Президент ОАК Юрий Слюсарь: «Мы победили во второй необъявленной войне»

Казанский авиазавод им. Горбунова отпраздновал 90-летие и выкатил первый новый стратегический бомбардировщик Ту-160М

Президент ОАК Юрий Слюсарь: «Мы победили во второй необъявленной войне»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Сегодня на Казанском авиационном заводе им. Горбунова выкатили возобновленную версию боевого ракетоносца — Ту-160М — первую после внезапной остановки конвейера по выпуску стратегического бомбардировщика Ту-160 в 1994 году. Символично, что торжественный выход модернизированного самолета совпал с 90-летием Казанского авиазавода. Президент ОАК Юрий Слюсарь, приехавший лично поздравить завод со знаменательной датой, пообещал 40 млрд рублей инвестиций в глубокую модернизацию завода, с тем, чтобы закрепить за ним производство «самого сложного в технологическом смысле Ту-160» и перевести на выпуск самолетов перспективного комплекса дальней авиации после 2025—2027 годов.

«Белый лебедь» высадится в Казанском кремле

Торжественное событие по празднованию 90-летия Казанского авиационного завода им. Горбунова проходило в большом современном цехе, построенном одним из первых в рамках начавшейся два года назад программы модернизации завода. В цехе — непривычно идеально ровные полы, отличное освещение и чрезвычайно высокие потолки — под 15—20 метров, под стать высоте самолета. Можно сказать, что таких комфортных и теплых цехов на старейшем авиационном заводе пока больше нет. Организаторы торжества разделили его на две половины: на первой собрались рабочие и инженеры завода, заполнившие почти битком площадь в 4,5 тысячи кв. м, а на второй, в обособленном ангаре, дожидался своего выхода главный «именинник» торжества — модернизированный бомбардировщик Ту-160.

Вопреки мрачным прогнозам, на юбилейные торжества КАЗ приехали президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, командующий дальней авиацией Сергей Кобылаш, заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров и президент РТ Рустам Минниханов. Впрочем, одновременно с КАЗ 95-летие отмечает и его «материнская» компания — ПАО «Туполев». Сегодня вместе с президентом ОАК прибыли и генеральный директор «Туполева» Александр Конюхов, и его заместитель Николай Савицких. Одним словом, на сцену поднялась большая команда авиационных руководителей высшего уровня. Причем никто не желал «отмалчиваться» — каждый из них подошел к микрофону и произнес теплые поздравления, после чего посыпались награждения лучших рабочих и специалистов завода.

От большого волнения из рук тех, кто награждал, падали почетные награды, кто-то просто «заговаривался», но зато чувствовалось — от души высокие гости говорят. Правда, бросалось в глаза, что почетных титулов от имени Минпромторга РФ, Республики Татарстан, Минобороны РФ удостаивались преимущественно работники в возрасте, то есть за 50 лет. Приподнятое настроение гости торжества смогли удержать до самого конца: на последних минутах Николай Савицких вручил президенту РТ Рустаму Минниханову блестящую статуэтку «Белого лебедя», получив в ответ обещание выставить ее на самом видном месте экспозиции Казанского кремля.

Как казанские авиастроители победили во второй войне

Юрий Слюсарь, пожалуй, стал единственным из приехавших VIP-гостей, кто произнес не слащаво-бравурную речь, а как-то попытался разделить с заводчанами пережитую ими боль от упадка завода в 90-х годах. «В первую Великую Отечественную войну мы победили, а вторая началась в 1994 году, когда было остановлено конвейерное производство Ту-160 и началась борьба за выживание. И мы в этой войне победили, — сорвал он горячие аплодисменты цеха. — Победили благодаря двум факторам: не ушли с завода люди. Остались потому, что больше никому не были нужны. Несмотря на низкую заплату. Рустам Нургалиевич говорил, что выдавали зарплату рисом, еще чем-то. Остались преданные делу люди».

Столь же эмоционально он высказался об предпринятых тогда усилиях руководства РТ, без чего Казанского авиазавода могло бы уже не быть. «И второй фактор — спасибо руководству республики за вашу энергию и время, которое вы проводили в московских кабинетах, выбивая деньги, заказы, оставляя завод на плаву. Я уверен, без этого мы бы уже завод потеряли, — откровенно сказал он. — Без активной роли руководства республики завода не было бы, и за это вам огромное спасибо». В свою очередь, президент РТ добавил, что тогда перед заводом остро стоял вопрос — быть или не быть. Зато теперь ясно, что завод нужен для укрепления обороноспособности страны.

