Эльмир Низамов: «Я хочу и аплодисменты в Карнеги-холле, и домик у моря»
Эльмир Низамов, пожалуй, сейчас самая яркая восходящая звезда на композиторском небосклоне Татарстана. Пишет для кино и театра, преподает в консерватории, может появиться в сюртуке, напоминающем одежду начала прошлого века, и дурачится в «Фейсбуке». Через несколько месяцев его симфонию исполнит оркестр княжества Монако. Прошлый сезон для него был удачен в смысле премьер.
«Меня беспокоит судьба моих проектов»
— Эльмир, прошлый сезон для вас был суперудачным: состоялись сразу два больших проекта. И «Черная палата», и «Алтын Казан» прошли успешно. Головокружение от успехов вам не грозит?
— Нет, что вы! Какое головокружение! Это просто работа, успешно завершившаяся большая работа. Есть немного усталости, немного вымотанности, это нормально. Но есть и чувство счастья, что я смог завершить такую большую работу по этим двум спектаклям.
— Какова будет судьба этих ваших двух сочинений?
— Судьба туманна, хотя с оперой «Черная палата» все более благополучно. Спектакль создавался на базе Театра драмы и комедии им. К. Тинчурина, и в будущем сезоне он будет прокатываться. А мюзикл «Алтын Казан»… У нас нет площадки, где мы могли бы его играть. Площадки драматических театров для него однозначно не подходят, что будет дальше с мюзиклом — это вопрос открытый, и меня это очень беспокоит. Недавно пересмотрел запись и еще раз убедился, что вместе с режиссером Михаилом Панджавидзе и либреттистом Ренатом Харисом мы сделали классную работу, но сердце сжимается из-за неопределенного будущего проекта.
— А нет в планах начать писать что-то для нашего оперного театра?
— Есть огромное желание, потому что писать для профессионального оперного театра — это мечта любого композитора, особенно молодого, это же школа потрясающая! Пока это мечта, но, надеюсь, она сбудется. Я открыт для сотрудничества с нашим оперным театром, который очень люблю.
Писать для профессионального оперного театра — это мечта любого композитора, особенно молодого, это же школа потрясающая! Пока это мечта, но, надеюсь, она сбудется
— С будущего сезона вы — композитор-резидент ГСО РТ. На открытии сезона прозвучит ваше сочинение «Небесное движение».
— Да, а в январе будущего года его исполнит оркестр Монако. В течение будущего сезона ГСО РТ будет исполнять мои премьерные сочинения. Надеюсь, что их будет несколько, это симфонические произведения, конкретнее говорить пока не буду, надо сначала написать.
— Вы сами делаете оркестровки?
— Да, сам.
«Это дает мне возможность быть услышанным»
— Что дает вам статус композитора-резидента оркестра? Это деньги, успех?
— Это дает главное — возможность быть услышанным и реализовать свои идеи. Работа с симфоническим оркестром — это более чем отличная возможность утвердить себя как композитора. Когда пишешь крупное сочинение, всегда волнуешься: сыграют его или нет, понравится оно музыкантам или нет? В случае если ты композитор-резидент, этот вопрос снимается. Художественный руководитель ГСО РТ Александр Сладковский сказал, что оркестр готов исполнять мои сочинения, главное, чтобы это было интересно. А это для меня огромный стимул и для вдохновения, и для работы. Это помогает двигаться вперед. Хотя я что-то уже написал, но я еще молодой композитор, и быть резидентом оркестра — это большая честь для меня, я очень благодарен оркестру за этот выбор.
— Но этот статус дается вам только на сезон, а дальше?
— Да, это пока сезон, но это первый опыт оркестра, посмотрим, что из этого получится.
— Сколько часов вы работаете? Если посмотреть вашу страничку в «Фейсбуке», то вы то на фестивале «Науруз», то с друзьями гуляете по Казани. Такое ощущение, что вы ведете жизнь мажора. Когда же музыку пишете?
— Летом хочется просто немного отдохнуть, потому что даже практически все мои поездки связаны с работой. А работаю я в зависимости от конкретного проекта. У меня нет такого правила, что «ни дня без строчки», 4-5 часов непременно за роялем. Я каждый день сажусь за инструмент, каждый день что-то ищу, но иногда это могут быть несколько часов, иногда всего полчаса. По-разному. Стимул должен быть. Если мне через неделю сдавать партитуру, естественно, буду сидеть за инструментом каждый день.
Моя команда сложилась в процессе работы над оперой и мюзиклом. Это ребята, которым я доверяю и с которыми хочу работать
— Заказы часто бывают?
— Самый главный мой заказ сейчас — сочинения для ГСО РТ, но есть и другие. В прошлом сезоне я написал музыку к двум спектаклям, к фильму. Много заказов на песни, этот жанр мне тоже не чужд.
— У вас есть своя команда?
— Есть. Она сложилась в процессе работы над оперой и мюзиклом. Это ребята, которым я доверяю и с которыми хочу работать.
— Как вы успеваете еще и в консерватории преподавать?
