Татарстанский пармезан пришелся не по вкусу итальянским фермерам

Импортозамещающая продукция УК «Просто молоко» вызвала негодование крупной аграрной ассоциации Италии

Итальянская ассоциация фермеров Coldiretti обеспокоена ростом объема поддельной итальянской продукции в России и возмущена презентацией на российском стенде выставки Expo-2015 в Милане итальянских сыров производства татарстанской УК «Просто молоко». Позиции всех сторон этого международного конфликта выясняла газета «Реальное время».

Антисанкционные грабли

Недавнее участие России в международной промышленной выставке Expo в Милане, которую посетил даже сам Владимир Путин, отличалась демонстрацией мощной силы импортозамещения, набравшей обороты в нашей стране после введения так называемых антисанкций.

Самой живой иллюстрацией темы оказалась татарстанская экспозиция. Наряду с продукцией совхоза «Майский», «Татспиртпрома», «Ак Барс Холдинга», «Татпотребсоюза», комбината школьного питания и управления пчеловодства РТ в центре внимания посетителей оказались стеклянные витрины с продукцией холдинга «Просто молоко». Люди удивлялись не только экзотическому национальному продукту под странным названием «корт» (вареный творог коричневого цвета) в пластиковых стаканчиках, «советским» плавленым сыркам в новой упаковке и сметане, а прежде всего «итальянским сырам отечественного производства» Prego Maasdam и Parmigiano-Reggiano. Наличие последних на стенде Татарстана, который посещал Владимир Путин, не прошло мимо внимания и известного журналиста Андрея Колесникова из газеты «Коммерсантъ».

Правда, такая смелость отечественного производителя понравилась не всем. А больше всего не понравилась она итальянской ассоциации фермеров Coldiretti (Национальная конфедерация фермеров — самая крупная организация, защищающая права и интересы сельского хозяйства Италии). Она через местную прессу выступила с заявлением об увеличении случаев подделок итальянских товаров в России.

«В России производство сыра в первые четыре месяца выросло более чем на 30%, некоторые продукты, которые непосредственно напоминают итальянские, были представлены в Expo, в комнате, посвященной Татарстану, под брендом Prego», — пишет газета LaPresse.

«Россия глубоко оскорбила итальянских производителей, представив в своем павильоне в рамках выставки Expo поддельные итальянские сыры отечественного производства. Как пишет Reppublica, Coldiretti называет такие действия со стороны России вызовом и оскорблением для страны, которая в течение многих лет борется против поддельных продуктов «made in Italy», — говорится в заявлении организации.

Итальянцы считают убытки

Автор итальянской газеты Liberoquotidiano Аттилио Барбиери (Attilio Barbieri) посвятил почти половину своей колонки экспозиции Татарстана. Правда, написана она, скорее, в шутливой форме.

«Но к концу маршрута (в российском павильоне Expo — прим. ред.) находится настоящая жемчужина российского присутствия. Комната посвящена Татарстану, земле татар (автономная республика в составе Российской Федерации) и ее столице Казани, расположенной в 300 километрах от Москвы. Стеклянный стенд, размещенный почти в центре комнаты, показывает, что это отличный молочный регион. Хороша здесь сметана, но особенно сыр. Его много. Он свежий. С корочкой и в кастрюле. «Эта область известна именно этими продуктами, — говорит хозяйка. — Они славятся по всей России». Здесь ты делаешь для себя настоящее открытие: почти все сыры сделаны в Италии. Большой отдаленно напоминающий по форме Asiago называется Prego. «Итальянский стиль», гласит надпись. «Оригинальный итальянский рецепт» и на втором сыре. Не можете вы и пропустить флаг: белый вымпел в обрамлении красного и зеленого. Очередной раунд, еще один подарок. На верхней полке показаны продукты с брендом «Просто сыр». В этом случае итальянский флаг появился даже на логотипе продукции. В действительности, Россия буквально вторглась на карты таро Италии. Сыры, ветчины, вина: по данным, циркулировавшим в дипломатических кругах, есть более 1 500 таких ложных итальянских брендов. Но нужно обладать большим мужеством, чтобы принести татарское Expo в Италию».

«Сыры были представлены на обозрение в витринах и на дегустацию, но не на продажу»

Российская блогосфера, активно подключившаяся к обсуждению итальянской прессы, приводит свои доводы за татаро-итальянские сыры, акцентируя внимание на том, что рецептура производства итальянских сыров в общем-то открыта. Поэтому существует, к примеру, аргентинский пармезан. Вспоминают и про то, что татарстанский триколор тоже состоит из зеленого, белого и красного цветов, так что все зависит только от того, с какого ракурса на него смотреть.

Газета «Реальное время» обратилась за комментарием в пресс-службу «Просто молоко», где нам ответили, что компания «принимала участие исключительно в демонстрационной части выставки». «Сыры были представлены на обозрение в витринах и на дегустацию, но не на продажу», — подчеркивают в молочном холдинге, добавляя, что «коммерческих соглашений о поставке татарстанских сыров в Италию заключено не было».

