с большим удорожанием этих материалов, — пояснил глава Минстроя.
Подорожание коснулось и МАФ, о чем рассказал директор ГИСУ РТ Нияз Ситдиков, в будущем году проблемы с повышением цен планируется решать напрямую с поставщиками: «Что касается МАФ, сами видите, удорожание было и на металл, и на дерево. Сами мастера стали дороже. Слава богу, у нас есть конкуренция, то есть завод не один, не два, не три завода, их десятки по России. Благодаря тому, что ведется работа с каждым, мы по очень хорошим ценам покупаем МАФ, соответственно, влезаем в эти деньги, вариантов у нас других нет».
Комментировать информацию о нехватке финансирования в Минстрое не стали.
— У нас перед началом года утверждается лимит на всю программу — ежегодно это порядка восьми миллиардов рублей. Каждый лимит для каждого города, каждого района, он прописан. Поэтому по поводу нехватки каких-то денег я не готов сейчас ответить. Если есть — мы готовы рассмотреть, может, какие-то новые пожелания появились, — ответил Айзатуллин.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.