«Татарофоб», «манкурт», «коллаборационист»: читатели «Реального времени» возмущены первым Хәтер көне

«Татарофоб», «манкурт», «коллаборационист»: читатели «Реального времени» возмущены первым Хәтер көне
Фото: Максим Платонов (15 октября 2016 года)

«Холиварная» тема

Вышедший сегодня в «Реальном времени» материал «Для чего это делается? Это контрпродуктивно»: сегодня первый День памяти защитников Казани» практически сразу вызвал шквал комментариев — их количество быстро перевалило за сотню. Читатели нашей интернет-газеты ударились в бурное обсуждение заявленного вопроса, разделившись на два лагеря. Как мы писали, взятие Казани и поминальные собрания по этому поводу действительно оказались «холиварной» темой.

В публикации дан краткий обзор событий 1552 года и обрисована ситуация в Казанском ханстве перед штурмом города войсками Ивана Грозного. Также приведены мнения экспертов по поводу политических интерпретаций этой даты и целесообразности проведения митингов и шествий, приуроченных к Хәтер көне (День памяти). Отметим, в этом году мэрия Казани не разрешила Всетатарскому общественному центру проводить такое мероприятие в городе.

В этом году мэрия Казани не разрешила Всетатарскому общественному центру проводить такое мероприятие в городе. Фото: Максим Платонов, 15 октября 2016 г.

Досталось от читателей в первую очередь спикерам, высказавшимся о трагических событиях середины XVI века и отмене проведения митинга ВТОЦ. Свою долю негатива получил и автор публикации. Разумеется, среди комментаторов оказалось множество доморощенных историков, политологов, этнографов, религиоведов и других анонимных специалистов.

«Манкурт» или патриот?

Так, уже с первых минут после выхода в свет материала критика полилась на руководителя Института истории им. Ш. Марджани Радика Салихова, который рассказал о взятии Казани как о закономерном явлении в отечественной истории — ослаблении ханства на фоне укрепления Московского княжества. Причем он практически единственный, кто не давал оценочных суждений событиям прошлого и настоящего.

«Заявление Радика Салихова не есть заявление настоящего историка, интеллектуала, мыслителя и патриота своего народа», — заявляет первый комментатор.

«Манкурт он, в сторону федералов смотрящий и поющий под их дудку», — добавляет второй. Что касается слова «манкурт», введенного в свое время Чингизом Айтматовым, оно давно стало любимым у «профессиональных националистов», которые кидают его в сторону своих оппонентов.

«Результат был закономерен? Не верю!» — возражает третий.

Однако у историка нашлось больше сторонников. Приведем их некоторые возражения:

«Его заявление как раз исторически и политически взвешенное. А ваши единомышленники как раз и хотят прыгать на костях погибших ради своей личной выгоды».

«Когда нет фактов и аргументов, люди с низким уровнем интеллектуального развития начинают навешивать ярлыки и хамить».

«Салихов — патриот Татарстана и татарского народа. И очень умный человек, всегда взвешенно подходящий к любым вопросам. Кидаться громкими лозунгами, обзываться — много ума не надо».

У Радика Салихова нашлось больше сторонников

«Потомок коллаборационистов и конформист»

«Проехались» комментаторы и по казанскому историку Булату Рахимзянову, который призвал не ворошить прошлое, заявив: «Те события, которые вносят разлад в общество, вообще лучше лишний раз не трогать».

«Только потомок коллаборационистов и конформист может сказать про День Памяти: «Зачем еще раз это ворошить?» Помолиться — это ворошить?» При этом смолчать, что с XIX века устраивали православный молебен и ход к памятнику на Казанке. И 10 октября провели молебен православным, а 18 октября запретили в парке Тинчурина (практически на задворках Казани). Даже ковидом не стали прикрываться, просто запретили. Очень стыдно за «историков». Еще вчера ветер дул в другую сторону и была другая позиция», — пишет комментатор.

«Использовали и бросили. Ничего нового», — вторит ему другой.

«Нашли кого экспертами приглашать. Где только этих великих историков отрыли. Они же продукт современной России».

Опять же, эти утверждения получили контрдоводы:

«Вам кого надо было? Историков середины 18 века опросить?»

«В Рязани не разжигают национальную ненависть по поводу взятия монголо-татарами города и уничтожения всех его жителей».

«В Рязани хорошо знают, что ВСЕ рязанские князья верой и правдой служили Орде. Москва была им противнее татарской власти».

«Проехались» комментаторы и по казанскому историку Булату Рахимзянову, который призвал не ворошить прошлое

Милонов — «татарофоб»?

Не избежал своей участи и скандальный депутат Госдумы Виталий Милонов, который фактически одобрил решение казанских властей отменить митинг ВТОЦ. А политизацию исторических дат он считает опасным явлением. Придание идеологического оттенка при интерпретации событий давно минувших лет, по его мнению, контрпродуктивно. Разумеется, на парламентария посыпались упреки:

«Осталось сказать большое спасибо русскому народу, что вовремя нас завоевали, а то бы передрались бы между собой».