— Я там старший преподаватель, работаю уже четыре года. Мои студенты не намного меня моложе, но в этом есть даже плюс, потому что они видят во мне пример того, что молодой человек тоже может чего-то добиться. Хотя, мне кажется, научить писать музыку нельзя, но научиться можно. Должна быть своя тяга и свое желание. Я могу только направить и что-то посоветовать. Кстати, одна из моих студенток на нескольких конкурсах стала лауреатом, а на одном даже получила гран-при. И это какая-то другая радость, когда радуешься не за себя, а за ученика.
«Свой стиль придумал сам»
— У вас очень интересные фотографии в вашем портфолио, вы словно возрождаете стиль татарской интеллигенции начала прошлого века, вы сами это придумали?
— Все сам придумал.
— А необычный сюртук, такие сейчас не носят, но он выглядит очень стильно?
— И сюртук сам купил! Наверное, носить его каждый день нельзя, но на премьеру я его однажды уже надевал, и для фотосессии он пригодился. Фотосессию делал профессиональный фотограф.
— Мы как-то уже с вами говорили о том, что для того чтобы сделать карьеру, надо оторваться от наших местных радостей и выходить на иной уровень. Попытки делаете?
— Сотрудничество с ГСО РТ — вот это уже попытка! Оркестр будет исполнять меня не только в Казани, но и в других странах. А исполнение «Небесного движения» в Монако — это просто сказочно. Кроме этого, участвую в конкурсах и фестивалях. В ближайшее время хочу сосредоточиться на работе, которая будет интересна за пределами Татарстана.
Мне кажется, что научить писать музыку нельзя, но научиться можно. Должна быть своя тяга и свое желание. Я могу только направить и что-то посоветовать
— У нас с вами был разговор, что если делать мюзикл, то стоит взять сюжет, который будет интересен и за пределами республики. Вы тогда назвали «Портрет Дориана Грея».
— Да, это желание не ушло, надеюсь, что оно сбудется. Но пока приходилось делать то, что должно. Пока просто элементарно не хватило времени. Я отношусь к творчеству так: всему свой срок. Как ни старайся, но ребенка надо вынашивать девять месяцев, так и с сочинением — его надо «выносить». Я отношусь к себе очень требовательно, если чувствую, что не успеваю, отказываюсь от проекта. Мне важен результат. И «Черная палата», и «Алтын Казан» — это успешные произведения, и это произошло потому, что у меня было достаточно времени. Время было подумать, написать и выбросить лишнее.
— Что-то подобное «Черной палате» не планируете написать?
— Пока только на уровне разговоров. Очень было бы интересно написать нечто подобное о граде Свияжск, мы обсуждали это с поэтом Ренатом Харисом. Возможно, что-то и получится. Но пока мы с ним работаем над записью нашего диска песен и романсов.
— Вы достаточно внедрены в художественную жизнь Казани, каково ваше впечатление о ней?
— Возможно, я оптимист, но мне кажется, что мы сейчас находимся на подъеме. В искусство пришло много молодых людей со свежими идеями, и в ближайшие годы нас ждет много интересного. У этих людей есть желание работать, есть желание открывать новое. Появление такого пространства, как «Штаб», — это очень продвигает наш город. Мне кажется, что это зачатки, которые со временем принесут плоды.
— Вы наверняка бываете в оперном театре, на что обратили внимание в этом сезоне?
— Конечно, на спектакль Владимира Васильева «Даруй нам мир» по мессе си минор Баха. Это грандиозная работа. Я сидел и думал: «Неужели возможно вот так поставить спектакль?» Потрясающая работа! Я не пропускаю премьеры в нашем оперном, мне это очень интересно. Наш театр работает с огромным отрывом от других музыкальных театров страны, в него не стыдно привести любого самого требовательного меломана. Там есть что посмотреть.
— Что вы можете сказать о качестве симфонической музыки в Татарстане?
— Мне трудно говорить о работах моих коллег. Скажу, что не совсем плохо, но это и не мировой уровень. Причин много. Где-то не хватает школы, где-то — таланта. Чтобы расти, надо больше работать и желательно с оркестром.
В искусство пришло много молодых людей со свежими идеями, и в ближайшие годы нас ждет много интересного. У этих людей есть желание работать, есть желание открывать новое
— Эльмир, личная жизнь как протекает?
— Она есть, но на нее остается мало времени. Друзей много, я открытый человек. Люблю открывать новых людей. Скоро будет отпуск, планирую поехать куда-нибудь, попутешествовать.
— Каким бы вы хотели видеть свое будущее: домик у моря в теплой стране с женой и детьми или аплодисменты в Карнеги-холле?
— Конечно, мне нужны аплодисменты! Но успех ничего не стоит, если нет рядом близких людей. Так что счастье для меня — это и первое, и второе.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Эльмир Низамов родился в Ульяновске, окончил Казанскую государственную консерваторию по классу композиции у Анатолия Луппова. Автор оперы «Черная палата», мюзикла «Алтын Казан», музыки к спектаклям и кинофильмам, работает в песенном жанре. Старший преподаватель консерватории.