«Сыры производства УК «Просто молоко» не являются подделкой ни российских, ни итальянских сыров, — настаивают в компании Марата Муратова. — Это оригинальные сыры, произведенные по разработанным уникальным рецептам с помощью специально подобранных ингредиентов, произведенных в Голландии. Сыры соответствуют требованиям технических условий, официально зарегистрированных в ФБУ «Ростест-Москва». Мы не используем в производстве пальмовое масло и какие-либо другие неразрешенные добавки. При производстве используется только натуральное, подобранное по качеству молоко. Сыры с названиями «Маасдам», «Гауда», «Эдам» не могут быть подделкой, это известные всему миру, общепринятые названия сыров. Как известно, сыр маасдам получил свое название в честь маленького городка Маасдам в Нидерландах. Как и сыр эдам, названный в честь города Эдам в Северной Голландии, — изначально это голландский сыр.

К сожалению, сейчас, во время действия эмбарго, некоторые недобросовестные производители для удешевления производства и ускорения созревания сыра используют пальмовое масло и другие добавки. Качественную продукцию подделывают чаще и больше, чем никому не известные марки. Служба безопасности УК «Просто молоко» ведет собственную борьбу с производителями и продавцами фальсифицированной молочной продукции, которые выдают спред за сливочное масло, а сырный продукт — за сыр. Периодически мы проводим контрольные закупки в различных торговых точках Казани и каждый раз небезрезультатно, по результатам информируем контролирующие органы Роспотребнадзора и другие инстанции. Мы, как производители, считаем существующие меры борьбы с фальсификатом неэффективными: штрафные санкции за нарушение мизерные, а возможные негативные для здоровья последствия от употребления такого продукта — огромные. Также страдает и имидж предприятий. Компания «Просто молоко» занимается просветительской работой: совместно с республиканскими СМИ различных видов и направлений мы рассказываем читателям о том, почему нужно внимательно и с осторожностью приобретать дешевые молочные продукты и чем хороши отечественные, местные, проверенные производители, выпускающие продукцию гарантированного качества».

В России Parmigiano reggiano зарегистрировано на «Консорцио дел Формаджо «Пармиджано-Реджано», а имя Prego свободно

Чтобы понять, насколько обоснованы претензии итальянских производителей пармезана, «Реальное время» обратилось к специалистам по товарным знакам и фирменным наименованиям.

Павел Козел — заместитель руководителя УФАС по Республике Татарстан:

— Пармезан — это же тип сыра. Если речь идет о регистрации товарного знака, то это один вопрос, а если о технологии производства — другой. Например, есть молоко жирности 2,5%, 3,2% — его делают все. Если технология производства как-то защищена, тогда это уже другая ситуация. Сыр «Российский» или сулугуни производят многие. Просто раньше были ГОСТы. Если сыр «Российский», то у него должна была быть определенная степень жирности. Нужно исходить из той правозащиты, которая есть у сыра пармезан, имеющего свое происхождение из Италии. Использование итальянского флага не запрещено. Насколько я знаю, в случае международных разногласий все споры ведутся в Международном суде по интеллектуальным правам в случае предъявления иска правообладателем.

Григорий Бусарев — патентный поверенный РФ, руководитель агентства «Артпатент»:

— Нормы международного и российского законодательства предусматривают юридическую ответственность за использование наименований, маркировки и сведений, вводящих в заблуждение потребителей. Законность использования подобной маркировки на товарах, импортируемых из России, следует рассматривать с позиции итальянского законодательства.

В России же указание на итальянскую рецептуру и уж тем более использование итальянского флага без соответствующего документального подтверждения рискует попасть под нормы российских законов «О защите конкуренции» и «О защите прав потребителей» за недостоверную рекламу и информацию.

И конечно же, нельзя не обратить внимание на ограничения, связанные с использованием слова «пармезан», а также производных от него. В России действует регистрация такого средства индивидуализации, как наименование места происхождения товаров Parmigiano-reggiano, свидетельство № 131, зарегистрированное на имя «Консорцио дел Формаджо «Пармиджано-Реджано», Италия, в отношении товара «сыры». Это значит, что использование на территории России данного обозначения, а также схожих с ним, в том числе слова «пармезан» на упаковке или в рекламе сыров, произведенных в России, недопустимо.

Следует предположить, что и в Италии данное обозначение имеет аналогичную охрану, что предполагает запрет для российских производителей поставлять в Италию сыры под наименованием «Пармезан». Что касается торговой марки Prego, регистрация ее за российским предприятием вполне возможна, но зависит уже от деталей делопроизводства в ведомстве каждой страны.

Камияр Байтемиров — председатель Ассоциации фермерских хозяйств РТ:

— Технология пармезана открыта, и при желании мы можем его изготавливать. Если она имеет торговую марку и запатентована, то разговор другой. Если же нет, то мы вольны выпускать эту продукцию. Итальянцы пусть обижаются на свое правительство, которое приняло соответствующие решения по санкциям. Мы в ответ приняли свои санкции и хотим есть свой пармезан, а не итальянский. Мы уже насытились и итальянской, и американской, и китайской продукцией, работая при этом в убыток.

Гуландам Зарипова, Арслан Минвалеев

Новости партнеров