«Если это контрпродуктивно для межнационального согласия народов РФ, то почему в октябре 2020 года разрешили крестный ход у памятника русским воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году? Кому то можно, а кому-то нет, как в басне Крылова?»

«Милонову: компенсацию жертвам Холокоста выплачивают фашисты или немцы?»

«Милонов еще тот татарофоб! Вот зачем надо было спрашивать его мнение? Не у кого было больше спросить!? Чтобы показать свою лояльность ИМ?»

Однако и у скандального депутата нашлись свои сторонники:

«Что у Милонова татарофобского? Его можно обвинять в других грехах и чудачествах, но к татарам и Татарстану он всегда хорошо относился».

«Главное же ляпнуть, да? Там был не крестный ход, а молебен. Его ни разрешать, ни запрещать не надо. Как и в любой мечети или рядом с ней никто не запрещает молиться. Никаких плакатиков и митингов там не было».

«А кто запрещает мусульманам помолиться за погибших? И, кстати, молятся. И никто им не запрещает. Русский марш в Казани тоже не разрешают».

«Взвешенные мнения политиков и историков. Вечная память и Вечный Покой всем воинам, погибшим в Гражданских войнах, развязанных политиками».

Виталий Милонов фактически одобрил решение казанских властей отменить митинг ВТОЦ. Фото: duma.gov.ru

«О своих башкирах лучше переживай»

К слову, происхождение автора материала из Южного Урала тоже не дает покоя его отдельным читателям:

  • «Рахматуллин, ты о своих башкирах лучше переживай. А татары без тебя разберутся что нам праздновать».
  • «Он из Башкирии? Тогда понятно, откуда ветер дует».

Впрочем, и тут нашлись контраргументы:

  • «Правда глаза колет неадекватам? Не указывайте журналистам, что и как им писать».
  • «А что такого, что из Башкирии? В Казани много выходцев из этой республики живут и вносят вклад в экономику, культуру, образование Татарстана. Очень хорошие люди. А башкиры — нам братья, и не надо разжигать!»
15 октября 2016 года. Фото: Максим Платонов.

«С этими людьми мне не по пути»

Если большинство комментаторов выступают как анонимы, то колумнист «Реального времени» Тахир Давлетшин прямо высказал свою позицию:

«Хәтер көне не теряет актуальность, неразрывно связан с сегодняшними проблемами России, и не только. Взятие Казани предками сегодняшних русских — московитами — предопределило утверждение экспансионизма, милитаризма и террора в качестве государственной политики Москвы на 5 столетий, нанося бесчисленные несчастья и страдания для всех народов, населяющих Евразию, и не только».

Несколько эмоциональных реплик оставил и еще один наш постоянный читатель, подписывающийся как Габдель Юссон. Вот одна из них:

«Раз государство российское провозгласило (в поправках Конституции) историческую правопреемственность и русский народ государствообразующим, то тогда государство Россия и русский народ должны извиниться перед татарами и ПОКАЯТЬСЯ за совершенные в отношении них преступления. А именно, разрушение государственности в 1552 г., а в последующем осуществление геноцида татар, этноцида и лингвоцида. Это нормальная практика во всем мире». Ему тоже нашли, что ответить.

15 октября 2016 года. Фото: Максим Платонов.

Еще один узнаваемый читатель — тот, кто во всех современных бедах России и мира винит «международных марксистов». На этот раз он тоже дал о себе знать:

«Профессионалами полит. провокаций и «идеологических манипуляций» были марксистские диктаторы Ленин и Троцкий, которые, разжигая национализм, расчленили Российскую Республику по национальному признаку с помощью «профессиональных башкир», «профессиональных татар», «профессиональных русских» и др. И наложили на разожженную ими «классовую» ненависть раздутый ими же пещерный национализм. Россия благодаря «политтехнологам» Ленину и Троцкому захлебнулась в кровавой Гражданской войне, голоде, эпидемиях и злобе».

Были и те, кто просто высказал свою позицию по поводу изложенного:

«30 лет назад это было действительно замечательное событие, в нем участвовало много замечательных людей, уважаемых народом. Потом они все отпали. Сейчас стоять в одном ряду с Фаузия ханум, Фарид абыем, Дамиром Исхаковым, когда они кричат безумные лозунги, так себе удовольствие. Я целиком за федерализм, за права народов и республик. Но с этими людьми мне не по пути. Как и не хочу быть в одном ряду тех, кто упивается властью».

15 октября 2016 года. Фото: Максим Платонов.

Обсуждения продолжаются.