40 млрд — в модернизацию Казанского авиазавода

Для этого ОАК еще два года назад приступила к глубокой модернизации старейшего авиазавода, ставшего колыбелью для выпуска Ту-160. Как сообщил президент авиастроительной корпорации, в завершение модернизации к середине 2020 года предполагается вложить 40 млрд рублей.

«Модернизация КАЗ — крупнейший проект, который реализуется в последние годы, — обозначил он приоритеты. — Планируем восстановление технологических процессов, которые были утеряны 20 лет назад. В первую очередь — технологии электронно-лучевой сварки. Здесь большое количество новых производственных участков, технологических процессов и самая современная взлетно-посадочная полоса, с принципиально другой системой управления воздушным движением, которая позволяет испытывать все виды воздушных судов. Через 2,5 года завод получит новый индустриальный ландшафт, который позволит делать самый сложный в технологическом смысле Ту-160, и будет готов перейти на производство самолетов перспективного комплекса дальней авиации после 2025 —2027 годов, что и является целью перевооружения», — заключил Слюсарь. Впрочем, пока тендеры на второй этап реконструкции не объявлены. Ожидается, что борьба за заказы развернется между «Камгэснергостроем», который выбран первым генподрядчиком и с которым «Туполев» судится в арбитраже, а также «Казанским Гипронииавиапромом» Бориса Тихомирова, которому в прошлом году передали часть заказов.

В свою очередь, заместитель министра промышленности и торговли России Олег Бочаров добавил, что КАЗ вскоре запустит цифровизацию производства и перейдет на цифровое конструкторское бюро: «Сейчас мы вводим первый этап цифровизации производства, но очень рассчитываем на то, что специалисты предприятий, специалисты конструкторских бюро смогут в ближайшие сроки показать высокие результаты, связанные не только с оцифровкой существующих процессов, но и с внедрением в производство современных цифровых технологий, таких как big data, цифровое моделирование производства», — рассказал он.

Ту-160 поднимут в небо в феврале

После торжества VIP-делегация и рабочие вышли на аэродром встречать выкатку главного «виновника» торжества — Ту-160М. И хотя в статуэтке он был отлит из серебристого металла, вживую ракетоносец оказался выкрашен в светло-зеленый цвет. Он прокатился около 100 метров и остановился, после чего гости отправились осматривать выстроенные неподалеку самолеты Ту-214.

Ожидается, что Ту-160 поднимется в небо в феврале 2018 года. После чего, в течение нескольких месяцев, будут проходить летные испытания — до марта-апреля будущего года. Однако окончательные сроки передачи Военно-космическим силам РФ стратегического бомбардировщика Ту-160М командующий дальней авиацией, Герой России Сергей Кобылаш затруднился назвать. «Сейчас мы увидели только выкатку самолета Ту-160М, но ему предстоит пройти большой жизненный путь до того, как он поднимется в воздух», — рассказал Сергей Кобылаш. По его словам, впереди самый трудный, почти экзаменационный момент — проведение полного цикла проверок, от исхода которых зависят сроки начала серийного производства. «Сначала будут проведены наземные проверки всех электронных систем управления самолетом, после чего он поднимется в воздух и перейдет в распоряжение военных летчиков 929-го полка Минобороны РФ», — отметил командующий.

По его словам, опытный образец поднимется в небо в феврале 2018 года. «Они (летчики, — прим. ред.) испытают самолет в воздухе. Когда они подтвердят, что Ту-160 М соответствует заявленным требованиям Минобороны, начнется серийный выпуск», — описал дальнейший алгоритм испытаний, от которого зависит судьба Ту-160М, командующий. Точную дату передачи Ту-160М на вооружение дальней авиации он затруднился назвать.

Остается неопределенным и масштаб серийного производства «Белых лебедей» на КАЗ. «Я знаю, что есть определенные планы, которые предполагают, что эти машины в серийном количестве вскоре поступят в Вооруженные силы России. Но срок поступления и в каком объеме будут поступать модернизированные Ту-160, не могу назвать. Это зависит от производителей, которые участвуют в кооперации Ту-160М2», — сообщил Кобылаш.

1/66
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Луиза Игнатьева, фото Максима Платонова. видео Камиля Исмаилова
ПромышленностьОПК

Новости партнеров