Тимур Рахматуллин
ОбществоИсторияТехнологииМедиа Татарстан
комментарии 32

комментарии

  • Анонимно 15 окт
    Не надо быть злопамятным, но и забывать нельзя
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    В РТ мирно соуживаются разные народы, русские и татары живут бок о бок. И никакого разлада нам не нужно. Правильно сделали, что на корню разрубили эти надуманные праздники, сеящие раздор между титульными народами сувереннного Татарстана!
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Это не праздник, а день поминовения. У вас что поминки теперь праздником стали?
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    все верно, эти люди и федерализм построить не дадут: 30 лет назад это было действительно замечательное событие, в нем участвовало много замечательных людей, уважаемых народом. Потом они все отпали. Сейчас стоять в одном ряду с Фаузия ханум, Фарид абыем, Дамиром Исхаковым, когда они кричат безумные лозунги, так себе удовольствие. Я целиком за федерализм, за права народов и республик. Но с этими людьми мне не по пути. Как и не хочу быть в одном ряду тех, кто упивается властью
    Источник : https://realnoevremya.ru/news/190832-statya-v-realnom-vremeni-o-hater-kone-vozmutila-chitateley
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    Если все граждане России равны, то почему регион России под номером 16 называется Татарстан, а не Казанская область?
    Никаких государственности и суверенитета у регионов России и отдельных национальностей нет и быть не может. Это прописано в статье 280 УК РФ.
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Только настоящий федерализм!
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Для настоящего федерализма нужна сильная экономика, а не 5-7 регионов доноров. Где она ?
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Тогда не Башкортостан, а Уфимская область, не Чечня, а Грозненская и так далее. Россиия - многонациоанльная страна. А свои шовинистические замашки оставьте в прошлом
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Это Вы про великорусский шовинизм?
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Нет, это про татарский нацизм.
    Ответить
    Анонимно 27 окт
    а он кстати есть, да
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Если все граждане России равны, то почему только один народ прописан в Конституции как государствообразующий, а язык этого народа самым главным.
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Читайте документ до конца и с начала
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    Очень радостно, что не ковидом единым живем
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    Народ волнует история и ее трактовка- это прекрасно
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Народ как раз не волнует
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    Реальное время, а вы что радуетесь? Хайпу и трафику?
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    Прошлого не вернуть ! История , реальная а не немецко - романовская ( Академик Миллер и Екатерина вторая ) должна учить какие причины привели к распаду Империи ( Золотой Орды или Российской до 1917 г ) и как не допустить ошибок прошлого !
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    уже 200 комментов!!!
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    От одних и тнх же людей!
    Ответить
  • Тахир Давлетшин 15 окт
    Государственное устройство России архаичное, примитивное, и не может служить целям устойчивого развития страны.
    В то же время фактически наложено табу на обсуждение путей развития государственных институтов
    Такие памятные дни, как Хәтер көне, 7 ноября не должны разобщать людей, а наоборот, объединять, задуматься об общих проблемах сотен народов, населяющих Россию. В том числе русских
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    А пока разобщает, с учетом организаторов
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    Пока страсти кипели, Вахитовский суд признал не законным решение властей о запрете митинга!
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    Авторы статьи, давайте прямо:

    Для татарского народа было бы лучше сохранить свою государственность, защитившись от агрессии Ивана Грозного? Очевидно, что да. Иначе можно было бы сказать: "Русский народ должен сожалеть, что смог сохранить свою в войнах против Швеции или Франции".

    Таким образом, сохранение своей государственности - это, очевидно, благо для любого народа. Поэтому русский народ празднует события, когда удавалось отстоять свою государственность, и вспоминает тех, кто отдал свои жизни для этого.

    Поскольку татарскому народу свою государственность отстоять не удалось, то очевидно, что татарский народ не может праздновать этот факт, но может попечалиться и помянуть тех, кто отдал свои жизни, пытаясь эту государственность отстоять.

    Все же, вроде, просто. Непонятно, что обсуждать. Татарский народ имеет право помнить о трагическом моменте в своей жизни.
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Осень, что еще сказать
    Ответить
    Анонимно 16 окт
    При чем здесь "осень"?

    Татары вспоминают о трагическом моменте утраты своей государственности и поминают героев, отдавших свои жизни в попытке эту государственность защитить от Ивана Грозного. Это же вполне естественно для любого народа, в том числе, для татарского.
    Ответить
    Анонимно 16 окт
    еще один псевдоисторик нарисовался. вы явно не в курсе, какая была ситуация в то время в ханстве.
    Ответить
    Анонимно 16 окт
    Могут поминать утерю людей, утерю государственности. Но не могут призывать к борьбе за государственность! Она невозможна в принципе и по закону той страны, частью которой они теперь являются.
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    )))ещё как возможна, пока жив хоть один кто помнит о своей утраченной государственности, значит живо ещё государство!
    Ответить
  • Анонимно 16 окт
    НИКТО не забыт ничто не забыто. Память народа не стереть.
    Ответить
  • Анонимно 16 окт
    Еще после этой резни сколько веков русские цари и РПЦ со своим насильственном крещением гнобили наш народ такое не забывается.Почему святой рпц не просит прощение у БОГА и аборегенов\
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    Запретили, а суд разрешил и Хәтер көне прошёл, а ещё и Коръән ашы в пятницу провели, все хорошо, все шовики, татарафобы т манкурты остались с носом!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров